Периоды детского возраста и их характеристика
Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые происходят непрерывно в определенной закономерной последовательности. С момента рождения ребенок проходит через определенные возрастные периоды.
Ребенку в различные периоды жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на реактивные свойства и сопротивляемость организма. Этим объясняется и своеобразие патологии и течения тех или иных заболеваний у детей различных возрастных групп.
Однако не следует думать, что возрастные особенности ребенка сами собой обусловливают развитие у него болезни. Если условия окружающей среды, температурный режим, питание, уход, пребывание на свежем воздухе и др. соответствуют требованиям, предъявляемым организмом новорожденного или грудного ребенка, то этим создаются предпосылки для правильного его роста, развития и предохранения от заболеваний. И, наоборот, неблагоприятные условия среды отрицательно сказываются на здоровье ребенка. Даже небольшие погрешности в уходе, питании, температурном режиме могут неблагоприятно повлиять на здоровье ребенка, в особенности новорожденного и грудного.
Наиболее приемлемой для практических целей является схема Н. П. Гундобина, согласно которой весь детский возраст подразделяется на следующие периоды.
I. Период внутриутробного развития: 1 — фаза эмбрионального развития (эмбрион), 2 — фаза плацентарного развития (плод).
II. Период новорожденности.
III. Период грудного возраста (младший ясельный возраст).
IV. Период молочных зубов: 1 — преддошкольный возраст (старший ясельный возраст), 2 — дошкольный возраст (период посещения детского сада).
V. Период отрочества (младший школьный возраст).
VI. Период полового созревания (старший школьный возраст).
В скобках отмечены изменения, которые внесены советскими педиатрами.
Это деление является условным, и провести четкие грани между указанными периодами довольно трудно. Однако им удобно пользоваться при изучении физиологических и патологических состояний ребенка, а также для практических лечебно-профилактических целей.
Период внутриутробного развития длится с момента имплантации оплодотворенного яйца до момента родов. Первые 3 мес беременности являются критическим периодом в развитии плода, так как именно в это время происходит закладка органов и тканей и формирование плаценты. Изучение особенностей ребенка и его охрана должны начинаться именно с этого периода. От правильного течения беременности в значительной мере зависит большая или меньшая полноценность ребенка, так как определенные хронические и острые инфекции, интоксикации, профессиональные вредности, испытываемые матерью, могут отражаться на состоянии плода. Отсюда ясно вытекает необходимость тщательного изучения состояния здоровья родителей, течение беременности и создания для беременных наилучших условий. Наиболее характерной особенностью внутриутробного развития является быстрый рост плода и питание его за счет материнского организма.
Период новорожденности продолжается 3-4 нед после рождения. В конце 1-го или в начале 2-го месяца ребенок вступает постепенно в третий — грудной — период. В период новорожденности ребенок приспосабливается к новым для него условиям внеутробной жизни. Для этого периода наиболее характерна незрелость всех систем и органов, особенно центральной нервной системы, что выражается в своеобразном отношении к окружающей среде, в автоматических некоординированных движениях, в своеобразии реактивности организма. Учитывая это, становится понятной и недостаточная приспособленность его к внешним условиям. К особенностям периода новорожденности можно отнести ряд функциональных сдвигов, стоящих на грани с патологией, которые будут описаны ниже.
Все это обусловливает особую ранимость ребенка в данный период жизни, что требует наиболее тщательного ухода, соответствующих гигиенических условий, правильности грудного вскармливания.
В период новорожденности у ребенка выявляются врожденные пороки развития отдельных систем и органов, последствия родового акта (например, расстройства кровообращения мозга) и внутриутробной асфиксии, кровоизлияния в мозг, парезы и параличи, гемолитическая болезнь новорожденных, токсоплазмоз, некоторые вирусные заболевания (например, краснуха, грипп и др.).
