Меню

Доказательная медицина витамины для детей

Доказательная медицина витамины для детей

«Научных доказательств пользы круглогодичного приема поливитаминов не существует»

Врач акушер-гинеколог Татьяна Румянцева поделилась с РИА Новости своим отношением к витаминам для беременных и кормящих мам.

Являясь безоговорочной сторонницей доказательной медицины, доктор Румянцева сразу сказала, что модные схемы приема поливитаминов в зависимости от фазы цикла, не имеют под собой научной базы. Да и вообще, при условии полноценной сбалансированной диеты, никакой необходимости в приеме дополнительных витаминных комплексов нет. Исключение составляет фолиевая кислота, необходимая для формирования нервной трубки плода и назначаемая в дозе 400 мкг в сутки за 1-3 месяца до планируемой беременности и применяемая на протяжении первого триместра беременности, а также препараты йода, которые необходимо принимать в дозах 200-250 мкг в сутки на протяжении всей беременности и в период кормления грудью. Есть также ряд витаминов, прописываемых мужчинам с установленными нарушениями сперматогенеза – коэнзим Q10, витамины Е, С, однако это не значит, что их нужно принимать вообще всем мужчинам, планирующим в ближайшем будущем отцовство.

Что касается витамина Д (значительная часть которого вырабатывается в коже под действием ультрафиолетового излучения), то профилактические дозы его предпочтительно принимать на протяжении всего года. Связано это с тем, что серьёзных исследований, определяющих, сколько времени необходимо проводить на солнце в том или ином регионе, не проводилось, да и УФ-индекс меняется изо дня в день.

Также Татьяна Румянцева опровергла мнение, что современный человек испытывает дефицит витамина С, сославшись на выдвинутые в 1970-х гг теории Лайнуса Полинга, не нашедшие подтверждений, а также на отсутствие рекомендаций профилактически принимать витамин С во всех мировых протоколах. Дефицит витамина С отлично восполняется с помощью употребления в пищу фруктов.

Полноценным и сбалансированным считается рацион, в котором есть углеводы (картофель, хлеб), молочные продукты, а также продукты. содержащие насыщенные и полиненасыщенные жирные кислоты (растительные и животные жиры), овощи и фрукты.

“Да, я тоже часто слышу: какие, мол, витамины в современных продуктах питания! Да на самом деле те же самые, что и раньше”, – утверждает Татьяна Румянцева. Овощи и фрукты, выращенные в промышленных масштабах, по своему составу не отличаются от тех, что выращены в собственных огородах. Поэтому говорить, что в продуктах из магазинов меньше витаминов, неправомочно. Также притянутыми за уши доктор назвала убеждения о вредности коровьего молока. При наличии аллергии или непереносимости лактозы – возможно, есть смысл перейти на соевое молоко.

Татьяна Румянцева рекомендует придерживаться популярной в наши дни концепции “Моя тарелка”, когда на каждый прием пищи половину тарелки должны занимать овощи, а на белковую пищу и цельнозерновые продукты должно приходиться по четверти от порции. Кроме того, рацион должен включать не менее 250 мл жидких молочных продуктов или не менее 50 гр. твердых (сыра). Количество потребляемой воды должно быть не менее 1,5-2 литров в сутки. Что касается особенностей рациона будущей матери, то специалист убеждена, что никакой необходимости в его изменении нет, если того не требует состояние здоровья матери. Напротив, существует мнение, что употребление беременной женщиной в пищу продуктов с высоким аллергенным потенциалом, не только не повышает риск развития алиментарной аллергии у ребенка, но даже его снижает.

Резюмируя все вышесказанное, следует помнить, что никаких научных доказательств пользы круглогодичного приема поливитаминов, а также о пользе витаминов для волос, кожи, ногтей, не существует. Татьяна Румянцева также предостерегает тех, кто склонен списывать свои недомогания, частые простуды и усталость на авитаминоз: эти симптомы требуют консультации грамотного специалиста, а самолечение может нанести вред.

