Меню

Доклад значение правильной осанки для здоровья

Осанка и здоровье человека

Значение осанки в жизни человека, методы ее коррекции. Скелетный и мышечный баланс, двигательный стереотип. Обеспечение поддержания вертикальной позы в состоянии покоя и при движении. Искривление спины человека в сагиттальной и фронтальной плоскостях.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.06.2016
Размер файла 102,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание


Введение


1. Роль и значение осанки в жизни человека


2. Методы коррекции осанки


Заключение


Список использованной литературы


Введение


Если говорить на профессиональном языке, то осанка — это биомеханический параметр человека, который обуславливается тремя составляющими: скелетным балансом, мышечным балансом и двигательным стереотипом.


Осанка определяется особым выстраиванием в цепь отдельных сегментов тела. Сегменты тела — это единицы тела, которые объединены общим принципом расположения относительно друг друга. На формирование осанки человека основное влияние оказывают: шейный, грудной и поясничный сегменты (всего 8 сегментов тела), а так же стопы. И, конечно же — позвоночный столб, который отвечает за обеспечение поддержания вертикальной позы в состоянии покоя и при движении. Именно позвоночник связывает в единую цепь голову, плечевой и тазовый пояса. И именно позвоночник имеет наибольшее значение в формировании правильной осанки.


Осанка определяется генотипом человека и является его врожденным свойством. Но, несмотря на возможное наличие индивидуальных особенностей (которые чаще всего не являются патологией), типичная осанка здорового человека имеет типичную «форму».


Как уже было сказано, осанка — совокупность определенным образом размещенных относительно друг друга сегментов тела. Таких сегментов всего 8, и они могут смещаться (именно смещаться, а не двигаться!) относительно друг друга назад и вперед, наклоняться и поворачиваться. Выстраивание сегментов тела имеет предсказуемый характер, что обусловлено законами природы, и делится на 4 типа, не считая нормальной осанки.


Целью данной работы является анализ методов оценки и коррекции осанки и телосложения.


1. Роль и значение осанки в жизни человека


Некоторые положения приведенного выше определения уже требуют пересмотра. Например, многочисленными исследованиями было установлено, что без активного мышечного напряжения человек в принципе не может пребывать в вертикальном положении. Такое определение осанки не дает ответа и на очевидные вопросы: «Как называть позу сидящего человека?», «Как определить положение тела человека при ходьбе, или стоящего перед станком, или играющего на сцене?», «Является ли типичное (ходьба, бег, и др.) или нетипичное (подвижная игра) движение проявлением осанки?» Думается, ответ очевиден. Это подтверждают и современные научные изыскания, которые, как это ни покажется удивительным, согласуются с мнением известных лингвистов прошлого века. Они подразумевали под осанкой внешность, манеру держать свою фигуру (стройность и представительность в складе фигуры). Осанка, по их мнению, — «это стан, строй, склад живого тела, общность приемов и всех движений его». Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов/ В.И. Дубровский. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. — с. 128. осанка мышечный искривление движение


Искривления спины у человека возникают в сагиттальной (боковой) и фронтальной (передне-задней) плоскостях. В сагиттальной плоскости возникают следующие виды нарушения осанки:

1. Сутулость — уменьшение поясничного лордоза (внутренний физиологический изгиб позвоночника в поясничном отделе) и чрезмерная выраженность грудного кифоза (физиологическое выпячивание в грудном отделе позвоночника);

2. Кругловогнутая спина — повышение выраженности всех изгибов позвоночного столба;

3. Круглая спина — отсутствие поясничного лордоза при большой выраженности грудного кифоза;

4. Плоская спина — уменьшение выраженности поясничного лордоза и грудного кифоза;

5. Плосковогнутая спина — незначительное увеличение поясничного лордоза при уменьшении кифоза в грудном отделе.

Во фронтальной плоскости наблюдается ассиметричная осанка (сколиотическая дуга). При ней прослеживается неравномерное расположение анатомических структур с правой и левой стороны туловища.

Рис. 1. Типы осанок.

Современный уровень медицинских знаний о человеке подтверждает мудрость такого широкого понимания осанки. Ведь очевидно, что принятие человеком определенной статической позы или выполнение определенного движения в пространстве (то есть склад живого тела и общность его движений) должно обеспечивать оптимальное эстетическое и физиологическое» выполнение таких действий. Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. — с. 75.

