Доклад на общешкольном родительском собрании «Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся»
статья на тему
Система работы классного руководителя
по формированию здорового образа жизни обучающихся.
«Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он делает, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми».
ГРОМБАХ Сергей Михайлович специалист в области гигиены детей и подростков, профессор
Здоровье ребенка отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. Обеспечить физическое, психическое и духовное здоровье школьника сегодня – значит обеспечить здоровье всего общества завтра. Здоровье, здоровый образ жизни и безопасность детей – одно из направлений моей воспитательной работы в классе. Девизом моей работы по формированию здорового образа жизни стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель заключается в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.
Формирование здорового образа жизни включает в себя формирование у ребенка основ физиологической, физической, психической и интеллектуальной культуры. Работа строится по следующим направлениям:
— диагностика, коррекция и развитие учащихся;
— формирование здоровьесберегающих знаний у учащихся и их родителей;
— соблюдение санитарных норм и правил;
— выполнение мероприятий по укреплению и сохранению здоровья у учащихся;
— информирование учащихся о последствиях употребления сигарет, алкоголя, наркотиков.
Работа по формированию здорового образа жизни начинается с анкетирования обучающихся, которое помогает быстро выявить отношение детей к своему здоровью.
По результатам анкетирования никто из учеников не начинал свой день с зарядки. Жаловались на здоровье 70% учащихся. На вопрос «Кто болеет чаще?» 43% учеников не смогли ответить. Примерно 65% детей привыкли питаться «всухомятку». Мыли руки перед едой 70% учащихся. Вообще не чистили зубы 4% учащихся. Только 32% учащихся не посещали школу во время болезненных проявлений в виде насморка, кашля, головной боли. Остальные дети не обращали внимание на это, и тем самым ухудшали состояние своего здоровья.
Таким образом, были выявлены проблемы, требующие особого внимания:
· Здоровье и здоровый образ жизни
· Основы рационального питания
· Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья
· Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, школьного дорожного травматизма.
В связи с этим был составлен тематический план проведения классных часов, внеклассных мероприятий, бесед.
Мною были проведены плановые тематические классные часы:
- Даже не пробуй!
- Наше здоровье в наших руках
- О вреде спиртных напитков
- Нет наркотикам!
- Весна, погода, здоровье
- Шалости и травмы
- Гигиена и здоровье
- Питание и здоровье
- Ты и компьютер
Кроме этого прошли олимпийские уроки по таким темам:
. История возникновения Олимпийских игр.
. Современные Олимпийские и Паралимпийские игры
. Великие чемпионы моей страны
Эти классные часы особенно понравились учащимся. Многие в дальнейшем следили за ходом олимпийских игр, болели за свою страну. Такие классные часы помогают формировать у учащихся ценностное отношение к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщают к занятиям физической культурой и спортом.
Народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Поэтому самой популярной формой работы по здоровому образу жизни является проведение конкурсов: «Мы за здоровый образ жизни», «Безопасное колесо», «Чемпион скакалки». Во всех мероприятиях учащиеся класса участвуют с огромным удовольствием.
Доброй школьной традицией стало проведение ежегодного туристического слёта — это одно из любимых мероприятий учеников, его все ждут с нетерпением.
Ежегодно обучающиеся 5-11 классов выходят в лесной массив, где они соревнуются, демонстрируя свою ловкость, сноровку, находчивость, умение выживать в экстремальных условиях. Проигравшими себя никто не считает, так как благодаря этому мероприятию дети общаются друг с другом, получают заряд бодрости и хорошего настроения на весь учебный год.
В этом учебном году турслет прошел под названием «Шаг в природу».
Все конкурсы были по-своему интересны, но в этом году нам особенно запомнились «полоса препятствий», «Полевая кухня»
Полоса препятствий поразила участников сложностью и опасностью, где ученики продемонстрировали умение работать в команде и быть в ответе друг за друга.
Данное мероприятие способствует развитию таких качеств, как личная инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливают силы, повышают работоспособность.
В конкурсе «Безопасное колесо» принимали участие 5 команд из 5 человек: 3 мальчика и 2 девочки. Несмотря на холодную погоду, на протяжении всего соревнования у участников был боевой настрой и стремление к победе. Ребята в полной мере показали свое мастерство и ловкость в управлении велосипедом. В этапе «Основы безопасности жизнедеятельности» школьники отвечали на вопросы по оказанию первой медицинской помощи. наш класс занял 2 место. Активное участие принимали Галимова Алсу, Галимова Розалина, Минибаев Динис, Хабибуллин Руслан, Садыков Камиль.
В соответствии с планом воспитательной работы в марте в школе традиционно проводится «Неделя здоровья», основная цель которой – совершенствование единого здоровьесберегающего пространства школы. Прошли классные часы на темы здорового образа жизни. Наш 7б класс принял активное участие.
