Массажные дорожки — мои помощники в профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста.
статья по физкультуре на тему
«Профилактика плоскостопия, с применением в работе «игровых массажных дорожек».
В последнее время результаты медицинских обследований свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья дошкольников, увеличение числа детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе плоскостопием.
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Определена зависимость двигательной активности здоровых детей от сезона года, возраста, пола и формы стопы. По литературным данным, плоскостопие – это деформация нижних конечностей детей. При плоскостопии стопа соприкасается с полом почти всеми своими точками и след лишен внутренней выемки. Различают врожденное плоскостопие и приобретенное. Врождённое плоскостопие наблюдается редко, приобретённое часто. Из-за плоскостопия резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, нарушается правильное положение позвоночника, затрудняется движение (ходьба, бег). Всё это отрицательно влияет на общее физическое развитие ребенка и взрослого и снижает их работоспособность.
Простые профилактические мероприятия и своевременное его лечение путём общедоступных гимнастических упражнений — помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его.
Для предупреждения плоскостопия я применяю целый ряд методов. Это не только гимнастические упражнения (такие как ходьба на носочках, пятках, внешней и внутренней стороне стопы, ходьба по обручу и черенку от швабры), но и использую различные «Игровые дорожки». Чтобы разнообразить свою работу и повысить к ней интерес детей, я постоянно пополняю оборудование для профилактики плоскостопия интересными самодельными массажными дорожками.
«Игровые дорожки» я шью сама. При их создании я использую самые разнообразные материалы. Бесполезные на первый взгляд предметы превращаются в яркое и удобное в использовании оборудование, которое очень нравится детям.
Как пользоваться ковриками?
Можно положить массажный коврик на видном месте (например, у кроватки). Ежедневно, по несколько минут, ходите по коврику.
Массажные коврики – это полезно!
Ходьба по массажным коврикам помогает тренировке мышц стопы. У детей это способствует формированию сводов стоп и профилактике плоскостопия. При хождении по массажным коврикам достигается эффект глубокого приятного точечного массажа стоп. Упражнения на ковриках безопасны и полезны для здоровья.
Источник
Дорожка здоровья: плоскостопие.
материал (младшая группа) на тему
Материал выпустила в виде буклета для родителей свой группы, там описаны и показаны упражнения для профилактики плоскостопия которые можно делать дома с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_po_ploskostopiyu.docx | 314.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнение «Разбойник» — сидя на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце, салфетку, на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
Упражнение «Маляр» — сидя на полу с выгнутыми ногами (колени выпрямлены), большими пальцами одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
Упражнение «Сборщик» — сидя с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое, затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую.
Упражнение «Художник» — сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
МБ ДОУ «Детский сад №248»
Дорожка здоровья: плоскостопие .
Нередко плоскостопие бывает одной из причин нарушения осанки.
При плоскостопии, сопровождающемся уплощением свода стоп, резко понижается положение таза, затрудняется походка. Дети, страдающие плоскостопием, не могут долго стоять и ходить, быстро устают, жалуются на боли в ногах и спине.
Причинами плоскостопия обычно бывают:
- Слабости мышц стоп
- Чрезмерное утомление в связи с длительным пребыванием на ногах
- Ряд заболеваний
Важно предупреждать плоскостопие, а если оно все – таки появилось, своевременно проводить лечение. Это можно проводить и дома, выполнять специальные упражнения для укрепления стоп, при выраженном уплощении, кроме этого, носить супинаторы (специальные стельки).
Только в случае резкой деформации стоп кроме гимнастических упражнений и стелек врач назначает массаж ног и тепловые процедуры.
Больше ходите, бегайте. Эти виды движений не только хорошо воздействуют на весь организм, но и затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.
Продолжительность занятий 10 минут. Перед упражнением следует походить на носках, попрыгать на носках через скакалку – на одной и на другой ногах.
Упражнение «Окно» — стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.
Упражнение «Барабанщик» — сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.
Упражнение «Гусеница» — сидя на полу с согнутыми коленями сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова расправляются и движение повторяются (имитируя движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.
Упражнение «Кораблик» — сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног, друг к другу, постепенно старается выпрямлять колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).
Упражнение «Серп» — сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см.) согнутые пальцы ног сначала сближаются, а служат эффективным средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезна разнообразная ходьба на носках и наружных краях стоп.
