IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ И УСЛОВИЯ ЕГО СОХРАНЕНИЯ В ВУЗЕ
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что современная образовательной среде является серьезным фактором риска для здоровья обучающихся [3]. В период острых социально-экономических перемен со всей силой проявляется еще один дополнительный фактор риска по отношению к сохранению психического здоровья — социальная и профессиональная неопределенность будущего специалиста в обществе и необходимость поиска рабочего места, соответствующего уровню образования и подготовки. Рассмотрим условия, от которых зависит психическое здоровье студенческой молодежи.
Пища влияет не только на физическое, но и на психическое здоровье, Избыточное потребление некоторых продуктов может увеличить производство гормонов в организме, которые способствуют гневу и раздражительности во время эмоционального напряжения. Обильное питье воды, наоборот, помогает управлять эмоциями.
Физические упражнения не только укрепляют мышцы, сердце, но и способствуют образованию гормонов — эндорфинов, которые улучшают настроение и действуют как естественные энергетики. Важно правильно сочетать физическую нагрузку и достаточный отдых (от 7 до 8 часов сна каждую ночь), отдыхать вовремя, а не когда «падаешь от усталости» [2].
Тщательное планирование и перерывы в работе помогут избежать чувства подавленности в последнюю минуту.
Умение управлять своими эмоциями — важный фактор хорошего психического здоровья и показатель эмоционального интеллекта. Необходимо настраивать мышление на позитивное. Для этого нужно прекратить накачивать себя отрицательной информацией, перестать критиковать существующие порядки. Следует активно развивать свои таланты,
Для сохранения и укрепления психического здоровья большое значение имеет здоровый образ жизни. Психическое здоровье формирует оптимистический взгляд на вещи, бодрость духа, уверенность в себе, независимость во взглядах, чувство юмора. Для психического здоровья характерна индивидуальная динамическая совокупность психических свойств, которая позволяет адекватно полу, возрасту, социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникшими личными и общественными интересами, потребностями, общепринятой моралью.
Литература:
Кокаева И.Ю. Педагогическая психогигиена / учебное пособие / И. Ю. Кокаева; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Осетинский гос. пед. ин-т М-ва образования и науки Республики Северная Осетия-Алания». Владикавказ, 2007. С.35.
Кокаева И.Ю. Психоэмоциональное здоровье школьников и условия его сохранения в современной начальной школе / И. Ю. Кокаева; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Осетинский гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова». Владикавказ, 2009.
Кокаева И.Ю.Развитие регионального образовательного пространства как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников (на примере республики Северная Осетия-Алания) // диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ, 2011
Источник
Статья «Психологическое здоровье студентов»
специалист в области арт-терапии
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Прокопьевский транспортный техникум»
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ
Психологическая безопасность – это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.
Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Поскольку психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни. [1]
Забота о психологическом здоровье студентов становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и преподавателя, показателем достижения ими современного качества образования. Здоровье студента, пожалуй, одно из тех немногих требований, которое в равной мере представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг, поэтому его можно трактовать как интегрирующую часть консолидированного заказа на качественное современное образование со стороны государства, общества, и индивида. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. [2]
Приходя учиться в техникум, на первый курс, студент испытывает множество психологических трудностей адаптации, связанных как с изменением его социальной позиции, так и привыканием к взаимодействию с новыми для него преподавателями. Особенно важная роль в обеспечении качества студенческой жизни ребенка принадлежит мастеру производственного обучения. От того, каким окажется этот человек, зависит отношение студента к процессу обучения и формирование многих личностных качеств взрослого человека.
Структурными составляющими комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт. [2]
Учителю важно владеть навыками эмпатического слушания, цель которого – создание у учащихся ощущения того, что его чувства и переживания приняты, поняты и интересны педагогу.
От педагогического влияния зависит то, насколько ребенок будет эмоционально насыщен, насколько интересна и увлекательна будет для него жизнь в техникуме.
Действия педагога по конструированию комфортной среды заключается в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность студенту проявиться в полной мере как личности. Конкретными способами могут выступать просьба вместо требования или приказа, убеждение вместо физического или агрессивного словесного воздействия, организация вместо жесткой дисциплины. [1]
До недавнего времени было принято считать, что любовь студент должен получать в семье. Педагоги теряются от откровенных проявлений любви детей, порой не зная, как реагировать на них. От этого они редко находят то душевное тепло, к которому стремятся. Любовь, снимает тревожность и дает ощущение безопасности. [2]
Термин «фасилитация» используется в психологии для обозначения процесса и феномена облегчения, оптимизации деятельности одного человека при активном поддерживающем присутствии другого. В образовательном процессе фасилитатором по отношению к ребенку выступает педагог, который призван способствовать, облегчать положение, помогать ребенку в чем-либо.
Психологи подмечают, что «интерес – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Он является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, интеллекта. Интерес – это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом.
Интерес и удовольствие, сопровождающие его, рождают ситуацию успеха, которая есть «главный нерв гуманизации обучения, воспитания» Все это в целом способствует формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.
К сожалению, психолого-педагогические исследования говорят о следующем: редко еще в педагогической практике педагогам удается организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждый студент обучался, развивался в ситуации успеха. Педагогов это должно подтолкнуть к тому, чтобы в их ежедневной работе постоянно присутствовали поощрение интеллекта студента, поддержка и помощь, конструктивная критика, справедливое оценивание, т.е. то, что необходимо для развития самодостаточности студента. [3]
Главное, что необходимо всегда помнить всем, занимающимся воспитанием и обучением студентов, — эмоциональный компонент взаимодействия педагога и студента находится на первом месте в формировании отношения его к учебе. Педагоги и воспитатели «прописываются» в душах учеников с определенным эмоциональным знаком. Отношение к педагогу у студента может быть эмоционально положительным, нейтрально-отстраненным, отрицательным или противоречивым. Последние два типа отношения к педагогу отнюдь не способствуют успешной учебе. То, каким будет сформирован психолого-педагогический статус первокурсника – зависит от его педагога. Даже единичные неэтичные поступки и высказывания педагога в адрес студента могут свести на нет самую кропотливую предшествующую работу.
