Меню

Досрочного прекращения полномочий президента по состоянию здоровья

Проект федерального Закона «О порядке медицинского освидетельствования и досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» (внесен депутатом ГД В. И. Илюхиным)

Проект федерального Закона
«О порядке медицинского освидетельствования и досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия»

Статья 1. Основания рассмотрения вопроса о состоянии здоровья Президента Российской Федерации

Основаниями медицинского освидетельствования Президента Российской Федерации являются: неисполнение принадлежащих ему полномочий в течение четырех месяцев подряд вследствие заболевания, препятствующего надлежащему исполнению полномочий; снижение трудоспособности, препятствующее надлежащему исполнению полномочий.

Статья 2. Порядок возбуждения процедуры о необходимости медицинского освидетельствования Президента Российской Федерации

Вопрос о необходимости медицинского освидетельствования Президента Российской Федерации может быть поставлен одной из палат Федерального Собрания Российской Федерации по инициативе не менее одной трети членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Медицинское освидетельствование Президента Российской Федерации проводится Государственной медицинской комиссией на основании решения Государственной Думы, принятого большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 3. Порядок образования Государственной медицинской комиссии

Государственная медицинская комиссия образуется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в случае возникновения оснований медицинского освидетельствования Президента Российской Федерации, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона.

Статья 4. Состав Государственной медицинской комиссии

Государственная медицинская комиссия состоит из 15 специалистов в области медицины, назначаемых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации персонально. Членом Государственной медицинской комиссии может быть назначен гражданин Российской Федерации с безупречной репутацией, имеющий высшее медицинское образование, стаж работы по медицинской специальности не менее 10 лет, обладающий признанной высокой квалификацией.

При формировании состава Государственной медицинской комиссии учитываются рекомендации Академии медицинских наук Российской Федерации.

Статья 5. Вопросы, рассматриваемые Государственной медицинской комиссией

Государственная медицинская комиссия рассматривает вопросы, связанные с состоянием здоровья Президента Российской Федерации, степенью снижения его трудоспособности, показаниями возможности и допустимости по состоянию здоровья исполнять принадлежащие ему полномочия и дает заключение.

Члены Государственной медицинской комиссии не вправе разглашать данные, которые стали ему известны в ходе обследования Президента Российской Федерации, при подготовке и окончательном оформлении заключения.

Статья 6. Права Государственной медицинской комиссии

Государственная медицинская комиссия работает как медицинский консилиум. Она имеет право: истребовать документы, письменные заключения и материалы, свидетельствующие о состоянии здоровья Президента Российской Федерации; привлекать к медицинскому обследованию и исследованию документов компетентных специалистов и компетентные организации в качестве экспертов и экспертных организаций; привлекать в качестве экспертов иностранных специалистов; участвовать в заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении заключения Государственной медицинской комиссии.

Статья 7. Статус члена Государственной медицинской комиссии

Члены Государственной медицинской комиссии независимы и руководствуются при исполнении своих полномочий настоящим Федеральным законом. Какое-либо вмешательство в деятельность Государственной медицинской комиссии не допускается

В своей деятельности члены Государственной медицинской комиссии выступают в личном качестве и не представляют какие-либо государственные органы, общественные организации, политические партии и движения или отдельных должностных лиц.

Члены Государственной медицинской комиссии пользуются равными правами, вправе свободно излагать свое мнение на заседаниях Государственной медицинской комиссии и при рассмотрении заключения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Член Государственной медицинской комиссии не может быть привлечен к ответственности, в том числе и по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им в заседании Государственной медицинской комиссии, а также за принятие Государственной медицинской комиссией решения и заключения.

Статья 8. Срок полномочий Государственной медицинской комиссии

Государственная медицинская комиссия приступает к осуществлению своих полномочий со дня ее образования Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и прекращает их рассмотрением и принятием решений Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Члены Государственной медицинской комиссии, а также лица, привлеченные к работе в составе Государственной медицинской комиссии в качестве экспертов, освобождаются от выполнения производственных или служебных обязанностей на период работы, которой они будут заняты в Государственной медицинской комиссии. За ними сохраняются прежнее место работы (службы) и заработная плата.

