Образовательная область «Здоровье».
Надежда Леонидовна Енина
Образовательная область «Здоровье».
Содержание образовательной области «Здоровье»:
В условиях современной природо-социальной и экологической ситуации проблема здоровья приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14 % детей России можно считать практически здоровыми. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка, так как ребенок особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонения здоровья. Исходя из этого воспитание здорового образа жизни должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка. Задача укрепления здоровья – одна из приоритетных в работе ДОУ.
Основные принципы работы
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности.
4. Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
5. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Цель : сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, родителей, педагогов ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
2. воспитание культурно – гигиенических навыков;
3. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Основные направления работы
• обеспечение благоприятной адаптации;
• выполнение сангигиенического режима;
• решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
• предупреждение острых расператорных заболеваний и невратических состояний методами неспецифической профилактики;
• проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
• организация здоровьесберегающей среды;
• определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
• изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей;
• пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей и родителей.
В МДОУ дополнительно введена парциальная программа «Здоровый малыш» (автор Береснева З. Н.) с целью совершенствования работы по оздоровлению детей.
Программа включает в себя :
• оптимизацию режима дня;
• организацию двигательного режима;
• охрану психофизического здоровья;
• закаливание с учетом здоровья ребенка;
• лечебно-оздоровительную работу.
Комплекс оздоровительных мероприятий
• Профилактика йододефицита (использование антиструмина).
• Ароматерапия во всех группах в утренние часы для профилактики ОРЗ.
• В группе проводится утренняя гимнастика (в музыкальном зале). Упражнения для зарядки выбираются с учетом возраста ребенка.
• В течение дня дети имеют возможность организовать подвижную игру, но в групповой комнате мало места для игр с бегом, поэтому дети бегают в основном на улице, на прогулках. Игры с метание, ловлей мяча, народные игры используются тоже в основном на прогулках.
• На занятии проводятся обязательные физкультминутки для предупреждения и снятия усталости, для активизации умственной деятельности.
• Проводятся закаливающие мероприятия после сна (упражнения для бодрости, солевые дорожки, упражнения для профилактики плоскостопия).
• Фитонциды (лук, чеснок).
Образовательная область «Здоровье» интегрируется с содержанием таких образовательных областей,как:
«Физическая культура» — развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важные условия сохранения и укрепления здоровья детей;
«Познание» — расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;
«Социализация» — формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;
«Безопасность» — формирование основ безопасной жизнедеятельности;
«Коммуникация» — развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека.
1. осознание детьми понятие «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья;
2. повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;
3. овладение навыками самооздоровления;
4. снижения уровня заболеваемости.
1. «Здоровый дошкольник». Змановский Ю. Ф.
2. «Здоровый малыш» Береснева З. Н.
3. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т. Л. Богина. – М. :
4. Уроки Мойдодыра / Г. Зайцев. – СПб. : Акцидент, 1997.
5. Уроки этикета / С. А. Насонкина. – СПб. : Акцидент, 1996.
6. Уроки здоровья / Под ред. С. М. Чечельницкой.
7. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская. – М. : linka- press,
Современной маме. Материал для родителей В моем блоге Вы можете ознакомиться с материалом по следующим темам Современной маме. Как отучить ребенка кусаться Современной маме. Чтобы.
Источник
Образовательная область «Здоровье»
методическая разработка (средняя группа) по теме
Приобщение к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_zdorovyu.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ»
Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка
Задачи формирования начальных представлений детей о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения
1. Способствовать становлению интереса детей к правилам здоровьесберегающего поведения.
2. Развивать представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях здоровья и условиях его сохранения: режим,закаливание, физкультура и пр.
3. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей: закаливание, участие в физкультурныхпраздниках и досугах, утренней гимнастике, подвижных играх на свежем воздухе, соблюдение двигательного режима.
Задачи воспитания культурно-гигиенических навыков
1.Развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом; соблюдать культуру поведения за столом; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования).
2. Воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; умение оказывать элементарную поддержку и помощь, если кто-то заболел, плохо себя чувствует.
3. Развивать умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения.
материалы и оборудование
совместная деятельность с детьми
совместная деятельность с родителями
«Как устроено тело человека?»
Стеркина «ОБЖ», «Азбука здоровья» (стр.5)
Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, чем отличаются люди друг от друга внешне (пол, рост, возраст, цвет волос, глаз и т.п.)
