Меню

Доклад по здоровью сбережения

доклад по здоровье — сберегающим технологиям
методическая разработка на тему

Доклад для семинара педагогов ДОУ по здоровье — сберегающим технологиям, применяемых в ДОУ, целью которых является воспитание зоровых детей в современном обществе.

Скачать:

Вложение Размер
Доклад по здоровье — сберегающим технологиям 25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Современные здоровье — сберегающие технологии в ДОУ

« Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Позвольте начать моё выступления со стихотворения В. Крестова «Тепличное создание»:

Болеет без конца ребёнок.

Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.

— Ведь я его с пелёнок

Всегда в тепле держать стремлюсь.

В квартире окна даже летом

Открыть боится — вдруг сквозняк,

С ним то в больницу, то в аптеку,

Лекарств и перечесть нельзя.

Не мальчик, словом, а страданье.

Вот так, порой, мы из детей

Растим тепличное создание,

А не бойцов — богатырей.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Как выглядит здоровый ребенок? Активный, веселый, с хорошим настроением. У него прекрасный аппетит и крепкий сон. Он не хлюпает носом, не дышит открытым ртом, не жалуется на недомогания, головную боль, или боли в животе, у него нет хронических заболеваний, постоянных простуд. Много ли таких здоровых детей? Нет. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические данные: физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.

Древняя восточная мудрость гласит: «Человек в молодости тратит здоровье на то, чтобы заработать деньги, а в старости тратит деньги на то, чтобы выкупить здоровье. Но никому это пока не удавалось».

Слайд 2 . Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Педагогическая общественность осознает, что и воспитатель может сделать для здоровья дошкольника много полезного. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.

Слайд 3 . Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье-сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Слайд 4.

В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые.

Забота о воспитании современного ребенка является приоритетной в моей работе. Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей.

Так что же взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни?

Наша цель на сегодня:

• познакомить родителей с современными здоровье-сберегающими технологиями ДОУ;

• показать применение технологий в ходе работы с детьми дошкольного возраста;

• дать соответствующие рекомендации по данному вопросу.

Здоровье — это состояние полного физического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Итак, что же такое здоровье-сберегающие технологии? И что мы понимаем под термином современные здоровье-сберегающие технологии?

ЗОЖ включает в себя:

а) Привитие культурно-гигиенических навыков, правильное питание, витаминизация.

б) Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников.

Формы организации здоровье-сберегающей работы:

Физкультурные занятия проходят 2-3 раза в неделю (15-20 мин.);

Самостоятельная двигательная деятельность детей;

Динамические паузы (физкультминутки, рекомендуются в качестве профилактики при утомлении);

Пальчиковая гимнастика – для развития мелкой моторики рук, способствующей развитию, мозговых центров речи;

Подвижные игры и упражнения на улице;

Гимнастика бодрящая (проводится ежедневно после дневного сна); Элементы игрового массажа, самомассажа;

Физкультурные досуги, спортивные праздники;

Дыхательная гимнастика – гимнастика, способствующая правильному развитию дыхания, умение регулировать частоту, глубину вдохов и выдохов. Развивать умение с помощью дыхания сохранять и укреплять свое здоровье;

Зрительная гимнастика – для глаз, помогает укреплять мышцы глаз, развивать остроту, боковое зрение, восприятие;

Релаксация – минутка, помогающая снять напряжение с анализаторов и успокоить организм. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы);

Фитбол – гимнастика – гимнастика на больших мячах « фитболах».

Наряду с традиционными технологиями в ДОУ используются и нетрадиционные.

Кинезетерапия – наука о развитии способностей через определённые двигательные упражнения.

Десять золотых правил здоровья-сбережения:

• Соблюдайте режим дня!

• Обращайте больше внимания на питание!

• Спите в прохладной комнате!

• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

• Гоните прочь уныние и хандру!

• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

• Желайте себе и окружающим только добра!

Перечисленные современные виды здоровье-сберегающих технологий применяются мною в ходе работы с детьми комплексно. Но результат был бы еще лучше, если бы прослеживалась некая взаимосвязь в решении данного вопроса между ДОУ и нашими родителями. Полноценное дошкольное образование невозможно без тесного контакта и взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ. Все, что мы делаем в детском саду должно находить поддержку в семье.

Родители — главные воспитатели ребёнка. От того как организован режим дня, сколько внимания родители уделяют здоровью ребёнка, зависит его настроение, психологический комфорт. Здоровый образ жизни ребёнка, к которому его приучают в детском саду, может или поддерживаться ежедневно дома, и закрепляться, либо не находить поддержку. Тогда информация, полученная ребёнком, будет для него тягостной и лишней.

Большое внимание в модели совместной деятельности семьи и ДОУ по физическому воспитанию дошкольников мы отводим просветительской работе с родителями воспитанников, целью которой является разъяснительная работа и рекомендации по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни.

Познакомив родителей с некоторыми приемами сохранения и укрепления здоровья, предлагаем использовать их в повседневной жизни с детьми, тем самым формируя полезные привычки. Для этого проводим собрания с родителями, увлеченными ЗОЖ, обновляем в информационном блоке для родителей консультации, памятки, папки – передвижки, стенгазеты.

Подробнее я бы хотела остановиться на такой здоровье -сберегающей технологии как кинезетерапия.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, позволяющие активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

Данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы. Неподвижный ребенок не обучаем и его нельзя ругать за излишнюю двигательную активность.

Как обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности.

Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, после этого обучать каждого ребенка.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

  • занятия проводятся утром;
  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.

А сейчас я бы хотела продемонстрировать некоторые упражнения. Предлагаю их выполнять вместе со мной.

И в завершении мне бы хотелось напомнить о том, что личный пример в любом деле важнее всего! Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.

Источник

Доклад по здоровье сбережению в ДОУ.
материал на тему

В докладе отражена работа по здоровье сберегающим технологиям в МКДОУ детский сад №1 г.Острогожска Воронежской области.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_po_zdorovesberezheniyu.docx 27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме: «Здоровье сбережение в ДОУ»

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии , без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Применение в работе ДОУ здоровье-сберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Здоровье сберегающие технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных , коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора. Если говорить очень упрощенно, то здоровье сберегающая технология – это система здоровья, и она как бы состоит из нескольких компонентов.

Цель здоровье сберегающей технологии :
обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Задачи здоровье сберегающей технологии:
Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности.

  • 1 Формировать здоровье сберегающее и здоровье укрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях;
  • Создавать психологически комфортную среду в группах;
  • Обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;
  • Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;
  • Корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
  • Дать представление о строении своего тела и его нормальном функционировании;
  • Развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами.

Основные принципы работы по здоровьесбережению

  • Личностно-ориентированный подход к каждому ребенку
  • Систематичность
  • Последовательность
  • Доступность
  • Постепенность
  • Комплексность

Перед вами модель здорового ребенка

В данной модели видно, что является основой здоровья – это физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное и социальное здоровье.

Модель сотрудничества по оздоровлению детей

решение данной проблемы невозможно без тесного сотрудничества педагогов, медперсонала и родителей воспитанников. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением.

Здоровье сберегающие технологии в ДОУ делятся на три основные направления ( перечисляю что на слайде)

В нашем детском саду созданы условия
здоровье сберегающего процесса воспитания и развития детей , основными из которых являются:
— организация разных видов деятельности детей в игровой форме;
— оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя.

К Технологиям сохранения и стимулирования здоровья в первую очередь относятся:

Физкультурное занятие 2- раза в неделю в спортивном зале или игровой комнате и 1 раз на свежем воздухе, на прогулке. .Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Подвижные и спортивные игры как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Динамические паузы во время занятий , 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Поводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Проводится ежедневно после дневного сна, 3-5 мин.

Форма проведения может быть различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам, массажным коврикам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях .

Ходьба по дорожкам здоровья

Проводится ежедневно после дневного сна во всех возрастных группах.

Далее идут Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Это Занятия валеологической направленности

Само массаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность мышц под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.

Совместная работа с родителями

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

В своей работе мы используем и Нетрадиционные формы здоровьесбережения: самая распространенная и любимая всеми и детьми и взрослыми:

Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения.

Также к нетрадиционным формам здоровье сбережения – относится Пескотерапия

Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Ее использование развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей.

Арт-терапия (терапия искусством) — один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Релаксация в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Использование указанных оздоровительных технологий проходит в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с лѐгкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребѐнка надолго.

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя и медицинского работника.

Важно также понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.
Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная работа поможет воспитателю оганизовать учебную деятельность, закрепить знания об укреплении своего здоровья.

В этой разработке мы постарались помесяно расписать работу по формированию культурно — гигиенических навыков, , навыков здорового образа жизни, а также работу с родителями, для привлечения их в систем.

Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая.

Как замечают врачи педиатры и физиологи, у детей отмечается перевозбуждение, частый беспричинный плач, потеря аппетита, затруднение в самостоятельной организации своей деятельности. Некоторые дети ста.

Цель : учить детей заботиться о своем здоровье.

Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, закрепление знаний о культурно — гигиенических навыках.

Забота о здоровье — это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.В.А. Сухомлинский.

Источник

Читайте также:  Здоровье человека глобальный аспект
Adblock
detector