Для периода новорожденности характерны кокковые инфекции, против которых новорожденный беззащитен, а возможность внесения инфекции легка — через пуповину, пупочную ранку, легко ранимую кожу. Вследствие этого сравнительно часто наблюдаются пиодермии, воспаление пупка, сепсис (заражение может произойти внутриутробно, во время родов и после родов). Своеобразно и тяжело протекает у новорожденных воспаление легких.
Грудной возраст исчисляется от периода новорожденности до 12 мес. Для детей этого возраста особенно характерны быстрые темпы увеличения роста, массы, интенсивный обмен веществ. Так, к концу 1-го года жизни масса тела ребенка утраивается по сравнению с первоначальной и рост увеличивается на 25 см. В этот период совершенствуется центральная нервная система, появляются двигательные навыки в виде координированной реакции рук, сидения, ползания, стояния, а у некоторых детей даже хождения, появляются также зачатки речи.
Характерна для этого периода относительно большая потребность в пище. Учитывая незаконченное развитие пищеварительных органов и несколько ограниченную функцию их, особое внимание должно быть уделено грудному вскармливанию. В этом возрасте у детей нередко могут наблюдаться заболевания желудочно-кишечного тракта (диспепсия, дизентерия, колиэнтериты), рахит, спазмофилия, различные диатезы, хронические расстройства питания и пищеварения, заболевания органов дыхания, особенно пневмонии, респираторные заболевания. Острые детские инфекционные болезни (корь, коклюш и др.) сравнительно редко наблюдаются у детей грудного возраста. Однако при заражении инфекционными болезнями дети грудного возраста переносят их тяжело, отличительной особенностью течения этих болезней является преобладание общих признаков и малая выраженность местных симптомов.
Из хронических инфекций в этом возрасте возможно проявление врожденного сифилиса и туберкулеза, хотя и то, и другое заболевание в настоящее время встречается относительно редко. У детей грудного возраста первичное инфицирование туберкулезом может перейти в заболевание туберкулезом.
Следующий период детства — период молочных зубов — охватывает возраст от 1 года до 6-7 лет. В этом периоде выделяют два подпериода: преддошкольный (старший ясельный) — от 1 года до 3 лет и дошкольный — от 4 до 7 лет.
Преддошкольный возраст у детей характеризуется совершенствованием пищеварительной системы, двигательных навыков, речи и психики. В этом возрасте ребенок очень подвижен, любознателен, он, находясь среди взрослых и детей, активно знакомится с окружающей средой. Основной формой развития является игра. Особенно важны для этого возраста устранение гигиенических недочетов в воспитании и правильный режим в связи с повышенной чувствительностью ребенка к неблагоприятным влияниям окружающей среды.
Дети преддошкольного возраста наиболее восприимчивы к таким инфекционным заболеваниям, как корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия, вирусный гепатит, грипп, острые респираторные заболевания, скарлатина, дифтерия и др.
В этом возрасте еще довольно часты заболевания желудочно-кишечного тракта. Туберкулез у детей этого возраста проявляется в виде туберкулезной интоксикации, которая только при неблагоприятных бытовых условиях, плохом питании» ослаблении организма в связи с каким-либо заболеванием может перейти в локальную форму.
В дошкольном возрасте организм ребенка укрепляется, развивается, крепнет мускулатура, продолжается развитие скелета, ребенок переходит на режим питания взрослого. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Ребенок все теснее соприкасается с бытом взрослых, которые оказывают на него большое влияние. В этом возрасте легко возникают травмы, так как дети очень любознательны, но у них отсутствует опыт, а надзор со стороны взрослых нередко недостаточен. Правильная организация среды в детском коллективе, введение в процесс игры элементов коллективности и трудового воспитания являются наилучшей профилактикой возможных дефектов воспитания.
По уровню интеллектуального развития ребенок к концу этого периода должен быть готов к поступлению в школу.
Процесс роста в этом периоде замедляется по сравнению с предыдущим возрастом. Постепенно совершенствуются все функциональные возможности детского организма, но все же он продолжает отличаться повышенной ранимостью.