Осанка человека является одной из характеристик его физического развития, которое принято оценивать по таким показателям телосложения, как линейные размеры, объем и соотношению длины и массы тела. Однако осанка аккумулирует в себе не только антропометрическую часть физического развития, но и биомеханическую, кинематическую и энергетическую составляющие физиологии движения, эстетическую характеристику, связанную с понятиями гармонии тела и человеческой этикой, педагогическую доминанту, обеспечивающую формирование поведенческих навыков и самоконтроля.

Обсуждая различные определения осанки, мы стараемся не вставать на путь «терминологических войн»’, столь популярный среди специалистов. Поскольку эта книга предназначена для широкого круга специалистов и заинтересованных родителей, мы считаем возможным предложить следующее определение осанки, основанное на современных представлениях о функционировании опорно-двигательного аппарата и позволяющее, на наш взгляд, решать многие, уже давно назревшие, вопросы медицинской и педагогической практики.

Осанка -характеристика состояния опорно-двигательного аппарата, уровня физического развития и сформированное™ (степени зрелости) поведенческих навыков, отражающая способность человека поддерживать оптимальное эстетическое и физиологическое положение тела и его частей при удержании статических поз (стоя, сидя и др.), и обеспечивающая рациональное и адекватное выполнение основных естественных и профессиональных движений.»

Осанка — термин, понятный большинству людей, даже если они и не являются специалистами в области медицины или педагогики. Предлагаемое определение осанки, по нашему мнению, может и должно стать объединяющим для всех заинтересованных людей (врачей, педагогов, родителей) при выработке и проведении в жизнь совместных программ, направленных на оздоровление детей и формирование у них правильной осанки.

С биомеханической точки зрения, правильная осанка является результатом такого соотношения всех действующих между собой сил, когда физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имея равномерно волнообразный вид, что является основным моментом, так как они по законам биомеханики придают позвоночнику большую устойчивость, сопротивляемость, увеличивают его рессорные свойства и облегчают возможность сохранения равновесия.

Понятие об осанке складывается из учета положения головы, состояния плечевого пояса, конфигурации позвоночника, наклона таза и оси нижних конечностей. Ведущим является положение позвоночника, который имеет в сагиттальной плоскости четыре физиологических изгиба (шейный и поясничный лордоз, грудной и крестцовый кифоз). Каким же должно быть правильное расположение различных частей тела в положении стоя?

Голова — рычаг первого рода с точкой опоры в области затылочной кости. Для уравновешивания головы необходимо напряжение затылочных мышц.

Грудная клетка — центр тяжести находится впереди позвоночного столба, и для уравновешивания необходимо напряжение разгибателей спины.

Поясничная часть позвоночника — центр тяжести находится сзади тел поясничных позвонков и для сохранения правильного положения туловища необходимо напряжение мышц брюшного пресса. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие. — М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. — с. 64.

Тазобедренный сустав — центр тяжести вышерасположенных частей тела проходит через середину поперечной оси, соединяющей оба тазобедренных сустава; для сохранения устойчивого положения туловища необходимо напряжение как передних, так и задних групп мышц, окружающих тазобедренный сустав. Газ удерживается в нормальном положении благодаря гармоничной работе сгибателей и разгибателей бедра. Таз имеет определенный угол наклона, который увеличивается при перевесе функции сгибателей бедра, а чрезмерный угол наклона таза, в свою очередь, приводит к увеличению поясничного лордоза и растяжению мышц брюшного пресса, что ведет к нарушению функций внутренних органов.

Преимущественная функция разгибателей бедра — угол наклона таза уменьшается, сглаживается поясничный лордоз, компенсаторно возможно уменьшение всех других изгибов позвоночника, а это, в свою очередь, уменьшает сопротивляемость позвоночного столба по отношению к механическим факторам внешней среды.

Коленный сустав — центр тяжести находится впереди коленного сустава, следовательно, для уравновешивания туловища необходимо напряжение икроножных мышц.

Голеностопный сустав — центр тяжести находится на уровне ладьевидной кости предплюсны, и для уравновешивания тела также необходимо напряжение икроножных мышц.

Пропорции тела ребенка в разные возрастные периоды изменяются, поэтому изменяются и биомеханические факторы, определяющие осанку.

Традиционно принято описывать осанку дошкольника, младшего школьника, юноши и девушки в исходном положении стоя, так как это стандартизует и облегчает оценку.

Оптимальная осанка дошкольника: туловище расположено вертикально, грудная клетка симметрична, плечи развернуты, лопатки слегка выступают, живот выдается вперед, намечается поясничный лордоз. Ноги выпрямлены. Угол наклона таза — от 22 до 25°.