Статья 9. Прекращение полномочий члена Государственной медицинской комиссии

Полномочия члена Государственной медицинской комиссии могут быть прекращены Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации досрочно в случае: личного письменного заявления члена Государственной медицинской комиссии об отставке; утраты членом Государственной медицинской комиссии гражданства Российской Федерации; совершения проступка, порочащего честь и достоинство члена Государственной медицинской комиссии; нарушения медицинской этики и профессионального долга.

Назначение нового члена Государственной медицинской комиссии вместо выбывшего производится в порядке, предусмотренном статьей 4 настоящего Федерального закона.

Статья 10. Избрание рабочего органа Государственной медицинской комиссии

Государственная медицинская комиссия избирает из своего состава председателя, заместителя председателя, секретаря и устанавливает регламент работы Комиссии.

Статья 11. Представление информации в Государственную медицинскую комиссию

Государственные органы и организации, медицинские учреждения, должностные лица и граждане обязаны представлять в Государственную медицинскую комиссию информацию и документы, свидетельствующие о состоянии здоровья Президента Российской Федерации в установленные в запросе сроки.

Умышленное воспрепятствование деятельности Государственной медицинской комиссии или ее членов влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 12. Заключение Государственной медицинской комиссии

Государственная медицинская комиссия по результатам своей работы дает заключение.

В заключении должны содержаться следующие сведения:

— дата и место оформления заключения;

— персональный состав Государственной медицинской комиссии, участвовавший в проведении освидетельствования и подготовке заключения;

— основания проведения освидетельствования;

— список экспертов, привлеченных к участию в подготовке заключения;

— установленные фактические данные и обстоятельства;

Заключение подписывается членами Государственной медицинской комиссии, принимавшими участие в освидетельствовании Президента Российской Федерации.

Член Государственной медицинской комиссии имеет право на изложение особого мнения, которое прилагается к заключению.

Читайте также:  Апк здоровье экспресс слайд

Статья 13. Ответственность члена Государственной медицинской комиссии

Член Государственной медицинской комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за сокрытие или внесение заведомо ложных сведений в заключение о состоянии здоровья Президента Российской Федерации.

Статья 14. Направление заключения Государственной медицинской комиссии

Заключение Государственной медицинской комиссии о состоянии здоровья Президента Российской Федерации в день его подписания направляется в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 15. Рассмотрение заключения Государственной медицинской комиссии Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации

Заключение Государственной медицинской комиссии рассматривается Государственной Думой в течение десяти дней после его поступления в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 16. Результаты рассмотрения заключения Государственной медицинской комиссии

По результатам рассмотрения заключения Государственной медицинской комиссии Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации может принять решение о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия Президента Российской Федерации.

Такое решение принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Решение Государственной Думы в течение пятнадцати дней должно быть одобрено или отклонено Советом Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

В случае одобрения Советом Федерации решения Государственной Думы о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия Президента Российской Федерации, временное исполнение обязанностей Президента Российской Федерации осуществляет в соответствии со статьей 92 (часть 3) Конституции Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации.

Постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации.

Статья 17. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия»

Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П
«По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции
Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента
Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию
здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия»

Именем Российской Федерации

ГАРАНТ:

См. также Мнение судьи Конституционного Суда РФ Н.В.Витрука

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,

с участием постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации — В.В.Лазарева,

руководствуясь статьей 125 (часть 5) Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части первой статьи 3, пунктом 2 части второй статьи 21, статьями 36, 74 и 105 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

рассмотрел в открытом заседании дело о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы о толковании отдельных положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений в их взаимосвязи.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.В.Витрука, объяснение представителя стороны, обратившейся с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, выступления приглашенных в заседание полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А.Митюкова, заместителя Министра труда и социального развития Российской Федерации А.И.Осадчих, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Статья 91 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью. В части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации определено, что Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно, в частности, в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Государственная Дума просит истолковать приведенные положения Конституции Российской Федерации во взаимосвязи, поскольку, по ее мнению, неясно, препятствует ли установленная статьей 91 неприкосновенность Президента Российской Федерации возможности запрашивать и получать информацию о состоянии его здоровья в целях решения вопроса о наличии стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия как одного из предусмотренных статьей 92 (часть 2) оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации; отменяет ли статья 91 действие в отношении Президента Российской Федерации положений Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, касающихся процедуры определения временной нетрудоспособности и выдачи листка нетрудоспособности (статья 49), порядка установления степени утраты трудоспособности (статья 50); какова процедура прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