Как сообщалось ранее, врач-невролог, автор книги «Модицина. Encyclopedia Pathologica» Никита Жуков объясняет, как лечение простуды и гриппа превратилось в способ заработка маркетологов. Подробнее читайте: «Противовирусные препараты от простуды и гриппа — это миф маркетологов».

Источник

Витаминно-минеральные комплексы для детей: азбука эссенциальных веществ

Проблема профилактики и коррекции витаминодефицитных состояний остается актуальной в любом возрасте [1, 2, 3]. В современном обществе уже не только врачи, но и многие неспециалисты сознают невозможность адекватного поддержания витаминного

Проблема профилактики и коррекции витаминодефицитных состояний остается актуальной в любом возрасте [1, 2, 3]. В современном обществе уже не только врачи, но и многие неспециалисты сознают невозможность адекватного поддержания витаминного, минерального и общего нутритивного статуса исключительно за счет питания (даже при так называемом «здоровом питании») и, как следствие, необходимость регулярного приема поливитаминных препаратов в совокупности с дотацией важнейших минеральных веществ [4]. Отказ от подобной практики неминуемо сопровождается развитием состояний витаминно-минеральной недостаточности (изолированной или в комплексе с соматическими и неврологическими заболеваниями). Именно с этим постоянно приходится сталкиваться представителям педиатрических специальностей и врачам, работающим с совершеннолетним населением. Ведь известно, что в настоящее время всего около 50% россиян принимают витамины более-менее регулярно [5, 6].

Читайте также:  Косметический витамин с для кожи лица

К счастью, отмечавшиеся в прошлом манифестные проявления гипо- и авитаминозов в виде цинги, болезни Меллера–Барлоу, пеллагры или болезни бери-бери встречаются у детей сравнительно редко [1, 2, 7, 8]. На смену им чаще приходит так называемая «неспецифическая поливитаминная недостаточность», находящаяся в определенной зависимости от времени года.

Как известно, витамины практически не синтезируются в организме, а следовательно, должны поступать в него извне. Можно считать доказанным, что полностью обеспечить их адекватное поступление (в соответствии с физиологическими потребностями) с пищей не представляется возможным, хотя алиментарный путь коррекции витаминодефицитных состояний не следует полностью игнорировать [9].

Каждый витамин выполняет специфические, присущие только ему, функции, которые неоднократно описывались в литературе, как и проявления витаминодефицитов различной выраженности (включая гиповитаминозы), но здесь отметим и один особый аспект витаминной обеспеченности в периоде детства.

Чрезвычайно важно помнить, что витамины — это активные антистрессорные факторы, а различные стрессы (включая метаболический, психоэмоциональный и др.) нередко выражаются в синдроме дезадаптации, сопровождающемся ухудшением состояния здоровья и снижением качества жизни детей различного возраста. Помимо острых стрессорных ситуаций существует также понятие «хронического стресса» — комплексной нейрогуморальной реакции, которая включает напряжение нервной, эндокринной, иммунной и других систем организма, приводя к выраженному нарушению адаптационных возможностей. В противостоянии острым и хроническим стрессам роль витаминов, как и некоторых минеральных веществ, трудно переоценить [10].

В свою очередь, многие минеральные вещества необходимы организму не в меньшей степени, чем витамины.

Если функции витаминов сравнительно хорошо изучены, то на роли основных минеральных веществ следует остановиться отдельно. Так, кальций выполняет в организме множество функций: играет пластическую роль в формировании тканевых структур; активизирует ферментные системы, обеспечивающие свертывание крови и мышечное сокращение; обусловливает раздражение нервов и проведение нервных импульсов; поддерживает сердечную деятельность и сосудистый тонус; регулирует продукцию и высвобождение гормонов и нейромедиаторов; участвует в ряде обменных процессов, препятствует высвобождению медиаторов аллергического воспаления; выполняет пластическую роль в формировании тканевых структур; участвует в формировании кратковременной памяти и обучающих навыков; cтабилизирует микробиоценоз кишечника, иммунологический статус и т. д.

