3 формы домашнего обучения: в чём разница, плюсы и минусы
Семейное, дистанционное и надомное обучение часто путают. Формально вроде бы одно и то же: ребёнок учится дома. Но фактически это совершенно разные понятия. Рассказываем, в чём суть каждой из этих форм, и раскрываем их преимущества и недостатки.
Формы получения образования
«В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)».
Статья 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Основное общее образование в нашей стране является обязательным (статья 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Каждый гражданин должен окончить хотя бы 9 классов.
В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
В России можно получить образование и дома, не посещая школу и другие учебные заведения. Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с первого по девятый класс) и самообразования (10–11 классы).
Учиться на дому можно по-разному. Мы поговорим о семейном, надомном и дистанционном обучении. Они отличаются юридической стороной и отношением обучающегося со школой.
Что такое семейное обучение
Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом ребёнок так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.
Причины ухода на семейное обучение на дому разнообразны:
- Родители и дети недовольны школой, в которой учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
- Способности ребёнка выше среднего, и ему скучно на уроках в обычной школе. Возможно и обратное, когда ученику необходим свой темп занятий.
- Ребёнок — профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
- Семья часто переезжает или живёт в другой стране.
Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подбор школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса. Организация учебного процесса лежит на родителях, в некоторых регионах предусмотрена компенсация за семейное образование.
Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России, каждый урок сопровождают интерактивные домашние задания и электронный конспект, а контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию будут персональные наставники, которые помогут ребёнку получить образование на дому. Попробуйте — первая неделя обучения бесплатно!
Плюсы семейного обучения
- Это полноценная форма получения образования.
- Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
- Доступно всем.
- Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
- Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.
Минусы семейного обучения
- Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
- Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.
Что такое надомное обучение
Надомное обучение — это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования.
Путаница между семейным и надомным видами обучения возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе.
При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.
«Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях».
Статья 66 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации»
Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы: получает учебники, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий.
Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.
На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации индивидуального обучения на дому, а также утверждает индивидуальный учебный план, расписание, определяет учителей, которые будут посещать ребёнка.
Плюсы надомного обучения
- Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
- Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.
Минусы надомного обучения
- Можно воспользоваться только при наличии у ребёнка определённых диагнозов, инвалидности или во время длительного лечения или реабилитации.
- В учебный план при надомном обучении в школе включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, не будет аттестован.
- Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
- Практически полное отсутствие социализации ребёнка при надомном обучении.
Что такое дистанционное обучение
Дистанционное обучение — это форма реализация образовательной программы. При таком взаимодействии дети общаются с учителями по видеосвязи, делают задания онлайн или просто отправляют в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.
Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам уже не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.
Юридически дистанционная учёба не является формой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на семейной или заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
Статья 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.
Плюсы дистанционного обучения
- Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
- Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.
- Обучение проходит с комфортом. Можно не спеша пообедать в перерыве между уроками и заниматься в удобной одежде.
- Процесс автоматизирован. Не тратится время на перекличку или дисциплинарные нотации.
Минусы дистанционного обучения
- Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные учреждения.
Выводы
В России можно учиться в школах и вне школ. В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне школ обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).
Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим, в то время как надомное и дистанционное обучение не являются самостоятельными формами получения образования. Семейное обучение путают с надомным образованием, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу. Семейное и дистанционное обучение в домашних условиях смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.
Для большей наглядности продемонстрируем различия трёх видов домашнего обучения с помощью таблицы.
Источник
Домашнее обучение детей по состоянию здоровья
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому» (не вступил в силу)
В соответствии с пунктом 5.2.88(1) Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526; 2013, № 16, ст. 1970; № 20, ст. 2477; № 22, ст. 2812; № 33, ст. 4386; № 45, ст. 5822; 2014,№ 12, ст. 1296; № 26, ст. 3577; № 30, ст. 4307; № 37, ст. 4969; 2015, № 2, ст. 491; № 12, ст. 1763; № 23, ст. 3333; 2016, № 2, ст. 325; № 9, ст. 1268) приказываю:
Утвердить прилагаемый перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому.
Министр | В.И. Скворцова |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июля 2016 г.
