Гигиея — богиня здоровья
Гигиея, известная также под другими именами — Гигея и Гигия (др.-греч. Ὑγιεία, Ὑγεία ) — богиня здоровья.
Божественное предназначение Гигиеи относится не столько к непосредственному исцелению, сколько к профилактике болезней и сохранениею хорошего здоровья, гигиеническим рекомендациям.
Согласно древнегреческой мифологии Гигиея была дочерью бога медицины Асклепия (др.-греч. Ἀσκληπιός ).
Относительно вопроса, кто же являлся матерью Гигиеи, существует две версии. По одной из них, ею являлась богиня Эпиона (др.-греч. Ἠπιόνη ) — «облегчающая боли» и «успокаивающая», одно из божеств, олицетворявших заботу, необходимую для выздоровления. По другой, — Афина (др.-греч. Ἀθηνᾶ ) — богиня мудрости, военной стратегии и тактики (Афина также была и целительницей: именно она дала Асклепию кровь Горгоны, с помощью которой он получил возможность воскрешать мёртвых; указала Периклу на траву для излечения его раба).
В пользу версии о материнстве Афины свидетельствует и труд «Описание Эллады» древнегреческого писателя и географа II века Павсания.
Гигиея по преданиям была постоянным спутником своего отца, его неизменным и важным помощником, заботилась о его змее, что нашло отображение в античных статуях, барельефах и более поздних предметах искусства. Среди других «всеисцеляющих» дочерей Асклепия: Панакеи (др.-греч. Πανάκεια ), Иасо (др.-греч. Ἰασώ , Ἰησώ ) и Акесо (др.-греч. Ἀκεσώ ), Гигиея занимала особое положение.
Почитание Гигиеи известно ещё с VII века до нашей эры, хотя её имя и пребывало некоторое в тени Афины (о культовом названии Афины Гигеи упоминает Плутарх, рассказывая о случае исцеления, произошедшем при строительстве Парфеона). Культ Гигиеи как независимой богини (вышедшей из тени матери) начинается с момента, когда о ней узнал дельфийский оракул и значительно укрепляется после разрушительной чумы в Афинах (430—427 гг до н.э.) и в Риме в 293 году до н.э.
Также Павсаний, при описании входа в Афинский акрополь, отмечает статуи Гигиеи и Афины как независимых богинь.
Величие и почитаемость Гигиеи трудно переоценить. Она считается важнейшей среди всех девяти детей бога медицины Асклепия, хотя каждый из них связан с исцелением, здоровьем или врачебным искусством. Более того, она единственная из «божественных» отпрысков, в честь которой в Асклепионе возводились собственные храмы и святилища, основные из которых были в Эпидавре, Коринфе, Косе и Пергаме (о Пергамском храме упоминает известный ритор Элий Аристид в своих «Священных речах», указывая на то, что в нём же находилась и статуя брата Гигиеи, бога выздоровления Телесфора). Так, её влияние проникло в Римскую республику одновременно с культом отца, а знаменитая «Клятва Гиппократа» начинается словами «Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями»…
Асклепий и Гигиея
По мотивам работы скульптора Бертеля Торвальдсена 1872 г.
Изначально образ Гигиеи ассоциировался с хорошим самочувствием, чистотой и свежестью, она олицетворяряла кристально чистый воздух и целительные источники. Позже в Риме стала отождествляться с римской богиней Салюс (лат. Salus ), а её «божественный» символизм сместился от роли хранительницы личного здоровья к обеспечению общественного благополучия и благосостояния. Интересен и тот факт, что даже после принятия Римом греческой медицины сами римляне ещё долгое время крайне презрительно и с отвращением относились к целителям (среди которых было много шарлатанов), врачебному делу и медицине, однако при этом Асклепий и Гигиея пользовались у них, а особенно у римских легионеров, исключительным почитанием.