Модель «Строение тела»,куклы: мальчик и девочка
Рассматривание иллюстраций «Строение тела».
Беседы: «Зачем нужны глаза, ресницы, уши, и т.п.?», «Волшебные помощники».
«Покажи и назови», «Узнай по голосу».
Консультация на тему «Как учитывать в семье
Т.Г.Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников», стр.76
Сформировать представления о настроении и чуствах, развивать умение определять настроение по мимике, жестам, способствовать повышению психоэмоциональной устойчивости
пиктограммы «Эмоции», иллюстрации «Угадай настроение»
Ситуация «Кто веселый, грустный, сердитый?». «Как развеселить друга?»..
Рисование на темы: «Веселый праздник», «Мне грустно»
Семинар-практикум по теме «Устройство мини-
К.Люцис «Азбука здоровья» стр.9,
«Уроки Мойдодыра» — стр. 4
Формировать у детей навыки личной гигиены. Объяснить, что здоровье — это ценность жизни, необходимо заботиться не только о своем здоровье, но и здоровье окружающих (чихая закрывать рот и т.п.)
Предметы личной гигиены, мыло, полотенце, расческа, носовой платок, мочалка и т.п.
Игра-путешествие «Путешествие в город «Предметов личной гигиены» (6)
Чтение: А. Барто «Девочка чумазая»
Т. Кожомбердиев «Все равно»,
И. Ищук «Мои ладошки».
«Мальчик грязнуля» Л.Толстой Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»
Консультация на тему
«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»
К.Люцис «Азбука здоровья»-стр.32-33;
«Уроки Мойдодыра» — стр. 26
Познакомить детей с зубной щеткой, научить правильно держать ее и хранить. Показать приемы чистки зубов. Познакомить с профилактикой кариеса. С работой врача -стоматолога.
Плакат: «Берегите зубы»; зубная щетка, зубная паста
Практикум «Берегите зубы»
Беседы: «Зачем человеку зубы?», «Что полезно для зубов, а что вредно?, «Почему болят зубы?», «Когда нужно идти к зубному врачу?»
Ситуация «Нас лечит врач – стоматолог и медсестра».
Практикум: «Знакомство с зубной пастой и щеткой», «Приемы чистки зубов».
Дидактическая игра: «Чтобы зубы были здоровыми».
С-р игра «У зубного врача».
Семинар на тему «Осторожно — грипп»
«Здоровье и болезнь» (микробы и
Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций.
приносящих здоровью вред; дать детям элементарное
представление об инфекционных болезнях и их возбудителях
Модели: «Вирусы», д/игра
«Здоровье и болезнь»
Беседы: «Микробы и вирусы», «Что приносит вред здоровью?», «Здоровье и болезнь».,
С-р игры «Поликлиника», «Аптека», «Стадион»
Ширма «Охрана жизни и здоровья детей в семье».
«Витамины и полезные продукты »
Рассказать детям о пользе витаминов, их значении для здоровья человека. Объяснить, как витамины влияют на организм человека. Еда должна быть не только вкусной, но и
модель: «Вредные и полезные продукты»
Ситуации «Где это можно купить?», «Готовимся встречать гостей»
Беседы: «Вкусно – невкусно», «Что я съем на завтрак, на обед, на ужин».
Дидактические игры «Съедобные и ядовитые растения», «Полезные продукты».
С-р игры «День рождения Карлсона», «Столовая».
«Если случилась беда»
Знакомит детей с правилами поведения при травмах: опасных
ситуациях (отравление газом, лекарством, ядовитыми
растениями и т.п.). познакомить детей с правилами оказания
первой помощи при травмах
аптечка, модели номеров
телефонов 01. 02, 03
Ситуации «Телефон 01,02,03»., «Меня укусила пчела», «Если случилась беда».
Тематическое рисование «Мы растем здоровыми».
С- р игра «Больница»», «Аптека»
Беседа с родителями по
теме «Одежда и здоровье
«Мы дежурим по столовой» («Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» / С.В.Петерина, с.43)
Формировать навыки сервировки стола. Развивать желание участвовать в общем труде, помогать помощнику воспитателя. Воспитывать ответственность, доброжелательность, активность.