Прошла эстафета «Чемпион скакалки» Прыжки со скакалкой вырабатывают и тренируют такие нужные качества, как быстрые, лёгкие, эластичные движения, выносливость и внимание, чувство ритма. Команда нашего класса заняла 2 место в эстафете «Чемпион скакалки». На втором этаже разместились классные стенгазеты, посвященные теме ЗОЖ. В них содержалась полезная информация – советы, как сохранить здоровье, а также призывы к здоровому образу жизни. Из нашего класса Хабибуллин Руслан и Галимова Розалина выпустили очень содержательную стенгазету, посвященную здоровому образу жизни, профилактике вредных привычек.
Проводимая работа по формированию здорового образа жизни была небезуспешной. Это подтверждает и тот факт, что у большинства детей сформированы интересы, о чем свидетельствует занятость во внеурочное время. Кроме того, у большинства обучающихся класса прослеживается достаточно высокая мотивация к учебному труду, что также говорит о психологическом здоровье учащихся и о сформированности навыков распределения времени учебы и отдыха.
Возвращаясь к нашему девизу, хочу сказать: для того, чтобы «драгоценное произведение природы» развивалось, было здоровым, сильным и умным, наша работа по сохранению и укреплению здоровья детей должна быть основана на совместной деятельности всех заинтересованных структур.
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Наша общая задача – всеми доступными средствами достигать взаимодействия в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности. Одним из направлений совместной работы школы и семьи мы выделяем физическое и психическое здоровье ребенка.
Обеспечить физическое, психическое и духовное здоровье школьника сегодня – значит обеспечить здоровье всего общества завтра. Каждый человек должен осознать, что здоровый образ жизни — это успех, его личный успех. (Послание Президента РФ Федеральному Собранию). Здоровье – это такое состояние духа человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей.
Источник
Из опыта работы классного руководителя 7 Г класса по привитию здорового образа жизни учащимся.
статья по теме
Основными задачами педагога являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_klassnogo_rukovoditelya_7_g_klassa_po_privitiyu_zdorovogo_obraza_zhizni_uchashchimsya.docx | 30.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы классного руководителя 7 Г класса по привитию здорового образа жизни учащимся.
Любимова Марина Арнольдовна
Классный руководитель 7Г класса
МАОУ «Гимназия (английская)»
Несомненно, что успешность обучения определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу. Сегодня состояние школьного образования можно охарактеризовать следующими тенденциями: снижением активности школьников в учебной деятельности, замедлением их психического и физического развития, ухудшением здоровья детей. Это связано с напряжённой социальной обстановкой, с неблагоприятным экологическим состоянием природы, генетическими факторами патологического ухудшения здоровья подрастающего поколения, а также большим психоэмоциональным напряжением, вызванным условиями жизни и обучения. На современном этапе актуальной становится цель – сохранить и преумножить здоровье детей в школах.
Поэтому, основными задачами педагога являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.
С целью обеспечения условий для развития и саморазвития ученика, выявления его индивидуальных особенностей, я провожу мониторинг изучения учебных возможностей школьников по самым разным направлениям. Это диагностика изучения личности учащегося, его познавательных способностей, анкетирование по здоровьесбережению.
В связи с этим, функции классного руководителя в реализации валеологического воспитания выглядят следующим образом:
- Изучение физического и психического здоровья учащихся класса (особенности развития детей на различных возрастных этапах, отклонения в здоровье, их влияние на учебную деятельность ученика и его личное развитие, причины детских недомоганий) Изучение различных методик диагностики перегрузки учащихся в учебной деятельности и их влияние на здоровье.
- Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах (санитарно-гигиенические требования к уроку, дозировка классных и домашних заданий, количество времени на выполнение домашних заданий).
- Проведение просвещения учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании для человеческого организма.
- Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях.
- Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.), которые могут стать в классе традиционными.
- Тесное сотрудничество с учителем физической культуры и привлечение его к участию в тематических консультациях для детей и родителей по проблеме сохранения физического здоровья детей.
- Сотрудничество с внешкольными учреждениями по предупреждению детского нездоровья.
Мною были проведены беседы и классные часы:
-Здоровый образ жизни.
-Эти вредные конфликты.
-Всемирный день борьбы со СПИДом.
-Учитесь на здоровье!
Целью классного часа «Учитесь на здоровье ! » было актуализировать и развивать знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни. Ребятам был предложен тест.
Источник
Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек и формирование культуры ЗОЖ-выступление
материал на тему
Выступление на ШМО 2015
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_klas_ruk_po_profilak_vrednyh_privychek_i_zozh_2015.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа»
Сармановского муниципального района Республики Татарстан
Выступление на ШМО классных руководителей «Воспитание»
Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек и формирование культуры ЗОЖ
Подготовила: Шарифьянова А.А.
Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено
в п. 51 “Закона об образовании”.
Все дети разные и поэтому в воспитании стандарта работы нет. Вредные привычки, к сожалению, нередко сопровождают жизнь не только школьников, но и взрослых людей. Именно поэтому дети, видя недостойное поведение своих старших товарищей или членов семейства, стараются в чем-то подражать им, не задумываясь о том, что поступают нехорошо. Каждый классный руководитель должен применять в профилактической работе с детьми формы, приёмы и методы, адекватные ситуации: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы), групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления) или коллективные (коллективные дела, конкурсы, концерты, походы, слёты, соревнования, привлекает к общешкольным акциям). Пример работы классных руководителей школы по вовлечению обучающихся по коррекционной программе с девиантным поведением, в волонтёрскую деятельность, концерты, показывает что педагоги прогнозируют, анализируют, организуют, сотрудничают, контролируют повседневную жизнь и деятельность подростков.
При этом учитывает, что:
ребёнок, подросток, девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей, взрослой;
нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности (не только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно-значимыми, самодеятельно-творческими, досуговыми) имеющими познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую направленность;
каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.
в своей работе нужно ориентироваться на приоритетные, наиболее популярные формы работы с сегодняшними детьми и подростками, сохраняя то лучшее, что накоплено отечественной и зарубежной практикой и методикой воспитания.
Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно. Но при этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию детей с девиантным поведением, его речи, интеллекта; формированию навыков критического отношения к информации. Проверено, что какие бы формы работы с трудными детьми не использовались классным руководителем, важно чтобы работа носила системный характер.
Классному руководителю на протяжении опыта своей работы рекомендуется создавать специальную картотеку воспитательных мероприятий. Её наличие облегчит его дальнейшую работу. Например, классные руководители могут завести индивидуальную карточку на ученика. По случаю оформления документов пользуются своими записями, быстро воспроизводят свою фактическую деятельность. Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и, в конечном счёте, определяют успешность всех других форм, особенно с трудными детьми. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга. Перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребёнка полезнее нескольких коллективных дел. Чаще всего девиантное поведение возникает у ребёнка от проблем внутри семейных, и где как не в школе его научат общечеловеческим ценностям.
Организация работы по формированию здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений должна опираться на следующие основные принципы:
1) Принцип системности предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной и эпидемиологической ситуации в отношении ситуации с распространением алкоголя среди несовершеннолетних.
2) Принцип аксиологичности (ценностной ориентации) включает формирование у детей и подростков мировоззрения, основанного на понятиях об общечеловеческих ценностях, привлекательности здорового образа жизни, законопослушности, уважения к личности, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров злоупотребления алкоголем и иных ПАВ.
3) Принцип легитимности – профилактическая деятельность должна соответствовать законодательству Российской Федерации и нормам международного права.
4) Принцип комплексности
В этой деятельности, сотрудничество социального педагога и классного руководителя является залогом успеха.
Говоря о взаимодействии классного руководителя и социального педагога, необходимо отметить, что эффективность условий для нормального развития личности ребёнка, формирование его индивидуальности и сплочения детского коллектива будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем обучающегося, его семьи и классного коллектива. Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание – та основа, на которой должно строиться взаимодействие классного руководителя и социального педагога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем.
Чаще всего классный руководитель обращается к социальному педагогу тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.
Взаимодействие классного руководителя и социального педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребёнка проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Наиболее распространённые вопросы, с которыми обращаются классные руководители нашей школы к социальному педагогу:
Своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение родителей их прав, определение ребёнка в госучреждения для дальнейшего его обучения и воспитания, сбор документов для направления детей и подростков в специальные воспитательно — профилактические учреждения);
Принятие мер воспитательного воздействия к ребёнку в случае пропусков занятий;
Взаимодействие в ходе работы с семьей ребёнка;
Получение какой-либо специальной информации или консультации.
Анализируя опыт взаимодействия классных руководителей и социального педагога в нашей школе возможно выделить следующие общие проблемы:
организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни ребёнка;
выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей – с другой;
своевременное разрешение конфликтных ситуаций;
оказание социальной помощи и поддержки учащихся;
создание конкретной и безопасной обстановки в школе;
обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;
развитие демократических основ жизни детских коллективов;
поддержание партнёрских отношений с семьей ребёнка, совместное решение детских проблем;
взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб и оказание помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве; с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальную ситуацию;
Наша школа взаимодействует с различными органами.
5) Принцип постоянства и последовательности (этапность)
6) активная позиция ребенка : главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности ребенка к саморазвитию;
Мне хотелось бы остановиться на наиболее важных аспектах профилактики асоциальных явлений.
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики правонарушений, наркомании и формировании здорового образа жизни.
Ежедневный контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися.
Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят.