Регистрационный № 42916
Перечень
заболеваний, наличие которых дает право на обучение
по основным общеобразовательным программам на дому
(утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 436н)
№ п/п | Код по МКБ 10* | Нозологические единицы | Особенности течения заболевания, требующие обучения на дому (форма, стадия, фаза, степень тяжести заболевания, течение заболевания, осложнения, терапия) |
---|---|---|---|
Новообразования | |||
1. | С00-С97 | Злокачественные новообразования | В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; состояние после трансплантации |
Болезни крови кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм | |||
2. | D60-D61 | Апластические анемии | В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; состояние после трансплантации костного мозга |
3. | D66-D67 | Нарушение свертываемости крови | Тяжелой степени |
4. | D69 | Пурпура и другие геморрагические состояния | Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата |
5. | D89 | Отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм | |
Болезни эндокринной системы | |||
6. | Е10 | Сахарный диабет I типа | Тяжелой степени |
Психические расстройства и расстройства поведения | |||
7. | F06.6 | Органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство | Со стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора терапии (более 1 месяца) |
8. | F07 | Расстройства личности и поведения вследствие болезни повреждения и дисфункции головного мозга | |
9. | F20-F29 | Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства | |
10. | F30-F39 | Расстройства настроения (аффективные расстройства) | |
11. | F70- F79 | Умственная отсталость | |
12. | F84 | Общие расстройства психологического развития | Тяжелой степени, со стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора терапии (более 1 месяца) |
13. | F90.1 | Гиперкинетическое расстройство поведения | |
14. | F95.2 | Комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром де ла Туретта) | |
15. | F98.1 | Энкопрез неорганической природы | Тяжелой степени, исключается каломазание |
16. | F98.8 | Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский возраст | Тяжелой степени, со стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора терапии (более 1 месяца) |
Болезни нервной системы | |||
17. | G12 | Спинальная мышечная атрофия и родственные синдромы | Тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске |
18. | G24.1 | Идиопатическая семейная дистония | Тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии (более 1 месяца) |
19. | G24.2 | Идиопатическая несемейная дистония | |
20. | G25.3 | Миоклонус | |
21. | G25.4 | Хорея, вызванная лекарственным средством | |
22. | G25.5 | Другие виды хореи | |
23. | G25.8 | Другие уточненные экстрапирамидные и двигательные нарушения | |
24. | G31.8 | Другие уточненные дегенеративные болезни нервной системы | В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и/или передвижение на инвалидной коляске |
25. | G35-G37 | Демиелинизирующие болезни центральной нервной системы | |
26. | G40 | Эпилепсия | Эпилепсия, сопровождающаяся частыми (более 4 раз в месяц) дневными генерализованными вторичногенерализованными и (или) приступами, в том числе с риском развития эпилептического статуса, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора противосудорожной терапии (более 1 месяца) |
27. | G43 | Мигрень | Тяжелая форма мигрени (долговременные приступы с выраженными сопутствующими проявлениями, перерывы между приступами — несколько дней) |
28. | G71.0 | Мышечная дистрофия | Тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске |
29. | G71.2 | Врожденные миопатии | |
30. | G71.3 | Митохондриальная миопатия, не классифицированная в других рубриках | |
31. | G71.8 | Другие первичные поражения мышц | |
32. | G72.8 | Другие уточненные миопатии | |
33. | G80 | Детский церебральный паралич | |
34. | G82 | Параплегия и тетраплегия | |
Болезни глаза и его придаточного аппарата | |||
35. | Н16 | Кератит | Часто рецидивирующий, вялотекущий и (или) в условиях длительного применения |
36. | Н20.1 | Хронический иридоциклит | |
37. | Н30 | Хориоретинальное воспаление | иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных |
38. | Н46 | Неврит зрительного нерва | действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата |
39. | Н33 | Отслойка и разрывы сетчатки | В течение 1 года после хирургического лечения |
40. | Н40.3 — Н40.6 | Глаукомы | Терминальная стадия |
Q15.0 | Врожденная глаукома | ||
Болезни системы кровообращения | |||
41. | 150 | Сердечная недостаточность | Стадии II, III |
Болезни органов дыхания | |||
42. | J43 | Эмфизема | Тяжелой степени; состояние после трансплантации легкого |
43. | J44 | Другая хроническая обструктивная легочная болезнь | |
44. | J96.1 | Хроническая респираторная недостаточность | II, III степени тяжести |
Болезни органов пищеварения | |||
45. | К50-К52 | Неинфекционный энтерит и колит | Тяжелой степени с частым рецидивирующим течением |
46. | К72.1 | Хроническая печеночная недостаточность | Тяжелой степени |
47. | К74 | Фиброз и цирроз печени | Состояние после трансплантации печени |
Болезни кожи | |||
48. | L10-L14 | Буллезные нарушения | Тяжелой степени |
49. | L20-L30 | Дерматит и экзема | Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани | |||
50. | М05-М14 | Воспалительные полиартропатии | Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата |
51. | М24 | Другие поражения суставов | Состояния после хирургического лечения на суставах, требующие длительной (более 1 месяца) иммобилизации в гипсовой повязке таза и (или) нижних конечностей |
52. | М30-М36 | Системные поражения соединительной ткани | В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата |
53. | М91.1 | Юношеский остеохондроз головки бедренной кости (Легга-Калве- Пертеса) | После хирургического лечения и требующий иммобилизации в гипсовой повязке (более 1 месяца), затрудняющей нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске |
Болезни мочеполовой сферы | |||
54. | N01-N08 | Гломерулярные болезни | Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; состояние после трансплантации почки |
55. | N10-N16 | Тубулоинтерстициальные болезни почек | Тяжелой степени, осложненное течение; состояние после трансплантации почки |
56. | N18 | Хроническая почечная недостаточность | Тяжелой степени |
Последствия травм | |||
57. | Т90 | Последствия травм головы | Осложненные наличием дефекта костей свода черепа, требующего хирургического лечения (пластика костей свода черепа), или осложненные носительством трахеостомической канюли |
58. | Т91 | Последствия травм шеи и туловища | Требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке |
59. | Т93 | Последствия травм нижней конечности | (более 1 месяца), затрудняющей нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске |
60. | Т94.0 | Последствия травм, захватывающих несколько областей тела |
* Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра.
Обзор документа
Утвержден перечень заболеваний, наличие которых дает право обучаться по основным общеобразовательным программам на дому.
Перечень содержит следующие разделы: новообразования, болезни крови кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм, болезни эндокринной системы, психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, глаза и его придаточного аппарата, системы кровообращения, органов дыхания, пищеварения, кожи, костно-мышечной системы и соединительной ткани, мочеполовой сферы, последствия травм.
Указаны особенности течения заболеваний, требующие обучения на дому.
Источник