Доклад на тему «Здоровье детей в наших руках»
статья на тему
Доклад готовился к аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_detey_v_nashih_rukah.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровье детей в наших руках»
Рындина Марина Митрофановна- воспитатель
МАОУ «ОК «Лицей №3» отделение дошкольного образования Детский сад «Теремок»
В современном мире перед людьми встает много разных проблем, среди которых самой важной является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Дети – наше будущее. И от того, будет ли подрастающее поколение здоровым, зависит станет ли наша Родина сильной, процветающей страной.
Очень важно и сложно вырастить здорового человека. Почти все философы, ученые ставят в ряду ценностей жизни здоровье на первое место. Что такое здоровье?
Здоровье – это одна из характеристик человека, наряду с духовностью и интеллектуальностью, определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма, возможности реализации биологической и социальной функции.
Каким образом можно укрепить и сохранить здоровье детей? Как привить навыки здорового образа жизни?
Педагоги и родители стараются в полной мере найти ответы на эти вопросы. Ведь всем известно, что в раннем детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит такой путь развития, когда идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Поэтому очень важно привычку к здоровому образу жизни сформировать в раннем детстве.
Сохранение и укрепление здоровья детей в нашей стране закреплены в следующих законодательных и нормативных документах: закон Российской Федерации «Об образовании»; «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»; указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации»» «Конвенция о правах ребенка».
Состояние здоровья дошкольников от года к году ухудшается. Можно выделить несколько причин, влияющих на это: увеличение умственной нагрузки, уменьшение двигательной активности, низкий уровень знаний о здоровом образе жизни как у детей, так и у родителей.
Необходимо учитывать, что здоровье на 50% зависит от человека. Его образа жизни. Педагоги и родители должны помочь детям научиться самим заботиться о своем здоровье. Сделать так, чтобы у них как можно раньше сформировалась привычка здорового образа жизни. Как отложилось у детей в сознании понятие о здоровье, так и будут они к нему относиться. Взрослые должны сделать все возможное, чтобы сфера детства была здоровой. Педагоги обязаны привить ребенку умение в любой ситуации сделать правильный выбор в пользу полезного для здоровья и отказа от всего вредного.
Такие задачи должны осуществляться через создание системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. Необходимые условия для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни нам предоставляет система дошкольного образования. Организованная образовательно – воспитательная работа с детьми в большей мере обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. Что надо сделать прежде всего в этом направлении:
— уточнить с детьми понятия: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни.
— выявить проблемы формирования культуры здорового образа жизни.
— исследовать состояние здоровья детей дошкольного возраста.
— создать и внедрить в практику педагогические технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Дошкольников нужно учить применять усвоенные знания в реальной жизни, развивать у них ответственность за собственное здоровье. Педагогам так же необходимо разъяснить детям основные принципы здорового образа жизни:
— заниматься физическими упражнениями ежедневно, как во время прогулки, так и в помещении;
— закаливать свой организм;
— иметь полноценный сон ежедневно;
— быть дружелюбными и взаимовежливыми;
— бережно относиться к природе;
— своевременно посещать врача и выполнять данные им рекомендации;
— формировать понятие «не вреди себе сам».
Формирование здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ воспитателям рекомендуется осуществлять через занятия, игру, режим, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность. Для этого можно пользоваться такими методическими приемами:
— беседы и рассказы воспитателя;
-создание проблемных ситуаций;
-сюжетно- ролевые игры;
— рассматривание сюжетных, предметных картинок, плакатов;
— пальчиковая и дыхательная гимнастика;
Ребенок проводит в детском саду треть своей дошкольной жизни. И как будет организована его эта жизнь в большей степени зависит от сотрудников ДОУ. Педагоги должны постараться создать такую развивающую среду, чтобы она помогала укрепить и сохранить здоровье детей.
Прививать интерес к различным видам спорта следует через спортивную работу:
— спортивные досуги, праздники;
— корригирующая гимнастика после сна;
— подвижные игры на прогулке.
Укреплять детский организм, закаливать можно благодаря проведению различных оздоровительных мероприятий:
Педагоги, используя разнообразное физкультурное оборудование и пособия должны обеспечить правильное выполнение различных физкультурных комплексов, а также целенаправленное формирование различных физических качеств. Применяя все это на занятиях физической культурой, в организованных играх и упражнениях на прогулке, во время гимнастики после сна, воспитатели решают проблемные задачи всестороннего воспитания детей.
В деятельности детского сада работа с родителями является одним из основных направлений. Вопросы охраны и воспитания должны успешно решаться при содействии, понимании и доверии между воспитателями, родителями, медицинскими работниками. Физкультурно – оздоровительная программа даст полноценный результат, если она решается совместно с семьей, если в детском саду создано общество «Дети – родители – педагоги». Работа педагогов должна быть направлена на то, чтобы доказать, что без участия родителей невозможно добиться хороших результатов, ведь только они служат ярким примером для своих детей. В работе с семьей нужно использовать следующие формы работы: дни здоровья, совместные праздники и развлечения, дни открытых дверей, совместные походы, педагогические беседы и консультации, наглядную информацию, родительские собрания. Все это дает возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания и формирования у детей навыков здорового образа жизни.