Склонность к диффузным реакциям при заболеваниях отдельных органов уменьшается. Частота острых детских инфекций остается высокой вследствие частого контакта с окружающими. Однако детские инфекции в этом возрасте протекают легче и дают меньше тяжелых осложнений. Частота инфицирования туберкулезом возрастает. В этом периоде детства могут проявляться различные формы эндокринных расстройств.
У детей младшего школьного возраста (7-11 лет) многие системы и органы продолжают совершенствоваться и достигают полного функционального развития. Заканчивается развитие костного скелета, усиленно развивается и укрепляется мышечная система. Этот период характеризуется также бурным развитием мышления, письма и тонких координированных движений. Молочные зубы сменяются постоянными. Ребенок из условий домашней среды или детского сада переходит в условия школьной жизни, овладевает необходимыми трудовыми навыками. Взаимоотношения с внешним миром становятся все более сложными и разнообразными.
В патологии младшего школьного возраста еще большое значение имеют острые инфекции, но они уже наблюдаются реже и течение их значительно легче. У детей этого возраста довольно часто наблюдается ревматизм. Туберкулез может протекать в виде ранней или хронической интоксикации.
Старший школьный возраст (12-18 лет) характеризуется значительной перестройкой эндокринного аппарата, усилением функции половых желез, щитовидной железы, гипофиза, вследствие чего может нарушаться функциональное равновесие именно этих желез у детей и подростков с проявлением эндокринопатии. Время наступления периода полового созревания значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей ребенка.
В этом возрасте ускоряется рост и начинает выявляться интеллектуальный облик ребенка.
Многие заболевания в этом периоде по характеру своего течения приближаются к таковым у взрослых. Туберкулез может давать вспышки и обострения. Выявляются лобарные или сегментарные формы пневмонии. У детей в период полового созревания отмечаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, неровности в поведении, угловатость, различного рода неврозы.
Созданием наиболее благоприятных условий развития с одновременным укреплением организма занятиями спортом в разумных пределах можно полностью предупредить возникновение патологических состояний и обеспечить гармоничное развитие подростков.
Дети до 15 лет обслуживаются детскими поликлиниками, а старше 15 лет — подростковыми кабинетами поликлиник для взрослых. В то же время медицинская сестра и врач школы обслуживают детей и подростков от 7 до 17-18 лет.
Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды являются основанием к организации дифференцированного режима дня, питания, проведения воспитательных мероприятий и т. д.
Возрастные особенности организма ребенка обусловливают и возрастную реакцию организма на заболевания. Так, один и тот же микробный возбудитель вызывает неодинаковые формы заболевания, различное течение болезни и нередко различный исход у детей в разные возрастные периоды и при различных условиях окружающей среды.
Источник
Здоровый человек и его окружение Лекция 10 Период преддошкольного и дошкольного возраста
учебно-методический материал
Краткая характеристика периода
АФО органов и систем
Подготовка к поступлению в ДДУ
Профилактика инфекционных заболеваний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preddoshkolnyy_i_doshkolnyy_vozrast.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ И ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
- Краткая характеристика периода
- АФО органов и систем
- Особенности питания
- Подготовка к поступлению в ДДУ
- Профилактика инфекционных заболеваний
- Краткая характеристика периода
Период от 1 года до 7 лет называют периодом молочных зубов.
Преддошкольный возраст или старший ясельный продолжается от 1 года до 3 лет; характеризуется интенсивным замедлением роста, дозреванием цнс, ребенок овладевает речью и навыками самообслуживания, исчезает пассивный иммунитет.
Особенности и проблемы периода — высокая двигательная активность, любознательность, расширение круга контактов; следствием чего являются повышенный риск травматизма и инфекционных заболеваний.
Дошкольный возраст продолжается от 3 до 7 лет; характеризуется первым вытяжением, усиленным развитием скелета, началом смены молочных зубов, интенсивным развитием интеллекта.
Проблемы периода те же, что и преддошкольного, а к риску травматизма и инфекций добавляются заболевания органов дыхания и нарушение осанки.
