Доклад Детский сад — территория здоровья
статья по физкультуре
В связи с введением ФГОС возникла необходимость изменения образовательной среды дошкольных образовательных учреждениях особое внимание следует уделить детской игровой и спортивной площадке. Сегодня проблема здоровья наших детей стоит особенно остро. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня ниже возрастной нормы, что влечёт за собой снижение темпа роста и нарушает нормальное функционирование организма. Активное свободное движение является, c одной стороны важной потребностью дошкольников а с другой-формой их физического развития формирования активности самостоятельности и др. Именно поэтому одна из основных задач обеспечивать оптимальные условия в участок детского сада для разнообразной двигательной активности детей. .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_detskiy_sad-_territoriya_zdorovya_2.doc | 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сулусчаан» с. Чинеке муниципального района «Вилюйский улус (район)» _________________________ Республики Саха (Якутия)__________________________
678207 РС(Я) Вилюйский улус с. Чинеке ул. Советская 5в телефон 841132(27-172)
Электронная почта: mdou.sulus4an@yandex.ru , сайт: сулусчаан-дс.рф
на тему: «Детский сад – территория здоровья»
Выполнила Иванова З.Н.
Инструктор по физической культуре
МБДОУ д/с Сулусчаан с. Чинеке Вилюйского улуса
- Введение.
- Основная часть
- Организация пространства на участке детского сада
- Подвижные игры
- Заключение
- Библиография
В связи с введением ФГОС возникла необходимость изменения образовательной среды дошкольных образовательных учреждениях особое внимание следует уделить детской игровой и спортивной площадке . Сегодня проблема здоровья наших детей стоит особенно остро. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня ниже возрастной нормы, что влечёт за собой снижение темпа роста и нарушает нормальное функционирование организма. Активное свободное движение является, c одной стороны важной потребностью дошкольников а с другой-формой их физического развития формирования активности самостоятельности и др. Именно поэтому одна из основных задач обеспечивать оптимальные условия в участок детского сада для разнообразной двигательной активности детей. .
Цель: создание условий для охраны и укрепления здоровья детей .
1.Укрепления здоровья детей всестороннее физическое развитие
2. Формирование двигательных навыков и умений
2. Основная часть.
2.1 Организация пространства на участке детского сада.
Существует убеждение о том, что площадка для прогулки детей должна быть ровной, потому что только ровное пространство безопасно и лучше контролируется взрослыми. В результате подавляющее число детских садов оснащено именно такими ровными прямоугольными участками ,огражденными низкими металлическими оградами или естественным низкорослым кустарником. Причем дети каждой возрастной группы не имеют возможности покинуть пределы этого участка. Уже через несколько месяцев пребывания в детском саду ребенок исчерпывает возможности такого ограниченного пространства. Исследования показали, что дети, растущие в таких условиях,на замкнутых участках с ровным рельефом, имеют более низкие показатели по развитию крупной моторики, координации, телесного образа себя и образа пространства и в целом их двигательная сфера развита намного хуже, чем у детей, имеющих возможность двигаться по неровной, холмистой поверхности.
Разноуровневый ландшафт предоставляет ребенку больше возможностей для разных движений и поиска границ своих возможностей. Дети становятся более ловкими как следствие, меньше травмируются. Разнообразный динамичный природный ландшафт может быть прекрасным помощником в развитии ребенка.
Одним из центральных элементов ландшафта является горка, которая наиболее привлекательна для ребенка в любом возрасте. Горка хорошо выявляет телесные проблемы детей неловкость плохую координированность движений неустойчивость неразвитость ног смещение вверх центра тяжести тела. Там легко оценить общий уровень телесной развитости ребенка по сравнению с другими детьми его возраста. Ребенок достаточно быстро осваивает возможности горки, после чего начинается серия бесконечных экспериментов со способами движения вверх и вниз, а также с различными положениями себя и своего тела в пространстве наклонной плоскости. Зимой эта насыпь превратится в снежную горку для спуска- самое любимое занятие всех детей. В другое время года горка также может стать самым посещаемым местом участка. С горки можно скатывать мячи, различные виды транспорта, на горке можно установить систему каналов для стекания воды, систему ложбинок для наблюдения за катающимися шариками.
Несложные конструкции помогут создать зону для экспериментирования с балансом положения тела в пространстве — бревнышки на земле, лесенки из спилов деревьев разной высоты, система кочек по которым можно перепрыгивать, и.т.д.
В современных детских садах можно видеть самые разнообразные игровые комплексы для лазания. Однако далеко не всегда они отвечают потребностям детей в игре и двигательной активности и соответствуют условиям организации прогулки в детском саду. Они могут выглядеть очень привлекательно но дети быстро теряют к ним интерес. Наиболее удачные комплексы для участка детского сада отличаются следующими характеристиками
— для обеспечения безопасности сооружения должно быть невысокое (высота верхней площадки не выше 1-1.5м)
-желательно, чтобы комплекс содержал несколько площадок –домиков связанных между собой системой переходов (лесенок горок тоннелей и др.)
