Меню

Доля духовной составляющей здоровья

Духовность — источник здоровья.

Здоровье общества всегда рассматривалось как показатель благополучия нации, как фактор который увязывает культуру, экономику, просвещение, био- и ноосферу.

Состояние духовного и физического здоровья современного человека стали в последнее время предметом пристального внимания со стороны государства и общества. В стране не сформирован идеал здоровья в его подлинном содержании, как важнейшей составляющей качества жизнг. Ядром системы охраны здоровья должно стать сохранение и развитие здоровья здорового человека. Главная цель- привить нации потребность и любовь к здоровому образу жизни, возвести здоровье в ранг национального достоинства.

Скачать:

Вложение Размер
duhovnost_-_istochnik_zdorovya.docx 25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Духовность — источник здоровья

Здоровье общества всегда рассматривалось как показатель благополучия нации, как фактор который увязывает культуру, экономику, просвещение, био- и ноосферу.

Состояние духовного и физического здоровья современного человека стали в последнее время предметом пристального внимания со стороны государства и общества. В стране не сформирован идеал здоровья в его подлинном содержании, как важнейшей составляющей качества жизнг. Ядром системы охраны здоровья должно стать сохранение и развитие здоровья здорового человека. Главная цель- привить нации потребность и любовь к здоровому образу жизни, возвести здоровье в ранг национального достоинства.

Во все времена здоровье считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости, благополучия человека.

В условиях рыночной экономики выживает прежде всего активный, адаптированный человек. Как же достичь высокого уровня здоровья? Почему мы не здоровы? По мнению психологов здоровье только на 10-15% зависит от развития медицины и на 50-55% от условий и образа жизни людей. Только сознательные усилия каждого человека могут обеспечить повышение уровня его здоровья. Известный враг-хирург Н.М.Амосов пишет: Чтобы стать здоровым, нужны . усилия постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя.

В здоровом теле — здоровый дух — так всегда в народе соединяли духовное, нравственное и физическое, телесное.

Я акцентирую внимание на духовном, психическом здоровье, так как считаю, что здоровый дух имеет ведущее значение, только духовная чистота приведут к здоровью, спокойствию, внутренней гармонии и равновесию.

Духовность означает способность человека вести глубоко осмысленный и нравственно безупречный образ жизни, умение размышлять о смысле своей жизни, без нее гаснет творческая искра в человеке, наступает застой, деградация, появляются болезни.

В настоящее время под здоровьем понимается возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе духовно- социальной и биологической сущности человека.

Базовыми данными для познания и поддержания здоровья являются:

1)внутренняя и внешняя гармония,

3)устремление к жизни, непрерывному развитию.

Человеческий дух производит и воспроизводит как внутреннее и внешнее соответствие — здоровье, так и его дезинтеграцию — болезнь.

Духовный настрой организует и сплачивает воедино общую систему нашей жизнедеятельности. Мы болеем в условиях вялой, размазанной жизни, мы устаем, когда у нас нет крупной цели. Когда же такая появляется человек живет, говорит и обретает смысл жизни.

Здоровье духа — это интеллектуально- чувственно-волевое выражение закономерности жизни. Триединая основа духовного здоровья — истина, красота, свобода и их высший синтез- любовь. Здоровье духа, духовность и культура- синонимы. А именно поэтому культура духа есть фундаментальный принцип здоровья и панацея от болезни.

Бурные темпы жизни, нарастающий поток информации, жесткий дефицит времени заставляют вплотную подойти к проблеме сохранения и укрепления психического здоровья, повысить устойчивость к различным вредоносным факторам.

Задача психогигиены: очертить неправильные, но так же и правильные формы общения, т.е. такие, которые благоприятно влияют на духовную жизнь человека и психологический климат учебной группы или трудового коллектива. Доброжелательность, вежливость и тактичность должны присущи всем.

