Что такое надомное обучение и кому оно подойдёт
Как школы организуют обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на дому, как перейти на надомное обучение и можно ли не делать этого, если не хочется.
Что такое надомное обучение
Надомное обучение — это способ организации учебного процесса на дому или в медицинском учреждении. Оно предназначено для детей, состояние здоровья которых не позволяет регулярно посещать школу.
Юридически дети на надомном обучении находятся в контингенте школы и обладают теми же правами, что и ученики, которые посещают её очно. Школа выдаёт таким ребятам учебники, направляет учителей для проведения занятий, проводит для них аттестации. Получающие надомное обучение школьники могут посещать уроки и другие школьные мероприятия по согласованию с директором.
Кто может перейти на надомное обучение
В каждом регионе действуют свои законы, касающиеся обучения детей с ОВЗ. Как правило, надомное обучение организуется для детей-инвалидов, а также детей, имеющих временные или постоянные проблемы со здоровьем.
Решение о переводе на надомное обучение принимает врачебная комиссия. Основанием для этого может служить наличие у ребёнка:
- злокачественных новообразований (онкологии);
- заболеваний системы кровообращения (например, сердечной недостаточности I и II степени, нарушения свёртываемости крови);
- заболеваний эндокринной системы (при сахарном диабете I типа и других);
- психических расстройств и расстройств поведения (шизофрении, синдрома де ла Туретта и других);
- заболеваний нервной системы (например, ДЦП, эпилепсии и прочих);
- заболеваний глаз (глаукома, отслойка и разрывы сетчатки);
- других серьёзных диагнозов.
Полный перечень заболеваний, служащих основанием для перехода на надомное обучение, зафиксирован в Приказе Министерства здравоохранения.
Как осуществляется надомное обучение
Организация надомного обучения, как правило, лежит на ближайшей к месту жительства ребёнка школе. Преподаватели приходят домой или в больницу, где лечится ребёнок. Родители при этом обязаны предоставить учителям доступ в квартиру или медучреждение и подготовить всё необходимое для учёбы: стол, учебники, специальные приспособления для письма или чтения, которые могут потребоваться ребёнку, и так далее.
Помимо педагогов-предметников, семья имеет право пользоваться услугами учителя-дефектолога, логопеда, психолога и других специалистов. Они даже могут принимать участие в процессе аттестации ребёнка.
Для каждого ученика-надомника составляется индивидуальный учебный план. Он разрабатывается с учётом медицинских рекомендаций и включает обязательный минимум практических и контрольных работ по каждому предмету.
В зависимости от состояния здоровья ребёнка возможны два варианта организации надомного обучения:
- По общей программе. Дети получают знания по всем основным школьным предметам и проходят аттестации, как ученики, посещающие занятия в классах. По окончании обучения ребёнку выдаётся аттестат общего образца.
- По вспомогательной программе. Если здоровье ребёнка не позволяют ему обучаться по общей программе, процесс обучения корректируется в индивидуальном порядке. Продолжительность занятий и количество тем может быть сокращено, процесс аттестации упрощён. По окончании школы ученик получает аттестат особого образца с отметкой об особенностях программы.
Программы надомного обучения обычно включают меньше учебных часов, чем в школе. Как правило, учебная нагрузка школьника-надомника составляет 8-12 часов в неделю.
Если здоровье ребёнка позволяет, учителя предпочитают охватывать несколько тем за один урок. Поэтому уроки на надомном обучении могут быть длиннее, при этом в день проводится, как правило, не больше трёх занятий.
Приказ №2 Минобрнауки России от 9 января 2014 года разрешает использование дистанционных технологий для надомного обучения. Но на практике они применяются редко, как правило, из-за нехватки финансирования и оборудования во многих школах.
Как перейти на надомное обучение
Чтобы перевести ребёнка на надомное обучение, родителям необходимо:
- В медучреждении, где наблюдается ребёнок, получить заключение врачебной комиссии и выписку из истории развития ребёнка (форма 112).
