ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ»
статья по коррекционной педагогике
Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование – значит давать детям шанс стать частью общества, развивать таланты, социализироваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ | 28.53 КБ |
Организация дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и решения | 906.66 КБ |
Предварительный просмотр:
На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем — стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Дети абсолютно не социализированы.
Термин «инклюзивное образование», имеющий самое непосредственное отношение обучению детей с ОВЗ, в нормативной базе Российской Федерации впервые появился в 2012 году, ранее ни в одном документе федерального уровня такого понятия не было.
В законе «Об образовании» вводится следующее определение: «Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Как только в детском саду появляются дети с ОВЗ, это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий . Это не только пандусы, поручни и какие-то другие архитектурно-планировочные вещи.
К специальным образовательным условиям следует отнести :
* обучение педагогов, их подготовка к работе с детьми c ОВЗ;
*изменения в образовательной программе, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа/инклюзивное образование».
В зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии детей с ОВЗ в детский сад могут принять:
• в группу компенсирующей направленности,
• в группу комбинированной направленности.
Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений. Цель таких групп — психологическая поддержка детей с ОВЗ и детей – инвалидов.
• укрепить психическое здоровье воспитанников, способствовать восстановлению их эмоционального равновесия;
• формировать эффективные способы психологической защиты;
• преобразовывать негативные, травмирующие чувства в позитивные;
• формировать позитивный образ «Я»;
• осуществлять накопление чувственных ощущений через практическую деятельность;
• развивать сохранные функции.
Методы обучения детей с ОВЗ в ДО по ФГОС в этих группах отличаются. Вне зависимости от числа таких воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек), педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою. Одну программу допускается использовать только в том случае, если группу посещают дети с аналогичным видом нарушений.
1. Развивающая предметно – пространственная среда с учётом современных требований ФГОС ДО.
2. Привлечение внимания родителей к проблемам своих детей и их активное вовлечение в совместное сотворчество с детьми.
• Подгрупповая (в малых подгруппах).
Основные направление работы по реализации системы инклюзивного образования
— Создание группы психолого-педагогического сопровождения . Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это — индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.
— Создание адаптированных программ.
— Работа с семьей ребенка с ОВЗ . Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется:
активно вовлечь семью в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение; проводить консультирование родителей; учить семью доступным им приемам и методам оказания помощи;
организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.
Проблемы внедрения инклюзивного образования
1.Недостаточная подготовка педагогов дошкольного образования к работе с детьми с ОВЗ. Методов работы с детьми с ОВЗ в ДОУ, приёмов работы, методик и технологий студенты и выпускники не изучают и навыков такой работы не получают. Сюда же можно отнести отсутствие психологической готовности принять ребенка с ОВЗ в обычной группе детского сада. Необходимо провести соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребенку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива. Также остро стоит вопрос нехватки специалистов (дефектологов, сурдологов и т. д.).
2. Отсутствие адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования. На сегодняшний день примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования пока нет. Без такой программы не обойтись в том случае, когда в группе нормально развивающихся сверстников есть один, двое, трое, пятеро детей с ограниченными возможностями здоровья. Но для ребёнка с ОВЗ ни одна из существующих программ не подходит. А если программа не подходит, то её надлежит адаптировать. Здесь же можно отметить отсутствие необходимой методической литературы. В ДОУ обязательно должна быть литература коррекционного вида.
3. Проблема финансирования.
К сожалению, многие сады с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных групп, как раз потому, что есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования.
4. Немаловажной проблемой является отношение родителей нормально развивающихся детей и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ДОУ.
Родители «особых» детей перестают реально соотносить возможности своего «особого» ребёнка и перспективы его развития, перекладывая ответственность за воспитание на специалистов.
Родители обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями, они боятся, что нахождение в группе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям. А ведь не для кого ни секрет, что отношение детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Поэтому обязательно необходимо проводить работу с родителями, направленную на повышение уровня компетентности по вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ДОУ.
Но не смотря на все проблемы, зарубежный и отечественный опыт показывает, что создание инклюзивных детских садов способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, и, что немаловажно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями.
Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.
Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование – значит давать детям шанс стать частью общества, развивать таланты, социализироваться.
«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. С. 293- 311. Шипицына Л.М. «Необучаемый ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: 2005. 477с. Шматко, Н.Д.
«Для кого может быть эффективным интегрированное обучение» / Н.Д. Шматко // Дефектология. 1999. № 1. С. 41-46. Шматко, Н.Д.
«Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа» / Н.Д.Шматко, Э.В.Миронова // Дефектология. 1995. №4. С. 66- 74.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
с.Звонарёвка Марксовский район Саратовская область
Источник
Дошкольное образование детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья…
…нуждаются не только в особом уходе, но и отношении общественности и образовании. Статус ОВЗ, означает, что у ребенка есть проблемы со здоровьем и ему требуется коррекция образовательной программы. Он используется в основном для того, чтобы подобрать правильную систему обучения, и в дальнейшем повзрослевший человек мог претендовать на место в социуме. Чем раньше будет установлено отклонение от нормы в здоровье, тем больше вероятность того, что после лечения и обучения он не будет отличаться от сверстников.