В итоге можно сделать вывод, что с малых лет необходимо приобщать детей в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью других людей. Все воспитательно – образовательные мероприятия, которые проводятся систематически в детском саду дают как правило хорошие результаты. Они помогают приучить детей разумно относиться к своему организму, привить им санитарно – гигиенические навыки и помочь приспособиться к постоянно изменяющимся реалиям окружающего мира. Любому ребенку хочется быть сильным, энергичным, бодрым. Наша цель – научить их думать о собственном здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.
1.Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников – Москва, 2007.
2.Моргунова О. Н. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005.
3.Кочеткова Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада. Москва. Просвещение, 2005.
4. Шорыгина Т. А. Методическое пособие. Творческий центр «Сфера», Москва, 2004.
Источник
Доклад на тему «Здоровый ребенок»
специалист в области арт-терапии
Доклад на тему «Здоровый ребенок»
Методическая разработка по здоровье сбережению
Методическая разработка по здоровье сбережению «Здоровый ребенок» направлена на сохранение и укрепления здоровья детей, улучшение их двигательной активности и способностей родителей, педагогов в деле сохранения собственного здоровья.
Методическая разработка будет интересна воспитателям МБДОУ, родителям.
4. Паспорт методической разработки
5. План реализации методической разработки
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский.
Самый драгоценный дар, который человек получил от природы — это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. «Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни! » — эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н. М. Амосову.
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания — одна из приоритетных задач нашего дошкольного учреждения. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Цель методической разработки
сохранение и укрепление здоровья воспитанников, привитие им навыков здорового образа жизни.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
Формирование привычки к здоровому образу жизни;
Профилактика нарушений простудных заболеваний;
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
Привитие культурно-гигиенических навыков;
Повышать интерес родителей путём просветительской работы к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с воспитанниками.
Паспорт методической разработки
Методическая разработка «Здоровый ребёнок» — это комплексная система воспитания воспитанника – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.
Методическая разработка направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу воспитанники должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.
Вид методической разработки: практико-ориентированный
По содержанию: социально – педагогическая
По времени проведения: 2013-2014 учебный год (долгосрочный)
Участники методический разработки: воспитанники, воспитатели группы, родители.
1. У воспитанников сформировать представления о здоровом образе жизни;
2. Снизить заболеваемость и детского травматизма среди воспитанников.
План реализации методической разработки
№ Виды деятельности Содержание
1 Изучение тематики, формулировка проблемы. Раскрытие новых эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни.
2 Познавательное НОД «Моё здоровье – моё богатство»
3 Ежедневная профилактика Утренняя гимнастика «Мы здоровые ребята», «Здоровячок»;
Гимнастика после сна «Вот какие мы большие», «Хомка, хомка, хомячок» и др. ;
Ходьба по дорожкам здоровья.
4 Беседы «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься! »;
«Если хочешь быть здоров! »;
«Витамины я люблю — быть здоровым я хочу»;
«Беседа о здоровье, о чистоте»;
Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки) ;
«Здоровая пища», «Как вести себя в поликлинике»,
5 Игры на прогулке Игры на развитие двигательной активности «Догони меня»; «Ловишки»; «Лягушки и цапля»; «Третий лишний»
Малоподвижные игры «Каравай»; «Мы погреемся немножко»; «Две подружки»
Сюжетно-ролевые игры «Больница», «У зубного врача»;
Дидактические игры «Охотник», «Цветы»; «Расскажи без слов».
6. Физкультура на прогулке Подвижные игры;
Закаливающие процедуры, дыхательная и артикуляционная гимнастика.
7. Досуги, развлечения «Есть такая профессия – Родину защищать»;
8. Работа с родителями Консультация «Физкультурное оборудование своими руками», «Семь родительских заблуждений о морозной погоде» и др;
Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д. ;
Наглядность в виде информационных файлов «Семь условий здорового ребенка», «Будь здоров! » и др;
Картотека «Чтоб улыбка сияла»; «Всё о дыхательной гимнастике», артикуляционная гимнастика;
Семинар-практикум для родителей на тему: «Здоровый ребёнок — успешный ребёнок».
Анкета для родителей
Создание книжек-малышек «Моя копилка здоровья»;
Утренняя гимнастика – проводят воспитатели совместно с родителями
Пословицы, поговорки про здоровье и спорт
Коллаж «Быть здоровым – здорово! »
9 Анализ проделанной работы Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
Нестандартное физкультурное оборудование
В рамках конкурса проводимого в нашем ДОУ, воспитателям было предложено изготовить нестандартное оборудование своими руками.
