Меню

Доклад по зож для старших дошкольников

Доклад на тему «Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников»
материал

Дети проводят в дошкольном учреждении , значительную часть дня, и поэтому сохранение, укрепление их физического, психического здоровья — дело не только семьи, но и ДОО. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья . Поэтому, важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни , осознанную потребность систематических занятий физической культурой и спортом.

Скачать:

Вложение Размер
doklad.docx 28.07 КБ
prezentatsiya_k_dokladu.pptx 2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8»

«Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников»

Подготовила: инструктор по

Дети проводят в дошкольном учреждении , значительную часть дня, и поэтому сохранение, укрепление их физического, психического здоровья — дело не только семьи, но и ДОО. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья . Поэтому, важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни , осознанную потребность систематических занятий физической культурой и спортом.

2 сл. Одна из основных и самых первых задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлена на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Физическое развитие является одним из основных направлений развития и образования детей и включает в себя приобретение опыта в двигательной деятельности детей.

3 cл. ЗОЖ – здоровый образ жизни человека , направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.

Цель здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании:

-это обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры , как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека , знаний о здоровье и умений оберегать , поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности , позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

4 сл. В нашем детском саду созданы условия для физического развития детей: просторный, хорошо оборудованный музыкально- физкультурный зал; на территории детского сада имеется большая спортивная площадка, оснащенная спортивным оборудованием.

5 сл. Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика, относящаяся к технологии обучения детей здоровому образу жизни.

Варианты проведения утренней гимнастики могут быть разнообразные, например:

  • Традиционная гимнастика с ОРУ.
  • Гимнастика игрового характера.
  • С использованием полосы препятствий.
  • С включением оздоровительных пробежек.
  • Ритмическая гимнастика.

6 сл. Формы проведения зарядки могут быть разнообразны. Дети с удовольствием выполняют упражнения под музыкальное сопровождение, в игровой форме, что способствует бодрому началу дня. Профессионально подобранные физические упражнения для определенного возраста, способствуют физическому совершенствованию дошкольников. Помимо оздоровительных задач во время утренней гимнастики решаются задачи нравственного воспитания, а именно формирование навыков сотрудничества и дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

7 сл. В ДОУ так же разработан комплекс утренних гимнастик с использованием ИКТ , которые сочетают в себе учет сезонности, возрастные особенности детей и тематики. Таким образом, в ходе организации работы по проведении утренней гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста можно сделать вывод, что мультимедийный показ является развивающим и демонстрационным материалом. Такой подход обеспечивает позитивные основы для развития представлений у детей о здоровом образе жизни, формирует потребность и желание к занятиям, способствует улучшению уровня физического развития ребенка.

8 сл. Важное место в валеологическом воспитании занимает занятие по физической культуре, целью которого является сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание выразительности движений, формирование правильной осанки. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Во время проведения мероприятий, направленных на физическое развитие мы используем информационно-коммуникационные технологии, а именно видео- зарядка с участием сказочных героев и животных. Необычные, яркие, движущиеся изображения помогают детям лучше выполнять упражнения и повышают активность и интерес детей, так как сочетают в себе динамику, звук и изображение, которое наиболее долго удерживает внимание детей.

9 сл. В работе с воспитанниками старшего возраста так же используется здоровьесберегающая технология, как музыкотерапия.

Она позволяет снять стресс и усталость. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения после занятий физической культурой можно воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки , наполненный звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются.

10 сл. И еще одна здоровьесберегающая технология, это сочетание ритмики с музыкотерапией. Целью ее является психофизическое развитие ребенка, формирование средствами музыки ритмичных движений, разнообразных умений, способностей, коммуникативных качеств.

Занимаясь ритмикой, дети учатся выражать различные музыкальные образы через пластику своего тела. Ритмика способствует формированию и развитию природных физических данных, таких как правильная осанка, подъём, гибкость, прыжок и даже артистичность, более того, занятия способствуют раскрепощению детей и раскрытию индивидуальности.

11 сл. Неотъемлемой частью по здоровьесбережениию является взаимодействие специалистов в ДОУ, направленное на достижение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

12 сл. Взаимодействие инструктора и воспитателя.

Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы.

В свою очередь, инструктор по физической культуре оказывает помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирает упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников.

13 сл. Взаимодействие с педагогом-психологом

Воспитанники дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели: педагог- психолог, инструктор по физической культуре. Данные знания необходимо использовать в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные психологические особенности и проблемы. Поэтому здесь очень необходимо сотрудничество с педагогом-психологом, который подскажет, какие игры и упражнения предложить детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами и другими нервно-психическими расстройствами.

14 сл. Взаимодействие с музыкальным руководителем

Кроме того, что музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает инструктора или воспитателя от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Именно поэтому необходима помощь музыкального руководителя.

Очень важно, чтобы музыка на занятии звучала в соответствии движениям, тематики. Поэтому если на утренней гимнастике, занятии или развлечении необходимо музыкальное сопровождение, музыкальный руководитель подбирает музыкальные произведения к различным упражнениям и играм. Энергичный бодрый марш для ходьбы, легкая танцевальная музыка для прыжков – полька, галоп.

Чаще всего используется музыка и звукозаписи в подвижных и хороводных играх, во время проведения эстафет и соревнований, а так же в заключительной части занятия, когда музыка выступает как успокаивающее, обеспечивающее постепенное снижение физической нагрузки, средство. В этой части использую звуки природы и звучание лирических произведений, релакс.

15 сл. Взаимодействие инструктора и учителя-логопеда

Учитель – логопед работает над коррекцией звукопроизношения у детей, инструктор по физвоспитанию обучает детей основным видам движений, поэтому взаимосвязь инструктора и логопеда можно проследить в двигательно-речевой деятельности.

Речевые игры, потешки, скороговорки, считалки и т.д. помогают развивать мышление и речь ребёнка, преодолевать логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь богатой и выразительной, поддерживают интерес детей к занятию, и физиологическую потребность в движениях. Кроме того, в речевых играх есть возможность совершенствовать те основные виды движений, которые должны быть развиты у детей дошкольного возраста.

16 сл. Деятельность педагога, направленная на укрепление здоровья детей , будет иметь малый успех, если она ведется в аспекте воспитатель — дети. Активное взаимодействие в системе «ребенок — родитель — педагог » будет иметь эффективное развитие на ребенка. Поэтому работу по формированию ЗОЖ в ДОУ необходимо планировать совместно с семьями.

17 сл. Педагоги ДОУ и инструктор по физ.культуре используют в работе с родителями следующие формы и методы :

— Традиционная : участие в родительских собраниях, семейные спортивные соревнования; вечера развлечений на определенные тематики.

— Просветительская : выпуск информационных листков; оформление стенда ; уголки здоровья в группах, буклеты, папки передвижки, консультации.

— Интерактивная форма : анкетирование; дискуссия; круглые столы; консультации специалистов.

18 сл. В ДОУ было проведено анкетирование с родителями о педагогической компетентности в физическом развитии детей, обработка данных показала следующие результаты: 1. Дети в старшей группе часто болеют, основные причины болезни- простуда и вирусные заболевания; большинство родителей знают физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием ребенка, меньше родителей ознакомлены частично; в основном родители обращают внимание, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка на: соблюдение режима, закаливающие мероприятия, достаточное пребывание на свежем воздухе, физкультурные занятия, меньше на благоприятную психологическую атмосферу, питание, полноценный сон, наличие спортивных площадок. Наиболее приемлемые для родителей закаливающие процедуры: ежедневные прогулки, меньше хождение босиком. Большинство родителей знают, как укреплять здоровье своих детей, и все- таки они нуждаются в консультации детского сада.

19- 21 сл. Были разработаны буклеты на темы, «Красивая осанка залог здоровья», «Пусть детство будет здоровое». Так же я сделала консультации в родительский уголок на темы «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста», «Профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста», «Упражнения для профилактики плоскостопия», «Здоровое питание».

22 сл. Витаминизация в детском саду необходима для роста здорового организма ребенка. В меню ДОУ заложена витаминизация третьего блюда: фруктовые соки, свежие фрукты, такие как яблоки и апельсины. Меню в саду разнообразное, соблюдается оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов.