Магний — универсальный регулятор физиологических и биохимических процессов в организме (функционирование нервной ткани и проводящей системы сердца); обеспеченность организма магнием способствует лучшей переносимости стрессовых ситуаций и подавлению депрессии.

Медь — эссенциальный макроэлемент, связанный в организме с некоторыми белками; дефицит меди сопровождается анемией, лейкопенией, снижением иммунитета, нарушениями коллагенообразования, деминерализацией костей, нарушениями роста волос и пигментации кожных покровов.

Железо играет значимую роль в окислительно-восстановительных процессах, входит в состав гемоглобина эритроцитов, миоглобина и многих ферментов; поддерживает адекватный уровень иммунной резистентности (полноценное функционирование факторов неспецифической иммунной защиты, клеточного и местного звеньев иммунитета), фагоцитоз, а также синтез лизоцима и интерферона.

Йод — обязательный структурный компонент гормонов щитовидной железы: трийодтиронина и тироксина. У детей йодная недостаточность вызывает задержку нервно-психического развития, снижение работоспособности и т. д.

Цинк является составной частью более 80 ферментов; он необходим для образования эритроцитов и других форменных элементов крови, является компонентом ряда металлоферментов, играет важную роль в метаболизме РНК и ДНК, белков и липидов, в функционировании Т-клеточного звена иммунитета, а также является адаптогеном и обладает антиоксидантными свойствами.

Селен — биологически активный макроэлемент, входящий в состав ряда гормонов и ферментов, мощный антиоксидант; селен принимает непосредственное участие в деятельности иммунной системы. Для него характерно биологическое взаимодействие не только с жирорастворимыми витаминами А и Е, но и с другими микроэлементами.

Читайте также:  Витамины для тонуса сердца

Хром участвует в метаболизме жиров и углеводов, а также в синтезе инсулина, способствует нормальному росту и развитию в детском возрасте. При дефиците хрома могут отмечаться повышенная возбудимость и раздражительность, снижение памяти, а также другие нарушения функций ЦНС.

Марганец, входящий в состав нескольких ферментных систем, необходим для поддержания нормальной структуры костей. При его недостаточности отмечаются недомогание, похудание, тошнота/рвота, замедление роста волос и др. [4, 11, 12, 13].

Регулярный прием поливитаминных препаратов, не содержащих минеральных веществ, позволяет предотвратить у детей витаминодефицитные состояния, но вполне естественно, что этого недостаточно для предупреждения дефицита важнейших макро- и микроэлементов [14, 15]. В связи с чем требуется дополнительная дотация с продуктами питания и в виде отдельных препаратов. Выбор витаминных или витаминно-минеральных препаратов для детей остается за родителями.

Совместимость отдельных витаминов между собой, а также потенциальная возможность возникновения нежелательных их взаимодействий (между собой и с минеральными веществами) — один из чрезвычайно актуальных и спорных вопросов [4]. Указанные взаимодействия могут сопровождаться химическими реакциями, в результате которых происходит дезактивация отдельных компонентов или реализуются другие метаболические феномены, не вполне желательные для организма. В частности, известно, что присутствие аскорбиновой кислоты (витамин С) приводит к частичному разрушению витамина В12 (до 30%), а сочетание последнего с витамином В1 (тиамином) может вызывать аллергические реакции. В свою очередь, кальций не вполне совместим с солями железа. В литературе обсуждаются и другие неблагоприятные взаимодействия между витаминами и минеральными веществами [1].

В этой связи решение проблемы может заключаться в раздельном (в разное время) приеме витаминных и/или минеральных компонентов с известной несовместимостью. Разработка и производство витаминно-минеральных комплексов, в которых не вполне совместимые компоненты присутствуют в отдельных таблетках, позволяют решить указанную выше проблему и оптимизировать прием эссенциальных микронутриентов.