Основами ухода и воспитания детей в период молочных зубов является профилактика травм и инфекций, воспитание похвалой, а не наказанием, поддержка стремления малыша «Я сам!», подготовка к детскому саду и к школе, сон – не менее 10 часов в сутки, общение со сверстниками.
- Анатомо-физиологические особенности органов и систем
Нервная система характеризуется дальнейшим развитием и созреванием, расширением условно-рефлекторных связей, становлением и развитием второй сигнальной системы — речи. Дети этого возраста коммуникабельны, активно вступают в контакт, испытывая возрастающую потребность в общении. Они чрезвычайно любознательны, эмоциональны, проявляют привязанность к родителям.
Дети до 3 лет удовлетворяются общением с родителями. Старше 3 лет нуждаются в общении со сверстниками. Поэтому целесообразно, чтобы ребенок с 3 лет посещал детское дошкольное учреждение.
Кожа и её придатки продолжают развиваться. Совершенствуется терморегуляторная, выделительная и защитная функции. Отмечается снижение функции сальных желез, уменьшение количества и выраженности кожных складок (к 5-6 годам они сглаживаются и исчезают).
Отмечается значительный рост и выраженность бровей и ресниц, иногда происходит изменение цвета волос.
Ребенка необходимо обучать навыкам самогигиены (подмывание, умывание, чистка зубов) и пользованию горшком.
Гигиеническая ванна в холодное время года может проводиться не реже:
в 1 — 4 года — 2 раза в неделю;
с 4 лет — 1 раз в неделю.
Костно-мышечная система. К 2 годам заканчивается формирование молочного прикуса — 20 молочных зубов. С 5 лет начинается смена их на постоянные (в 6 лет — не менее 1-го постоянного зуба, в 7 лет — не менее 4-х).
Позвоночник до 1,5 лет растет равномерно, затем рост шейных и верхнегрудных позвонков замедляется, а с 5 лет рост позвоночника снова становится равномерным.
К 4 годам заканчивается формирование затылочной и височной костей.
В костях еще много сохраняется хрящевой ткани, что обеспечивает их гибкость и подвижность. Однако несформировавшиеся кости, в том числе и позвоночник, легко искривляются и деформируются. Для предупреждения деформаций костей особое внимание следует уделить:
-достаточной двигательной активности
— адекватным физическим нагрузкам
— правильному подбору мебели и игрушек.
Характерно развитие мышечной системы, нарастание силы, ловкости и массы мышц. Развитие крупных и средних мышц происходит быстрее (обеспечивают бег, ходьбу), а мелких мышц, а, следовательно, и мелкой моторики, медленнее и продолжается до 9-10 лет.
Дыхательная система значительно развивается, совершенствуется функция газообмена в легких.
К 2 годам формируются придаточные пазухи носа.
До 3 лет дыхательные пути остаются относительно узкими, а слизистая — нежной, слабозащищенной. Создаются условия для заболеваний респираторными инфекциями. Поэтому пик заболеваемости ОРВИ, бронхитами, пневмониями приходится на возраст 1-3 года.
к 2 годам – диафрагмально — грудной;
к 5 годам — грудной.
Частота дыхания: в среднем 25-30 в 1 минуту.
Дыхательная аритмия сохраняется до 2-3 лет.
При выслушивании до 2-3 лет определяется пуэрильное дыхание, затем постепенно дыхательные шумы ослабевают и к 7 годам оно становится как у взрослых — везикулярное.
Сердечно-сосудистая система увеличивается в размерах, обогащается более разветвленной сетью капилляров.
1 — 3 года — 105 — 115 уд. в 1 мин.
4 — 6 лет — 90 — 100 уд. в 1 мин.
до 5 лет — 80 + 2п, п — число лет ребенка;
в 5 лет — 100 мм рт. ст.;
старше 5 лет — 100 + п.
Пищеварительная система значительно увеличивается в размерах, совершенствуются ее функции — ферментативная, двигательная, всасывающая и др.. Слизистая остается по-прежнему уязвимой и при нарушении питания это проявляется симптомами диспепсии.