Не следует забывать, что благодарность, доброе слово сказанное вовремя продлевает жизнь. Все это подметил поэт В.Боков:

Друзья мои. Внушайте людям веру

И чаще говорите Добрый день!

И следуйте хорошему примеру-

Продляйте добрым словом жизнь людей!

Показателем гармоничности отношений и здоровья участников образовательного процесса является удовлетворенность этим процессом. Самочувствие преподавателей и учащихся зависит не столько от учебной нагрузки, сколько от ощущения эмоционального благополучия. Процесс обучения — это большая нагрузка на организм и как важно сохранить на уроке такое энергетическое поле, когда познание доставляет радость и удовлетворение, а положительные эмоции служат улучшению самочувствия.

Только в единстве духовного, нравственного, нервно-психического и физического возможно гармоническое развитие личности, только в единстве здорового духа в здоровом теле наш организм приобретает гармонию здоровья, новую жизнь и сделает наше пребывание на Земле прекрасным.

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А.Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Однако из педагогов – классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. Он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным человеком, и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой. …Нет одного ума и одних познаний ещё не достаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружное общество». (Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании.)

На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В.Г.Белинский. Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит.

Ребёнок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз душевной работы – работы роста и развития. Под дождём, градом так же, как под палящими лучами солнца, плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе разносы и неумеренные похвалы.

У болгарского писателя П.Вежинова есть фантастический рассказ «Синие бабочки». На далёкой планете живут бабочки и гусеницы. Бабочки наделены только утончённо-эмоциональным, а гусеницы – только умственным началом. Бабочки живут возвышенно — легкомысленно, в конечном счете, их жизнь сводиться лишь к продолжению рода. Они лёгкие, стройные, изящные, их тело словно обтянуто нежной, мягкой, переливающейся тканью. Они смотрят на космонавтов с любопытством, волнением и живым интересом, слетаясь на музыку, звучащую из магнитофона, словно зачарованные. Кроткие и доверчивые, они приближались к магнитофону ближе и ближе, забыв обо всём на свете, их волновали музыка, природа, любовь. Гусеницы же слепые, глухонемые, они лишены эмоций и страстей ведут тусклое и безрадостное существование. Они слепы к чуду, которое их окружает, они не слышат голоса истины. Лёд сковал их сердца. У них холодный разум и мёртвое сердце.

Жизнь и тех и других лишена творчества, потому что для него нужна гармония ума и чувства.

В той же сказке есть робот Дирак, летевший с космонавтами в звездолёте. Он не проявлял никакого интереса к прекрасной планете: он был лишен способности чувствовать. Всё окружающее для него было только поводом для умозаключений. Попав на новую планету, робот, прежде всего, убил бабочку, чтобы увезти диковинный экземпляр на Землю; он не хотел принимать во внимание, что это не насекомое, а разумное существо.

Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять, это чувства патриотизма, любви к природе, людям, Родине.

Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, — как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.

Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к прилежанию в труде.

Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. У одного человека, отмечал он, ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце, как будто поместилось в мозгу; Этот страшно умён и способен на дело, да ничего сделать не может, потому что у него нет воли: а у того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходит или вздор, или зло.

Исключительно важная задача учителя – волевое развитие каждого школьника. Не будет сформирована воля – человек вырастет пустоцветом , ни к чему не пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его же собственное малодушие, трусость и лень.

Именно достижение цели, преодоление препятствий на пути к ней свидетельствуют о сильной воле. Однако следует различать волю и упрямство. Бывает, что стремление добиться чего-либо, настоять на своём «я» приобретает болезненный характер и становиться более важным, чем конечный результат задуманной деятельности. Вспомните главных героев Гоголя – Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича – настоящих упрямцев. Упрямство – нецелесообразная настойчивость – отрицательное качество личности. Развивая волю, надо обязательно помнить об одном из самых важных законов жизни – законе целесообразности.

Проводимые в школе факультативы этики и эстетики, позволяют учащимся более глубоко изучить историю культуры поведения человека в обществе и в быту, узнать о чести и долге, справедливости и о манере общения.