Упражнение «Каток» — катать вперед – назад мяч, скакалку, бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
Источник
«Дорожки здоровья (стопотерапия)»
статья (старшая группа) на тему
доклад по здоровьесбережению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorozhki_zdorovya_rmo.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«ДОРОЖКИ ЗДОРОВЬЯ (стопотерапия)»
В современном мире проблема здорового поколения стоит наиболее остро. Анализируя показатели здоровья детей, поступающих в ДОУ, мы заметили, что идет преобладание второй и третьей группы здоровья. Часто болеющие дети имеют самые распространенные заболевания: ОРВИ, плоскостопие, нарушение осанки. Плоскостопие у детей — это одна из актуальных проблем в системе охраны здоровья детей. Здоровые стопы – правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли. Правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли – здоровые суставы и мышцы. Здоровые суставы и мышцы – здоровые внутренние органы. Как известно, на стопах располагается огромное количество активных точек, стимуляция которых позволяет положительно влиять на прохождение разных процессов внутри организма, а также на работу органов и систем. Стопы являются своеобразной проекцией всех наших органов. Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и совершено без труда улучшить здоровье ребенка.
Одним из эффективных направлений оздоровительного характера, используемых педагогами нашего детского сада, является стопотерапия, которая вызывает наибольший интерес у дошкольников. Стопотерапия — это простые и полезные упражнения для детей, которые не только укрепляют организм и его системы в целом, но и являются хорошей профилактикой плоскостопия и лечением достаточно сложных заболеваний опорно-двигательного аппарата. К тому же такие упражнения влияют на центры, которые отвечают за развитие речи, а для наших малышей – это важно.
Стопотерапия включает в себя несколько видов:
— Массаж и самомассаж стоп;
— Игры и упражнения для профилактики и лечения, лечебная гимнастика для стоп;
— Водные профилактические процедуры;
— Босохождение /игры, упражнения, разные виды деятельности на улице, желательно на природе, и в помещении на физкультурных занятиях, утренней зарядке и др./
— Ортопедическая обувь, коррегирующие стельки, супинаторы.
В нашей работе наиболее применим массаж и самомассаж стоп, гимнастика для стоп и босохождение. Массаж стоп оказывает благотворное влияние не только на формирование ног и опорно-двигательного аппарата, ребенка, но и на центральную нервную систему, а через нее – на весь организм в целом. Поэтому, на мой взгляд, он является одним из самых эффективных способов укрепления здоровья.
Для того чтобы процесс оздоровления в ДОУ был не только полезным, но и весьма увлекательным, мы используем массажные дорожки или «дорожки здоровья». Эти дорожки представляют собой коврики разной длины и ширины, плоские с различными следами и со специальным покрытием (игольчатым, ребристым, с жёстким ворсом и т.д.), а также коврики с различными предметами. К дорожкам здоровья так же относятся дорожки с мягким набивным материалом (вата, поролон, синтепон). Хождение по дорожкам здоровья вызывает у детей большой интерес и радостные эмоции. Не прилагая особых усилий, ребёнок в непринуждённой, свободной форме выполняет самомассаж стоп, получая приятные ощущения, удовольствие, а его организм наполняется энергией, здоровьем. Так как массажные дорожки имеют несколько видов рифленой поверхности, следовательно, отличается и степень воздействия на стопы ребенка. Благодаря этому дорожки обеспечивают массаж стоп, способствуют укреплению голеностопного сустава и предотвращают появление и развитие плоскостопия у детей. «Прогулки» по массажным дорожкам мы сопровождаем музыкой и веселыми стихами.
В нашем детском саду «дорожки здоровья» организованы в физкультурном зале и в групповых помещениях. В группах они постоянно доступны детям, чтобы они могли пройтись по ней, как только у них возникнет такое желание, но когда такой возможности не бывает. Мы выкладываем дорожки после дневного сна на 15-20 минут.
В основном «дорожки здоровья» у нас сделаны своими руками. Наполняющие элементы при этом используем самые различные, от природных материалов, до старых фломастеров и карандашей. Это шишки, каштаны, желуди, песок, камушки, галька, пуговицы, бусины, крышки от пластиковых бутылок, сами пластиковые бутылки, наполненные водой или песком, толстая веревка, пластиковый коврик типа «травка», резиновые коврики для обуви, металлические цепи разумной толщины, и даже старые счеты. Массажная дорожка может включать и мягкие элементы, например, поролоновые губки или мочалки. Также включаем в дорожку мешочки с наполнителями из круп, гороха и фасоли.