Павсаний в своём труде приводит еще один интересный факт о богине. Так, Алексанор (др.-греч. Ἀλεξάνωρ ) — внук Асклепия, в одном из основанных им Асклепионов Титана, что расположен в Сикионе, установил статую Гигиеи. Её сложно было увидеть, поскольку вся она была покрыта женскими волосами, которые женщины отрезали в честь богини, и закутана в многочисленные ленты из вавилонских одежд (молящему следовало отрезать лоскут своих волос и полосу от одежды и укутать богиню, чтобы молитва была услышана). Зачастую Гигиею сопровождал её брат Телесфор (др.-греч. Τελεσφόρος ) — бог выздоровления.
Именно Гигиее современная медицина обязана за название одной из её дисциплин — гигиене. Но, безусловно, один из самых узнаваемых символов фармации, который прошел сквозь века до наших дней, также ассоциируется с дочерью Асклепия — сосуд Гигиеи — чаша со змеёй, обвивающей её ножку и свисающей над фиалом, также является атрибутом Гигиеи. Изображение этого символа первым встречает посетителей аптеки-музея «Под чёрным орлом» во Львове, поскольку свисает над его входом на железных цепях. Также бронзовые статуи Гигиеи и Асклепия демонстрируются в экспозиции Торгового зала музейного комплекса. Богиню часто изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши, а 1796 год, когда было создано Парижское фармацевтическое общество (Société de pharmacie de Paris), принято считать официальным годом утверждения символа сосуда Гигиеи. Также с 1818 общество выпускало для своих членов медальоны с изображением профиля Гигиеи.
Медальон Парижского фармацевтического общества
Изображение богини Гигиеи — Салюс. Медальер Jean Jacques Barre, 1830 год.
Для одной из старейших медицинских организаций, Медицинского общества Лондона (Medical Society of London), основанного в 1773 году, модельер John Kirk изготовил бронзовую медаль, на которой предположительно изображена Гигиея.
Многие из фармацевтов в своё время использовали мотивы с изображением богини здоровья. Так, английский аптекарь Томас Холлоуэй (Thomas Holloway) любил размещать облик Гигиеи на своей фирменной аптечной посуде, а в 1857—1858 чеканил её на токенах, которыми сначала расплачивался со своими сотрудниками, а позже эти рекламные жетоны даже были в денежном обращении в Новой Зеландии наряду с официальной валютой.
Примечательно, что среди перечня старых именных Львовских аптек есть и аптека, ранее носившая название «Под Гигиеей» (сейчас это Аптека №43). Основал её Эмиль Езерский в 1908 году, располагалась на пересечении улиц Gródecka (Городоцкая) и K. Boczkowskiego (ныне Одесская). При аптеке было собственное небольшое производство, специализировавшееся на изготовлении косметики.
В честь Гигиеи назван астероид Гигея, открытый 12 апреля 1849 года итальянским астрономом Аннибале де Гаспарисом.
Источник
Асклепий – бог-врач, наказанный за помощь людям
Не сомневаюсь, что вам приходилось видеть знаменитую медицинскую эмблему – посох, обвитый змеями. Даже в наше время этот символ остаётся популярным, однако в Древней Греции его связывали с полубогом, известным под именем Асклепия (Эскулапа).
Он был сыном одного из самых ярких и могущественных божеств, Асклепий являлся покровителем медицины, богом врачевателей. Обладая невероятными талантами, он навлёк на себя гнев бессмертных жителей олимпа. Что же могут рассказать мифы об Асклепии? И почему боги решили наказать гениального врача?
Рождение Асклепия
История любого создания начинается с рождения, а о появлении Асклепия на свет сложена поразительная легенда, появившаяся в Элладе. Отцом полубога греки считали сияющего Аполлона. Покровитель искусств и света, он мог жестоко карать людей, однако имел дар к целительству, который и передал своему сыну. Матерью Асклепия была Коронида, одна из самых прекрасных нимф.
