Опыт работы «Проблемы сохранения здоровья дошкольников и организация оздоровительной работы в ДОУ»
материал по теме
На протяжении 150-летней истории существования дошкольных образовательных учреждений в России приоритетным направлением деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей. Современное дошкольное образовательное учреждение должно обеспечить ребенку в условиях информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые ЗУН не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, при условии совместной работы всех специалистов детского сада и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kinzyabaeva_e.n.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на проблемной секции
«Реализация ФГТ и подготовка к введению ФГОС
Проблемы сохранения здоровья дошкольников и организация оздоровительной работы в ДОУ
Выполнил: старший воспитатель
Кинзябаева Эльмира Наилевна
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
На протяжении 150-летней истории существования дошкольных образовательных учреждений в России приоритетным направлением деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей.
В дошкольном возрасте закладывается все основное. Это не только подготовка к школе в обывательском понимании: научить читать, писать и считать. Наоборот, подготовка по Ф едеральному государственному образовательному стандарту в дошкольном учреждении ставит совершенно другие целевые ориентиры: ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, инициативен и самостоятелен в разных видах деятельности, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, у ребенка развита крупная и мелкая моторика, воображение, творческие способности, доводит до конца начатое дело, подчиняется разным правилам и социальным нормам – это портрет современного выпускника ДОУ.
Одна из ключевых проблем современного общества – обеспечение качественного дошкольного образования.
Почему возникает проблема качества?
Потому что дети стали другими. Мы должны учитывать, что малыши приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности. Известно, насколько притягательны для детей занятия с компьютером, который с каждым годом проникает во все сферы жизнедеятельности людей, становится обязательным атрибутом современной жизни, заменяя тем самым книжную литературу. Однако длительное завороженное сидение за ним может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Нужно сделать так, чтобы, играя в компьютерные игры, они не заигрались, чтобы они продолжали общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями.
Дети, которые идут в наши детские сады, по-другому все воспринимают, умеют пользоваться сотовыми телефонами и компьютерами еще до того, как начинают говорить. Конечно, для таких современных детей дошкольное образование должно быть здоровьесберегающим и здоровьеобогащающим.
Всех нас тревожит здоровье современного поколения. Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и социальные условия жизни, и экологическая обстановка, и психологический климат в семье.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения), нарушения осанки, детские стрессы и тревожность. Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса тоже значительно ухудшилось.
В связи с этим в нашем детском саду уделяется особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психологического благополучия, а также развитию культуры здоровья самих педагогов ДОУ и родителей.
В систему физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия, которые осуществляюся в соответствии с СанПиН с учетом здоровья, возраста детей и времени года: ежедневно во всех возрастных группах проводится утренняя гимнастика в спортивном зале, а в летний период года на открытом воздухе. Разнообразные подвижные и малоподвижные игры в течение всего дня, непосредственно образовательная деятельность по физической культуре в зале и на воздухе, развлечения, соревнования, закаливание и бодрящая гимнастика после сна. Все эти формы деятельности позволяют сохранить здоровье детей, обеспечить оптимальную двигательную активность на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку дошкольников.
В целях развития двигательной активности, повышения эмоционального тонуса, сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста (с 2 до 3 лет) нами был разработан План оздоровительно-игровой работы на год «Минутки здоровья. В план включены различные виды ходьбы, игровые упражнения и подвижные игры, каждый комплекс рассчитан на 8 минут.
А также в своей работе мы используем следующие современные здоровьесберегающие технологий, которые интегрируются в различных видах детской деятельности:
— ритмопластика (кружок хореографии);
— различные формы гимнастик;
В нашем детском саду реализуются в кружковой деятельности дополнительные образовательные программы «Атлетик» по ФК, «ЛФК для дошкольников», «Умелые ручки» по арт-терапии, «Зеленая школа» по экологическому воспитанию дошкольников, «Путь к совершенству» по развитию социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, «Я и мои эмоции».
С целью повышения качества оздоровительной работы в детском саду особое внимание уделяется развитию культуры здоровья самих сотрудников детского сада.