- Предоставить эти документы в школу вместе с заявлением об организации для ребёнка надомного обучения.
Директор школы должен издать приказ, утверждающий:
- перечень предметов,
- количество часов обучения в неделю,
- ответственный педагогический персонал,
- место проведения обучения,
- периодичность аттестации в течение года.
После этого родители должны получить журнал учёта занятий, в котором учителя смогут отмечать количество проведённых занятий и пройденные темы. Перед промежуточной аттестацией этот журнал необходимо будет сдать в школу.
Если особенности ребёнка не позволяют учиться по общей программе, администрация школы должна согласовать с родителями индивидуальную вспомогательную программу. Для этого издаётся отдельный приказ.
Ребёнок может быть переведён на надомное обучение в любом классе в течение всего учебного года. В случае выздоровления либо при отсутствии противопоказаний врачей, он может вернуться в школу и продолжить учиться в своём классе.
Плюсы и минусы надомного обучения
У надомного обучения есть ряд преимуществ:
- Это бесплатно.
- Можно не прерывать учебный процесс даже при длительном лечении или реабилитации.
- Ребёнок остаётся в своём классе и сможет продолжить учиться с уже знакомыми учителями.
Но есть также и ряд серьёзных недостатков:
- Материальная мотивация преподавателей за надомное обучение невысока. Иногда это приводит к тому, что некоторые педагоги относятся к своим обязанностям недобросовестно (например, пропускают занятия или задают слишком много материала на самостоятельное изучение).
- Иногда в учебный план не включаются такие предметы, как ИЗО, музыка или технология. Они не являются академическими, считается, что подготовиться к аттестации по ним можно самостоятельно.
- В условиях надомного обучения контакты ребёнка со сверстниками практически исключаются.
- Трудно составить график уроков, одинаково удобный семье и преподавателям. Возможно, придётся следовать неудобному расписанию. Как минимум один взрослый должен находиться дома во время занятий, чтобы впускать и выпускать учителей.
Отличия надомного и семейно-домашнего обучения
Многие путают «надомное» и «семейное» обучение. Рассмотрим, в чём сходства и различия этих понятий.
Общим для надомного и семейного обучения является тот факт, что ребёнок получает образование вне стен школы.
При этом надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования — это способ наладить учебный процесс для ребёнка, который не может посещать школу. Ученик числится в контингенте школы, а за его образование отвечают назначенные учителя. Программа и расписание определяются учебным планом школы. А главное — без медицинских показаний перейти на надомное обучение нельзя.
Семейное образование — самостоятельная форма обучения, которая доступна всем желающим. Ребёнок прикрепляется к школе только на время прохождения аттестаций, и за качество его знаний отвечают родители. Семья может выбирать программу, методики обучения, составлять распорядок дня и задействовать любые образовательные ресурсы: репетиторов, онлайн-курсы и так далее.
Благодаря гибкости, семейное образование может стать эффективной альтернативой надомному. Ведь право учиться не посещая школу имеют все дети, вне зависимости от состояния здоровья, и для этого не требуются специальные разрешения. Достаточно известить о своём желании органы власти и выбрать школу для прохождения аттестаций.
Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» работает по дополнительной общеобразовательной программе. Учеником нашей школы может стать любой ребёнок, прошедший входное тестирование.
Расписание занятий достаточно комфортно для детей с ОВЗ. Уроки начинаются не раньше 10 утра — можно выспаться и настроиться на учёбу. Занятия проходят в режиме онлайн, но если ребёнку требуются перерывы и более медленный темп подачи информации, их можно смотреть в записи или снизив скорость воспроизведения.
Домашние задания выполняются при помощи клавиатуры и компьютерной мыши. Для заполнения форм с развёрнутыми ответами можно пользоваться голосовым вводом или экранной клавиатурой.