История любви Аполлона и Корониды завершается трагедией. Безумно влюблённый в нимфу Аполлон однажды узнал, что красавица изменила ему, предпочтя простого смертного.
Доносчиком был ворон, которого в порыве отчаяния бог превратил в чёрную птицу (прежде вороны имели белоснежное оперение). Но на этом месть Аполлона не завершилась.
Оскорблённый и разгневанный, он поразил Корониду стрелой, рана от которой оказалась смертельной. Правда, позднее Аполлон признал, что совершил ошибку. Коронида была воскрешена и обращена в ворону.
Когда Коронида умирала в муках от стрелы своего любовника, Аполлон понял, что в её чреве вместе с матерью гибнет дитя, его сын. Тогда бог извлёк маленького Асклепия из тела нимфы и передал на воспитание мудрому кентавру Хирону.
Увидев малыша в пещере, дочь Хирона сделала предсказание, что полностью описывало жизнь мальчика. Она заявила, что тот сможет развить свой дар до необыкновенных высот, но, пойдя против воли богов, он навлечёт на себя гнев и “громовые стрелы”.
Асклепий был сыном самого Аполлона
Юность и обучение полубога
Кентавр Хирон был добрым наставником и воспитателем многих древнегреческих героев. Однако Асклепий стал одним из любимых учеников своего учителя. Хирон передал ему знания, которыми сам обладал в совершенстве. Особенно мальчику понравилось изучать медицину, создавать лечебные смеси, узнавать о свойствах трав и кореньев.
Говорят, что истинный учитель счастлив тогда, когда его ученик сумеет превзойти его в мастерстве. Так случилось с Хироном и Асклепием. Полубог научился не только врачебному искусству, но и сумел открыть в нём неведомые прежде границы. Он с радостью помогал людям.
Набравшись опыта, Асклепий стал пробовать новые варианты исцеления. Вершиной его мастерства стала способность к воскрешению умерших. Да, Асклепий мог не только вылечить смертельно больного человека, но и вернуть жизнь в тело, которое она покинула.
Все больше людей стало обращаться к знаменитому лекарю, Асклепий же не отказывал никому. В определённый момент царство мёртвых попросту перестало пополняться новыми душами. Люди перестали умирать, и в этом была заслуга Асклепия.
Гнев богов и гибель Асклепия
Наверное, нам подобная ситуация показалась бы фантастической и прекрасной, но боги Олимпа пришли в ярость. Мировой порядок был нарушен, что грозило хаосом всему мирозданию.
Более того, Асклепий, возможно, сам того не желая, показал, что обладает способностями, что не уступают силам богов. Подобного грозные олимпийцы перенести не могли. Вмешательство в привычный ход жизни, личный вызов богам стали роковыми для Асклепия.
Разгневанный Зевс бросил свой перун прямо во врачевателя. Несмотря на то, что Асклепий имел наполовину божественное происхождение, выдержать такой удар он не мог. Великий лекарь умер, оставив в скорби многих людей, которым он помогал и, конечно, своего отца Аполлона.
Бог искусств долго просил Зевса смилостивиться над его наказанным сыном. В итоге Громовержец уступил, превратил Асклепия в бессмертного покровителя медицины и выделив ему место среди олимпийцев.
Почитание бога медицины в Греции
Интересно, что в Древней Греции было несколько богов медицины, однако культ Асклепия по своим значимости, популярности и распространению затмевал прочих “коллег”. В разных уголках Эллады в честь бога строились асклепионы, особенные храмы, что больше напоминали больницы, нежели святилища.
Туда шли страждущие, зная, что им непременно помогут. Асклепий был сторонником взаимопомощи и любой поддержки тем, кто нуждался в этом. Жрецы Асклепия были прекрасными врачевателями. Они знали о секретах различных трав, особенностях их использования для лечения болезней.