— предпочтительно, чтобы конструкции были деревянные окрашенные в естественные цвета. Слишком яркая окраска утомляет и возбуждает детей.
Система извилистых дорожек может дать импульс для интересных подвижных игр или перемещения.
2.2 Подвижные игры
Для организации подвижных игр необходимо выделить пространство для движения и площадку для спортивных игр. Все дети нуждаются в реализации энергии движения, которая накапливаетсяm пока ребенок сидит и находится в замкнутом помещении. Свободный бег не требует особой организации среды, но для этого вида движения лучше подходит свободное пространство, покрытое травой, мелким гравием. На естественной поверхности земли обеспечивается лучшее сцепление между подошвой и почвой, ребенок чувствует себя более уверенно, при небольших падениях меньше травмируется, чем на асфальте.
Наиболее распространенная подвижная игра с элементами бега –‘догонялки’. Детям нравится бегать по извилистым дорожкам, вокруг кустарников, небольших построек, прятаться в укрытия от догоняющего для короткой остановки и возможной смены тактики.
Подвижные игры часто требуют маркировки пространства и могут быть организованы на площадке, посыпанной мелким гравием, или на плотно утрамбованной песчаной почве.
Это дает возможность обозначать границы игрового поля, вводить условные элементы (например, очерченное палочкой пространство может быть домиком, остановкой, где игрок находится в безопасности).
На участке детского сада можно организовать велосипедные и самокатные дорожки. Все дети очень любят кататься на велосипедах и играть в правила дорожного движения. Велосипедная зона является одной из самых привлекательных спортивно-игровых зон на участке детского сада. Грамотная организация движения детей на велосипедах, самокатах и других средствах передвижения поможет детям не только стать более ловкими, сильными и выносливыми, но и познакомит с правилами дорожного движения и вежливого обращения с другими водителями на дороге.
Для старших ребят будет интересна протяженная велотрасса вдоль границы участка всего детского сада, для малышей – небольшой огороженный участок, где они будут себя чувствовать более защищенно и уверенно, а также всегда находиться в поле зрения воспитателя.
- Как показала практика одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению.
- Значительное снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей;
- Увеличение процента высокого уровня физической подготовленности детей.
- Смирнова Е.О. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду Методическое пособие.- Москва Изд-во “Русское слово “2016 –
- Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях/ Москва Изд-во “Просвещение” 1984
- Проект “Пути обогащения развивающей предметно-пространственной
Источник
Проект «Детский сад — территория здоровья»
Ольга Самохвалова
Проект «Детский сад — территория здоровья»
ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Детский сад – территория здоровья» (долгосрочный)
Участники проекта:
педагоги ДОУ, дети, родители
Тема проекта: «Детский сад – территория здоровья»
Актуальность
Результаты некоторых исследований указывают на тот факт, что потребность дошкольников в движениях удовлетворяется лишь на 26—38%; дети двигаются лишь около 30% времени пребывания в детском саду, остальное время они находятся в малоподвижном или неподвижном состоянии.
Это не соответствует биологической потребности детского организма в движении. Необходимо так организовать занятия физическими упражнениями, предусмотреть такое рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной активности, чтобы общий объем двигательной активности ребенка составлял не менее 60% времени пребывания в ДОУ.
Потребность в движении, повышенная двигательная активность — наиболее важные биологические особенности детского организма. Восполнение вынужденного дефицита движений при помощи физических упражнений, правильно организованного двигательного режима является одной из главных задач физического образования детей дошкольного возраста. Поэтому требуется особое внимание к обеспечению соответствующего возрасту режима двигательной активности.
Задача педагогов и родителей — создать условия для правильного физического развития ребенка, обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, с учетом сензитивных для развития определенных двигательных умений периодов.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна.
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?
Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка?
Как привить навыки здорового образа жизни?
Когда это надо начинать?
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Большую роль в этом играют здоровьесберегающие технологии, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях.
Цель проекта:
Целью проекта является создание надежной системы управления оздоровительной деятельностью. Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формирования привычки здорового образа жизни.
Задачи проекта:
1. Оптимизировать оздоровительную деятельность в ДОУ путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
2. Осуществить выбор оздоровительных технологий с учетом особенностей ДОУ.
3. Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирования компетентности здоровьесбережения дошкольников
4. Разработать систему мер, направленных на управление развитием оздоровительной деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества.
5. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.
•Повышение профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения.
•Повышение валеологической грамотности родителей.
•Улучшение здоровья детей, сформированность у выпускников ДОУ навыков личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни (быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми, улучшать свои результаты по освоению основных видов движений, испытывать чувство радости и удовольствия от состояния быть здоровым, повышение уровня адаптации к современным условиям жизни.