К 2 годам достигают полного развития слюнные железы, расширяется вкусовое восприятие, появляются индивидуальные пищевые пристрастия. Длина пищевода к 5 годам — 16 см; емкость желудка: в 2 года — 300-400 мл, в 3 года — 400-500 мл, в 5-6 лет — 1000 мл.
В кишечнике сохраняется нормальная микрофлора. Стул урежается до 2 раз в сутки, а после 3 лет — 1 раз в сутки.
Значительно улучшаются функции печени, но остаются менее совершенными, чем у взрослых.
Мочевыделительная система претерпевает значительные изменения. К 5-6 годам почки становятся анатомически зрелыми, хотя функции их еще несовершенны.
Суточный объем мочи составляет:
до 5 лет — 600+100 (п-1)
старше 5 лет 100 (п+5).
Разовый объем мочи составляет 90-120 мл в сутки.
Относительная плотность мочи -1010-1020.
Частота мочеиспусканий 8-10 раз в сутки.
Произвольное мочеиспускание формируется: у девочек к 1,5-2 годам;
у мальчиков к 3-3,5 годам.
Питание детей старше одного года претерпевает значительные изменения. Это связано с развитием жевательного аппарата, увеличением объема желудка, возрастанием функциональных возможностей пищеварительной системы. Однако во многом структура и функции жкт несовершенны. Поэтому по-прежнему сохраняется необходимость щажения органов пищеварения, строгого контроля качества продуктов и их кулинарной обработки.
1. Ежедневно в рацион должны входить молоко, мясо, масло, хлеб, сахар, соль, овощи, фрукты и ряд других продуктов.
2. Рыбу, творог, яйца рекомендуется давать через 1-2 дня.
3. Животные белки должны составлять от суточного количества белка:
4. Молоко должно составлять не менее 0,5 л в сутки, творог — 50 г в сутки.
5. В питании необходимо использовать кисломолочные продукты: кефир, простоквашу, ряженку, варенец.
6. Мясные блюда надо готовить из мяса нежирных сортов в виде тефтелей, котлет и т. д.
7. От суточного количество жиров не менее 10-15 % должны составлять растительные масла.
8. В меню должны быть сырые овощи и фрукты, ягоды, зелень, соки.
9. Крупяные и макаронные изделия рекомендуется давать не чаще 1 раза в день.
10. К 2 годам в меню можно ввести черный хлеб, сыр, сельдь, колбасу, квашеную капусту, огурцы, помидоры.
11. Нежелательно давать жирное мясо, острые блюда, копчености, крепкий чай и кофе, горчицу, уксус, маргарин; следует ограничивать сладости.
Сохраняет свое значение режим питания.
Рекомендуется к 1,5 годам перейти на 4 разовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин.
Следует придерживаться следующих рекомендаций:
1. Ежедневно ребенок должен получать 2 овощных и 1 крупяное блюдо.
2. В первой половине дня целесообразно давать мясо, рыбу, бобы; во 2-ю половину — творог, каши, овощи.
3. Предпочтительнее вареные и печеные блюда, реже поджаренные.
4. Калораж распределить так:
5. Соотношение белков, жиров и углеводов:
1 — 3 года = 1 : 1,2 : 4
3 — 6 лет = 1 : 1 : 1,5.
6. В меню обязательно должны входить горячие супы и борщи, горячие гарниры.
Для введения нового блюда — 2-3 дня, чтобы ребенок привык к нему.
Внешний вид блюд должен быть привлекательным и возбуждать аппетит.
- Подготовка к поступлению в детское дошкольное учреждение
У детей старше 3 лет возникает потребность общаться со сверстниками, участвовать в сюжетно-ролевых играх. Целесообразно, чтобы ребенок старше 3 лет посещал ДДУ.
Сразу это делать не рекомендуется. Необходимо подготовить ребенка к перемене обстановки, к расставанию с близкими.