При использовании мультитаблетированных комплексов биодоступность и эффективность усвоения витаминов с минеральными веществами, входящими в их состав, возрастают на 30–50%. Помимо качественного состава необходимо уделять внимание и количественному. Следует учитывать, что многие зарубежные комплексы разработы согласно стандартам стран производителей и могут превышать рекомендуемые в России в несколько раз. Не стоит забывать, что часть витаминов и минеральных веществ поступает в организм с продуктами питания, и комплексы могут быть хорошо совместимы с приемом пищи. Одной из важнейших задач является также соответствие дозировки возрастным особенностям и физиологическим потребностям различных категорий индивидов.

В таблицах 1, 2 представлены нормы потребления важнейших витаминов и минеральных веществ в различном возрасте [16].

Таблица 2. Нормы суточных физиологических потребностей в минеральных веществах для детей и подростков

Крайне важна и форма витаминно-минеральных комплексов. Учет определенный вкусовых пристрастий детей, позволяет упростить прием витаминов (особенно у детей дошкольного возраста).

Общие правила приема многокомпонентных витаминно-минеральных комплексов. Идеальным и рекомендуемым вариантом приема «многотаблеточных» комплексов является раздельное потребление в течение дня. При этом таблетки принимают с интервалом по 4–6 ч.

При необходимости все таблетки можно принимать одновременно. При этом частично утрачиваются преимущества, обеспечиваемые их раздельным приемом. Достигнутый эффект будет сопоставим с таковым «однотаблеточного» поливитаминного препарата с минеральными веществами.

Возможны любые индивидуальные графики приема таблеток, составляющих витаминно-минеральные комплексы.

Педиатрам известны ситуации, когда раздельный прием конкретных витаминов и макро- и микроэлементов считается особенно выигрышным. В частности, такой прием составляющих витаминно-минеральных комплексов показан детям, страдающим синдромом мальабсорбции (лактазная недостаточность, целиакия и др.), а также различными видами аллергии (атопический дерматит, пищевая или лекарственная аллергия и т. д.), так как при этом минимализируются нежелательные взаимодействия ингредиентов препаратов, снижается риск аллергических реакций и достигается оптимизация полноценного обеспечения витаминно-минерального и нутритивного статусов [1].

В настоящее время интенсивно разрабатывается концепция нейродиетологии (ее цель — оптимизация терапии психоневрологических заболеваний посредством качественного/количественного изменения состава рационов питания, алиментарная профилактика болезней нервной системы, оптимизация психомоторного развития и интеллектуальных функций), в связи с чем адекватному применению витаминов и минеральных веществ придается особое значение [1, 17].

Можно констатировать все более возрастающий и пристальный интерес врачей к использованию витаминных препаратов, в том числе витаминно-минеральных комплексов. В частности, детские неврологи нашли им широкое применение в таких клинических ситуациях, как эпилепсия, детский церебральный паралич, рассеянный склероз, невротические реакции, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нервная анорексия, синдром Дауна и др. [1, 10, 17, 18]. Список других видов психоневрологической патологии, при которых считается показанным активное применение поливитаминных препаратов и/или моновитаминов, достаточно велик и включает: гидроцефалию, болезнь Вильсона–Коновалова, синдром Ретта, расстройства аутистического спектра, лейциноз, витамин В12–зависимую форму метилмалоновой ацидемии, витамин B6–зависимую форму гомоцистинурии, пропионовую ацидемию, глутаровую ацидемию I типа, митохондриальные энцефаломиопатии и др. [1, 17, 18].

Читайте также:  Сохранение витаминов при кулинарной обработке кратко

Витамины, отдельные макро- и микроэлементы незаменимы для обеспечения нормального противодействия стрессорным ситуациям, оказывают подтвержденное положительное влияние на когнитивные функции, поведение и эмоциональный фон индивидов любого возраста, но в большей степени описываемые эффекты очевидны у детей и подростков [1, 17, 18, 19, 20, 21]. Витаминно-минеральные комплексы, ориентированные на потребности пациентов конкретного возрастного диапазона, позволяют рассчитывать на максимальное усвоение всех компонентов, повышают эффективность принимаемых препаратов и значительно снижают вероятность появления аллергических реакций.

