Доклад на педсовете: «Сохранение и укрепление здоровья детей»
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педсовете
«Сохранение и укрепление здоровья детей»
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей , создаются благоприятные санитарно – гигиенические условия , соблюдается прежде всего режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребѐнком на основе личностно – ориентированного подхода, организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе .
Систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия , оздоровительная гимнастика ( корригирующая , дыхательная для профилактики простудных заболеваний , массаж).
Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребѐнка. Активность в трудовой деятельности во многом зависит от состояния его здоровья и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств как, воля, дисциплинированность, организованность.
Система воспитания ребѐнка – дошкольника ,здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощѐнного, с развитым чувством собственного достоинства включает в себя такие направления как : обеспечение психологического благополучия , охрану и укрепление здоровья детей, духовное здоровье , приобщение ребѐнка к общечеловеческим ценностям. Для организации двигательной деятельности в детском саду существуют следующие формы работы: ежедневно в группах от 3 до 7 лет проводятся три физкультурных мероприятия : утренняя гимнастика, физкультурные занятия и гимнастика после дневного сна. Это позволит создать оптимальный двигательный режим .
Кроме того рекомендуется проводить одно- два музыкальных занятия ,связанных с движениями , ритмику, досуг или музыкальное развлечение. Утренняя гимнастика состоит из ритмики , бега , расслабления. Основная цель гимнастики после дневного сна – обеспечить профилактику нарушений осанки. Безусловно, одним из важнейших факторов здорового образа жизни для ребѐнка является прогулка. Главное правильно одеть ребѐнка . Перегревание наносит больше вреда здоровью детей , поскольку именно перегревание чаще ведѐт к простудам , чем переохлаждение. В детском саду прогулки проводятся согласно режиму. Если ребѐнка с раннего детства приучать к активному образу жизни, причѐм делать это в ненавязчивой форме, не вызывая внутреннего протеста, то будьте уверенны – вы позаботились о дополнительном бонусе для ребѐнка – это здоровье, а этот бонус несомненно поможет добиться успехов в любой сфере жизни.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелѐный лук , чеснок, ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, напитки из шиповника, травяной чай, молоко. Регулярно
Таким образом, экспериментально установлено, что если : правильно организовывать развивающую среду, учитывать возрастные особенности детей , привлекать к работе по здоровому образу жизни родителей , систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей , формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.
Закаливание в детском саду – один из действенных методов укрепления иммунитета и профилактики заболевания.
Правила и противопоказания
Закаливание в детском саду может проводиться при определенных условиях:
1) Закаливание должно проводиться регулярно. Перерыв в закаливании уменьшает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
2) Закаливание начинается со слабых раздражителей и затем переходит к сильным. Это касается постепенного понижения воды, например, в ванночках для ног или температуры в помещении. 3) Закаливание должно учитывать индивидуальные особенности организма и здоровья ребенка. Залогом успешного закаливания является также положительный настрой ребенка. 4) на з акаливание в детском саду должен дать «добро» врач.
Последний пункт особенно важен, ведь существует еще и ряд противопоказаний, когда закаливание ребенку не рекомендуется, а именно:
— если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки;
— если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания; — карантин в детском саду; — повышенная температура у ребенка вечером; — страх у ребенка перед закаливанием
1) Закаливание воздухом
. Прогулки на свежем воздухе (соблюдение режима прогулок ), вне зависимости от погоды, ежедневно, в течение года (одежда по сезону) — все группы
Свежий воздух – замечательное средство закаливания детского организма.
Прием детей на улице
Утренняя гимнастика на воздухе
. Физкультурные занятия на воздухе
. Воздушные ванны – после сна, ежедневно, в течение года ( 5 – 10 мин., в зависимости от возраста)
. Облегченная одежда – в течение дня ежедневно, в течение года ) – все группы
. Выполнение режима проветривания помещения (по графику),
. Дневной сон с открытой фрамугой
. Контрастные воздушные ванны –
после сна, на физкультурных занятиях
— во время утренней зарядки, на физкультурном занятии, на прогулке, после сна , ежедневно, в течение года ( все группы)
. Хождение босиком по массажным коврикам – после сна, ежедневно, в течение года:
2) Закаливание водой
. Обливание ног — после сна; 2 недели, потом интервал 2 недели, в течение года
. Умывание – после каждого приема пищи, после прогулки
. Контрастное обливание рук по локоть – после сна
. Полоскание рта – после каждого приема пищи
. Полоскание горла – после сна
3) Закаливание солнцем
. Солнечные ванны на прогулке
. Солнечные ванны – после сна (в помещении)
Источник
Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУ
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_leonteva_iv.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУ
Леонтьева И.В., воспитатель
МАДОУ ЦРР ДС №476
Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения.
Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения.
Одной из первостепенных задач дошкольного учреждения является органичное сочетание воспитательно-образовательного процесса с сохранением и укреплением здоровья детей. Средствами решения данной задачи являются разные формы организации двигательной деятельности, закаливающие и оздоровительные мероприятия.
В содержании воспитательно-образовательной деятельности ДОУ большое внимание уделяется оздоровлению воспитанников и проведению следующих профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур:
* определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей,
* массаж и самомассаж;
* гимнастика для глаз;
* упражнения по профилактике сколиоза, плоскостопия, игровые упражнения по расслаблению организма – аутотренинг;
* спортивные каникулы, включающие подвижные игры, эстафеты, командные игры, соревнования, полосу препятствий;
* оценка эмоционального состояния детей с последующей индивидуальной работой с ребенком;
* интеграция физического развития с другими предметами: математикой, развитием речи, конструированием, валеологией, театрализованной и игровой деятельностью, сенсорикой;
* создание атмосферы психологического комфорта: отзывчивость и внимание к детям;
* организация развивающей среды с учетом потребностей и интересов детей;
* работа с родителями по совместной заботе о здоровье детей;
* правильная организация двигательной активности детей на прогулке.
Стараемся органически соединить между собой все элементы комплекса:
- Образовательного
- Медико-профилактического
- Физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового
- Психологического
Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:
- Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
- Физическое воспитание
- Организация лечебно-профилактической работы с детьми
- Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду
Модель приобщения дошкольников к здоровому образу жизни в ДОУ
Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятии. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка в это время проходят занятия. Занятия требуют от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.
Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:
- Традиционные
- Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.
- Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например: «Экскурсия в весенний лес».
- Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла», или с одним предметом «Поиграй со мной мяч».
- Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
- Спортивные праздники, дни здоровья, праздник «Папа, мама и я — спортивная семья».
Мы учим детей не только правилам поведения на дорогах, но также дает представление о здоровом образе жизни сюда входят занятия:
- «Разговор о правильном питании»
- «Формирование привычки ежедневных физкультурных представлений»
- «Формирование представлений о том что полезно и что вредно для организма»
- Выработка знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.
После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.
Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:
- Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.
- Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов
- Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями)
- Облегченная одежда в детском саду
- Гимнастика после сна
- Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)
- Солевые дорожки – младший возраст
- Мытье прохладной водой рук по локоть – средний возраст
- Комплекс контрастных закаливающих процедур – старший возраст
- Полоскание рта лечебными настоями т прохладной водой
- Летом ходьба босиком по спортивной площадке
- Самомассаж
- Витаминотерапия
- Фитотерапия
- Массаж по назначению врача
Перспектива : продолжать лечебно-оздоровительную работу, разделив ее на три этапа:
1 этап – интенсивная профилактика – подготовка ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени (витаминотерапия, фитотерапия, дыхательная гимнастика, закаливание)
2 этап – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждения ОРВИ, ангины – полоскание горла и рта лечебными травами и настоями.
3 этап – реабилитационный – фито- и витаминотерапия, щадящий режим занятий, индивидуальный подход по группе здоровья.
- Создание комплексного мониторинга здоровья ребенка;
- Снижение количества дней заболеваемости у детей;
- Снижение количества травматизма;
- Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к воспитанию детей;
- Повышение квалификации сотрудников детского сада.
Источник
Доклад по теме «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования»
материал на тему
Доклад по теме «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования»
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового образа жизни.
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по здоровьесбережению, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье детей.
Работа по созданию здоровьесберегающей среды в нашем детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка,на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи. (Слайд3)
Здоровьесберегающая среда.