Для оптимизации психофизического здоровья младших воспитателей и педагогов мы провели семинар-тренинг «Хорошее настроение – залог здоровья», практикум «Приемы релаксации и снятия напряжения в течение рабочего дня», мастер-класс «Су-Джок терапия, йога, стрейчинг», «Круглый стол» по теме «Пути реализации здоровьесберегающего подхода». Обсуждаем вопросы здоровьесбережения на педсоветах и медико-педагогических совещаниях.
Данные мероприятия не только помогают избавиться от тревог, усталости, напряжения, но особенно важно, каждый специалист ДОУ может выбрать то средство, которое ему больше подходит и использовать его в повседневной жизни. Это позволит повысить качество выполняемой работы в ДОУ, увеличить период высокой работоспособности, сохранить здоровье педагогов и благоприятно повлиять на психологический климат в коллективе ДОУ.
В апреле 2013 года в рамках празднования 65-летия г. Салавата и всероссийской акции в ДОУ прошла неделя здоровья под девизом «Башкортостан – территория здоровья!». С целью повышения эффективности работы по здоровьесбережению мы провели городской методический семинар-практикум «За здоровьем в детский сад!» для старших воспитателей и педагогов детских садов.
Для сохранения социального и психического здоровья дошкольников в нашем саду с 2012 года функционирует Совет профилактики. Обратите внимание на слайд, здесь отражены направления деятельности Совета (на данный момент у нас 1 неблагополучная семья), в состав которого входят заведующий, ст. воспитатель, мед.сестра, педагог-психолог, воспитатель.
Хотелось бы отметить результаты нашей работы: на сегодняшний день 82% родителей вовлечены в образовательный процесс по вопросам сохранения здоровья детей, заболеваемость дошкольников заметно снизилась при значительном повышении посещаемости ДОУ; деятельность по здоровьесбережению приведена в определенную систему: накоплен передовой педагогический опыт, позволяющий делиться и с другими дошкольными учреждениями, педагоги грамотно владеют здоровьесберегающими технологиями, которые постоянно совершенствуются, разработаны дополнительные образовательные программы по оздоровлению дошкольников.
Таким образом, исходя из выявленных проблем, для дальнейшей работы по сохранению и укреплению здоровья наших детей мы планируем :
- Повышать квалификацию педагогов по вопросам внедрения в практику детского сада современных здоровьесберегающих технологий.
- Создать условия для сохранения здоровья сотрудников ДОУ.
- Обеспечить условия, предотвращающие появление у детей переутомления, гиподинамии, стрессов.
- Создать родительский клуб «Здоровая семья» с целью формирования здорового образа жизни в семье, профилактики семейного неблагополучия.
Итак, современное дошкольное образовательное учреждение должно обеспечить ребенку в условиях информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые ЗУН не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, при условии совместной работы всех специалистов детского сада и семьи.
Источник
Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ
Ирина Черных
Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ
Добрый день, уважаемые коллеги!
Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и весёлым!Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле здоровый дух». Одной из главных задач ДОУ, в соответствии с ФГОС, является — Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. О здоровье необходимо заботиться с юных лет. Здоровье детей является абсолютной ценностью и включает в себя три уровня — биологическое, социальное и психологическое. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние детей дошкольного возраста. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья, число здоровых дошкольников уменьшилось и составляет лишь около 30 % от числа детей, поступающих в школу. И родители, и воспитатели хотят видеть детей здоровыми, весёлыми, физически хорошо развитыми. Давайте будем решать эту проблему совместными усилиями. Ребенок испытывает влияние и семьи, и детского сада, поэтому так важно дополнять друг друга в воспитании. Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Именно родители являются первыми воспитателями ребенка, и задача дошкольного учреждения помогать родителям.
Согласно современной государственной доктрине здоровье детей — это ценность и для нашей страны в целом. Но реальность такова, что с каждым годом здоровых детей становиться все меньше. Дошкольное образование в своей основе имеет задачи поддержания и укрепления физического здоровья детей. Но это в теории,а на практике часто картина другая: группы переполнены, педагогический процесс перегружен дополнительными занятиями и т. д. На здоровье детей в детском саду влияет множество факторов. Один из них это — психологическая атмосфера в дошкольном учреждении, эмоциональное здоровье взрослых, работающих с детьми. Необходимо помнить, что непоправимый вред детскому здоровью наносят грубость, несправедливость, бестактность, несдержанность. Состояния, которые они вызывают — уныние, тоска, зависть, злость, страх, — самым негативным образом влияют не только на личностное развитие детей, но и на их здоровье.
Главной целью дошкольного образовательного учреждения должно стать формирование здоровья детей, а, следовательно, необходимо формировать здоровьеукрепляющее пространство в ДОУ. Основой для построения всей жизнедеятельности детей в детском саду, должно стать, прежде всего, заботливое отношение, создание для них спокойной, уютной, доброжелательной обстановки. Помещения детского сада должны отвечать принципам эстетики и эргономики. Немаловажным является и состояние территории детского сада. Продуманность расположения игровых модулей, наличие физкультурного оборудования, эстетика и экологичность беседок для отдыха, озеленение — все это повышает эффективность оздоровительной работы.
Режим — основа жизни детского сада. Именно он призван обеспечить спокойную жизнь ребенку, оградить его от стрессовых факторов, укрепить здоровье. Родителям необходимо объяснить, что соблюдение режима детского сада (например, прием ребенка утром) позволяет ему безболезненно включиться в жизнь группы, а опоздание способствует возникновению тревожности, вредит здоровью. Соблюдение режима детского сада непосредственно связано с соблюдением режима в семье. Поэтому воспитатель должен осуществлять просвещение родителей и активно привлекать их к деятельности детского сада.
Другой аспект соблюдения режима — это рациональное построение занятий, их соотношение со свободной деятельностью детей. Необходимо грамотно организовывать образовательный процесс,соблюдая следующие правила:
— объем и содержание информации должны соответствовать возрастным особенностям; ненужная информация может привести к переутомлению;
— четко соблюдать режим и сетку занятий;
— помнить, что проявление переутомления у детей с разными типами нервной системы разные (активность или снижается или становится «ненаправленной», хаотичной);
— проявляйте гибкость в ходе занятия; помните, что ребенок дошкольник может находиться в статичном положении не более 5–7 минут;
— давать детям возможность переключаться, используя физкультминутки.
Среди многих факторов оказывающих влияние на здоровье детей, первое место занимает физическая культура. Занятия физкультурой способствуют гармоничному развитию тела, быстрому восстановлению умственной работоспособности. Но физкультурные занятия, предусмотренные программой, не могут восполнить дефицит двигательной активности. Поэтому возникает необходимость введения в воспитательно — образовательный процесс различных форм физической деятельности.
Такими формами являются: физкультурные развлечения, досуги, подвижные игры, физкультминутки, гимнастика пробуждения и т. д. Известно, что музыка оказывает мощное положительное влияние на детей — дошкольников. Следовательно, укрепляет их здоровье. Она может встречать детей по утрам, во время приема, в этом случае музыка будет выступать в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Тихую, легкую, спокойную музыку можно включать во время пробуждения детей. Но она должна жить в детском саду не только в виде прослушивания, но и в виде пения и танцев. Чтобы предупредить простудные заболевания детей, надо систематически укреплять их терморегулирующий аппарат. В детском саду мы можем осуществлять закаливание детей естественными факторами. Воздушные ванны считаются самыми нежными, безопасными и доступными. Необходимо следить, чтобы группа постоянно проветривалась, занятия гимнастикой и подвижными играми должны проходить при открытых форточках. Непременный элемент закаливания —длительное пребывание на свежем воздухе: летом в течение всего дня, весной, зимой, осенью — не менее 3–4 часов.
Технологии оздоровления детейдошкольного возраста:
1. Утренняя гимнастика — в детском саду важна не как средство пробуждения, а как организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время утренней гимнастики решаются задачи физического, умственного, нравственного воспитания, формируются необходимые двигательные навыки, развиваются быстрота, ловкость, выносливость, укрепляется здоровье.
