Консультация «Здоровье в ДОУ»
Елена Антосенко
Консультация «Здоровье в ДОУ»
СП «Детский сад «Лад»
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Секрет этого прост – здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в этом нуждается.
Как правило, результатом здорового образа жизни является физическое и нравственное здоровье. Они тесно взаимосвязаны между собой.Не случайно в народе говорят : «В здоровом теле – здоровый дух». Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный возраст.
Здоровый образ жизни – путь к успеху. Под таким девизом живет наше дошкольное учреждение. Актуальным для нас является сохранение и укрепление здоровья детей.
Работа по сохранению и укреплению здоровьядетей ведется по нескольким направлениям:
• Создание здоровьесберегающей среды;
• Организация рационального питания;
• Взаимодействие с родителями;
• Воспитательно-образовательная работа с дошкольниками;
• Физкультурно-оздоровительная работа.
Для формирования теоретических знаний здорового образа жизни дошкольников знакомят с правилами личной гигиены, значением физических упражнений на укрепление здоровья и осанки.
В качестве профилактики плоскостопия и болезни опорного свода стопы в различных формах физкультурно-оздоровительной работы мы используем ортопедическую гимнастику.
Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью оздоровительной работы в группе. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработки правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.
Для улучшения самочувствия и настроения, повышение работоспособности на занятиях используется комплекс утренней гимнастики состоящий из 5-6 упражнений для рук, туловища и ног. Утренняя гимнастика проходит с музыкальным сопровождением, что способствует улучшению эмоционального состояния детей; после сна с детьми проводится гимнастика-побудка в сочетании с воздушной ванной и пробежкой по «дорожкам здоровья»
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки детей.
Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности, улучшения работы мозга мы используем пальчиковую гимнастику с детьми индивидуально либо с подгруппой ежедневно.
Подвижные и спортивные игры проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой или средней степени подвижности.
Закаливание – это система мероприятий направленных на защиту и приспособление организма к колебаниям внешней среды (периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления и т. д.). Это хождение босиком по солевым дорожкам, хождение по ребристой доске, обливание стоп, полоскание горла, воздушные ванны.
В нашем детском саду в системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья важная роль принадлежит «Дня здоровья», как эффективной и активной форме работы с детьми, и что очень важно с их родителями.
Для проведения «Дня здоровья» в детском саду мы заранее приглашаем родителей и малышей принять активное участие, родителям рекомендуем не обязательно оставаться просто зрителями. «День здоровья» в детском саду проводится не только в игровой форме, на нем мы так же радуем родителей полезной и вполне серьезной информацией. Дети совместно с родителями соревнуются в быстроте, ловкости, меткости, участвуют в спортивных играх, направленных на внимание и точность выполнения команд.
Обычно в такие дни в гости приходят герои из сказок, дарят подарки для здоровья, расспрашивают, как дети заботятся о здоровье, устраивают путешествия по станциям, на которых дети играют, выполняют задания, отвечают на вопросы.
Большую роль в здоровьесбережении играет и организация питания. Основным принципом питания детей служит максимальное разнообразие их пищевых рационов. Правильно организованное питание является необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста.
Питание в нашем учреждении организовано трёх разовое. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. Ежемесячно проводится анализ питания по натуральным нормам, подсчитывается калорийность.
Таким образом здоровье ребенка во многом в наших руках, в руках воспитывающих взрослых.
Коллектив детского сада не останавливается на достигнутом и в ближайшее время будет продолжать работу по воспитанию и формированию здорового образа жизни дошкольников.
Здоровье сберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии—это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.
Консультация для педагогов ДОУ «Экологическое воспитание детей в ДОУ» «Консультация для педагогов ДОУ «Экологическое воспитание детей в ДОУ»» Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя Берегите.
Консультация для воспитателей ДОУ «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ» «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей».[/h3].
Консультация для воспитателей ДОУ «Неформальное общение с родителями воспитанников ДОУ» В педагогических журналах сегодня много рассказывается о том, как в дошкольных учреждениях осуществляется деятельность по установлению.
Семинар для родителей «Здоровье и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Семинар для родителей «Здоровье и здоровьесберегающие технологии в доу» Старший воспитатель: Буравихина М. В. Уважаемые родители, здравствуйте.
Консультация «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ» Здоровье сберегающие технологии в ДОУ Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоят более чем остро. Несмотря на то, что.
Взаимодействие ДОУ с семьей по физическому воспитанию (консультация для воспитателей ДОУ) С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного.
Здоровье детей — здоровье нации! Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровье детей — здоровье нации!. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение.
Консультация для воспитателей ДОУ «Здоровье и мы!» Управление образования администрации Юргинского муниципального района Кемеровской области МБДОУ «Детский сад Юрга-2 «Солнышко» Здоровье.
Источник
Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Ленара Казакова
Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение,данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями, физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых) [5, с. 125].
Понятие «здоровый образ жизни»однозначно не определено: П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др. рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Матынюк, Л. С. Кобелянская и др. здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.Имеются и другие точки зрения: например, медико-биологическая; но резкой грани между ними нет, т. к. они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума [11, с. 6].
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом [8, с. 137].
Поэтому в дошкольном учреждении любая деятельность (учебная, спортивная, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ [10, с. 257].
Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья,
то особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни:
соблюдение правил личной гигиены;
рациональная двигательная активность;
сохранение стабильного психического состояния.
Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.
Необходимо уделить серьезное внимание культурно — гигиеническим навыкам, сформировать привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании [2, с. 16].
Эффективным средством укрепления здоровья человека является закаливание.
Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:
учет индивидуальных особенностей.
В ходе физкультурно-оздоровительной работы, а именно утренней гимнастики, оздоровительной гимнастики после дневного сна, физкультурных минуток, минуток здоровья, элементов релаксации, и т. д., закладываются физические, психические и нравственные качества детей, воспитываются самостоятельность и творчество[4, с. 153].
Главным образом в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников и правильного отношения к своему здоровью являются соответствующие игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, спортивные праздники [7, с. 23].
Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей, и в этом процессе продуктивней формировать нужное отношение к здоровому образу жизни у дошкольников.
Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне.
Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен [3, с. 84].
К одним из главных условий здоровья относится нормальный ночной сон. Чтобы его организовать необходимо,придерживаться следующих правил:
Ребенка необходимо приучать ложиться в одно и то же время.
За 1-1,5 часа до сна следует уменьшить поток активных впечатлений телевизора, радио. За 30-40 минут до сна можно спокойно погулять. Перед сном рекомендуется принимать теплые ванны продолжительностью 8-10 минут. Помещение, в котором спит ребенок, должно быть хорошо проветрено[1, с. 379].
Психологическое здоровье является важным фактором здорового образа жизни, определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека. Согласно исследованиям Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных[10, c.136].
Термин «психологическое здоровье» введен И. В. Дубровиной. Он подчеркивает неразделимость телесного, и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека — это творческий,
жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, находится в постоянном развитии.
По мнению И. В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (доброту, красоту, истину) [10, с. 191].
Для сохранения психологического здоровья необходимо заботится о профилактике неврозов у детей. Важными факторами профилактики невроза являются здоровый психологический климат в семье и в ДОУ, благожелательная психологическая атмосфера в межличностных отношениях и соблюдение правильно организованного гигиенического режима [3, с. 68].
В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, специалисты и родители. Основной задачей должно стать воспитание здорового образа жизни у детей, потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.
Оздоровление воспитанников не может быть эффективным, если оно проводится только силами медицинских работников. Эта работа требует тесного сотрудничества с педагогическим персоналом и родителями.
Родителям не стоит забывать о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка [6, с. 28].
Педагоги и родители должны научить ребёнка правильному выбору в любой ситуации. Только полезному для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Эти задачи должны решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.
Формирование здорового образа жизни — это не просто усвоение определённых знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома. Всё, чему мы учим наших детей, они должны применять в реальной жизни. Необходимо воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя экологической красоты, как средства достижения жизненных успехов.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, полноценного выполнения социальных функций и достижения им активного долголетия.
Список использованных источников
1. Айзман, Р. И. Физиологические основы здоровья / Р. И. Айзман, А. Я. Тернер. – Н. : 2001. – 524 с.
2. Берсенева, З. И. Здоровый малыш. / З. И. Берсенева. — М. : 2005. – 32 с.
3. Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет / А. С. Галанов. — М. : 2006. – 96 с.
4. Доскин, В. А. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. – М. : 2006. – 144 с.
5. Зинченко, В. П. Психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М. : 2006. – 479 с.
6. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ / Н. И. Крылова. — М. : 2009. – 218 с.
7. Кузнецова, М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях / М. Н. Кузнецова. — М. : 2002. – 64 с.
8. Никифорова, Г. С. Психология здоровья / Г. С. Никифорова. – П. : 2003. – 607 с.
9. Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И. М. Новикова. – М. : 2010. – 96 с.
10. Омельченко, С. А. Взаимодействие социальных институтов общества в формировании здорового образа жизни детей и подростков / С. А. Омельченко. – Л. : 2007. – 352 с.
11. Смирнова, Е. О. Психология ребенка / Е. О. Смирнова. – М. : 1997. – 374 с.
«Здоровый образ жизни» Весь февраль в нашем саду проходил месячник за здоровый образ жизни. Проводился открытый смотр гимнастики после сна, методический семинар.
Физкультурно-оздоровительный проект Как побудить детей вести здоровый образ жизни Физкультурно-оздоровительный проект КАК ПОБУДИТЬ ДЕТЕЙ ВЕСТИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ?Тип проекта: творческо-информационный. Возрастная группа:.
Конспект занятия по здоровому образу жизни в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни!» Тема: «Что такое здоровый образ жизни». Цель: формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Задачи:.
Здоровый образ жизни Хочу поделиться своей работой о здоровом образе жизни. В этот процесс в нашем детском саду вовлечены не только дети, но и воспитатели,.
Стенгазета «Здоровый образ жизни детей» Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В.
Здоровый образ жизни. О том, как важно быть здоровым, знает каждый. Однако неправильное питание, вредные привычки, несоблюдение гигиены – бич современных взрослых.
Здоровый образ жизни! ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ После обсуждения вопросов, касающихся политики и мировой экологической катастрофы, тема «здорового образа жизни» является.
Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи «Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли». (Жан Жак Руссо) В соответствии с Федеральным государственным образовательным.
Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи «Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли». (Жан Жак Руссо) В соответствии с Федеральным государственным образовательным.
Здоровый образ жизни наших детей Что такое здоровье— это когда ты весел и у тебя все получается. Здоровье нужно беречь с самого раннего возраста и соблюдать определенные.
Источник