Проект «Тропинка здоровья»
Алла Кох
Проект «Тропинка здоровья»
Актуальность: К сожалению, с каждым годом здоровье детей становится всё хуже. Дети либо уже рождаются с различными патологиями, либо приобретают в первые годы жизни заболевания, перерастающие в хронические. Это вызвано рядом факторов.
Экология нашего края создаёт дискомфортные условия для жизни человека. Резкие перепады атмосферного давления, температуры, воздействуя на неокрепший организм ребёнка, повышают напряжение механизмов адаптации, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет. Негативное воздействие оказывают промышленные предприятия, создающие экологически неблагоприятную обстановку, которая отражается на здоровье и взрослых и детей.
Многие дети нашего детского сада страдают различными заболеваниями, в том числе хроническими, физически слабо развиты. Перед дошкольным учреждением стоит задача сохранять и укреплять здоровье детей, воспитывать их сильными и выносливыми. Двигательная активность и закаливание обеспечивают здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательный интерес, культуру поведения и чувство красоты, поднимают настроение.
Таким образом, в целях объединения оздоровительных и экологических факторов целесообразно создать «Тропу здоровья».
Тип проекта: практико-оздоровительный.
Длительность проекта: летний период.
Участники проекта: воспитатели, родители, дети.
Цель проекта. Формирование у детей интереса и привычки к здоровомуобразу жизни посредством природных факторов: солнце, воздух, вода.
«Тропа здоровья», включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме. Основными целями организации «Тропы здоровья»являются:
1. Профилактика плоскостопия.
2. Улучшение координации движений.
3. Улучшение функции сердечно – сосудистой и дыхательной системы.
4. Повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям.
5. Улучшение эмоционально – психического состояния детей.
6. Приобщение детей к здоровому образу жизни.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования были поставлены следующие
1. Создать рабочую группу по реализации проекта.
2. Разработать проектную документацию по «Тропе здоровья»: план-схему тропы, перечень оборудования, смету.
3. Привлечь родителей и общественность для участия в проекте: материального обеспечения, организации работ по оборудованию тропы.
4. Организовать практическую деятельность по созданию Тропы: подготовить площадку, изготовить и установить оборудование.
5. Подготовить методические рекомендации по оздоровлению детей с помощью «Тропы здоровья».
6. Подготовить инструкцию по охране жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на «Тропе здоровья».
Организация и ход проекта
Первый этап- Разработка и создание Ландшафтного дизайна (схема «Тропы здоровья» приложение № 1)
Расположение «Тропы здоровья»:
«Тропа здоровья» будет расположена по периметру спортивной площадки.
Большая часть поверхности с травяным покровом и песчаными участками.
Второй этап – поиск и приобретение материалов для тропы здоровья и непосредственное ее строительство.
Объекты тропы здоровья:
Песочная беговая дорожка;
Разновысотные деревянные спилы для перешагивания;
Мостик с перилами;
Комплекс для метания;
Тоннель для лазания;
Емкость с водой;
Дорожка со следами;
Третий этап – презентация проекта.
Открытие «Тропы здоровья» совместно с детьми и родителями – праздник «Здоровейка» ,фотографированием, подвижными и спортивными играми.
Этапы Виды деятельности с детьми Виды деятельности с родителями
1 этап — Ежедневная профилактическая
работа (утренняя гимнастика,
физминутки, динамические паузы,
подвижные игры, бодрящая
«Лото – спорт», «Спортивное домино»,
«Парные картинки – мы спортсмены»,
«Разрезные картинки», «Пазлы –
спорт», «Что кому нужно?»
(спортивный инвентарь, Альбом
«Спортивный инвентарь», Альбом
Беседы: «На зарядку становись», Карточки с беседами «Расскажите детям о видах спорта», «Чтоб здоровым быть
всегда, нужно заниматься».
Традиция «Знаете ли вы…» — «Как
появился спорт?», «Самые первые
Сюжетно –ролевые игры:
«Строим стадион», «Магазин
«Семья на спортивном празднике»
Анкета «Значение занятий по физической
Изготовление нестандартного спортивного
Консультации «Здоровый ребенок –
Успешный ребенок»; «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»;
Консультирование родителей (в вечернее время, составление плана работы и графика посещений «Тропы здоровья.