Подготовка включает следующие мероприятия:
1. Максимальное приближение домашнего режима к режиму ДДУ.
2. Ликвидация вредных привычек (укачивание, кормление из бутылочки, пользование пустышкой).
3. Обеспечение основных навыков опрятности и самообслуживания.
4. Обеспечение предварительной вакцинации в полном объеме для данного возраста.
5. Проведение оздоровительных мер (при анемии, диатезе, частых ОРВИ).
6. Проведение санитарно-просветительной работы с родителями.
7. Постепенное увеличение длительности пребывания ребенка в ДДУ:
— в течение первой недели – 3 — 4 часа в день (до обеда);
— в течение второй недели – 5 — 6 часов (до дневного сна);
— с третьей недели – 8 — 9 часов, т. е. полный день.
Необходимо помнить, что адаптация протекает индивидуально, а, значит, требуется различный подход.
- Профилактика инфекционных заболеваний
Предупреждение инфекционной заболеваемости у детей — важнейший аспект работы медсестры детской поликлиники и ДДУ.
Неспецифическая профилактика включает:
1. Организацию рационального питания.
2. Правильный уход за ребенком (организация режима дня, прогулок, соблюдение личной гигиены).
3. Исключение контактов с инфекционными больными.
4. Адекватные физические нагрузки.
5. Закаливающие мероприятия.
Специфическая профилактика — это предупреждение того или иного конкретного инфекционного заболевания. Проводится в виде профилактических прививок с целью активной иммунизации детей.
Смысл прививки: ввести ребенку ослабленного возбудителя, который не вызовет заболевания, но стимулирует специфическую иммунную реакцию антиген-антитело с образованием специфических антител.
Результат — формирование активного иммунитета разной стойкости. Вследствие этого у ребенка при повторном контакте с возбудителем возможны следующие исходы:
— атипичная, легкая, стертая форма заболевания без осложнений и с гарантированным сохранением жизни ребенка.
Возможны местные и общие реакции на прививку. График введения вакцин называют календарем профилактических прививок.
Группы риска при проведении иммунопрофилактики:
1. Дети с аллергическими заболеваниями кожи, слизистых (экзема, нейродермит, бронхиальная астма). Дети с аллергической реакцией на ранее проведенные прививки.
2. Дети, перенесшие заболевания нервной системы (нейроинфекция, ч/м травма), у которых ранее были судорожные припадки.
3. Дети, часто болеющие ОРВИ, длительно болевшие заболеваниями легких, сердца, ЖКТ, печени, почек.
Необходимо помнить, что на этот возраст приходиться пик не только инфекционных заболеваний, но и травматизма:
1. Необходимо беседовать с ребенком об основных опасностях, поджидающих его дома, на улице, в детском саду, и о том, как их избежать.
2. Обучить ребенка правилам дорожного движения.
3. Научить ребенка тактике поведения с незнакомыми людьми в разных ситуациях.
Медсестра должна убедить родителей в том, что от их внимательности, ответственности и понимания зависит здоровье, а зачастую и жизнь ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция 3. Потребности человека в разные возрастные периоды Общие понятия о возрастеВозрастные периоды (этапы жизни) человекаПонятие «потребность» человекаКлассификация пот.
Лекция 5, 6. Внутриутробный период и период новорожденностиЗакономерности роста и развития человека во внутриутробном (антенатальном) периоде.Период новорожденностиПограничные состоя.
Сущность оплодотворенияОсновные этапы развития плодного яйцаФизиологические изменения в организме беременной Диагностика беременностиТечение родов Послеродовый период.
Физическое развитиеНПРВскармливание грудного ребёнка.
Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возрастаФизическое развитиеПериод полового созревания Режим дня для детей младшего школьного возрастаПринципы .
Краткая характеристика юношеского возраста Особенности юношеского возраста.
Понятие о старости и старенииГеронтология и гериатрия: основные понятияОсновные теории и механизмы старенияХарактеристика АФО пожилого и старческого возрастаОрганизация медицинской помощи лицам пожило.
Источник