2. Содержание статей 49 и 50 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, касающихся процедуры определения временной нетрудоспособности и выдачи листка нетрудоспособности, а также порядока установления степени утраты трудоспособности, не связано с положением Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении исполнения Президентом Российской Федерации полномочий в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, а потому не может быть предметом рассмотрения по настоящему делу. Проверка же конституционности названных положений Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан не может быть осуществлена Конституционным Судом Российской Федерации в процедуре толкования Конституции Российской Федерации.

Читайте также:  Электронный журнал здоровья общепит

Урегулирование отношений, связанных с возможностью запрашивать и получать информацию о состоянии здоровья Президента Российской Федерации для решения вопроса о наличии предусмотренной статьей 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, входит в содержание регламентации порядка досрочного прекращения исполнения Президентом Российской Федерации полномочий по указанному основанию, определение которого не может быть осуществлено Конституционным Судом Российской Федерации в процедуре толкования соответствующего положения Конституции Российской Федерации.

Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является лишь истолкование положения статьи 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении исполнения Президентом Российской Федерации полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия во взаимосвязи с положением статьи 91 Конституции Российской Федерации о неприкосновенности Президента Российской Федерации, а также определение тех конституционных начал, которые должны обусловливать основы порядка (процедуры) досрочного прекращения исполнения Президентом Российской Федерации полномочий при наличии стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

3. Смысл положений статей 92 (часть 2) и 91 Конституции Российской Федерации в их системном единстве может быть выявлен исходя из основ конституционного строя Российской Федерации и связанных с ними особенностей конституционного статуса Президента Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 (часть 1) Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Президент Российской Федерации как глава государства получает свои властные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации от народа на основе свободных выборов. По смыслу Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства (статья 11, часть 1; статья 80, часть 1; статья 81, часть 1). Конституция Российской Федерации устанавливает, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации; захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (статья 3, часть 4). Следовательно, никто не может присваивать властные полномочия Президента Российской Федерации, осуществляемые им единолично.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, а также осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (статья 80, часть 2; статья 78, часть 4, Конституции Российской Федерации). В этих целях Президент Российской Федерации наделяется соответствующими конституционными полномочиями, осуществление которых является его прерогативой (статьи 83 — 90; статья 104, часть 1; статья 107; статья 108, часть 2; статья 109, части 1 и 2; статья 111, части 1 и 4; статья 115, часть 3; статья 117; статья 128, части 1 и 2; статья 129, часть 2; статья 134 Конституции Российской Федерации).

Исходя из занимаемого Президентом Российской Федерации места в системе органов государственной власти, а также его конституционного статуса, Конституция Российской Федерации закрепляет неприкосновенность Президента Российской Федерации, а также другие правовые средства, которые обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом Российской Федерации принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

Содержание и назначение статьи 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, не затрагиваются установлением в статье 91 Конституции Российской Федерации положения о неприкосновенности Президента Российской Федерации.

4. Досрочное прекращение исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента Российской Федерации в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации. В таком случае — в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания — волеизъявление Президента Российской Федерации может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения полномочий. По смыслу части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с частями 1 и 3 той же статьи и частью 1 статьи 93, приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом Российской Федерации своих полномочий или добровольной его отставкой.

5. Досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия является элементом конституционного статуса Президента Российской Федерации, и в силу этого правовое регулирование порядка (процедуры) прекращения полномочий Президента Российской Федерации по указанному основанию имеет конституционный характер. Определение соответствующего порядка может быть осуществлено с соблюдением вытекающих из положений Конституции Российской Федерации требований, с тем чтобы обеспечивались непрерывность и стабильность осуществления полномочий Президента Российской Федерации, исключение факторов, препятствующих нормальному функционированию институтов власти.

Порядок досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента Российской Федерации от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента Российской Федерации. По смыслу статьи 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 10, 78 (часть 4), 82 (часть 2), 92 (часть 1) и 93 (часть 1), при определении такого порядка законодателю надлежит соблюдать принцип баланса и взаимодействия всех ветвей власти.