2. Пальчиковая гимнастика;Использование пальчиковой гимнастики предполагает выполнение следующих правил: такие игры должны использоваться систематически и ежедневно; во время любого режимного момента — главное ребенку должно быть интересно; длительность упражнений зависит от эмоционального отклика детей, нельзя заставлять делать их насильно.Для развития мелкой моторики рекомендуется выполнять следующие виды деятельности: пальчиковый театр, выкладывание узоров из мелких камешков, вязание, шитье, вышивание, завязывание и развязывание узелков, застегивание и расстегивание пуговиц, комканье и сжимание пористых губок, лепка из глины и пластилина, нанизывание бус, перематывание клубочков ниток, собирание мозаики, матрешек, пирамид, узнавание предметов на ощупь. Систематическая тренировка движений пальцев и всей кисти рук выступает важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, повышается работоспособность коры головного мозга, улучшается артикуляция. Такую работу можно проводить во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна — по 2 -3 минуты.
2. Динамические паузы; Систематическое применение двигательных игр — разминок позволяет снизить эмоциональное и физическое напряжение детей на психологическом и телесном уровне. Они могут проводиться в начале, середине или конце занятия. В начале дня или перед занятием они помогут детям собраться, настроиться на работу, а в середине и в конце занятия — восстановить внимание, работоспособность, активизировать память, снять напряжение и расслабиться. Продолжительность разминки — 3- 7 минут. Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой. В детском саду используются физкультминутки под стихотворные тексты,надо помнить: содержание текста должно сочетаться с темой занятия, стихи с четким ритмом, под них легче выполнять движения; текст произносится взрослым, чтобы у ребенка не сбилось дыхание.
3. Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно. Ее основная цель — профилактика нарушения зрения.
Предлагается следующее упражнение для усиления мышц глаз и зрения: Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.
Проведем, друзья, сейчас Упражнение для глаз. Вправо дружно посмотрели, влево взгляд перевели. Глазки все повеселели – Ну, ребята, молодцы! Снизу вверх и сверху вниз заскользили глазки. Нужно нам их всем беречь И не просто — с лаской! Посмотри на потолок, отыщи там уголок. Взгляд там свой останови, и минутку погляди. Чтобы мышцы крепче стали смотрим по диагонали. За окно ты посмотри, что увидишь там вдали? А теперь на кончик носа непременно посмотри. Повтори так восемь раз, лучше будет видеть глаз. Глазки нас благодарят, поморгать нам всем велят. Плавно глазками моргаем, их потом мы закрываем.
4. Гимнастика пробуждения; Одной из главных особенностей нервной системы детей — медленное переключение из одного состояния в другое. Поэтому с детьми необходимо проводить специальные упражнения, позволяющие им перейти к бодрому состоянию после сна.Гимнастика должна включать в себя: звуковое или голосовое пробуждение, игры в постели или легкий массаж, бег босиком из спальни в группу, ходьба по дорожкам здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.
Анкета для родителей «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в детском саду и дома» Анкета для родителей Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию анкету по теме предстоящего родительского собрания «Сохранение и укрепление.
Консультация для родителей «Развитие моторики — укрепление здоровья детей» Цель: повышать мастерство родителей по вопросу охраны и укрепления здоровья детей. Видеть красивого, умного, здорового ребенка – желание.
Консультация музыкального руководителя «Музыка и укрепление здоровья дошкольников» Вопрос – может ли музыкальный руководитель с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье дошкольника? Конечно,.
Мастер-класс «Сохранение презентации Microsoft Power Point в видеоформате» Мастер класс: «Сохранение презентации Microsoft Power Point в видеоформате».Уважаемые коллеги! Время не стоит на месте и современный воспитатель.
План-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группе Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план проведения родительского собрания по данной теме с использованием различных методов и.
Проект на тему «Укрепление здоровья детей в детском саду и дома» «Здоровье-это главное богатство человека». «Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым». Вырастить ребенка здоровым,.
Сохранение и укрепление здоровья детей Здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических.
Сохранение и укрепление здоровья детей путём внедрения в образовательный процесс метода биологически обратной связи. Современный мир предъявляет к человеку высокие требования. Возрастающая интенсивность профессиональной и учебной деятельности, непрерывный.
Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников в современных условиях в рамках «Недели здоровья» в ДОУ Воспитатели: Стародумова Т. И., Школа Ю. Б. Каждый из нас знает и использует различные формы и методы сотрудничества с семьями воспитанников.
Источник