Элементы дорожки пришиваются на отрезы плотной ткани, приклеиваются на фанеру, клеенку или линолеум.
Описание и характеристика массажных дорожек:
«Волшебные следки» . Такие следки хорошо использовать для тренировки правильного развода стоп, при ходьбе, можно в подвижных играх и развлечениях.
Массажеры из подручных средств
(пробки, пуговицы, бигуди, мочалки) предназначены для точечного массажа стопы, для снятия мышечного напряжения.
«Гусеница» — развитие равновесия, координация движений, точечный массаж всей стопы, поднимает эмоциональный настрой детей, способствует формированию физических качеств и двигательных умений ребенка.
Пластмассовые коврики — тренировка сосудов стоп, нервной и эндокринной систем организма.
Дорожки из природных материалов. Точечный и поперечный массаж мышц стопы, сосна дает живительную энергию, снимает усталость.
«Морской бережок» — дорожка состоит из трех наполненных контейнеров: песком, морской галькой, водой.
При выстраивании «дорожек здоровья» важно чередовать искусственные тренажеры с тренажерами, изготовленных из природного материала. Ходьба по «дорожке здоровья» осуществляется следующим образом:
– 1 круг обычная ходьба , СЛАЙДЫ
– 2 круг: ходьба с упражнением «Бабочки» (плавные движения руками вверх вниз) СЛАЙДЫ
– 3 круг: ходьба с упражнением «Замок» (руки сзади в замке). СЛАЙДЫ
– 4 круг: ходьба с дыхательным упражнением «Мыльные пузыри» (имитация движений). СЛАЙДЫ
Завершаем «прогулку» по дорожке мягкой тканью, смоченной в прохладной воде. При ходьбе мы чётко следим за осанкой детей, за качеством выполнения заданий, учим детей точно наступать на следы, предметы, выполнять ходьбу в умеренном темпе.
Ходьбу по дорожкам здоровья мы сопровождаем игровым текстом, например:
Идут наши ножки по лесной дорожке
По иголкам из хвои, по колючкам из земли,
По песочку, по следам, по канавкам и буграм,
По болотным кочкам, травке и цветочкам.
Также в своей работе по оздоровлению дошкольников мы применяем игры-упражнения для стоп. СЛАЙДЫ
1. Упражнение «Экскаватор» — положить перед собой карандаши и поднимать их с пола пальцами ног, кто больше и быстрее поднимет, тот «экскаватор» выиграл.
2. Упражнение «Соберем в корзинку» — сидя на стуле перенести каштаны (шишки, желуди т.п.) пальцами ног с пола в корзинку.
3. Упражнение «Парашюты» — поднять платочек пальцами ног с пола как можно выше и разжать пальцы.
4. Упражнение «Медведь лезет по дереву» — флажок вертикально полу, захватываем палочку пальцами поочередно и лезем вверх
5. Упражнение «Ёжики» — сидя на краю стула, руки в упоре сзади, спина прямая, катание колючих мячиков вперед-назад, влево-вправо, по кругу.
При проведении стопотерапии мы используем музыкальное сопровождение- это создаёт дополнительный эмоциональный фон, улучшает функции нервно-психической системы, снимает внутреннее напряжение, активизирует детей.
Как показывает практика использования дорожек здоровья в детском саду, а конкретно в нашей группе, за период их применения нам удалось значительно сократить уровень заболеваемости воспитанников. У деток наблюдается положительная динамика показателей роста и веса, у них формируется правильная осанка. При этом у ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата фиксируются значительные улучшения. Дети проявляют активное желание заниматься на подобных дорожках здоровья. На фоне таких занятий происходит заметное улучшение общего эмоционально-психического состояния. Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и совершено без труда улучшать здоровье ребенка. И дорожка здоровья позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным. Ежедневные прогулки по дорожкам здоровья формируют у детей привычку к здоровому образу жизни.
Здоровье — это великое благо и неотъемлемое условие счастья. Только человек, живущий в гармонии с собой и со всем миром, будет действительно здоров. А здоровый ребенок — это счастье в семье. Поэтому уже в раннем детстве необходимо формировать начальные представления о здоровом образе жизни, научить ребенка любить себя, окружающих людей, природу, жизнь! Именно мы, педагоги, призваны помогать ему в этом!
Источник