Оптимальная осанка школьника: голова и туловище расположены вертикально, плечевой пояс горизонтально, лопатки прижаты к спине. Физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены, остистые отростки расположены по одной линии. Выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки, угол наклона таза увеличивается. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие. — М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. — с. 95.

Оптимальная осанка юноши и девушки: голова и туловище расположены вертикально при выпрямленных ногах. Плечи слегка опущены и находятся на одном уровне. Лопатки прижаты к спине. Грудная клетка симметрична. Молочные железы у девушек и околососковые кружки у юношей симметричны и находятся на одном уровне. Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке. Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, у девушек подчеркнут лордоз, у юношей — кифоз.

Очевидно, что оптимальная, с точки зрения биомеханики и физиологии, осанка должна сохраняться и в положении сидя, и при выполнении основных движений (ходьба, бег и пр.)

2. Методы коррекции осанки


Лечебная гимнастика


Неправильная поза тела, как правило, обусловлена недостаточным тонусом спинных мышц. Находясь в ослабленном состоянии, они плохо поддерживают позвоночник в его естественном положении. Поэтомуформирование правильной осанки в первую очередь требует укрепления мышечного корсета.


Комплекс лечебной гимнастики включает упражнения на координацию, увеличение подвижности позвоночника и развитие навыка правильной осанки. Занятия должны проводиться минимум 3 раза в неделю по 20-30 минут.


Примерный комплекс упражнений для взрослых


1. Встать спиной к стене. Прислониться к ней затылком, лопатками, икрами и пятками. Живот втянуть, подбородок приподнять. Запомнить позу. В этом положении отойти от стены и ходить по комнате в течение минуты.


2. Вернуться к стене. Принять изначальное положение. Медленно выполнить наклон вперед, коснувшись руками пола. Так же не спеша разогнуться.


3.Сесть, согнув ноги в коленях. Ноги обхватить руками, головой прижаться к коленям. Выполнить перекат назад, коснувшись лопатками пола.


4. Лечь на спину. Руки вдоль туловища. Завести ноги за голову, поддерживая себя за бедра. Медленно вернуться в начальную позицию.


5. Повторить первое упражнение.


6. Стоя, вытянуть руки вверх. Ладони сложить «домиком». Поднявшись на мысочках, посмотреть на руки.


7. Сесть на пятки. Прямые руки поднять над головой. Нагнувшись вперед, дотронуться руками пола. Вытянуть спину. Головой прижаться к полу. Задержаться в таком положении на несколько секунд.


8.Лежа на коврике. Руки за головой. Поднять прямые ноги. Одновременно слегка оторвать спину от пола. Удерживать позу 2-3 секунды.


9. Выполнить первое упражнение. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. — 3-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — с. 211.


Массаж


Неправильная осанка со временем ведет к неравномерному развитию мускулатуры. Мышцы «запоминают» асимметричное положение тела, в итоге одни группы волокон становятся слишком растянутыми, другие — излишне напряженными. Патологическая поза закрепляется, что ведет к еще большим функциональным нарушениям. Возникает порочный круг, разорвать который помогают специальные мануальные техники. Используя приемы дифференцированного массажа, специалист добивается устранения гипертонуса и укрепления расслабленных мышц.


При выполнении сеанса внимание уделяют всем сегментам опорно-двигательного аппарата. Начинают массаж со спины, затем переходят к пояснице, грудной клетке, животу и нижним конечностям. Процедуры проводят 1-2 раза в неделю в течение 30-40 минут. Курс лечения включает 10-15 процедур. При необходимости терапию повторяют через 1,5 месяца.


Корсетирование


Некоторым пациентам может быть назначено ношение корректора осанки. Основная задача таких изделий — разгрузить позвоночник и предупредить его деформацию.


Корсет для исправления осанки подбирается индивидуально. При начальной степени нарушений применяются наплечные бандажи — реклинаторы. В сложных случаях показаны конструкции, обеспечивающие более жесткую фиксацию, — грудные и грудопоясничные корреторы.


Носить ортопедическое изделие пациент должен ежедневно в течение 4 часов во время статических нагрузок (при сидении за столом, во время просмотра телевизора). Курс лечения — 1,5-2 месяца. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. — 3-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — с. 212.


