Меню

Доклад состояние здоровья учащихся

Доклад «Проблема сохранения здоровья учащихся»
статья по теме

В статье раскрываются факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_zdorove_2.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Проблема сохранения здоровья учащихся.

Состояние здоровья детского населения вызывает очень серьезные опасения специалистов. По статистическим данным, лишь 20% детей здоровы, 80% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, высок процент хронической патологии. Большинство детей 6-7 лет не готовы к обучению в школе.

Здоровье школьника находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте охраны здоровья учащихся, необходимо разделить их на две большие группы: факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто называют «внутришкольными»), и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников. Приведем перечень общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью школьников.

1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.

2. Сужение понятия здоровья.

3. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических, антропогенных и техногенных факторов.

4.Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения, в том числе:

— отсутствие системы обучения по сохранению здоровья;

— низкий уровень санитарно-гигиенической, просветительской работы;

— отсутствие моды на здоровье;

— мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха.

5.Несформированность культуры здоровья у преподавателей, неблагополучие их состояния здоровья.

Группа факторов, так называемых «внутришкольные» имеют непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих образовательных технологий.

С негативным влиянием именно этих факторов, к которым относятся интенсификация и нерациональная организация учебного процесса , несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников и т.п. специалисты связывают до 40% детско-подростковой патологии. Вот основные проблемы.

Интенсификация образовательного процесса идет с одной стороны через увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов, элективных и т.п.). Фактическая учебная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО) в школах, а в особенности в лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе 6,2-6,7 часа в день; в основной школе-7,2-8,3 часа в день; и в старшей школе – 8,6-9,2 часа в день.

А вместе с приготовлением домашнего задания рабочий день современного школьника составляет 9-10 часов в день в начальной; 10-12 в основной; 13-15 в старшей школе!

слайд 3. Такое увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается большая распространенность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням. Среди учащихся эти цифры чуть меньше, хотя тоже далеко не все благополучно. А добавьте к этой нагрузке еще и дополнительное образование в других учреждениях. В большинстве случаев отмечается четкая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности нагрузки.

Другой вариант интенсификации учебного процесса — реальное уменьшение часов при сохранении или увеличения объема материала. По данным Минобразования за последние 50 лет сократилось количество часов на образовательную область «филология» (на 49%), и на образовательную область «математика» (на 62%). Ясно, что столь резкое уменьшение часов при таком же объеме программного содержания неизбежно привело к увеличению объема домашних заданий и интенсификации учебного процесса. Слайд стр.7

Частое следствие интесификации – возникновение у детей состояния усталости, утомления, переутомления. Это создает предпосылки для развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических заболеваний. Еще один фактор, который в общественном мнении традиционно связывают с неблагоприятными последствиями для здоровья детей — экзаменационный стресс. Особо пристальное внимание к этому вопросу связано с введением ЕГЭ ( Щуркова Н.Е.)

Приведем развернутый перечень внутришкольных факторов небезразличных для здоровья школьников.

— уровень шума, освещенность, воздушная среда;

— размер помещения (кубатура);

— дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы), качество строительных материалов;

— мебель: размеры, размещение в помещении;

— видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры;

— пищеблок: ассортимент, качество пищи и воды

-экологическое состояние прилегающей к ОУ территории;

— состояние сантехнического оборудования.

2.Учебно-организационные факторы (зависящие в большой степени от администрации)

-объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;

-организационно-педагогические условия проведения занятия (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физ. пауз)

— объем физической нагрузки – по дням, за неделю, месяц (на занятиях, уроки физической культуры, на переменах, во внеучебное время)

— медицинское обеспечение учреждение, наличие психология;

-участие родителей в жизни учреждения;

— психологический климат в педагогическом коллективе;

— наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни;

-позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

3.Психолого-педагогические факторы (зависящие от педагога)

— психологический климат в классе, группе, наличие эмоциональных разгрузок;

— стиль педагогического общения, характер проведения опросов, экзаменов,

— соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

— степень ограничений в свободе телесных, эмоциональных проявлениях;

-личностные психические особенности педагога, степень обременения собственными проблемами;

— подготовленность педагога по вопросам здоровьесберегающих технологий.

Перечисленные факторы — это поле педагогической деятельности, те направления, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения.

Охрана здоровья является приоритетным направлением деятельности всего общества. Существует более 300 определений понятия «здоровья». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия», а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Понятие здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях:

— благоприятное социальное окружение;

— оптимальный двигательный режим (культура движений);

— отказ от вредных пристрастий;

Теперь обратимся к терминологии.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая благоприятные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального и физического здоровья всех участников образования (учащихся, педагогов).

В эту систему входит: слайд 7

— условия обучения учащихся (отсутствие стресса, адекватность требований, методик обучения),

-рациональная организация учебно-воспитательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными и гигиеническими требованиями);

-соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям детей

— создание благоприятного эмоционально-психологического климата;

-использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся.

Типы технологий слайд 8

1. Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

2. Оздоровительные (физ. подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

3. Технологии обучению здоровью (включение соответствующих тем в образовательный процесс).

4. Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия, внеклассные мероприятия, конкурсы, соревнования, дни здоровья…)

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть узкоспециализированными и комплексными.

Среди технологий, применяемых в системе образования можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а следовательно, разные методы и формы работы.

Медико-гигиенические технологии. Эти технологии относятся больше к компетенции медицинских работников. Кроме этого сюда относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на развитие физического здоровья. Реализуются на занятиях физической культуры, спортивных секциях.

Экологические здоровьесберегающие технологии направлены на создание экологически оптимальных условий жизни и деятельности участников образовательного процесса — например: обустройство прилегающей территории, озеленение кабинетов, рекреаций, живой уголок, участие в экологических акциях.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, инженерно-технических служб, пожарной инспекции т.д. Требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному исполнению и учету. А за обеспечение безопасности условий пребывания в учреждении отвечает директор.