Читайте также:  Могут ли овощи навредить нашему здоровью беседа

В соответствии со статьей 92 (часть 3) Конституции Российской Федерации в случае досрочного прекращения исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий их исполнение до вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации возлагается на Председателя Правительства Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 75, 78, 79 и 106 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Порядок прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, предусмотренного статьей 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определяется на основе требований Конституции Российской Федерации и настоящего Постановления.

2. Содержание и назначение статьи 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, не затрагиваются установлением в статье 91 Конституции Российской Федерации положения о неприкосновенности Президента Российской Федерации.

3. Данное Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении толкование является официальным и общеобязательным.

4. Настоящее Постановление окончательно, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

5. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Российской газете». Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Мнение судьи Конституционного Суда РФ Н.В.Витрука

Конституционный Суд Российской Федерации неоправданно ограничил предмет рассмотрения по делу о толковании отдельных положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи и не ответил на вопрос, поставленный Государственной Думой в своем запросе: «препятствует ли установленная статьей 91 Конституции Российской Федерации неприкосновенность Президента Российской Федерации возможности запрашивать и получать информацию о состоянии здоровья Президента Российской Федерации в целях решения вопроса о наличии предусмотренной статьей 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия как об основании для прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации досрочно».

Возможность запрашивать и получать информацию о состоянии здоровья Президента Российской Федерации для решения вопроса о наличии предусмотренной статьей 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия есть содержание соответствующего материального права компетентных государственных органов и должностных лиц, после установления которого и возможна регламентация порядка (процедуры) досрочного прекращения исполнения Президентом Российской Федерации полномочий по указанному основанию.

В соответствии со статьей 23 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. К личной тайне относится тайна сведений о состоянии здоровья человека. Таким правом обладает и лицо, занимающее должность Президента Российской Федерации.

Вместе с тем, учитывая особый, публичный характер деятельности Президента Российской Федерации, занимаемое им место в системе органов государственной власти, а также особенности его конституционного статуса, вопрос о состоянии здоровья главы государства затрагивает не только сферу его частной жизни, но и приобретает общественный, конституционно значимый характер. Конституционный статус Президента Российской Федерации связан с определенными ограничениями его права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, в том числе врачебную тайну, что обусловлено целями защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства и, следовательно, допустимо в установленных федеральным законом пределах в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

При возникновении признаков расстройства функций организма Президента Российской Федерации, носящих постоянный, необратимый характер, руководители учреждения здравоохранения, обслуживающего Президента Российской Федерации, обязаны незамедлительно информировать об этом Председателя Правительства Российской Федерации, а компетентные органы государственной власти вправе получать соответствующую информацию о состоянии здоровья Президента Российской Федерации.

Более того в силу публичного характера деятельности Президента Российской Федерации и конституционной значимости оценки состояния его здоровья целесообразно систематическое (например, на основе ежегодной диспансеризации) информирование общества о состоянии здоровья главы государства. Такое информирование общества и высших органов государственной власти Российской Федерации о состоянии здоровья Президента Российской Федерации не противоречит положению статьи 91 Конституции Российской Федерации о неприкосновенности Президента Российской Федерации, которая призвана гарантировать Президента Российской Федерации от уголовного и административного преследования, от иных ограничений его личной свободы.

Конституционный характер досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия не означает, что правовое регулирование этого порядка (процедуры) не может быть осуществлено федеральным законодателем.

Указав на то, что в определяемой процедуре надлежит соблюсти принцип баланса и взаимодействия всех ветвей власти, Конституционный Суд Российской Федерации мог бы отметить, что объективное и окончательное установление фактической невозможности Президента Российской Федерации в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо в иной форме осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, возможно лишь судом как независимым органом и не заинтересованной стороной в данной процедуре в лице Верховного Суда Российской Федерации или (и) Конституционного Суда Российской Федерации. В этом случае полномочия Верховного Суда Российской Федерации или (и) Конституционного Суда Российской Федерации должны быть установлены федеральным конституционным законом (статья 128, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Источник

Adblock
detector