Роль дополнительного образования в выборе здорового образа жизни
Возможности творческих центров
Возможности дополнительного образования для формирования здорового образа жизни детей необычайно широки. Помимо центров детского творчества, а также специализированных учреждений дополнительного образования, которые прямо ориентированы на создание у детей и подростков привычек, полезных для здоровья (детско-юношеские спортивные школы, клубы физической подготовки, центры и станции юных туристов и краеведов и др.), сохранилась сеть и иных учреждений, работающих по здоровьесберегающим технологиям.
Речь может идти и об объединениях в стенах школы. Во многих регионах России в штаты общеобразовательных учреждений уже включены должности педагогов дополнительного образования. Взаимодействуя с ними, педагоги-предметники находят поддержку в проведении общеклассных мероприятий и в формировании ученического актива (туристского организатора из числа детей, посещающих объединение юных туристов и краеведов; сектор живой природы из числа ребят, которые занимаются в объединении юных экологов, и т.д.).
Огромным ресурсом для формирования здорового образа жизни являются также внеурочные занятия как одна из составляющих дополнительного образования детей.
При разработке технологий формирования здорового образа жизни в системе дополнительного образования мы исходили из того, что это – новое, непривычное и не совсем понятное дело, которым никогда специально педагоги не занимались. Пока не существует и системы их подготовки в данной области. Поэтому мы стремились к тому, чтобы каждый педагог мог вы¬брать из разработанных нами технологий те, которые ему подходят, отвечают его способно¬стям. В основе этих технологий – партнерство, сотворчество детей, педагогов и семьи.
Проанализировав существующие формы работы в системе дополнительного образования, мы предприняли попытку внедрить в них действенные стимулы, которые заставляли бы детей выбирать здоровый образ жизни.
Вот варианты этих подходов.
Первый – внедрение в работу детских объединений по интересам тем здоровья, здорового образа жизни, имеющих прямое отношение к тематике объединения.
Второй – включение в деятельность детских объединений тем образа жизни, прямо не связанных с этой деятельностью, но чрезвычайно актуальных в настоящее время (например, проблемы вредных привычек, нравственного здоровья и др.), а также тем здорового образа жизни, традиционно входивших в систему гигиенического воспитания. К ним относятся личная и общественная гигиена, гигиена умственного труда, питания, оздоровительное значение физкультуры и спорта, профилактика инфекционных заболеваний, травматизма и гигиенические аспекты полового воспитания.
Третий – общие акции в детском объединении или центре детского творчества на темы здорового образа жизни.
Проблемы здоровья актуальны для каждого человека – и для детей, и для педагогов. Каждый готов обсуждать их. Вопрос в том, как это делать. Это должен быть не монолог педагога устрашающего характера (если вы будете делать то-то или не делать того-то, то вам грозит…), а дискуссии, споры, игры (кто умеет, кто правильнее действует). Главное, к чему нужно стремиться, – чтобы по возможности это было общение с детьми на языке их чувств, чтобы обсуждение любой темы не было отвлеченным, но было обращено к практической жизни ребенка, его опыту.
Новые подходы
Обучение основам здорового образа жизни в рамках школьных предметов предполагает освоение каждым ребенком некоего оптимального, стандартного объема знаний и навыков. Недостатком предметного обучения здоровью является абстрагированность, отстраненность знаний от реальной жизни ребенка, его опыта и позиции по отношению к выбору стиля жизни.
Вот почему важно искать другие подходы, которые не только заставляли бы ребенка выбирать стиль поведения, способствующий здоровью, но и побуждали бы его действовать. Такие уникальные возможности предоставляет система дополнительного образования, позволяющая через неформальное общение с детьми, развитие их творческого потенциала решать многие воспитательные задачи, в том числе и задачи формирования здорового образа жизни.