2 этап Упражнения на «Тропе здоровья»:
— ходьба по разным поверхностям, бег по траве, песку, корригирующая ходьба, лазание по ребристому мостику «паучком», по гимнастическому бревну различными способами и т. д. ;
— упражнения для укрепления стоп (захват и сбор пальцами ног мелких предметов,бросового материала:крышек, пробок;природного материала: желудей, каштанов, шишек);
—подвижные игры: «Мы идем в поход», «Волшебная тропа», «Пятнашки», «Зоопарк», «Веселые ножки» и др. ;
— физкультурные занятия с использованием «Тропы здоровья»;
Нетрадиционные формы проведения физкультурно-оздоровительных упражнений на «Тропе здоровья»:
— дыхательные упражнения по Стрельниковой («Ветерок», «Часы», «Насос»,«Петушок» и др.);
— мимическая гимнастика («Барабан», «Язычок», «Удивленное лицо», «Какие мы разные» и др.);
— психогимнастика («Сотвори в себе солнце», «Ты дрозд, и я дрозд» и др.);
— упражнения для глаз («Шарики воздушные», «Дождик», «Самолет» и др.);
— упражнения для горла («Ворона», «Лошадка» идр.);
—закаливающие процедуры (ходьба босиком по различным поверхностям, обливание стоп водой и контрастные ванны для ног, солнечные и воздушные ванны, полоскание горла морской солью);
— элементы релаксации («Золотой песок», «Берег моря», «Я на солнышке лежу» и др.);
— массаж крыльев носа, ушной раковины, спины, самомассаж стоп, кистей (с использованием различного мелкого материала, массажных мячей, валиков и т. д.);
— подвижные игры с водой (брызгалки, мыльные пузыри, пенная игра, обливание ит. д.);
— эстафеты с элементами коррекции и закаливания («Кто ловчее», «Самый меткий глаз», «Медвежата» и др.).
Самостоятельное использование «Тропы здоровья» детьми совместно с родителями.
Мастер –Класс «Как изготовить нетрадиционное физкультурное оборудование»
Конкурс пособий «Очумелые ручки»
Проведение праздника по открытию «Тропы здоровья»
3 этап Проведение физкультурных занятий, развлечений, «Дней здоровья» Стенгазета «Тропа здоровья» о проделанной физкультурно – оздоровительной работе в рамках проекта ДОУ
Обобщение опыта, оформление
проекта.
проекта «Тропа здоровья» для
Дети получают элементарные знания о работе организма человека в природных условиях.
Приобретут устойчивую мотивацию в сохранении своего здоровья; получат знания о здоровом образе жизни; научатся играм, движениям, понятиям «что вредно, а что полезно для здоровья».
Выучат упражнения гимнастики, стихи, пословицы и загадки, игры оздоровительной направленности.
Приобретут простейшие представления продвижения по экологической тропе направленные на укрепление их здоровья.
Смогут демонстрировать свои познания в окружающем мире, через игры, эстафеты, праздники.
Должно измениться мнение родителей к данной проблеме.
Сценарий праздника «Тропинка в осень» Тропинка в Осень Звучит песенка «Тропинка – торопинка» дети «паровозиком вбегают в зал делают упражнения 1. Бегут змейкой останавливаются.
Оздоровительный досуг «Тропинка к здоровью» Программное содержание: 1. Содействовать повышению жизнестойкости организма в целом, предупреждение и профилактика плоскостопия; 2. Упражнять.
Проект по укреплению и сохранению здоровья детей «В мире здоровья» Проект «В мире здоровья» Здоровье человека- это самое важное, что есть у нас в жизни. И его надо беречь заботиться и укреплять с самого.
Проект по экологии «Экологическая тропинка в ДОУ» Целевой долгосрочный проект «Экологическая тропинка в ДОУ» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название раздела Содержание раздела Краткое название проекта.
Групповой творческий краткосрочный проект «Экологическая тропинка» Вид проекта: групповой, интегрированный Тип проекта: творческий, познавательно — продуктивный Продолжительность: краткосрочный (09.01 –.
Видеоотчет «Проект «Экологическая тропинка» Актуальность проекта. В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности.
Проект «Экологическая тропинка» (подготовительная группа) Проект «Экологическая тропинка» Вид проекта: групповой, интегрированный Тип проекта: творческий, познавательно — продуктивный Продолжительность:.
Рабочая программа физкультурно-оздоровительного кружка «Тропинка к здоровью» Рабочая программа физкультурно–оздоровительного кружка «ТРОПИНКА к ЗДОРОВЬЮ» для детей старшей группы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Основной формой.
Конспект занятия «Экологическая тропинка» Образовательные: формировать представления о сезонных изменениях в жизни растений; учить сравнивать сезонные изменения в природе; Развивающие:.