Необходимо учащимся знать, что прийдя в трудовой коллектив, первое впечатление о его характере у коллег сложиться по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение, соблюдая следующие правила.

1.Важно научиться слушать другого человека, не перебивая его во время разговора.

2.Важно понимать другого человека. Индусские философы придумали такое правило спора. Каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и, только получив от него подтверждение, что его мысль понята, может её опровергать. Этим правилом очень полезно пользоваться хотя бы в тех случаях, когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова.

3.Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдёт в другом хорошие качества. Важно быть щедрым на похвалу, высоко оценивать истинные достоинства людей.

4.Нужно быть внимательным к людям. Говорят: лучше лишить человека пищи, чем внимания.

5.Общение – это воспитание полезных привычек, тренировка поступков, достойного поведения. Поэтому в общении всё важно: как вы одеты, как сидите, как ходите, танцуете, разговариваете с соседями.

Всё это и многое другое формирует детский характер.

Анализ вышесказанного показывает, что с социально – эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно, прежде всего, включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности, как общественно-политическая, патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение.

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Духовные основы здорового образа жизни
Просвещение школьников — Духовно-нравственное воспитание

Т.Я.Явич

В здоровом теле – здоровый дух
Пословица

Душа – это наша культура
Ф. Абрамов

«Надо понять каждому из нас, что невоспитанный человек, нравственный невежда, недоучка – это то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем: погибнет он сам и принесет гибель людям», – писал В.А.Сухомлинский. Ф.М.Достоевский призывал всех: «Надо молитвенно желать быть лучше!»
Почему человека пробирает озноб, обдает холодом, почему у него плохое настроение – ему не хватает тепла, доброты, понимания, любви. Но получать-то мы все горазды, а что сам этот человек может дать людям?

Холодный XX век. Критерий нравственности – соблюдение постулатов Морального кодекса строителей коммунизма, а среди граждан страны – двойная жизнь: ответственные партийные работники, как и простые крестьяне, крестят детей, совершают обряды, празднуют религиозные праздники: Пасху, Рождество Христово, Троицу и др. И это видели и знали дети, т.е. через все воспитание проходили ложь, лицемерие, но как ни странно – все это и сближало семьи, родственников.

Наступил XXI век – век технического прогресса, век компьютеров, мобильных телефонов, отсутствия партийных запретов, век свободы вероисповедания. Почему же нам и сейчас трудно? Духовное воспитание, здоровый дух, здоровое тело. Что из них первично? Есть утверждение, что любое преступление, правонарушение начинается с воображения, с детского воображения, которое постепенно развивается, растет. Поэтому так важно взрослым, учителям, братьям, сестрам, родителям заниматься с детьми творчеством: сочинениями, лепкой, рисованием, музыкой. Необходимо как можно раньше дойти до глубин подсознания ребенка, чтобы направить в правильное русло его фантазии, желания, определить образцы для примера. Конечно, при этом необходимо учителю самому быть хорошим человеком, ведь недаром во все времена актуальны слова: «В молодости не важно чему учиться, важно, у кого учиться».
Образ жизни – это совокупность действий и привычек человека, влияющих на его здоровье и длительность жизни. Здоровый образ жизни – это отсутствие вредных привычек плюс активное действие человека, укрепляющее его здоровье, увеличивающее длительность жизни, это огромная жажда жить долго и не болеть. Культура личности включает в себя много направлений, одно из них – культура ЗОЖ, а среди аспектов культуры ЗОЖ главным является духовность.