Здоровьесберегающие образовательные технологии определяют структуру учебного процесса, согласно нормам СанПиНа, стиль работы на уроке педагога и его воздействие на обучающихся во время 45 минут, просветительское — разъяснительная работа с детьми родителями, проведение воспитательных мероприятий.

Социально-адаптирующие технологии обеспечивают укрепление психического здоровья. Сюда относят социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики.

Лечебно-оздоровительные технологии включают лечебную педагогику и лечебную физкультуру.

Таким образом, обучение вопросам здоровья, воспитания культуры здоровья, использование здоровьесберегающие технологий как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое — дорогу к здоровью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта? Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уро.

Работу над этой темой я начала в 2002 году в должности учителя физической культуры в МОУ «СОШ № 28» г. Мурома. В 2010-2011 учебном году в нашей школе обучается 554 учащихся, что составляет.

Работа классного руководителя по сохранению здоровья учащихся.

Учеба – тяжелый труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся. Изучение пр.

Тема: «Сохранение здоровья учащихся через организацию здорового питания»Цели проекта: 1. Формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни.2. Укрепление нрав.

Мониторинг здоровье сберегающей направленности урока как средство сохранения здоровья учащихся.

Новая концепция отечественного образования и проводимая на её основе модернизация школьного обучения относит охрану здоровья обучающихся к приоритетным задачам школы. В нашей школе, на наш взгляд, со.

Источник

Доклад на тему: Состояние здоровья и образа жизни учащихся
статья по физкультуре на тему

состояние здоровья и образа жизни учащихся

Скачать:

Вложение Размер
sostoyanie_zdorovya_i_obraza_zhizni_uchashchikhsya.docx 277.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственная казенная общеобразовательная школа-интернат «Государственная казенная общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования г. Алагир»

Доклад учителя физической культуры на тему: «Состояние здоровья и образа жизни учащихся»

Учитель: Цагараев А.Д.

Состояние здоровья и образа жизни учащихся

Всё чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым»

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Детско-подростковый возраст – это тот уникальный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.

Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей.

Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем.

Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни.

Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной задачей.

Кол — во учащихся

От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка в школе, в свою очередь, организация образовательно-воспитательного процесса влияет на состояние здоровья школьников.

ОВП включает в себя урочную, внеурочную и внеклассную деятельность. Я как классный руководитель расскажу о внеклассной деятельности.

Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, но не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе педагогов. Цель моей педагогической деятельности – внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. Именно учитель может сделать для сохранения здоровья обучающихся гораздо больше, чем врач. Знания о здоровье человека, социальной среде, умения и навыки по их сохранению помогают развитию личностных качеств ребёнка, то есть формируют культуру здоровья, имидж здорового образа жизни.

Для достижения поставленной цели я определила задачи:

Изучить состояние здоровья детей в адаптационный период

Создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательно-воспитательном процессе

Формировать мотивацию к здоровому образу жизни

Основные направления воспитательной работы по решению задач.

1.Использование на уроках таких элементов, которые бы постепенно убеждали школьников к ведению здорового образа жизни ( факты, аргументы, примеры, задачи).

2.Демонстрация своего отношения к здоровому образу жизни, к вредным привычкам, подчеркивание своего мнения, но не в формальных оценках и фразах, а в искренних высказываниях, в которых бы читалось личное убеждение.

3.Работа с родителями учащихся: инструктирование о методах родительской педагогики; привлечение к совместной подготовке, проведению и участию во внеклассных мероприятиях.

Работа с младшими школьниками по воспитанию здорового образа жизни имеет свою специфику, определяемую с одной стороны, организацией обучения в начальной школе (один учитель, возможность осуществлять воспитание в тесной связи с обучением), а с другой – психологическими особенностями школьников младших классов.

Факторы, определяющие особенности

профилактической работы с младшими школьниками.

Учитель является для младших школьников авторитетом, поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения оказывают учебное и воспитательное воздействие. Негативное мнение учителя о вредных привычках должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на другие авторитетные для ребенка мнения.

Младшие школьники чаще, чем взрослые, воспринимают мир в полярных категориях: « хорошо – плохо», «правильно – неправильно», «плохой – хороший человек» и т.п. Поэтому всё, связанное с вредными привычками, должно одеваться в «одежды темного цвета», противопоставляться всему доброму, приятному, полезному.

Образность мышления ребенка позволяет ему видеть то, что говорит учитель, более ярко, образно, сказочно. Стимуляция представлений ребенка – важный элемент его воспитания и развития.

Тяга и склонность ребенка к игре обуславливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов учебно-воспитательной работы.

Большая, чем у старших классов, связь младших школьников со своими родителями определяет большие возможности этого пути для формирования здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам.

При проведении воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, профилактике зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания), пропаганде физкультуры и спорта, а также выработке теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, мною используются следующие формы работы:

беседы (учителя, медработника, родителей);

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятия здоровья в настоящее время рассматривается не только как .

Доклад на тему:»Формирование здорового образа жизни в детско-подростковой среде» на семинаре для учителей физкультуры.

Как классный руководитель проектную работу по теме «Здоровый образ жизни» я проводила в 7 классе. На подготовительном этапе проекта были определены его цели и задачи. Проведено тестирование учащ.

Доклад для выступлений на ШМО.

повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни учащихся.

Игра проводится по аналогии с телевизионной передачей «Своя игра», но участвуют не три человека, а три команды. Команды выбирают вопрос по «стоимости» (сложности), путем совещания дают ответ. Вопрос з.

Источник

Читайте также:  Здоровье молодых людей призывного возраста
Adblock
detector