Источник
Проект «Тропа здоровья»
Сергеева Ольга
Проект «Тропа здоровья»
Что послужило основанием для решения проблемы правильной организации среды? Функционального оснащения участков детского сада для прогулок и всей территории нашего ДОУ №544? Рядом с детским садом нет ни сквера, ни парка, ни водоема. Поэтому мы стараемся оградить детский сад зелеными насаждениями. Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.
В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания является содержательным элементом экологического воспитания дошкольников.
В тоже время экологическое воспитание невозможно без достаточно развитого у детей интереса к природе, а одним из условий, необходимых для развития такого интереса, является предметная среда. Она призвана обеспечить ребенку возможность развиваться в деятельности, в том числе самостоятельной. Для этого ее необходимо периодически изменять.
Именно по этой причине в нашем ДОУ №544 возникло желание изменить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный и стильный облик территории детского сада, соответствующий общим законам организации пространства под открытым небом, которые издавна известны людям, а также соответствующий тенденциям современной ландшафтной архитектуры. Создавая программу, мы опирались на такие принципы, как правильность и удобство расположения различных функциональных зон на территории детского сада; внешняя красота; гармоничное включение имеющихся ценных насаждений.
Выбранный нами свободный, асимметричный стиль планировки соответствует интересам детей – на лужайках и газонах им удобно играть.
Итак, всем нам необходимо прийти к сознанию того, что сохранить и улучшить жизнь человек сможет лишь усовершенствовав себя, и начинаться это должно с самых первых лет жизни. Наша благородная задача помочь в этом каждому ребенку.
Наша познавательно-оздоровительная программа один из путей достижения этой высокой и гуманной цели.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Главная цель программы – профилактика плоскостопия, улучшение координации движения, способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане; воспитание здорового подрастающего поколения.
Основные задачи программы:
профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;
сохранение и укрепление здоровья детей;
формирование привычки к здоровому образу жизни;
формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.
раскрытие и развитие восприятия красоты;
заложение этических и нравственных основ;
расширение сознания и кругозора;
раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала;
В процессе решения поставленных задач необходимо самому воспитателю быть живым примером устремления ко всему тому, что хотели бы воспитать и развить в детях, помня, что больше всего на ребенка влияет живой пример взрослого. Не только его поступки, но и его внутреннее состояние, то, что он сам чувствует, как мыслит.
На территории детского сада ребенок проводит много времени. От того, насколько она будет ухоженной, красивой, разумно спланированной, периодически обновляющейся, совмещающей любование дарами природы с решением вопросов экологического, нравственного, физического, художественного воспитания, будет зависеть, каких детей мы воспитаем.
Оформление участка детского сада дает нашим воспитанникам возможность наблюдать, исследовать, проводить опыты, трудиться, а потом в театрализованной, музыкальной, изобразительной деятельности отражать свои впечатления от взаимодействия с природой.
Программа рекомендуется для работы с детьми всех возрастных групп детского сада и включает в себя следующие направления:
развитие художественно-эстетической культуры;
организация здорового ритма жизни и двигательной активности детей;
создание условий для оздоровительной работы с детьми;
работа с родителями;
работа с коллективом ДОУ
Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных целительных факторов была организована “тропа здоровья”.
Основными целями “тропы здоровья” являются:
улучшение координации движений;
улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем;
повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
улучшение эмоционально-психического состояния детей;
приобщает детей к здоровому образу жизни.
Организация “тропы здоровья” осуществлялась поэтапно.
Первый этап — поиск информационно-методических источников, создание творческой группы и проведение оргсовещаний по реализации краткосрочного проекта «Тропа здоровья».
Второй этап — поиск и приобретение различных материалов для тропы здоровья и непосредственное её строительство, в котором принимали участие сотрудники ДОУ, дети, родители.
«Тропа здоровья» длиной 15 метров, шириной 70 см делится на участки по 1 метру,которые имеют разные покрытия:
игольчатое покрытие (резиновый коврик)
Условия реализации программы:
Подготовленность кадров – инструктор ЛФК, учитель физкультуры, медицинский работник.
песок, гравий, маленькие бревнышки, водоем, крупный булыжник, мелкий булыжник, пластмассовые пробки,деревянные пеньки,
Травяное покрытие, игольчатое покрытие.
Подготовительная группа (6-7 лет)
Механизм оценки получаемых результатов:
Закаливание на тропе здоровья может проходить в тёплое время года. Оно проводится как инструктором по физкультуре, так и воспитателями.
Проходя по разным участкам поверхности тропы, дети получают последовательное воздействие на биологически активные зоны, расположенные на подошвенной части стопы. Эти зоны связаны с иммунной системой организма и помогают стимулировать и укреплять защитные силы организма.