2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Классные руководители должны установить ежедневный контроль за посещаемостью уроков. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей причину отсутствия.
3. Организация досуга учащихся , широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу — одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Администрацией школы должны приниматься меры по открытию спортивных секций, кружков и привлечению к занятиям в них широкого круга учащихся, особенно из детей «группы риска». Участие в доп образовании помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.
В нашей школе активно проводится работа по привлечению ребёнка в творческие объединения, кружки, вовлечение в детское проектирование.
4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала .
К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на реализацию этой программы.
5. Правовое воспитание . Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.
6. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении должна строится планово в каждой школе. В выявлении такой категории детей и родителей должен участвовать весь педагогический коллектив школы. Чаще всего девиантное поведение возникает у ребёнка от проблем внутри семейных, и где как не в школе его научат общечеловеческим ценностям.
При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми.
Несколько раз я слышала от классных руководителей к ребёнку слова: «Неужели тебя этому родители не учат?». А представьте себе есть семьи где не учат элементарному, то есть сами не социализированы в обществе и детей не приучают к принятым обществом нормам. Если мама везёт ребёнка в коляске и распивает пиво или курит сигарету, то ребёнок воспринимает это как норму поведения и делает так сам. Проблемы воспитания накапливаются, как снежный ком. Потому воспитывать необходимо и родителей, что более сложно.
Для того, что бы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. У некоторых классных руководителей эта связь ограничивается проведением родительских собраний по итогам успеваемости и вызовом в школу родителей неуспевающих или недисциплинированных учеников. В этом случае классные руководители плохо знают домашние условия своих учеников, не всегда выступают согласованно с родителями. Можно сказать взращивают трудных детей.
Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей, профилактике правонарушений среди обучающихся является регулярное личное посещение учащихся дома. Это наиболее распространённая и эффективная форма индивидуальной работы с родителями. Классный руководитель посещает семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Опытному наставнику многое могут рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи. Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося на дому следующие правила:
–не идите непрошеным, постарайтесь любыми путями получить приглашения от родителей;
–проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов;
–исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения;
–не беседуйте в присутствии учащихся, требуйте конфиденциальной встречи;
–не предъявляйте претензии к родителям;
–всячески подчёркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;
–советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи;
Посещая регулярно семьи учащегося, классный руководитель накапливает ценный материал, изучает взаимоотношения между детьми и родителями. Вместе с тем он добивается, чтобы родители стали ближайшими помощниками школы в формировании у учащихся моральных качеств. К сожалению, родители не всегда поддерживают требования школы, классного руководителя. Приглашать родителей следует не только после того, как ученик нарушил дисциплину или стал плохо учиться. Иногда он ведет себя неплохо, хорошо учится, но не участвует в общественно полезной работе. Не занятое свободное время порождает лень, замкнутость, нарушение поведенческих качеств.
Классному руководителю необходимо информировать родителей не только об учебных делах детей, но и о взаимоотношениях в классном коллективе. Важно вместе с родителями искать пути закрепления у школьников положительных качеств и преодоления недостатков в их поведении.
Заведите дневник учёта посещения семей, укажите дату, содержание беседы с родителями, где укажите, какие советы были даны и пусть родители в нём поставят роспись. При повторном посещении или при встрече с родителями в школе выясните, как выполняются ваши советы, какие изменения произошли в поведении учащихся. Добились родители поставленной цели или берегут себя от проблем, забывая, что проблемы ещё только могут появиться и крепко навредить ребёнку и родителям.
В процессе сбора первичной информации мы получаем возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной и психолого-педагогической поддержке категории семей (инвалиды, многодетные, опекаемые, дети группы «риска», подростки, стоящие на учёте в ПДН, семьи, находящиеся в социально опасном положении и т.п.).
7. Проведение индивидуальной воспитательной работы . Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы. Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и, в конечном счёте, определяют успешность всех других форм, особенно с трудными детьми. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга. Перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребёнка полезнее нескольких коллективных дел.
В школе составлена программа по работе с детьми группы риска «Путь к успеху», которая успешно реализуется. В неё входят индивидуальные программы составленные на детей группы риска предметниками, классными руководителями.
Нерешённых проблем остаётся много. Работу по профилактике асоциального поведения детей и подростков необходимо продолжать. Ведь детство не бывает безоблачной порой, беззаботным временем. Оно полно острых чувств, нерешённых загадок, страхов, надежд и опытов, смятения. Детство драматично, но драма обычно не заметна для нас, взрослых. И только когда с ребёнком происходит что-нибудь необыкновенное (нервный срыв, кража, побег из дома, плохая учёба), мы, взрослые, начинаем догадываться: у ребёнка есть скрытая от нас душевная жизнь. Сможем ли мы понять душевный мир ребёнка, принять его со всеми его недостатками, помочь найти правильный путь в жизни зависит от нас…
Источник