– это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей
Приоритетным направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее пространство. (слайд5)
Здоровьесберегающее пространство на современном этапе
рассматривается как комплекс:
• физкультурно-оздоровительных
• образовательных
К сущностным характеристикам здоровьесберегающей среды следует отнести
• экология и гигиена
• современный дизайн
• рациональный режим жизни, труда и отдыха
• современные образовательные программы, методики и технологии
Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются:
• саморазвитие и взаимосвязи педагогических подсистем
Здоровьесберегающая среда в нашем дошкольном учреждении создана с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. В учреждении функционируют физкультурный зал, музыкальный, игровые комнаты, медицинский кабинет, изолятор, спортивная площадка (Слайд8)
В самих группах созданы здоровьесберегающие условия: учебный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, выделено пространство для организации двигательной активности детей, созданы спортивные уголки с физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу. Мы стараемся создать комфортную, уютную среду, приближенную к домашней, где можно организовать разные виды игровой и творческой деятельности: все группы оснащены разнообразием игрового, наглядного материала. Важное значение в сохранении психического здоровья детей придаем личностно-ориентированного стиля общения, основой которого является признание малыша как полноценной личности, учету детских интересов и предпочтений в содержании и организации разных видов деятельности, повышению самооценки малыша.
Утренники, развлечения, кукольные театры, способствуют присутствию в нашем учреждении атмосферы радости, праздника.
Особое значение в деятельности педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающего пространства (среды) придается:
— подбору здоровьесберегающих технологий для организации образовательной деятельности с дошкольниками;
Основные цели и задачи технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни
Выделяют три группы технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Подвижные и спортивные игры
Гимнастика для глаз
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
Занятия из серии «Здоровье»
3. Коррекционные технологии:
Технологии музыкального воздействия
Технологии воздействия цветом
Технологии коррекции поведения
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Таким образом, современные подходы к организации здоровьесберегающей среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_teme.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования»
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового образа жизни .
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития , а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по здоровьесбережению , насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье детей .
Работа по созданию здоровьесберегающей среды в нашем детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка ,на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи. (Слайд3)
– это гибкая, развивающая , не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей
Приоритетным направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является : создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка , обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее пространство . (слайд5)
Здоровьесберегающее пространство на современном этапе
рассматривается как комплекс :
К сущностным характеристикам здоровьесберегающей среды следует отнести
• экология и гигиена
• рациональный режим жизни, труда и отдыха
• современные образовательные программы , методики и технологии
Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются :
• саморазвитие и взаимосвязи педагогических подсистем
Здоровьесберегающая среда в нашем дошкольном учреждении создана с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. В учреждении функционируют физкультурный зал, музыкальный, игровые комнаты, медицинский кабинет, изолятор, спортивная площадка (Слайд8)
В самих группах созданы здоровьесберегающие условия : учебный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, выделено пространство для организации двигательной активности детей, созданы спортивные уголки с физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу. Мы стараемся создать комфортную , уютную среду , приближенную к домашней, где можно организовать разные виды игровой и творческой деятельности : все группы оснащены разнообразием игрового , наглядного материала. Важное значение в сохранении психического здоровья детей придаем личностно-ориентированного стиля общения, основой которого является признание малыша как полноценной личности, учету детских интересов и предпочтений в содержании и организации разных видов деятельности, повышению самооценки малыша.
Утренники, развлечения , кукольные театры, способствуют присутствию в нашем учреждении атмосферы радости, праздника.
Особое значение в деятельности педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающего пространства ( среды ) придается :
— подбору здоровьесберегающих технологий для организации образовательной деятельности с дошкольниками;
Основные цели и задачи технологий : обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья , сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни , научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни
Выделяют три группы технологий :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
Подвижные и спортивные игры
Гимнастика для глаз
2. Технологии обучения здоровому образу жизни :
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
Занятия из серии « Здоровье »
3. Коррекционные технологии :
Технологии музыкального воздействия
Технологии воздействия цветом
Технологии коррекции поведения
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность , а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни , полноценное и неосложненное развитие .
Таким образом , современные подходы к организации здоровьесберегающей среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сеогдня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды — главная задача, осуществляемой педагогами ДОУ, позволяет эффективно решать вопросы полноценного физическ.
Тема сохранения здоровья в последнее время активно обсуждается в обществе. Еще больше внимания уделяется сохранению здоровья дошкольников. Сложившаяся ситуация в области здоровьесбережения требует осо.
Шагая в ногу со временем, современная педагогика предъявляет высокие требования к профессиональным и личным качествам воспитателя. Человек, работающий с детьми, непременно должен любить детей, быть до.
В данной статье представлены основные инновационные методы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Данные методы активно используются в дошкольной образовательной организации, г.
Источник