фартучки для дежурства, демонстрационный стол с набором столовой посуды, кукла Буратино, значок
Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать», «Культура еды – серьезное дело». Рассматривание иллюстраций. Чтение: М. Вишневецкая «Милая тетушка манная каша»
Культура питания (театр игрушки «Мишка заболел»)
Чтение: С. Махоткин «Завтрак»
О. Григорьев «Варенье»
Тема «Будь здоров, малыш». Обмен опытом по
«Скажи «нет» вредным привычкам» Т.Г.Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников», стр.71
Формировать сознательный отказ от вредных привычек, способствовать становлению интереса детей к правилам здоровьесберегающего поведения
модели «Соблюдай правила гигиены»,
«Скажи «нет» вредным привычкам», «Занимайся физкультурой»,куклы Неболейка и Хворайка.
Дидактическое упражнение «Зеркало» (6)
Игра «А варежки последние» (6)
Чтение: «Вот какой рассеянный» С.Маршак Я. Аким «Неумейка»,
С. Михалков «Все сам» «Застегни и расстегни», «Помним свои вещи»
Игра – путешествие «Путешествие в страну Одежды»(6)
Оздоровительный досуг (совместно с родителями) «Тропинка здоровья»
Источник
Доклад: «Реализация образовательной области здоровье»
Татьяна Фомина
Доклад: «Реализация образовательной области здоровье»
Фомина Татьяна Владимировна Пелюшенко Ирина Викторовна Воспитатели МБУ лицей №51 структурное подразделение детский сад «Реченька»
В условиях современной природо-социальной и экологической ситуации проблема здоровья приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14 % детей России можно считать практически здоровыми. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка, так как ребенок особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонения здоровья. Исходя из этого, воспитание здорового образа жизни должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка. Задача укрепления здоровья – одна из приоритетных в работе ДОУ. Реализуя образовательную область «Здоровье»мы в своей работе следуем следующим принципам: 1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками. 2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. 3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности. 4. Принцип преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья. 5. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Целью является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, родителей, педагогов ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
2. воспитание культурно – гигиенических навыков;
3. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Основные направления работы:
• обеспечение благоприятной адаптации;
• соблюдение санитарно-гигиенического режима;
• решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
• проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике распространения инфекционных заболеваний.
• организация здоровьесберегающей среды;
• определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
• изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей;
• пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей и родителей.
С целью совершенствования работы по оздоровлению детей в детском саду «Реченька» мы осуществляем мероприятия,включающие в себя:
• оптимизацию режима дня;
• организацию двигательного режима;
• охрану психофизического здоровья;
• Ежедневно проводится утренняя гимнастика.
• На прогулках организуются подвижные игры, направленные на развитие различных видов движений
• В течении дня проводятся обязательные физкультминутки для предупреждения и снятия усталости, для активизации умственной деятельности.
• Проводятся закаливающие мероприятия после сна (упражнения для бодрости, упражнения для профилактики плоскостопия).
Комплексы гимнастик, физминуток и подвижных игр составлены с учетом перспективно-тематического планирования.
Образовательная область «Здоровье» интегрируется с содержанием таких образовательных областей,как:
«Познание» — расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;
«Социализация» — формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;
«Безопасность» — формирование основ безопасной жизнедеятельности;
«Коммуникация» — развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека.
«Физическая культура» — развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важные условия сохранения и укрепления здоровья детей.
Среди всего многообразия средств и форм физического воспитания особое место занимает ритмическая гимнастика. В нашу работу по физическому воспитанию мы включили Сюжетно-ролевую ритмическую гимнастику, которая представляет собой совокупность средств физического воспитания, музыки, игры-драматизации и содержания сказок, обеспечивающих интеграцию двигательной и познавательной деятельности дошкольников.
Все комплексы ритмической гимнастики в рамках программы разрабатываются по сюжетам различных сказок, рассказов, мультфильмов под соответствующую музыку.
Средствами различных движений дети создают образы героев литературных произведений, передают сюжетные действия.
Для каждой возрастной группы дошкольников предлагаются преемственные базовые сюжетно-ролевые комплексы ритмической гимнастики, в порядке усложнения в соответствии с возрастом.
Занятия ритмической гимнастикой проводятся поточным методом под непрерывную музыкальную фонограмму, что позволяет увеличить их моторную плотность.
Основой «Сюжетно-ролевой ритмической гимнастики» стала её ориентация на природную потребность детей к двигательной активности как источнику развития, игре, как ведущему виду деятельности, на интерес детей к музыке и литературе как источникам радости и познания.