Содержанием духовного аспекта является представление о моральных основах жизни и моральной культуре народа. Формирование в коллективе культуры межличностных отношений в совместной деятельности, развитие экологического мышления, моральных чувств, воспитание высоких моральных качеств: доброты, милосердия, терпимости, честности, совести и т.д., формирование норм поведения.
Критериями духовного аспекта культуры ЗОЖ являются: сформированность моральных качеств, развитость этических норм, умение понимать человека и сопереживать ему, точность и обязательность в отношениях, проявление материальной и моральной щедрости, следование этикету. Критерии следующих аспектов укрепляют духовный аспект.
Физический – умение и навыки охраны и укрепления здоровья, безопасное и ответственное поведение, гигиенические навыки и привычки, физическая активность.
Социальный – знание Конституции Республики Беларусь, гражданских прав и обязанностей, уважение законов, участие в жизни общества, интерес к культуре Беларуси, умение организовать совместный труд, жизнь.
Личностный – наличие знаний о психологии человека, психологическая и социальная адаптация, стрессовая устойчивость, способность к саморегуляции, стремление к самопознанию, коммуникативные способности.
Эмоциональный – умение распознавать эмоции, способность к осмыслению своего и чужого эмоционального состояния, овладение умением выходить из ситуаций.
Интеллектуальный – стремление к знаниям, желание заниматься самообразованием, осознание важности и необходимости образования, участие в познавательных делах, интеллектуальных формах деятельности.
Если духовность – основа ЗОЖ, то посмотрим по следующим таблицам, каково влияние ЗОЖ на сущность человека и каково возможное коррекционное вмешательство учителя, родителя в формирование личности ребенка.

По таблице № 1 мы видим, что от образа жизни зависит здоровье, судьба человека, удовлетворение или безразличие его к окружающей среде, к пище. Конечно, это и есть поле для действия преподавателей, родителей, самого человека, общества. По таблице № 2 нам понятно, что на самооценку, самоанализ, размышления над истиной, сутью вещей у человека из 24 часов в сутки остается ≈ 2 часа и еще 2 часа на любимые дела, увлечения.
Учителя, родители обязаны помочь ребенку, подростку разобраться в себе, подарить возможность самореализации в конкретных делах, научить самокритичности, покаянию. При этом нужно помнить, что только увлеченный может повести за собой.
Интересно высказывание зарубежных юмористов о том, как лечатся «русские» и для чего им нужны врачи. По их мнению, врачи нам нужны для того, чтобы выслушать все о наших родственниках, о наших болезнях, о диагнозе, который ставит себе больной – в этом есть доля истины, ведь это еще раз говорит о том, что мы хотим, чтобы нас выслушали, поняли, сопереживали нам. Мы, как и наши дети, не приучены ходить на прием к психологам, на исповедь в церковь, писать дневники, письма, а ведь сами желаем этого. Государство пытается нам помочь: в школах работают психологи, есть телефоны доверия. Но пока в основном психологи ходят за детьми, родителями, а хотелось бы, чтобы было наоборот. Хорошо, что учителя бывают на службе в храмах, куда приходят дети со своими родителями: это дает уроки добра, чистоты отношений.
Исследования и наблюдения по проблеме ЗОЖ среди старшеклассников школы выявили 10 % отрицающих веру в Бога. При проведении бесед, дискуссий, в ходе ежедневной рабочей обстановки наблюдалось неадекватное поведение этих учащихся (плохо говорят о своих родственниках, родителях, выпячивают свое «я»), остальные учащихся смотрели на их «позы» с сожалением. К несчастью, не осуществились их мечты при поступлении, произошли неудачи в их семьях. Конечно, духовность, как и ЗОЖ, начинается и идет из семьи. При проведении конференции с родителями мы задаем вопрос: «Что самое первое и самое главное вы можете делать для процветания нашего государства?» Ответ, конечно, один: «Растить здоровое морально и физически поколение». Так что же первично: дух или тело? Теория дуализма давно устарела. Все должно быть едино, но у разумного человека все же на первом месте душа, т.е. дух. Проанализировав из карты воспитанности школьников уровень нравственности и навыков ЗОЖ, наблюдаем следующее.

Источник

Читайте также:  Сценарий спорт залог здоровья

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector