Доклад по здоровьесберегающим технологиям
учебно-методический материал по зож
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_zdorovesberegayushchim_tehnologiyam.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Наше будущее — это наши дети. Состояние здоровья школьников России вызывает обоснованную тревогу. По данным Минздрава РФ, уже в дошкольном возрасте у значительной части детей(68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей имеют хронические заболевания и только один ребёнок из трёх остаётся здоровым.
Эту статистику подтверждает и тот мониторинг состояния здоровья, который я провела в сентябре 2012 года, когда в школу пришли 18 моих первоклассников. Выяснилось, что более половины учащихся класса обращались за помощью к врачам узких специальностей (в том числе к невропатологу — 21% , к логопеду — 29 %). Изучив вместе с медиком школы медицинские карты первоклассников, выяснила, что из 18 учащихся выявлено нарушение зрения- 5 учащихся; нарушение осанки- 7; нервозность – 4 учащихся.
За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями зрения и осанки, в 4 раза — количество нарушений психического здоровья.
К выводу о том, что обучение неизбежно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие учёные и педагоги- практики.
Цель современной школы — подготовка детей к жизни в мире, полном огромного объёма информации.
Детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один.
Как, наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей, создать условия для полноценного восприятия детьми знаний?
Поиск ответа на этот вопрос привёл меня к необходимости такой организации работы на уроке и во внеклассной деятельности, которая явилась бы спасением от «школьных болезней». Поэтому основой моей работы стало изучение и использование здоровьсберегающих технологий.
Педагоги – дидакты рассматривают здоровьесберегающую технологию как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Целью здоровьесберегающей педагогической технологии является обеспечение учащихся возможностью сохранения здоровья за период обучения, сформировать уроках использую необходимые знания, умения и навыки не только
общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Какие средства должен использовать учитель? Здоровьесберегающие образовательные технологии предполагают использование средств двигательной активности, использование оздоровительных сил природы, учёт гигиенических факторов.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил о важности движения для детского организма: «Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, которые, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».
На своих уроках использую следующие средства двигательной активности:
-элементы движений (ходьба, бег, прыжки);
-физические упражнения без предметов;
-танцевальные упражнения (музыкальное сопровождение);
-физкультминутки и подвижные перемены;
-эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;
-гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний и нарушений осанки, для тренировки зрительного анализатора);
Считаю важным обращать внимание на такие гигиенические факторы как соблюдение общего режима дня, обучение элементарным приёмам здорового образа жизни, а также соблюдение гигиенических условий в кабинете: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса доски.
Целесообразно использовать и оздоровительные силы природы:
-солнечные и воздушные ванны;
Каждый год дети проходят курс приёма витамина С в предгриппозный период.Каждое утро детям раздаю витамины, чтобы укрепить иммунитет.
На родительском собрании была дана информация родителям о фито- и ароматерапиях, рекомендации по их использовании.
Использование на уроке различных методов обусловлено принципами здоровьесберегающей технологии.
На своих уроках использую такие методы как:
— метод индивидуальных заданий.
При общении с учащимися на уроке стараюсь «открыть» ученика на общение. Для этого слежу за своей позой во время урока (открытая поза; плавная пластика; для привлечения внимания делаю несколько шагов от стола вперёд, для ослабления внимания – несколько шагов назад.)
Подачу информации осуществляю с позиции «Мы» (преодоление физического и социального барьеров), стараюсь осуществить личный контакт вербально, визуально, тактильно.
В общении важно «соучастие» ученику (проявление интереса, оказание помощи),«возвышение» ученика (пользоваться правилом «Трёх «П» — Понять, Признать и Принять ученика таким, каков он есть; просить посильной помощи, поддерживать оптимизм).
При построении урока необходимо учитывать основные функции высшей нервной деятельности. Обучение можно рассматривать как процесс формирования у школьников условных рефлексов, которые могут быть возбуждены или заторможены под воздействием внешних раздражителей, в числе которых и стиль общения учителя с учащимися, и правильное использование оценки и отметки (больше поощрений, меньше наказаний).
Знание о четырёх типах высшей нервной деятельности предполагает индивидуальный подход в обучении. Тип высшей нервной деятельности влияет на работоспособность учащихся в течение года, четверти, учебной недели, дня, урока.
Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьясбережения ребёнка.
При построении урока следую гигиеническим критериям рациональной организации урока.
Число использованных мною видов преподавания (словесного, наглядного, самостоятельные работы и др.) не более трёх при чередовании не позже, чем через 10 – 15 минут.
При применении ТСО руководствуюсь гигиеническими нормами.
Наблюдаю за чередованием поз учащихся, корректирую их в соответствии с видом работы, слежу за посадкой. Чем естественнее поза ребёнка на уроке, тем менее напряжён ученик, что говорит о его психологическом комфорте, а это – важнейшее условие предупреждения утомляемости.
Психологический климат на уроке, где преобладают положительные эмоции, оказывает позитивное воздействие на здоровье детей. Я помню, что у 21% моих детей за плечами лечение у невропатолога.