23 сл. Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления , распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях — физкультурные досуги и праздники, экскурсии.

24 сл. Таким образом, очень важно, что бы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирует положительные мотивации у педагогов ДОУ, родителей и детей.

Источник

Доклад «Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника»
консультация на тему

Докладдлявоспитателей на тему:Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника.

Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А.Деркунской, С.А.Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А.Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_na_konferentsiyu.docx 24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника»

Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника.

Доклад для воспитателей.

Подготовил: воспитатель МБДОУ «Детский сад№81»

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А.Деркунской, С.А.Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А.Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

  • Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, — основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
  • Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, — основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Особенности процесса формирования представлений в ЗОЖ.

Неправильно организованный труд может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.

Человек, умеющий с малых лет правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в дошкольном возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

  • оптимальный двигательный режим;
  • отказ от вредных привычек
  • рациональное питание;
  • закаливание;
  • личная гигиена;
  • положительные эмоции.

Режим дня – одно из основных условий здорового образа жизни. Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет дошкольнику выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа — формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

  • Автор учения о динамическом стереотипе И. П. Павлов подчеркивал, что его создание — длительный труд. Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям, к разумно организованному распорядку дня помогают поддерживать в течение учебного года хорошую работоспособность.
  • Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного образовательного учреждения(сетки занятии), оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов.
  • Помимо разумного распорядка дня выделим следующие составные части рационального иконы жизни дошкольника, от соблюдения которых зависят успех в учебе и хорошее здоровье: гигиена умственного труда, правильное питание, сон, оптимальная двигательная активность, избавление от вредных привычек.

Следующий фактор здорового образа жизни – двигательный режим . Необходимым условием гармоничного развития личности дошкольника является достаточная двигательная активность. Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту, и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности.

Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Перейдем к следующему фактору здорового образа жизни, влияющему на здоровье человека, к проблеме питания . В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Человек издавна использовал питание в качестве одного из важнейших средств для укрепления здоровья.

В основу правильной организации питания детей в различные возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы:

  • Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени — главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка.
  • Питание детей должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период.
  • Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой.
  • Питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ребенка, состояния здоровья, реакции на пищу и другое.

Следующий фактор здорового образа жизни – это личная гигиена . Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.

Гигиена умственного труда – следующий компонент здорового образа жизни. Можно выделить три вида умственной деятельности.

К первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления.

Второй вид умственной деятельности можно назвать «оперативным мышлением», так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У дошкольников – это повторение пройденного материала. В данном случае психофизиологические механизмы мозга работают с большим напряжением. Эффективно подобная деятельность может продолжаться 1,5—2 ч.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе старых. При такого рода деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механизмов, осуществляющих процессы мышления и запоминания.

Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики самовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Так мысли укрепляют тело и наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению самочувствия, расшатыванию психического и физического здоровья.

Говоря о положительных эмоциях , следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.

Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво к различным обучающим и формирующим воздействиям.

Следовательно, здоровый образ жизни формировать необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.

Таким образом, полученные материалы явно указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущность ЗОЖ и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.

Анализ результатов дает основания считать, что одной из причин роста патологической пораженности учащихся является их завышенная оценка своего здоровья и, как следствие этого, неадекватное отношение к собственному организму. Этот вывод еще раз указывает на актуальность валеологического образования дошкольников, в рамках которого важное место должно занять обучение методам валеологического самоанализа и коррекция своего образа жизни.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

  • оптимальный двигательный режим;
  • отказ от вредных привычек
  • рациональное питание;
  • закаливание;
  • личная гигиена;
  • положительные эмоции.

Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво к различным обучающим и формирующим воздействиям.

Следовательно, здоровый образ жизни формировать необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.

Таким образом, полученные материалы явно указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущность ЗОЖ и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровый образ жизни дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни».

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл.

Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка.

О здоровом образе жизни ребенка дошкольного возраста.

laquo;«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»Уважаемые родители!В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящ.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Наша эпоха — эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье челове.

Источник

Читайте также:  Как формировать зож у детей
Adblock
detector