Цель использования: развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы; формирование навыков различных видов ходьбы, прыжков.
Анкета для родителей
1. Здоровый образ жизни – это (выберите 2 наиболее значимые характеристики)
— как необходимое условие для достижения целей в жизни
— способствует развитию силы и выносливости
— как необходимость для лучшей адаптации к изменяющимся условиям жизни
2. Оцените степень значимости перечисленных факторов формирования и укрепления здоровья дошкольников
— эмоциональное состояние ребёнка
— здоровый образ жизни семьи
3. Выделите важный на ваш взгляд аспект здоровья:
4. Что вы делаете в семье для сохранения и укрепления здоровья?
— создание эмоционального комфорта
— выезды на природу
— укрепление веры в себя
5. Готовы ли Вы к совместной работе с ДОУ по привитию здорового образа жизни? В какой форме?
— создание экологического пространства
— участие в составлении индивидуальных планов оздоровления детей
6. Что может существенно повлиять на систему оздоровления
— физкультурно – оздоровительная работа
— реабилитация и коррекционная работа
— консультативно – информационная работа
Благодарим Вас за искренние ответы!
«Семь родительских заблуждений о морозной погоде»
Многие считают, что ребенка надо одевать теплее.
Дети, которых кутают, увы, чаще болеют. Особенно опасно слишком тепло одевать детей, уже умеющих ходить. Движения сами по себе согревают организм, и помощь «ста одежек» излишняя. В организме нарушается теплообмен, и в результате он перегревается. Тогда достаточно даже легкого сквозняка, чтобы простыть.
Многие считают: чтобы удерживать тепло, одежда должна плотно прилегать к телу.
Парадоксально, но самое надежное средство от холода – воздух. Оказывается, чтобы лучше защищаться от низкой температуры, надо создать вокруг тела воздушную прослойку. Для этого подойдет теплая, но достаточно просторная одежда. Что надеть под куртку или пальто? Сначала майку или футболку из хлопка, который хорошо впитывает пот, потом пуловер или шерстяной свитер, свободный. Но плотно прилегающий на шее и запястьях. На ноги – шерстяные носки и теплые ботинки на меху или сапожки, но не тесные, а такие, чтобы большой палец ноги мог легко двигаться внутри.
Многие считают: если ребенку холодно, он обязательно даст
Ребенок до 2-3 лет ещё не может сказать «мне холодно», не умеет стучать зубами и дрожать. Жировая прослойка под кожей у него еще очень мала, и система терморегуляции сформировалась не до конца. Единственной реакцией сильно замерзшего малыша станут бледность и непреодолимое желание спать.
Многие считают, что зимой вполне достаточно погулять часок.
На этот счет нет строгих правил. Все зависит от закаленности ребенка и уличной температуры. С ребенком, которому уже исполнилось три года, смело гуляйте несколько часов. В соответствии с п. 2.12.2 СанПин 2.4.1.1249-03 от 25.03.2003г. прогулка детей дошкольного возраста должна проводиться два раза в день по 2-2, 5 часа с общей продолжительностью 4-4, 5 часа при температуре наружного воздуха до -15С и скорости ветра не более 7м/сек. Прогулка сокращается при более низкой температуре.
Многие считают — беда, если у ребенка замерзнут уши.
В сильный мороз, боясь отита, мамы и бабушки используют целый арсенал, состоящий из платочков, шапок-ушанок, шапок-шлемов. Однако если у ребенка воспаление ушей, это вовсе не значит, что переохладились именно они. Анатомическое строение детского уха таково, что просветевстахиевых труб гораздо шире, чем у взрослого. Даже при легком насморке жидкие выделения из носа через носоглотку легко туда затекают, неся с собой инфекцию. Чаще всего именно из-за этого возникает отит, а не из-за того, что «застудили» уши.
Многие считают: раз ребенок замерз, нужно как можно быстрее согреть его.
-Это верно и неверно. Согреть нужно, но не в «пожарном порядке». Резкий контраст температур может вызвать резкую боль в переохлажденном участке тела или, хуже того, нарушение работы сердца! Чтобы согреть малыша, прежде всего переоденьте его в теплое сухое белье, положите в кровать и укройте одеялом. Обычной комнатной температуры обычно достаточно.
Многие считают, что простуженный ребенок не должен гулять.
Если температура у малыша не повышена, прогулки нужны обязательно! Держать больного ребенка неделями в квартире – не лучший выход. Наверное, вы замечали, что на свежем воздухе даже насморк как будто отступает, нос прочищается, начинает дышать. Ничего, если будет и морозец. Следите, чтобы ребенок не дышал ртом, чтобы его не продуло ветром, и он не вспотел. Не позволяйте ему много двигаться: ни к чему пока беготня или катание с горки. Гуляйте «за ручку» — чинно и благородно, как говаривали в старину.
Источник