Основные принципы проекта:
1. Это принцип активности и сознательности — определяется через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
2. Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;
3. «Не навреди» — Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.
4. Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
5. Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.
Лечебно-профилактическая работа
Задачи:
•Обеспечить индивидуальные меры укрепления здоровья детей.
•Профилактика инфекционных заболеваний.
Профилактическая работа направлена на повышение сопротивляемости и защитных сил организма.
Основные лечебно-профилактические мероприятия в ДОУ:
2. Лечебное полоскание горла
3. Витаминотерапия (Ревит, витаминизация третьего блюда)
4. Точечный массаж
1. Дыхательная гимнастика в игровой форме
1. Чесночно-луковые закуски
2. Ароматизация помещений (чесночные букетики).
Повышение профессиональной культуры педагогов в здоровьесбережении
Формы работа с воспитателями
— выступления на педсоветах
— работа творческих групп
-работа по проектам
Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам здоровьесбережения.
Направления взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании у детей потребности здорового образа жизни:
1. Пропаганда здорового образа жизни.
В наглядной форме: оформление различного рода стендов, организация специальной передвижной библиотечки и т. д.
В устной форме: проведение индивидуальных бесед, родительских собраний, организацией встреч с различными специалистами и т. п.
Посещение родителями открытых физкультурных занятий,
Ознакомление с протоколами контрольно-срезовых занятий,
Оформление экрана заболеваемости,
Оформление фотостендов, видеоматериалов.
2. Взаимодействие родителей и педагогов в формировании у детей здорового образа жизни
•Обсуждение программы оздоровительной деятельности
•Организация оздоровительной среды в группе (увлажнители воздуха (хотя бы самодельные фонтанчики, подбор специальных комнатных растений, ароматизация помещения (яблоками, например, аэрация помещения с помощью ламп Чижевского, специальная музыкальная программа и др.)
•Оборудование природных дорожек здоровья на участке и в помещении.
•Оформление летнего и зимнего стадионов на участке детского сада.
•Совместная организация спортивных мероприятий.
•Изготовление тренажеров для стоп.
Совместная работа воспитателей и родителей
— объединенный совет педагогов и актив родителей
— попечительский совет родителей
Работа с родителями
• участие в досугах и праздниках
Сотрудничество с социальными институтами детства
1. Сотрудничество с учреждениями образования, культуры, здоровья:
-Школы №1 и №1 с. Выльгорт
-Дом Культуры района
2. Разнообразные формы сотрудничества.
-Совместные планы, проекты, мероприятия.
3. Информирование населения о деятельности МДОУ:
Преемственность со школой
— проведение общих мероприятий
— дни «открытых дверей»
Средства реализации программы:
1. Оптимизация режима двигательной активности, создание модели двигательного режима, технологии здоровьесбережения.
2. Разработка показателей компетентности здоровьесбережения, сформированности культуры здоровья на всех возрастных этапах.
3. Слаженная работа музыкальным руководителем, воспитателями, медиками в вопросах обеспечения психологического здоровья.
4. Эффективная работа по вопросу повышения профессиональной культуры педагогов в здоровьесбережении.
8. Создание эффективной системы взаимодействие с семьями воспитанников и социальными институтами детства по вопросам здоровьесбереджения.
Медико-педагогическое наблюдение и контроль.
Медицинский контроль за состоянием здоровья детей осуществляется врачами- специалистами 2 раза в год.
Врач-педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья детей (сбор социального анамнеза, обследование физического развития и состояния здоровья, составление индивидуальных рекомендаций); осуществляет медицинский контроль состояния здоровья детей (допуск к занятиям физическими упражнениями после перенесенных заболеваний, рекомендации к подбору физических упражнений в зависимости от группы здоровья и физкультурной группы каждого конкретного ребенка.
Врачи-специалисты (хирург, стоматолог) поликлиники 1 раз в год осуществляют обследование детей по поводу наличия и коррекции вторичных отклонений в физическом развитии (нарушения в области опорно-двигательного аппарата).
Старшая медсестра ДОУ регулярно проводит наблюдения за организацией оптимальных санитарно-гигиенических условий обеспечение влажной ежедневной уборки групповых помещений, соблюдение воздушно-теплового режима.
Педагогические наблюдения и контроль осуществляются постоянно, в течение всего периода работы. Педагогические наблюдения включают систематическое отслеживание состояния здоровья детей на занятиях физическими упражнениями. Осуществляется визуальный контроль за занимающимися, их поведением, эмоциональными проявлениями, усвоением учебного материала, индивидуальной реакцией на различные задания, физическую нагрузку, методические приемы.
Физическое развитие дошкольников в режиме здорового образа жизни. Образовательный проект «Крепыш» Образовательный проект «Крепыш» (Физическое развитие дошкольников в режиме здорового образа жизни). Разработан на базе МБДОУ «Детский сад.
Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.
Источник