Дети проходят по тропе босиком, выполняя дыхательные упражнения. Достаточная длина «тропы здоровья» позволяет выходить на неё целой группой. Дети дополнительно проходят по бревну и по газону. После этого — гигиенические процедуры.
Вдоль тропы высажены специально подобранные кустарники, цветы и травы, обогащающие воздух фитонцидами — биологически активными веществами, убивающими или подавляющими рост и развитие бактерий, микроскопических грибов.
Вдоль всей тропы растут: иссоп, мята, мелисса, календула, бархатцы, лекарственная ромашка, хрен, лук и другие.
Вечером, когда затихает весёлый гомон детворы, родители, дедушки и бабушки вместе с детьми могут зайти на спортивную площадку и пройтись босиком по «тропе здоровья»!
Для прокладывания тропы или круга здоровья необходимо:
1. Согласовать все вопросы, связанные с выделением места для будущей трассы, с соответствующими отделами районной администрации, руководителями учреждений, предприятий и организаций.
2. Получить разрешение на оборудование трассы от санэпидемстанции.
3. Располагать трассу вдали от загрязненных и многолюдных мест.
Как проводить занятия
Занятия на тропах здоровья в зависимости от своего назначения могут быть двух видов. Первый – занятия с дозированной физической нагрузкой на станциях. Второй – занятия с дозированной физической нагрузкой на этапах между станциями. Первый вид занятий – дозированные многократные повторения различных физических упражнений на снарядах, приспособлениях и тренажерных устройствах. Они имеют в основном силовой и ациклический характер. Большую часть времени (до 70%) занимающиеся на этой тропе здоровья проводят на станциях, выполняя упражнения. Второй вид занятий включает строго дозированные в соответствии с возрастом и состоянием здоровья ходьбу и бег. Они выполняются на этапах между станциями и также занимают до 70% времени от общей продолжительности занятий.
Следовательно, основную нагрузку занимающиеся получают на этапах между станциями. На самих же станциях интенсивность физической нагрузки снижается и занимающиеся переключаются на активный отдых, восстановление, в результате чего повышается интерес к выполнению упражнений на различных тренажерах, устройствах и приспособлениях развлекательного и игрового характера.
Темп ходьбы и бега между станциями строго задается ритмодатчиками в соответствии с длиной и рельефом тропы, состоянием здоровья и возрастом занимающихся. Качество выполнения заданий на каждой станции может оцениваться по установленному ранее количеству набранных очков, что придает занятиям соревновательный характер. Победитель определяется по наибольшей сумме очков, набранных на всех станциях.
Тематический план работы на год
месяц Название темы Количество занятий
май «Знакомство с тропой здоровья» 1
«экскурсия по тропе здоровья» 1
«Наши растения» 1
июнь «Паровозик из Ромашкова» 1
«Буратино приглашает в гости» 1
«С камушка на камушек 1
«С пенечка на пенечек» 1
июль «Иголочки» 1
«Помочим ножки» 1
«В гости к сказочным героям» 1
«Кто живет в воде» 1
август «Чему мы научились» 1
«Природа вокруг нас» 1
«Чему мы научились» 1
сентябрь «Наше здоровье» 1
«Осень золотая» 1
«Закрытие сезона» 1
«Прощание с тропой здоровья» 1
Список используемой литературы :
1. Захлебный А. Н. «На экологической тропе опыт экологического воспитания»— М. : Знание, 1986.
2. Захлебный А. Н. Суравегина И. Т. «Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя»- М. : Просвещение,1984.
3. Дерябо С. Д., В. А. Ясвин В. А. «Экологическая педагогика и психология. Учебное пособие для студентов вузов»— Ростов: Феникс, 1996.
4. Ремизова Н. И. «Учебная экологическая тропа на пришкольном участке». ж-л «Биология в школе» №6, 2000.
5. Чижова В. П. Петрова Е. Г. Рыбаков А. В. «Экологическое образование (учебные тропы»- Сб. «общество и природа» МГУ, 1981
ГБОУ СОШ №1155 (детский сад комбинированного вида №544)
Департамент образования города Москвы
Северо-Западное окружное управление образования
«Тропа здоровья»
составитель: Воспитатель детского сада №544
Сергеева Ольга Александровна
Коррекционно — развивающая среда для детей с УО (продолжение) Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми детского дома- интерната №2: 1. Развитие всех психических.
Варианты оформления летних участков В рамках ежегодного конкурса участков, как на летний, так и на зимний период, разрабатывается положение о конкурсе и требования к оформлению.
Источник