Чтобы понять, подойдёт ли вашему ребёнку наш формат обучения, воспользуйтесь неделей бесплатного доступа. Вы сможете посмотреть записи занятий, порешать домашние задания и узнать, как устроена наша платформа.
Источник
Домашнее обучение по состоянию здоровья перечень заболеваний
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому» (не вступил в силу)
В соответствии с пунктом 5.2.88(1) Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526; 2013, № 16, ст. 1970; № 20, ст. 2477; № 22, ст. 2812; № 33, ст. 4386; № 45, ст. 5822; 2014,№ 12, ст. 1296; № 26, ст. 3577; № 30, ст. 4307; № 37, ст. 4969; 2015, № 2, ст. 491; № 12, ст. 1763; № 23, ст. 3333; 2016, № 2, ст. 325; № 9, ст. 1268) приказываю:
Утвердить прилагаемый перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому.
Министр | В.И. Скворцова |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июля 2016 г.
Регистрационный № 42916
Перечень
заболеваний, наличие которых дает право на обучение
по основным общеобразовательным программам на дому
(утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 436н)
№ п/п | Код по МКБ 10* | Нозологические единицы | Особенности течения заболевания, требующие обучения на дому (форма, стадия, фаза, степень тяжести заболевания, течение заболевания, осложнения, терапия) |
---|---|---|---|
Новообразования | |||
1. | С00-С97 | Злокачественные новообразования | В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; состояние после трансплантации |
Болезни крови кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм | |||
2. | D60-D61 | Апластические анемии | В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; состояние после трансплантации костного мозга |
3. | D66-D67 | Нарушение свертываемости крови | Тяжелой степени |
4. | D69 | Пурпура и другие геморрагические состояния | Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата |
5. | D89 | Отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм | |
Болезни эндокринной системы | |||
6. | Е10 | Сахарный диабет I типа | Тяжелой степени |
Психические расстройства и расстройства поведения | |||
7. | F06.6 | Органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство | Со стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора терапии (более 1 месяца) |
8. | F07 | Расстройства личности и поведения вследствие болезни повреждения и дисфункции головного мозга | |
9. | F20-F29 | Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства | |
10. | F30-F39 | Расстройства настроения (аффективные расстройства) | |
11. | F70- F79 | Умственная отсталость | |
12. | F84 | Общие расстройства психологического развития | Тяжелой степени, со стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора терапии (более 1 месяца) |
13. | F90.1 | Гиперкинетическое расстройство поведения | |
14. | F95.2 | Комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром де ла Туретта) | |
15. | F98.1 | Энкопрез неорганической природы | Тяжелой степени, исключается каломазание |
16. | F98.8 | Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский возраст | Тяжелой степени, со стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора терапии (более 1 месяца) |
Болезни нервной системы | |||
17. | G12 | Спинальная мышечная атрофия и родственные синдромы | Тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске |
18. | G24.1 | Идиопатическая семейная дистония | Тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии (более 1 месяца) |
19. | G24.2 | Идиопатическая несемейная дистония | |
20. | G25.3 | Миоклонус | |
21. | G25.4 | Хорея, вызванная лекарственным средством | |
22. | G25.5 | Другие виды хореи | |
23. | G25.8 | Другие уточненные экстрапирамидные и двигательные нарушения | |
24. | G31.8 | Другие уточненные дегенеративные болезни нервной системы | В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и/или передвижение на инвалидной коляске |
25. | G35-G37 | Демиелинизирующие болезни центральной нервной системы | |
26. | G40 | Эпилепсия | Эпилепсия, сопровождающаяся частыми (более 4 раз в месяц) дневными генерализованными вторичногенерализованными и (или) приступами, в том числе с риском развития эпилептического статуса, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора противосудорожной терапии (более 1 месяца) |