Плавание


Занятия в бассейне помогают укрепить мышцы спины и улучшить кровообращение в зоне позвоночника. Однако тренировки должны проводиться по специальной программе под руководством инструктора, иначе лечебного эффекта добиться не удастся. Минимальный курс плавательной терапии — 2 месяца. Частота посещений — 2 раза в неделю.


Лицам, которые практикуют самостоятельные занятия, следует знать, что при нарушениях осанки, запрещено плавать «брассом» и «по-собачьи». Эти стили вызывают «загибы» шейного отдела позвоночника, что может усугубить патологию.


Гигиенический режим


Лечебные мероприятия не дадут нужного результата, если все остальное время человек не будет уделять должного внимания своей спине. При нарушениях осанки врачи рекомендуют соблюдать следующие правила:


Пациенты, занятые сидячей работой, должны привести в порядок свое рабочее место. Стол и стул должны быть подобраны по росту, экран компьютера — располагаться на уровне глаз.


Во время работы, если возникло желание облокотиться на спинку стула, руки нужно убирать за спину — это поможет сохранить правильное положение тела.


Следует переоборудовать спальное место. Можно обзавестись ортопедическим матрасом и подушкой.


Во время отдыха нельзя лежать, свернувшись калачиком. Такая поза создает излишнюю нагрузку на позвоночник. Лучшее положение тела — на спине.


Важно следить за осанкой не только при сидении за столом, но и во время движения. Вредно стоять, оперевшись на одну ногу. Во время ходьбы смотреть нужно прямо перед собой, а не под ноги.


Пациенты должны выявить и устранить основные повреждающие факторы, которые могут приводить к нарушению осанки. С этой целью можно обратиться за помощью к ортопеду. Очень часто причиной асимметрии тела становятся патологии опорно-двигательного аппарата. Например, тесно связаны между собой осанка и плоскостопие.


По несколько раз в день следует выполнять упражнение на формирование ощущения правильной осанки. Для этого нужно подойти к стене и прислониться к ней затылком, лопатками, бедрами и пятками. Пациент должен зафиксировать позу и стараться сохранять ее как можно дольше.


Заключение


Важно помнить, правильная осанка — залог здоровья и красоты, простой и надежный способ избавиться от болей в спине и остеохондроза.


Осанка — комплексное понятие, зависящее не только от правильного положения опорно-двигательного аппарата, но и от витаминизированного питания, состояния нервной системы и даже генов.


Профилактика нарушения осанки — это комплексные меры, направленные на борьбу с неправильной осанкой, целью которых является коррекция и поддержания правильной осанки человека.


К профилактическим мероприятиям, направленным на борьбу с неправильной осанкой, являются:

— коррекция режима сна и отдыха;

— отказ от вредных привычек;

— регулярные специальные физические упражнения.

Список использованной литературы


1. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. — 3-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 528 с.


2. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов/ В.И. Дубровский. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. — 480с.


3. Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. — 144 с.


4. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие. — М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. — 185 с.


5. Физическая культура студента: Учеб. для СПО / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. — 8-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 176 с.


Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие об осанке и телосложении. Причины нарушения осанки, способы ее коррекции. Профилактика травматизма во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Комплекс физических упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста.

контрольная работа [52,1 K], добавлен 22.06.2015

Осанка как привычная поза в покое и при движении, ее виды. Понятие правильной осанки и причины ее нарушения. Дефекты осанки и заболевания позвоночника. Классификация патологий нарушения осанки. Признаки нормальной осанки, упражнения для ее контроля.

реферат [260,5 K], добавлен 20.12.2011

Осанка как физиологическое положение позвоночника. Осанка и здоровье школьника. Отклонения в структуре осанки. Факторы, влияющие на формирование осанки. Организация двигательного режима для детей с нарушением осанки на уроке физической культуры.

курсовая работа [262,2 K], добавлен 31.05.2013

Рациональная осанка, ее значение, признаки. Нарушение осанки: классификация и основные симптомы. Причины и профилактика нарушений осанки. Физическая реабилитация пациентов с нарушением осанки: лечебная физкультура, массаж, физиотерапия, упражнения.

курсовая работа [673,4 K], добавлен 03.07.2012

Движение как мощный стимулятор катаболических процессов в организме человека. Активизация в период покоя биосинтетических — анаболических процессов. Виды движения: ходьба, бег, гимнастика и культуризм. Профилактический эффект физических упражнений.

контрольная работа [17,4 K], добавлен 10.09.2009

Источник

Читайте также:  Основы медицинских знаний охрана здоровья детей
Adblock
detector