«Школа здоровья» в МБДОУ
Дошкольное детство — очень короткий период в жизни человека. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни — одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо — только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают. Забота о здоровье ребенка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками без исключения. С этой целью в нашем МДОУ уже несколько лет функционирует «Школа здоровья», работу которой схематично (Приложение 1) можно разбить как бы на три блока, объединённых единым организационно-методическим блоком, роль которого заключается в коррекции, контроле и направлении системного планирования в целом работы «Школы здоровья». Коротко рассмотрим задачи всех трёх блоков.
Одной из основных задач блока физиологического здоровья является использование разнооб¬разных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим, высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми«.
Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринуждённое взаимопонимание.
В работе «Школы здоровья» представлены разнообразные формы работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста: игровые упражнения и шуточные моменты, сценарии спортивных праздников, физкультурных и других видов развлечений. Разделены они по временным отрезкам — зима, весна, лето, осень. Некоторые из них можно проводить как в тёплое, так и в холодное время года.
Блок медико-биологического здоровья решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из следующих направлений: физиотерапия, профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация, витаминизация блюд. В физиотерапии активно используются естественные факторы внешней среды — солнце, воздух, вода, земля, игры на воздухе, солнечные ванны, босохождение по массажным коврикам.
В рамках работы «Школы здоровья» проводятся различные консультации. Консультации проводили и воспитатели групп и инструктор по физической культуре и медсестра. Инструктор по физ. культуре систематически проводит занятия по степ-аэробике. Медсестра поит детей кислородным коктелем.
Важнейшим компонентом здоровья ребёнка является, несомненно, его психосоматическое здоровье. Блок психологического здоровья включает в свою работу такую задачу как повышение активности, жизнерадостности, любознательности, оптимальное повышение эмоционального состояния, формирование коммуникативных качеств и т.д. Именно психологическое благополучие ребёнка является основой для его успешной адаптации в окружающем мире, а также необходимым условием для хорошего физического самочувствия.
Известно, что физическое и психологическое самочувствие человека тесно взаимосвязаны. Одной из приоритетных задач нашей работы является комплексное психологическое и физиологическое оздоровление детей. С этой целью в работу «Школы здоровья» включено такое направление, как психологическая коррекция и профилактика социально-эмоциональных нарушений у детей.
Взаимодействие с родителями
Без понимания и поддержки родителей все усилия сотрудников МДОУ, направленные на охрану и укрепление здоровья ребенка не будут результативны. Родители и детский сад в этом деле — сотрудники. Мы используем различные формы взаимодействия с родителями: соревнования и конкурсы, спортивные праздники, совместные прогулки, походы и т.д.
Сбор информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса происходит в процессе контроля: оперативного, тематического, итогового.
Любая заранее спланированная деятельность требует регулирования — поддержания работы на фоне текущих незапланированных событий,
устранения и разрешения проблемных ситуаций, консультирования и обучения педагогов.
Мы предлагаем примерный перспективный план работы «Школы здоровья» на год (Приложение 2).
Источник
Проект «Школа Здоровья»
Ольга Яковлева
Проект «Школа Здоровья»
Проект «Школа Здоровья»
на основании тематического планирования
Т. Н. Петровой, В. Д. Дмитриенко, Е. А. Петровой.
Составитель: инструктор по Физической культуре
Актуальность
В настоящее время забота о здоровье подрастающего поколения является одной из приоритетных задач всего человечества. И в связи с тем, что ребенок большую часть времени проводит в детском дошкольном учреждении, то начинать формирование привычек здорового образа жизни необходимо в младшем дошкольном возрасте. Не стоит забывать и том, что родители воспитанников являются тем примером для подражания, который станет ключевым в активно взрослеющем организме.
Цель проекта:
Воспитывать желание вести здоровый образ жизни, ознакомить детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей понятие о здоровом образе жизни и его значении для личного здоровья ребенка;
2. Развивать у детей умение обслуживать себя, соблюдать правила личной гигиены, анализировать свои поступки и поступки окружающих;
3. Развивать интеллектуальные функции – мышление, память, воображение, внимание, восприятие;
4. Формировать у детей знания об особенностях строения и функционирования организма человека.
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 4-5 лет.
Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту:
Комплексное – игровая деятельность, трудовая деятельность, продуктивная деятельность, познавательно- исследовательская деятельность, двигательная деятельность, художественная деятельность, чтение художественной литературы.
Участники проекта:
Воспитанники, родители воспитанников, воспитатели, инструктор по физической культуре,
Практико – ориентированный, групповой.
Этапы проекта:
1 этап: проведение диагностики, подготовка материала для работы над проектом;
2 этап: выполнение проекта;
3 этап: подведение результатов работы над проектом
Формы образовательной деятельности:
1. Режимные моменты:
Формы организации детей
2. Совместная деятельность
Формы организации детей
Во всех видах самостоятельной деятельности
Продолжительность:
Долгосрочный проект (учебный год – 9 месяцев).
Планируемые результаты:
1. Физическое развитие:
Развитие физических качеств и накопление двигательного опыта, как важнейшее условие сохранения и укрепления здоровья детей;
Формирование основ безопасности собственно жизнедеятельности, в том числе здоровья;
2. Социально-коммуникативное развитие:
Формирование первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных норм и правил поведения в части здорового образа жизни;
3. Познавательное развитие:
Расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;
4. Речевое развитие:
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни;
5. Художественно-эстетическое развитие ;
Закрепление содержания области «Здоровье».
Смотр – конкурс в МБ ДОУ газет по проекту «Здоровье в наших руках», фото выставка «Мама, папа, я – спортивная семья»
«Школа здоровья доктора Пилюлькина» Досуг-развлечение для старшего дошкольного возраста Цель: развивать стремление детей вести здоровый образ жизни. Задачи: 1. Совершенствовать двигательную активность у детей. Вызвать интерес.
Долгосрочный проект по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Азбука здоровья» Актуальность проблемы. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка.
Проект «Азбука здоровья» Информационная карта проекта Полное название проекта: «Азбука здоровья». Автор проекта: Жмуд Любовь Николаевна. Продолжительность проекта:.
Проект «Азбука Здоровья» Цель проекта: Сформировать убеждения и привычки здорового образа жизни у детей подготовительной группы. Задачи: 1. Дать детям общее представление.
Проект «День здоровья» Срок проведения – 20.11.2014 г. Воспитатель: Швецова Т. С. Участники: дети 2-ой младшей группы. Цель: довести до сознания детей и родителей.
Проект «Школа пешеходных наук» Участники проекта: воспитатели, родители, дети подготовительной группы Срок реализации: С 9 по13 июня20014г Тип проекта: краткосрочный.
Проект «Неделя здоровья» Актуальность Оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста приобрела в последние десятилетия особую актуальность, что связано, прежде.
Проект «Неделя здоровья» Актуальность Серьёзной проблемой, в последние годы становится малоподвижность детей. Они много сидят не только дома у телевизора и компьютера,.
Проект по ПДД на тему: «Школа пешехода» в подготовительной группе коррекции Проект по ПДД в подготовительной группе коррекцииТема: «Школа пешехода»Автор: Гуторова Галина Дмитриевна Воспитатель 1 категории Участники.
Проект по УМК. «До свидания детский сад. Здравствуй, школа» «До свидания детский сад. Здравствуй, школа» Тема: Сау бул бакча. Иснме, мктп. Структура творческого.
Источник
Конспект НОД «Школа здоровья» для детей старшей группы
Вера Ивановна Елишева
Конспект НОД «Школа здоровья» для детей старшей группы
Школа здоровья
Цель: формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни.
Оздоровительные задачи:
1. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
Продолжать учить детей соблюдать здоровый образ жизни, приобретать опыт в разнообразных видах деятельности.
1. Расширять представления о составляющих здорового образа жизни: движение, правильные привычки, закаливание, самомассаж, массаж.
2. Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при проблемах со здоровьем.
3.Совершенствовать двигательные навыки: метание в вертикальную цель, ползание на четвереньках.
1. Воспитывать потребность детей в желании и умении вести всестороннюю заботу о своём здоровье.