Обязательным условием урока считаю проведение 2-3 эмоциональных разрядок, способствующих развитию эмоционально – волевой сферы, и 2 физкультминуток различных видов (танцевально-ритмических, физкультурно-спортивных, двигательно-речевых, познавательных). Упражнения, включённые в физкультминутки, помогают сбросить негативную энергию (раздражение, тревожность) и способствуют формированию уверенности в себе.
В процессе обучения школьников до 80 — 90% нагрузки приходится на зрительный анализатор. Зная, что у 10% моих детей уже при поступлении в школу были различного рода нарушения зрения, считаю необходимым проведение на уроке комплексов упражнений для глаз и использование отдельных приёмов технологии профессора В.Ф.Базарного. Например: рассматривание мелких картинок, расположенных высоко на стенах классной комнаты; «путешествие глазами» по траекториям; а затем повторяют его движения сами.
Вместе с родителями стараемся создавать благоприятные условия в классном помещении: при ремонте для окраски использовали тёплый оттенок салатового цвета матовой краски.
В течение учебного года меняю расположение посадочного места для каждого ученика.
К концу обучения в 1-м классе % детей с нарушениями зрения не изменился.
Моя работа по здоровьесбережению во внеурочное время предполагает различные формы деятельности: КВН, «Уроки здоровья», игры, экскурсии. Цель таких занятий – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Руководствуясь в своей работе принципами здоровьесберегающих технологий, опираясь на личные наблюдения и наблюдения родителей детей, могу констатировать, что состояние психического, социального и нравственного здоровья не ухудшилось, а здоровья физического — даже улучшилось.
Прогресс есть, а значит, я двигаюсь в правильном направлении.
Источник
Доклад по здоровье сбережению в ДОУ.
материал на тему
В докладе отражена работа по здоровье сберегающим технологиям в МКДОУ детский сад №1 г.Острогожска Воронежской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_zdorovesberezheniyu.docx | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме: «Здоровье сбережение в ДОУ»
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии , без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Применение в работе ДОУ здоровье-сберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Здоровье сберегающие технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных , коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора. Если говорить очень упрощенно, то здоровье сберегающая технология – это система здоровья, и она как бы состоит из нескольких компонентов.
Цель здоровье сберегающей технологии :
обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Задачи здоровье сберегающей технологии:
Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности.
- 1 Формировать здоровье сберегающее и здоровье укрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях;
- Создавать психологически комфортную среду в группах;
- Обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;
- Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;
- Корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
- Дать представление о строении своего тела и его нормальном функционировании;
- Развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами.
Основные принципы работы по здоровьесбережению
- Личностно-ориентированный подход к каждому ребенку
- Систематичность
- Последовательность
- Доступность
- Постепенность
- Комплексность
Перед вами модель здорового ребенка
В данной модели видно, что является основой здоровья – это физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное и социальное здоровье.
Модель сотрудничества по оздоровлению детей
решение данной проблемы невозможно без тесного сотрудничества педагогов, медперсонала и родителей воспитанников. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением.
Здоровье сберегающие технологии в ДОУ делятся на три основные направления ( перечисляю что на слайде)
В нашем детском саду созданы условия
здоровье сберегающего процесса воспитания и развития детей , основными из которых являются:
— организация разных видов деятельности детей в игровой форме;
— оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя.
К Технологиям сохранения и стимулирования здоровья в первую очередь относятся:
Физкультурное занятие 2- раза в неделю в спортивном зале или игровой комнате и 1 раз на свежем воздухе, на прогулке. .Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Подвижные и спортивные игры как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Динамические паузы во время занятий , 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Поводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Проводится ежедневно после дневного сна, 3-5 мин.
Форма проведения может быть различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам, массажным коврикам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях .
Ходьба по дорожкам здоровья
Проводится ежедневно после дневного сна во всех возрастных группах.
Далее идут Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Это Занятия валеологической направленности
Само массаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность мышц под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.
Совместная работа с родителями
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
В своей работе мы используем и Нетрадиционные формы здоровьесбережения: самая распространенная и любимая всеми и детьми и взрослыми:
Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения.
Также к нетрадиционным формам здоровье сбережения – относится Пескотерапия
Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Ее использование развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей.
Арт-терапия (терапия искусством) — один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Релаксация в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Использование указанных оздоровительных технологий проходит в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с лѐгкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребѐнка надолго.
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя и медицинского работника.
Важно также понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.
Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная работа поможет воспитателю оганизовать учебную деятельность, закрепить знания об укреплении своего здоровья.
В этой разработке мы постарались помесяно расписать работу по формированию культурно — гигиенических навыков, , навыков здорового образа жизни, а также работу с родителями, для привлечения их в систем.
Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая.
Как замечают врачи педиатры и физиологи, у детей отмечается перевозбуждение, частый беспричинный плач, потеря аппетита, затруднение в самостоятельной организации своей деятельности. Некоторые дети ста.
Цель : учить детей заботиться о своем здоровье.
Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, закрепление знаний о культурно — гигиенических навыках.
Забота о здоровье — это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.В.А. Сухомлинский.
Источник