27. | G43 | Мигрень | Тяжелая форма мигрени (долговременные приступы с выраженными сопутствующими проявлениями, перерывы между приступами — несколько дней) |
28. | G71.0 | Мышечная дистрофия | Тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске |
29. | G71.2 | Врожденные миопатии | |
30. | G71.3 | Митохондриальная миопатия, не классифицированная в других рубриках | |
31. | G71.8 | Другие первичные поражения мышц | |
32. | G72.8 | Другие уточненные миопатии | |
33. | G80 | Детский церебральный паралич | |
34. | G82 | Параплегия и тетраплегия | |
Болезни глаза и его придаточного аппарата | |||
35. | Н16 | Кератит | Часто рецидивирующий, вялотекущий и (или) в условиях длительного применения |
36. | Н20.1 | Хронический иридоциклит | |
37. | Н30 | Хориоретинальное воспаление | иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных |
38. | Н46 | Неврит зрительного нерва | действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата |
39. | Н33 | Отслойка и разрывы сетчатки | В течение 1 года после хирургического лечения |
40. | Н40.3 — Н40.6 | Глаукомы | Терминальная стадия |
Q15.0 | Врожденная глаукома | ||
Болезни системы кровообращения | |||
41. | 150 | Сердечная недостаточность | Стадии II, III |
Болезни органов дыхания | |||
42. | J43 | Эмфизема | Тяжелой степени; состояние после трансплантации легкого |
43. | J44 | Другая хроническая обструктивная легочная болезнь | |
44. | J96.1 | Хроническая респираторная недостаточность | II, III степени тяжести |
Болезни органов пищеварения | |||
45. | К50-К52 | Неинфекционный энтерит и колит | Тяжелой степени с частым рецидивирующим течением |
46. | К72.1 | Хроническая печеночная недостаточность | Тяжелой степени |
47. | К74 | Фиброз и цирроз печени | Состояние после трансплантации печени |
Болезни кожи | |||
48. | L10-L14 | Буллезные нарушения | Тяжелой степени |
49. | L20-L30 | Дерматит и экзема | Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани | |||
50. | М05-М14 | Воспалительные полиартропатии | Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата |
51. | М24 | Другие поражения суставов | Состояния после хирургического лечения на суставах, требующие длительной (более 1 месяца) иммобилизации в гипсовой повязке таза и (или) нижних конечностей |
52. | М30-М36 | Системные поражения соединительной ткани | В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата |
53. | М91.1 | Юношеский остеохондроз головки бедренной кости (Легга-Калве- Пертеса) | После хирургического лечения и требующий иммобилизации в гипсовой повязке (более 1 месяца), затрудняющей нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске |
Болезни мочеполовой сферы | |||
54. | N01-N08 | Гломерулярные болезни | Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; состояние после трансплантации почки |
55. | N10-N16 | Тубулоинтерстициальные болезни почек | Тяжелой степени, осложненное течение; состояние после трансплантации почки |
56. | N18 | Хроническая почечная недостаточность | Тяжелой степени |
Последствия травм | |||
57. | Т90 | Последствия травм головы | Осложненные наличием дефекта костей свода черепа, требующего хирургического лечения (пластика костей свода черепа), или осложненные носительством трахеостомической канюли |
58. | Т91 | Последствия травм шеи и туловища | Требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке |
59. | Т93 | Последствия травм нижней конечности | (более 1 месяца), затрудняющей нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске |
60. | Т94.0 | Последствия травм, захватывающих несколько областей тела |
* Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра.
Обзор документа
Утвержден перечень заболеваний, наличие которых дает право обучаться по основным общеобразовательным программам на дому.
Перечень содержит следующие разделы: новообразования, болезни крови кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм, болезни эндокринной системы, психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, глаза и его придаточного аппарата, системы кровообращения, органов дыхания, пищеварения, кожи, костно-мышечной системы и соединительной ткани, мочеполовой сферы, последствия травм.
Указаны особенности течения заболеваний, требующие обучения на дому.
Источник