Дошкольное обучение отталкивается от вида заболевания
Ограничение возможностей здоровья обнаруживают при прохождении медицинской комиссии, чем раньше будет обнаружено серьезное заболевание, тем эффективнее будут коррекционные занятия. Прошедшие коррекционный курс, при обнаружении заболеваний до двух лет, достаточно часто добиваются хороших успехов в социализации и коммуникации, если не победив недуг, то научившись с ним бороться
Ограниченные возможности здоровья имеют дети с различными заболеваниями. Чтобы адекватно разработать программу обучения и коррекции, нарушения условно разделили на несколько категорий:
- опорно-двигательного аппарата;
- слуха;
- зрения;
- развития речи;
- интеллектуального развития;
- поведения и общения;
- комплексное нарушение развития.
Все они предполагают особое отношение и подход. Ранняя диагностика и дошкольное образование приведут к тому, что родители смогут надеяться на инклюзивную интеграцию в обычную общеобразовательную школу. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше.
Особенности детей с ОВЗ
Каждая категория детей с ОВЗ имеет свои особенности, но существуют и общие, одинаковые для всех:
- ребенок отстает в развитии;
- ему тяжело общаться с другими;
- он обладает искаженным мировосприятием;
- ему нужна коррекция нарушений, вызванных заболеванием;
- потребуется помощь в социальной адаптации и общении с остальными детьми.
Это не говорит о том, что они не могут пребывать в одном детском саду с обычными, здоровыми детьми. При правильном подходе, нахождение в социуме ему пойдет на пользу, поэтому лучше не избегать этого.
Дошкольная программа для детей с ОВЗ
Дошкольное воспитание детей с ОВЗ, практически не отличается от программы подготовки к школе обычных первоклашек. Они сталкиваются с тем же потоком информации, что и их сверстники. Вот только учебная программа обязательно смешивается с коррекционными методиками, которые позволяют лучше преподнести информацию и способствовать адаптации.
Особенности подхода к таким детям изучаются на специальных курсах повышения квалификации, в детском дошкольном учреждении должен быть квалифицированный педагог, понимающий проблемы детей с ОВЗ.
Государство субсидирует распространение инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому все больше детских садов имеют достаточное обеспечение для обучения особых детей. Кроме того, службы социальной защиты предлагают помощь родителям, организовывая встречи, клубы, лагеря и тематические собрания.
Правила обучения детей с ОВЗ
Практически каждый гражданин страны должен иметь среднее образование и дети с ОВЗ в этом случае не исключение. Главный человек в жизни такого ребенка, который определяет все его потребности – родитель. Только с его помощью и усилиями, человек с особыми потребностями может стать полноценным членом общества. Правила обучения детей с ОВЗ не слишком отличаются от требований к организации учебного процесса обычного ребенка. Только учитываются особые потребности:
- на ребенка нельзя давить;
- дети с ОВЗ плохо воспринимают новую информацию, им может понадобиться дополнительное объяснение;
- обязательна коррекционная работа;
- обязательно делается упор на социализацию и коммуникацию.
При поступлении ребенка в детский сад, дошкольное учреждение должно предоставить ему возможность контактировать с другими детьми, скорректировать учебную программу, учесть физиологические особенности и обеспечить свободу передвижения.
Особые образовательные потребности ребенка с ОВЗ
Особые образовательные потребности ребенка с ОВЗ в том, что любое нарушение здоровья сказывается на психике и развитии. Кроме того, некоторые дефекты могут мешать правильной обработке полученной информации. В дошкольном учреждении, все образование проводится в игровой форме, с применением современных технологий и методик, для наиболее эффективного освоения программы. Кроме того, в некоторых случаях к группе прикрепляется дополнительный персонал, который уделяет особое внимание детям с ОВЗ.
ФГОС и АООП для дошкольников с ОВЗ
ФГОС – федеральная программа государственного стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Она учитывает все потребности и нужды детей с различными нарушениями. Программа включает в себя несколько этапов:
- сбор сведений о ребенке;
- определение уровня его образовательных потребностей;
- определение образовательного маршрута.
На основе полученных данных разрабатывается АООП – адаптированная индивидуальная образовательная программа, на основе которой и происходит обучение, как в школе, так и дошкольных учреждениях.
Основные задачи при обучении ребенка дошкольника с ОВЗ
Педагог, продумывая образовательные методики, обязательно учитывает основные проблемы при обучении ребенка.
Основные проблемы ребенка с ОВЗ
Проблема | Методика ее решения |
проблема с коммуникацией | организовать общение с другими детьми из группы |
определенная проблема со здоровьем | коррекционные занятия |
искаженное мировосприятие | сенсорная терапия |
инфантильность | игры общение в группе |
Программа работы с дошкольником ОВЗ, утверждается отдельно с учетом всех его проблем и способности готовиться к школе. Основная задача воспитателя и родителей подготовить школьника морально и психологически к тому, что он будет учиться в коллективе. Если он не будет чего-то знать, это можно будет догнать позже, а вот если он не будет хотеть учиться в школе, возникнут проблемы психологического характера.
Дети с ОВЗ нуждаются в отдельном образовании
Ребенок с ОВЗ нуждается в отдельной образовательной программе. При этом необязательно он должен осваивать с отрывом от коллектива. Преподаватели, воспитатели, педагоги должны быть заинтересованы в социализации такого человека. Поэтому любой план начинается с того, как правильно подобрать комплекс занятий для всей группы, чтобы абсолютно все дети чувствовали себя в ней комфортно и не отставали.
Большая часть методик повторяет друг друга и применяется как в работе с обычными детьми, так и теми, кто имеет особые потребности. Например, цветотерапия, арт-терапия, аудиотерапия – все они используются для подготовки любых дошкольников, также, как и детей с ОВЗ.
Источник