Кульминацией изучения каждого комплекса сказочной программы является физкультурный праздник в форме музыкально-театрализованного представления. Пригласить в Сказочный театр физической культуры своих родителей, рассказать с помощью языка телодвижений любимую сказку, помериться силами друг с другом в образе сказочных персонажей – это необыкновенно интересно! И родители очень рады видеть успехи своих детей, удивлены и заинтересованы тем, как интересно приобщаются их ребятишки к физическим упражнениям. Доказательством тому служат эмоционально-положительные отзывы после посещения нашего сказочного театра физической культуры. Таким образом мы осуществляем реализацию образовательной области «Здоровье» через интеграцию с областью «Физическая культура».
Мы сегодня говорим об образовательной области «здоровье», хотелось бы обратить внимание на безопасность в области питания.
Все ли продукты полезны для нашего организма? Мы понимаем, что есть полезные, а есть вредные, а как разобраться?
Таким образом появился наш проект «Витамины и здоровье»
В нашем проекте принимали участие воспитатели высшей категории и дети старшей группы.
Целью нашего проекта было обогатить представления детей о вредных и полезных продуктах.
Перед собой мы поставили задачи:
Выяснить знания детей о полезных свойствах продуктов, соответствие между любимыми и полезными продуктами.
Формировать представлений о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях. Создать условия для становления у детей ценностей здорового образа жизни, бережного отношения к своему организму, представления о том, что вредно и что полезно для здоровья.
Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.
Воспитывать правильное отношение к питанию, как составной части своего здоровья, формировать представление о необходимости заботы о своем здоровье.
-С детьми проводилась предварительная работа. Мы беседовали о витаминах и здоровом организме и на другие темы; выполнили аппликацию «Овощи и фрукты лежат на тарелке»; проводили п/и, д/и; читала сказки об овощах и фруктах.
-На 1 этапе нашего проекта мы сформулировали проблему: «трудности в определении полезных и вредных продуктов».
-На 2 этапе дети объединились в рабочие группы.
-На 3 этапе с детьми проводились беседы о наличии витаминов в продуктах, делали аппликацию, рисовали, лепили овощи и фрукты. Так же очень активно нам помогали родители. Они вместе с детьми делали и оформляли д/и, рецепты блюд из полезных продуктов.
-На 4 этапе у нас была презентация проекта. Вместе с детьми мы поставили сказку «репка» на новый лад и показали ее родителям. Всем очень понравилось.
«Литература» Г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко Школа здорового человека. Москва, 2008. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. Методическое пособие.М:ТЦ Сфера, 2005.
Реализация основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие» 1-ый слайд: Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее.
Реализация требований ФГОС: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий Содержание Введение 3 1. Теоретические аспекты развития познавательных способностей детей 4-5 лет в процессе дидактической игры. 5 2.
Реализация регионального компонента в образовательной среде. Удмуртский уголок Для знакомства детей с культурой и традициями родного края и в рамках реализации ФГОС во второй младшей группе «Лесобазовского» детского.
Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников на занятиях Доклад на тему: «Реализация задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста на занятиях» Социально- коммуникативное.
Из опыта работы «Реализация образовательной области «Речевое развитие» Доклад на тему «Реализация образовательной области «Речевое развитие» в группе младшего дошкольного возраста семейно-педагогического клуба.
Реализация дополнительной образовательной программы по изобразительной и конструктивно-модельной деятельности. Здравствуйте, дорогие коллеги! Тема, которая нас сегодня здесь собрала, очень мне близка и интересна. Как человек творческий, я и со своими.
Реализация ФГОС. Инновационное планирование образовательной деятельности в детском саду Слайд 3. Работая сегодня, необходимо переосмыслить предназначение образования. Современная система образования нацелена на развитие у воспитанника.
Реализация образовательной деятельности в рамках проекта «Нас объединяет имя «кадет» Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание и образование детей и молодежи в настоящее время стало одним из полноправных.
Реализация проекта «Сохранить здоровье, чтоб…» С 13 по 17 марта 2017 г. в нашем МБДОУ № 40 г. Невинномысска, проходил проект «Сохранить здоровье, чтоб…». В рамках реализации проекта воспитателем.
Презентация «Реализация экологического проекта для детей среднего дошкольного возраста «Здоровье планеты в моих руках» Актуальность данного проекта заключается в необходимости тесной связи дошкольников с природой, так как в этом возрасте закладываются основы.
Источник