Новизна предлагаемых нами подходов за¬ключается в том, что впервые формирование здорового образа жизни рассматривается как важнейшая цель и составляющая дополнительного образования, реализация которых возможна и в контексте существующих вариантов неформальной, творческой деятельности детей, и как самостоятельное направление их творчества. Само детское творчество выступает главным инструментом этого процесса. Важнейшую роль в этом должен играть выявленный нами детский потенциал обучения здоровью. Сотворчество, совместное познание, взаимовоспитание, взаимообучение, партнерство детей разных возрастов, семьи и педагогов – основные принципы, на которых должна основываться реализация этого потенциала. Все это должно формировать у ребенка способность к самооценке, самоанализу своего стиля жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своего окружения, умение применять знания о здоровье в практической жизни и стремление расширять эти знания, а также стимулировать детские инициативы, направленные на укрепление здоровья.
Разработанные нами формы реализации детского потенциала отражают потребности и ожидания современных детей и особенности подростковой субкультуры. Они позволяют решать не только образовательные и воспитательные, но и коррекционные задачи.
Через совместное творчество детей, родителей и прародителей лежит путь к восстановлению во многом утраченных связей между поколениями, в том числе традиций, помогающих сохранению здоровья.
Все это требует обновления содержания дополнительного образования, разработки форм и методов, которые были бы адекватны новым задачам.
В школьном среднем образовании учащиеся узнают «понемногу о многом», в добровольных объединениях по интересам они постигают то или иное явление глубоко и подробно, то есть узнают «все о немногом». В этом и заключается сущность дополнительного образования, ибо оно представляет собой гармоничное единство познания, творчества и общения детей и взрослых, в основе которого лежат любознательность, свободный поиск пути к мастерству и постижению смысла жизни.
Именно в этих учреждениях имеются все возможности для обучения детей и подростков с учетом способностей, запросов и интересов конкретного ребенка.
Качества личности, ее развитие во многом зависят не только от того, что изучается, но и от того, как изучается.
Особое внимание педагогу нужно обратить на формирование у детей взаимоотношений с социальной средой, а также элементов творческой деятельности, которые помогут им быстрее приспособиться и выжить в сложившихся условиях, сохранив и укрепив свое здоровье, а также сделать более здоровым свое окружение.
Реализация предложенной нами концепции предполагает как минимум два направления в обновлении содержания дополнительного образования. Во-первых, это – встраивание в него тем, которые раньше входили в систему так называемого гигиенического воспитания (это – оздоравливающее значение физкультуры и спорта, личной и общественной гигиены, закаливания, гигиены умственного труда, питания, профилактики инфекционных болезней, полового воспитания, профилактики травматизма). Во-вторых, включение наиболее острых, актуальных проблем образа жизни сегодняшнего дня (проблемы курения, токсикоманий, девиантного поведения и др.).
При этом дополнительное образование не долж¬но дублировать предметное обучение в области здоровья. Это – качественно другой уровень: освоение знаний и навыков через практический опыт ребенка, через творчество и создание стимулов к расширению этих знаний. Содержание образования должно предусматривать и формирование мотивации к выбору здорового образа жизни, стимулы к изменению стиля жизни на более благоприятный для здоровья, а также практические шаги в этом направлении.
Клубные формы
Клуб – очень привлекательная для детей и предложенная ими на Первой московской дет¬ской конференции «Мы выбираем здоровье» форма сотрудничества в движении к здоровому образу жизни.
Основа клуба – добровольное объединение его членов. Но если ты вступаешь в клуб, то должен разделять его идеи, принимать его цели и участвовать в их реализации. В то же время это дает возможность воплотить собственные идеи и потребности каждому его члену через сотрудничество и творчество.
Эта форма позволяет подобрать множество «ключей» к формированию здорового образа жизни и одновременно решать широкие воспитательные задачи.
В организации коллективных творческих дел, в том числе клуба, следует предусмотреть шесть стадий.
Первая – предварительная работа взрослых – классного руководителя и других членов «взрослого» школьного сообщества, которых можно привлечь; родителей и прародителей (бабушек и дедушек), медперсонала, учителей-предметников. Она включает обсуждение практических способов реализации той или иной идеи, которая могла бы объединить детей.