Актуальность психологической безопасности
• реализация принципа гуманизации (концептуальное положение о приоритете личности ) образования
• индивидуальный подход к участникам образовательного процесса
угрозы психологической безопасности студентов бывают: внутренние и внешние.
Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде необходимо опираться на следующие принципы.
• Первый принцип, опора на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия.
• Второй принцип, исходя из которого, необходимо проектировать психологически безопасную среду школы – принцип психологической защиты личности каждого субъекта УВП; реализацией данного принципа является устранение психологического насилия во взаимодействии. Незащищенный должен получать ресурс, психологическую поддержку и защиту прав на безопасное взаимодействие.
• Третий принцип – помощь в формировании социально-психологической умелости. Под социально-психологической умелостью понимается набор умений, дающий возможность компетентного выбора своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умение анализировать ситуации и выбирать соответствующее поведение. [3]
Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании [Текст] / И. А. Баева. — СПб.: Образование-Культура, 2005. — 190 с.
Ильинич, М.В. Физическая культура студентов [Текст] / М.В. Ильинич. – М.: Гардарики, 2002. – 340 с.
Кон, И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. [Текст] Учебное пособие для пед. ин-тов / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1979. – 175 с.
Источник
Методический доклад на тему: «Сохранение психического здоровья студентов»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сохранение психического здоровья студентов «Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так нельзя лечить тело, не леча душу» Сократ
Психическое здоровье Психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь всего общества
Критерии психического здоровья 1. Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам. 2. Отсутствие психических заболеваний. 3. Отсутствие вредных привычек. 4. Положительное эмоциональное состояние. 5. Преобладают положительные и связные мысли. 6. Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами. 7. Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы. 8. Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Современный студент постоянно живет на грани стресса. Причины возникновение стресса у студента: студенты ежедневно сталкиваются с напряжением и утомлением, вызванными повседневными нагрузками стресс в период сессии конфликт с преподавателем неудовлетворённость полученной оценкой загруженный распорядок дня социальный дискомфорт в группе
Один и тот же стрессовый раздражитель может быть по-разному воспринят студентами. Одни, например, при получении неудовлетворительной оценки не впадают в панику, а начинают ещё более усиленно работать над собой, другие же считают это событие недооценкой своих внутренних потенциалов и впадают в депрессию. Основной фактор развития стрессового состояния у студента, как и у всех людей, кроется во внутреннем мире человека: в его мировоззрении, системе ценностей, ощущении своего внутреннего «Я».
К чему приводит игнорирование проблем Подверженность несчастным случаям. Ухудшение взаимоотношений с окружающими: преподавателями и сокурсниками. Нервный срыв. Пониженная успеваемость. Проблемы с пищеварением, изжога, язва желудка. Головные боли от постоянного напряжения. Постоянное ощущение усталости. Бессонница, потеря сна. Раздражительность. Частое ощущение подавленности. Повышенный или пониженный аппетит.
Самостоятельное решение проблемы у студентов как правило связано с употреблением в больших дозах: Кофеина Алкоголя Наркотиков Курение Удовлетворение других пристрастий
Расслабление Физическая активность Отношение к жизни (система взглядов и убеждений) Правильное питание Верность друзей (доброжелательные теплые взаимоотношения как в группе, так и в близком круге лиц) Планирование своего времени Существует множество способов снятия стресса
Исследование психологического здоровья студентов Характеристика уровней развития коллектива по А.Н.Лутошкину: Мерцающий маяк — 1/1, 1/3, 2/3 Алый парус — 1/2 Горящий факел — 1/5, 1/6, 2/2, 2/4, 2/6, 3/2, 3/4 Песчяная россыпь — 3/3 1/4 — Мерцающий маяк и Алые паруса 2/5 — Алые паруса и Горящий факел
«Песчаная россыпь» Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее — и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.
«Мерцающий маяк» В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив. Группа заметно выделяется среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь час то вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
«Алый парус» Алый парус — это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например, в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.
«Горящий факел» Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом для которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука? Настоящий коллектив — тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.
Результаты адаптации Главными трудностями в процессе адаптации студенты называют: -привыкнуть к новым условиям -нагрузки -10% студентов — адаптироваться в группе Главной проблемой у 80% является обучение, остальные — отношение с друзьями или родителями. Что больше всего нравится в колледже — 90% ответили преподаватели и их отношение.
Правила общения со студентами: Постоянно повышать самооценку у студента Будьте терпеливыми, требовательными, вежливыми Будьте умерены на похвалу и наказания Студент — личность – отнеситесь к ней с уважением Не перебивать ответ студента Давать больше творческих заданий
Технологические приёмы для успешного преподавания: Появление в аудитории бодрое, уверенное. Ярко выраженная готовность к общению. Эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние студентам. Создание на занятии необходимого эмоционального настроя. Продуктивность общения. Речь (яркая, образная, высококультурная). Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная). Итоговая, общая характеристика общения.
И, последнее, отнеситесь к перечисленным правилам без скепсиса, даже , если они Вам известны. Знать и соответственно этому поступать не всегда одно и тоже. Спасибо за внимание.
Источник