2. Воспитывать согласованность в действиях, выдержку, настойчивость, фантазию.
Обогащение словаря: контрастное закаливание, массаж, самомассаж, простудные заболевания, грипп, туннель.
— мячи синие и красные;
— картинки с изображением вредных и полезных привычек;
— предметы личной гигиены.
Примерный ход занятия
Инструктор встречает детей в физкультурном зале и обсуждает с ними проблему вспышки гриппа в посёлке.В ходе беседы дети приходят к выводу: для того, чтобы не заболеть гриппом, нужна его профилактика.
Инструктор предлагает детям совершить путешествие в мир профилактических мер простудных заболеваний, чтобы дети научились следить и сохранять своё здоровье.
Построение в шеренгу, в колонну по одному.
Ходьба на носках и пятках в сопровождении стихотворения:
Мы идём, идём, идём.
И совсем не устаём!
А если мы устанем –
На носочки встанем.
А теперь на пятки,
И снова на носочки,
И опять на пятки
И снова на носочки!
Ходьба с выполнением заданий (присесть, изменить положение рук, прыгать на месте, ходьба по Дорожке здоровья, между кубиками «змейкой».
Бег в колонне по одному, бег змейкой между предметами (стойки, кубы,
Дыхательное упражнение: «Гуси»
Дети идут врассыпную, поднимают руки вверх – короткий вдох, опускают вниз – медленный выдох, произнося «га– га — га».
В зале развешаны таблички – подсказки станций «Здоровья».
1 станция «Общеразвивающие упражнения»
ОРУ «Звериная зарядка»
(с использованием музыкального сопровождения)
Комплекс упражнений завершается дыхательным упражнением «Лягушка».
Дети продвигаются дальше:
2 станция «Массаж»
Как хорошо мы с вами размяли мышцы рук, ног, живота! А ведь у нас на теле есть точки здоровья. Обращает внимание детей на таблицу «Массаж».
Ведущая предлагает сделать массаж лица для профилактики гриппа.
Точечный массаж лица:
Дети стоят врассыпную.
Ведущая: Что такое массаж? Это поглаживание, растирание, надавливание.
Проводится «Весёлый массаж»
Крылья носа разотри – раз, два, три, раз, два, три;
И под носом себе утри – раз, два, три;
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять;
Вытри пот теперь со лба – раз, два, раз, два.
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики!
Вот как славно потрудились!
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть!
3 станция «Движения»
Основные виды движения:
1. Метание в вертикальную цель.
Инструктор обращает внимание детей на стойки с картинками, на которых изображены полезные и вредные привычки.
У детей в руках синие и красные мячики. По заданию педагога дети красным мячом бросают в полезные привычки, синим мячом бросают во вредные привычки.
2. Ползание на четвереньках
— Что ещё может помочь человеку оставаться здоровым?
Ответы детей.
Очень полезно для здоровья человека специально закаливать организм. Особенно хорошо помогает контрастное закаливание, когда человек закаляется теплом и холодом. Такой вид закаливания называется контрастным закаливанием.
Вы готовы к такому закаливанию?
Инструктор предлагает детям представить,что они попали в необычные условия:на их пути 2 туннеля: в одном туннеле жара, в другом – холод.
«Холодный» туннель сделан из прозрачной плёнки.
Дети пролазят на четвереньках в «тёплый» туннель. Встают,разгибают спину и говорят: «Жарко!»
Инструктор: Как человек может помочь себе, если ему очень жарко?
Ответы детей: Помахать на лицо руками, медленно покружиться на месте, расставив руки в стороны, попить воды.
Дети пролазят в «холодный» туннель. Встают, разгибают спину.
Ведущая: Как можно помочь себе согреться?
Ответы детей: Обнять себя за плечи, попрыгать, растереть руки, подуть тёплым воздухом на ладони, сделать друг другу массаж.
Инструктор предлагает согреться с помощью массажа.
Дети надевают массажные перчатки для выполнения массажа.
Массаж спины «Мостик»
(выполняется, стоя в круге)
1. Над речкой – узкий мостик, другого нет пути, другого нет пути;
Погладить спину ладошками вверх и вниз.