Вторая – планирование. Это – дело самих детей: они должны предложить и обосновать свои способы и варианты решения поставленных задач после активного их обсуждения в группах. Завершить эту работу должен выбор совета (команды, комиссии).
Третья – коллективная подготовка дела. Должен быть составлен детальный план подготовки и организовано его выполнение с включением по возможности большего числа детей. Здесь могут быть использованы и такие подходы, как оказание особого доверия («Только ты можешь это сделать»), что помогает увлечь детей, в том числе «трудных».
Четвертая – подведение итогов подготовки, где дети могут поделиться накопленным опытом. При этом возможны отступления от первоначальных замыслов из-за непредвиденных обстоятельств – это не страшно. Педагогу принадлежит неявная направляющая роль, поддерживающая, стимулирующая к дальнейшей работе.
Пятая – общее подведение итогов с участием всего коллектива, где анализируются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения мероприятия. Главное – чтобы в этом приняли участие как можно больше детей, чтобы они приобщались к выработке общественного мнения, к созданию добрых традиций.
Шестая – ближайшие последствия коллективного дела. Сразу же после подведения итогов нужно взяться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе, определить новые задачи и способы их решения.
При организации любого клуба (и клуба здорового образа жизни в том числе) в классе, школе или в центре детского творчества нужно исходить из того, что основа его деятельности – творчество. Без свободы оно затухает. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы работать с детьми как с партнерами, не навязывая собственную позицию, предоставляя им возможность выдвигать свои идеи и их воплощать. Нужно постараться найти баланс между тем, когда обучать и когда следовать за детьми, между тем, чтобы дать слишком мало или слишком много, когда нужно поддерживать, а когда – советовать.
При организации любого детского клуба здорового образа жизни с привлечением взрослых (родителей, бабушек и дедушек) нужно обязательно объяснить им выгодность сотрудничества с детьми, которое непременно окажет оздоравливающее воздействие на них самих.
Очень важно, чтобы в работе каждого клуба непременно участвовали неформальные школьные лидеры – и «созидатели», и «разрушители». Совместная работа, общее интересное, увлекательное дело помогут направить энергию последних в созидательное русло.
Источник
«Формирование здорового образа жизни в условиях учреждения дополнительного образования»
специалист в области арт-терапии
«Формирование здорового образа жизни в условиях учреждения дополнительного образования»
Резниченко Е.В., Суворова Л.А.
(МБУДО Дворец творчества детей и молодежи, г. Воронеж)
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья. Оно представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, характеризуется уравновешенностью с окружающей средой, состоянием душевного, нравственного и социального благополучия. Состояние здоровья российских детей в настоящее время вызывает тревогу и характеризуется не только снижением активности обучающихся в учебной деятельности, но и нарушением их физического и психического развития. Недостаточная двигательная активность, несбалансированное и нерегулярное питание, ухудшение экологического состояния, психоэмоциональные стрессы – все это приводит к нарушению полноценного развития ребенка . Вследствие этого происходят серьезные нарушения психического и физического здоровья молодого человека. С увеличением роста заболеваемости снижается качество и продолжительность жизни. Резко увеличивается количество людей употребляющих токсические и наркотические вещества, наблюдается раннее употребление алкоголя и пристрастие к табакокурению. Продолжается рост ранней подростковой беременности, искусственных абортов, заболеваний передающихся половым путем. Катастрофически уменьшается рождение физиологически здоровых детей. Высока материнская и детская смертность.
Особую значимость в этих условиях приобретает система образования, которая вынуждена взять на себя большую часть сложившихся проблем по формированию физически и психически здорового человека, то есть, по формированию здорового образа жизни. В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья детей в настоящее время является одним из приоритетных направлений деятельности учреждений дополнительного образования. В системе дополнительного образования детей важно найти такие способы организации обучения, которые бы не только соответствовали возрастным психофизиологическим и социальным особенностям воспитанников, влияли бы на их нравственное и эстетическое совершенство, но и устраняли бы перегрузки и обучали основам здорового образа жизни.
Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс, который способствует формированию представлений о здоровьесбережении и обучению детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, помогающий в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих.
Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:
глобальную – обеспечение физического и психического здоровья детей;
дидактическую – вооружение обучающихся необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать травматизм, и способствующих сохранению здоровья, трудоспособности, долголетия;
методическую – вооружение обучающихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики различных заболеваний и расстройств, а также знаниями о пагубном воздействии на организм наркотических и психотропных веществ.
Учреждения дополнительного образования являются той базовой площадкой для каждого ребенка, где он помогает себе восполнить недостающий внутренний энергетический баланс через занятия любимым делом. Поэтому задачей каждого педагога является следующей: создание условий для включения ребенка в процесс творчества и поиск методов, адекватных его психофизиологическим особенностям, помогающих формированию позитивного мышления ребенка и его способностей к «конструированию» собственного здоровья.
В настоящее время в практику работы учреждений дополнительного образования широко внедряются программы, способствующие формированию здорового образа жизни детей. А также организуются отдельные оздоровительные мероприятия, которые, к сожалению, не всегда дают положительный эффект. Поэтому необходимо, чтобы работа по здоровьесбережению носила системный характер. Именно эту проблему – поиск оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья, и в целом по формированию культуры здоровья детей и профилактике физических, психических и нравственных патологий и решает в настоящее время МБУДО ДТДиМ. Изучая воздействие отдельных средовых факторов и их комплекса на формирование здоровья детей и подростков, в рамках МБУДО ДТДиМ педагоги и методисты разрабатывают различные профилактические программы, использование которых направлено на формирование у ребенка ответственности за укрепление и сохранение своего здоровья, на расширение знаний по гигиенической культуре («Основы ЗОЖ», программа оздоровительно-физкультурного комплекса «Надежда»).
Великая ценность каждого человека – здоровье, оно немыслимо без систематических занятий физическими упражнениями. В современном обществе особо остро стоит проблема оптимизации здоровья, психомоторного и интеллектуального развития детей.
Видеть красивого, умного и здорового ребенка – желание родителей, педагогов. В МБУДО ДТДиМ реализуемые программы физкультурно-спортивной направленности (клуба «Здоровье», «Рукопашный бой», «Спортивная борьба на поясах» и др.) предусматривают создание необходимых условий для оздоровления, развития, воспитания, самореализации ребенка и формирования физически развитой личности.
Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей взаимосвязаны, поэтому на занятиях в МБУДО ДТДиМ педагоги используют здоровьесберегающие технологии, цель которых – обеспечение возможности сохранения здоровья детей за период обучения в учреждении дополнительного образования, формирование необходимых знаний, умений и навыков не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Следовательно, эффективность формирования здорового образа жизни в условиях дополнительного образования в настоящее время может быть достигнута в результате интегративного подхода, который определяется:
а) воспитанием у детей, их родителей и педагогов аксиологического подхода, направленного на освоение приоритетных ценностей, связанных не только с сохранением жизни и укреплением здоровья, но и с переводом этого процесса в разряд самоорганизующихся;
б) разработкой содержания и особенностей поэтапной работы по формированию здорового образа жизни воспитанников с учётом социально-экономических, культурно-исторических и климатогеографических факторов региона проживания;
в) реорганизацией систематической методической работы педагогов через валеологическую направленность всего учебно-воспитательного процесса, непрерывный педагогический мониторинг и координацию процесса и результатов формирования здорового образа жизни детей, обучающихся в учреждении дополнительного образования.
Таким образом, без грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья обучающихся школа и учреждения дополнительного образования не смогут выполнять свою задачу по охране их здоровья. Ребенок, не заботящийся о своем здоровье, не мотивированный на его сохранение и укрепление, на ведение здорового образа жизни, при всем старании педагогов остаться здоровым в современных условиях жизни не сможет.
Источник