Литература
  1. Pediatric nutrition in chronic diseases and developmental disorders. Prevention, assessment, and treatment/ Ekvall S. W., Ekvall V. K. (eds.). 2nd ed. Oxford University Press. Oxford/New York. 2005. 532 p.
  2. Витаминотерапия у детей раннего возраста: пособие для врачей. М., 2004. 16 с.
  3. Студеникин В. М., Николаев А. С., Акоев Ю. С., Балканская С. В. и др. Витамины и применение поливитаминных препаратов в педиатрии// Справочник педиатра. 2006. № 6. С. 68–88.
  4. Витамины и минералы в современной клинической практике. Возможности лечебных и профилактических технологий/ под ред. О. А. Громовой, Л. С. Намазовой. М., 2003. 56 с.
  5. Студеникин В. М. Витамины для детей: мифы и реальность// Доктор.ру. 2004. № 6. С. 19–23.
  6. Студеникин В. М. Витамины и поливитаминные препараты в России// Доктор.ру. 2004. № 3. С. 30–34.
  7. Студеникин В. М. Гиповитаминозы// Лечащий Врач. 2002. № 5. С. 52–55.
  8. Студеникин В. М. Гиповитаминозы и поливитамины// Вопросы современной педиатрии. 2002. Т. 1. № 1. С. 48–51.
  9. Применение поливитаминного препарата с лецитином в нейропедиатрии: пособие для врачей/ под ред. В. М. Студеникина. М.: ИД Медпрактика-М., 2005. 20 с.
  10. Витамины в нейропедиатрии, как антистрессорные факторы: справочное пособие для врачей/ под ред. В. М. Студеникина. М.: серия «Новое в нейропедиатрии», 2006. 32 с.
  11. Витамины и минералы для здоровья детей: учебное пособие. М.: СПР-ОФ «Здоровый ребенок». НЦЗД РАМН. 2003. 28 с.
  12. Nelson textbook of pediatrics (Behrman R.E., Kliegman R.M., Jenson H.B., eds.). 17th ed. Philadelphia-London. W. B. Saunders. 2004. 2618 p.
  13. Richardson A. They are what you feed them (How food can improve your child’s behaviour, mood and learning). London. Harper Thorsons/ Harper Collins Publ. Ltd. 2006. 442 p.
  14. Профилактика и коррекция витаминной недостаточности у детей и матерей: информационное письмо. М., 2000. 17 с.
  15. Спиричев В. Б. Роль витаминов и минеральных веществ в остеогенезе и профилактике остеопатии у детей// Вопросы детской диетологии. 2003. Т. 1. № 1. С. 40–49.
  16. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР. Министерство здравоохранения СССР. М., 1991.
  17. Студеникин В. М. Поливитаминный препарат с лецитином: использование в детской неврологии// Лечащий Врач. 2003. № 6. С. 56–57.
  18. Студеникин В. М., Балканская С. В., Маслова О. И. Возможности применения поливитаминного препарата с лецитином в детской неврологии// Consilium medicum. Педиатрия. 2004. Прилож. № 1. С. 16–19.
  19. Benton D. Micro-nutrient supplementation and the intelligence of children// Neuroscience Biobehav. Rev. 2001; vol. 25: P. 297–309.
  20. Benton D., Fordy J., Haller J. The impact of long-term vitamin supplementation on cognitive functioning// Psychopharmacology. 1995; vol. 129: P. 66–71.
  21. Grantham-McGregor S. M., Ani C. C. The role of micronutrients in psychomotor and cognitive development// Br. Med. Bull. 1999; vol. 55: 511–527.

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор
Э. М. Курбайтаева
С. В. Балканская
, кандидат медицинских наук
Л. М. Высоцкая
В. И. Шелковский,
кандидат медицинских наук
НЦЗД РАМН, Москва

Источник

Adblock
detector