2. Сначала кошка ловко по мостику прошла, по мостику прошла;
Переступать указательным и средним пальцами обеих рук по спине снизу вверх.
3. За ней змея тихонько на пузе проползла, на пузе проползла;
Волнистые движения ладони, поставленной на ребро по спине снизу вверх.
4. Петух, как на параде,за ней маршировал: раз, два, раз, два;
Переступать по спине снизу вверх, опираясь на кончики пальцев.
5. Потом рогатый козлик два раза проскакал, два раза проскакал.
Постучать кулачками на каждый слог по спине снизу вверх и сверху вниз.
6. Последней, крякнув, утка вразвалочку прошла, вразвалочку прошла;
Идти ладошками по спине снизу вверх.
7. Потом пришла старушка, домой всех увела, домой всех увела.
Идти указательным и средним пальцем.
В конце пощекотать друг друга.
Я ещё знаю один вид закаливания – это закаливание водой. Вода будет разной температуры.
На столах стоят 5 тазиков с контрастной температурой. Дети опускают кисти рук поочерёдно в тёплую и холодную воду.
4 станция: «Мы весёлые ребята».
Дети делятся на команды. Дети кладут правую руку на плечо друг друга, продвигаются вперёд в полуприседе до ориентира и возвращаются обратно.
Дети с завязанными глазами выбирают из множества предметов точно такой же предмет, который находится у них в руках.
3. «Личная гигиена»
Дети делятся на команды. На столах лежат различные предметы гигиены. Каждый участник подбегает к столу, берёт один предмет, возвращается, бежит следующий член команды.
5 станция «Отдыхай-ка»
Ведущая: Как мы с вами хорошо поиграли, так и хочется расслабиться, полежать на полянке.
Слушайте внимательно и выполняйте движения в соответствии с текстом.
Упражнение на релаксацию:
Десять мух на потолке
В обморок упали!
Дети ложатся на пол.
Затем медленно поднимаются, садятся на пол. Ведущая беседует с детьми, на каких станциях здоровья они побывали. Нацеливает детей на соблюдении правил ведения здорового образа жизни.
Было нам с вами весело, приятно,
Но в группу нам пора идти обратно!
Дети возвращаются в группу.
Конспект спортивного развлечения для детей средней группы «День здоровья» Цель: создание праздничного настроения, воспитание доброжелательности, организованности. Задачи: Оздоровительные: способствовать укреплению.
Дидактическая игра по ФЭМП «Школа» для подготовительной группы детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Дидактическая.
Конспект НОД по обучению грамоте с использованием ИКТ в старшей группе «Лесная школа» Конспект НОД по обучению грамоте с использованием ИКТ в старшей группе. «Лесная школа». Цель: выявить степень усвоения детьми знаний.
Конспект ООД с использованием пластилинографии для детей старшей логопедической группы «Путешествие в страну Здоровья» Программные задачи: Формировать представления детей о том, что здоровье — главная ценность человеческой жизни. Уточнить представления о.
Конспект занятия для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий «Цветок здоровья» Игра-занятие «Цветок здоровья» Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о здоровом образе жизни. Программные.
Конспект занятия по охране здоровья «Здоровое дыхание» для 4 группы детей с ОВЗ Блок: Охрана здоровья и физическое развитие Тема: Комплекс упражнений «здоровое дыхание», полезные привычки. Цель: Формировать у воспитанников.
Музыкальное занятие-развлечение для детей старшей группы «Школа пешехода» Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения. Планируемые результаты: интегративное качество «Любознательный, активный»:.
Сценарий урока здоровья «Мы растём здоровыми!» для детей старшей группы Сценарий урока здоровья «Мы растём здоровыми!» для детей старшей группыПрограммное содержание Формировать у детей навыки здорового образа.
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Школа красоты и здоровья» «Школа красоты и здоровья» конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Интегрируемые образовательные области:.
Спортивно-музыкальный праздник «Школа молодого бойца» для детей и родителей старшей группы Спортивно – музыкальный праздник «Школа молодого бойца!» в старшей группе. Цель: воспитание у дошкольников патриотических чувств, готовности.
Источник