Изначально медицина была неразрывно связана с магическими ритуалами, что, согласно верованиям, могли усилить действие лекарств. Впрочем, со временем медицина прошла заметный путь прогресса. Жрец-лекарь Асклепиад в своих трудах высказывает мысль о том, что всякий недуг имеет природное происхождение и не связан с суевериями, домыслами о вмешательствах богов.
Знаменитые символы Асклепия
Асклепий – добрый бог-врач, что всегда находился рядом с людьми. Его история напоминает типичную судьбу святого, а подобные сюжеты в дальнейшем стали использоваться даже в христианских легендах. Призванный служить людям, помогать им и исцелять, он был наказан могущественными божествами, однако всё равно обрёл бессмертие. Как и любой врач, Асклепий даёт надежду, а потому человечество не могло потерять такого покровителя.
Источник
Дети Асклепия
Асклепий – важное божество в Древней Греции, покровитель медицины, выздоровления. Его отец – сам бог Аполлон, который вынул сына из черва своей возлюбленной Корониды. Жрецы Асклепия использовали не только мистические ритуалы, но и занимались вполне реальной врачебной практикой.
Но не только сам бог удостоился почёта. Дети Асклепия и внуки Аполлона представляют собой важную группу богов древнегреческого пантеона. Это покровители разных аспектов врачевания, исцеления. Самые почитаемые дети Асклепия наравне с отцом имели храмы, в честь них устраивались праздники.
Значение детей Асклепия
Асклепий возглавлял целую группу богов-врачевателей. Сам его отец, Аполлон, тоже покровительствовал целительству. Дочери и сыновья бога Асклепия часто изображались рядом с ним на барельефах, их статуи тоже могли составляет единую композицию. Встречаются сюжеты, где старший бог-врачеватель вместе со свитой дочерей и сыновей помогают людям, пришедшим за исцелением.
Все это показывает, что хотя Асклепий и был могущественным божеством врачевания, умеющим воскрешать умерших, за что его покарал сам Зевс, ему также требовались помощники.
Некоторые символы и атрибуты, которыми владел бог Асклепий, передались и его детям, внукам Аполлона. Например, это змея, которая стала знаковым образом медицины. Роль сыграл и её яд, использующийся в лекарствах, и способность к обновлению за счёт сбрасывания кожи. Так появилась чаша Гигиеи.
Богини-жёны Асклепия
Часто в мифах у греков боги имеют несколько жён, либо разные тексты указывают на различные родственные связи. Это касается и супруги бога Асклепия. Но чаще всего называют Эпиону, её же считают и матерью детей Эскулапа. О ней мало что известно, но о функциях можно догадаться по её имени. Эпиона тоже была богиней, отвечающей за целительство и здоровье, а её имя означало «облегчающая боли».
Эпиона как богиня находилась всегда в тени своего мужа Асклепия и своих божественных сыновей и дочерей. Ей мало молились, хотя существуют барельефы с этим божеством и её статуи.
Это происходило из-за того, что сам Асклепий сын Аполлона и его дети исцеляли именно болезни, их проявления, и травмы. Эпиона же была богиней, которая снимала полностью или частично боли при ранах, травмах и заболеваниях. Она – проявление и олицетворение ласковой заботы, сочувствия, которые тоже важны для полноценного выздоровления и облегчения состояния, комфорта физического и психологического.
Но проблема заключалась в том, что греки римляне с презрением относились к боли и не считали необходимым облегчать её. Они готовы были терпеть даже сильные страдания и не показывать, как им на самом деле больно. Поэтому Эпионе молились редко.
Исключение составляли роженицы. Для них не было позором воззвать к богине, если при родах они испытывали невыносимые муки. Поэтому Эпиона иногда называется также богиней акушерского дела.
Чаще всего изображения Эпионы встречаются там же, где почитался её муж Асклепий. Это могли быть, к примеру, рощи бога. Подобная скульптура находилась в роще Эскулапа в Эпидавре, центре его культа. На барельефе, который принесли в качестве жертвы, она стоит рядом с отдыхающим или спящим Асклепием, очевидно, заботясь о его отдыхе.
Более всего в Греции богиня Эпиона была известная и уважаема в Эпидавре, Пергаме, Афинах, Териатиде и острове Кос в Эгейском море, где также находился один из самых известных асклепионов Асклепия. Иногда Эпиону называли дочерью Геракла.
Барельеф с Асклепием, Эпионой, человеком, рабом и лошадью. Национальный археологический музей г. Афины.
В других текстах Асклепий был женат на дочери бога солнца Гелиоса Лампетии, а также девушках, о которых уже ничего неизвестно, кроме имён. Это Ксанта, Аглая и Гиппонея. Либо же они были его возлюбленными. Иногда встречается упоминание, что Асклепий имел любовную связь с богиней войны Афиной. От Паллады у него была дочь Гигиея, хотя образ последний порой объединяется с самой Афиной.
Сын Асклепия Махаон
О детях Асклепия тоже ходит немало легенд, они – участники войн, походов, помощники людей. Это относится и к Махаону, сыну Эпионы (богини, снимающей боль) и Асклепия. По некоторым версиям, Махаон даже был смертным, потому что в текстах есть свидетельства о его смерти от рук разных мифологических персонажей. В «Илиаде» говорится о его участии в Троянской войне. Он как лечил воинов, так и сам сражался, привёл вместе со своим братом корабли.
Одно остаётся неизменным — сын Асклепия военный хирург Махаон был особенно сведущ именно в этой области медицины и считался даже родоначальником хирургии.
Как искусного лекаря Махаона высоко ценили и почитали, даже больше, чем как воина. По описаниям Гомера, хороший врач гораздо ценнее многих мужчин, которые обладают только воинским искусством.
Подалирий
Подалирий сын Асклепия – ещё один потомок великого бога, брат Махаона. Во многом он повторил судьбу брата, ведь они вместе воевали за Трою.
Бог Подалирий был связан с такой медицинской областью, как терапия, и именно с его именем связывалось её появление.
Благодаря такой славе Подалирий и Махаон – самые почитаемые дети Асклепия, если не считать его дочь Гигиею, богиню превентивной медицины, профилактики. К тому же, у Подалирия были собственные храмы его культа. Например, один был в Давнии, исторической области на территории Италии. Там даже показывали ложную могилу божества, расположенную рядом с местом захоронения Калханта, жреца и прорицателя из войска царя Агамемнона.
В некоторых источниках отмечается, что он тоже сын Асклепия военный хирург и проявил свои таланты под Троей вместе с братом Махаоном. Подалирий выступал на стороне греков, но не только врачом. Он также помогал брату привести отряды из Фессалии на берегу Эгейского моря. Либо это было 30 кораблей, либо 9, а остальные 20 пришли под руководством Махаона.
Подалирий сын Асклепия сыграл важную роль в Троянской войне. Он не только привёл грекам союзников, но и вылечил многих воинов и царей. Он помог определить, что великий герой Аякс Теламонид страдает от безумия. Аякс считался сильнейшим из греков, его даже сравнивали с Аресом, настолько он был могущественным воином, который восемь раз побеждал троянского царевича Гектора. Поэтому его спасение было очень важно для греков.
Ещё более значимым было и исцеление героя Филоктета. Он был метким стрелком, и без его таланта взятие Трои оказалось невозможным. Но по пути на войну героя укусила змея. В других версиях легенды его ранил стрелой герой Геракл. Рана приносила герою Филоктету ужасные страдания, и греки посчитали, что нет смысла вести его с собой. В итоге мужчина был оставлен на острове Лемнос.
Когда стало понятно, что Филоктет нужен грекам, его перевезли на берега Трои. Там бог Аполлон погрузил его в глубокий сон, а уже Махаон провёл нужную операцию и вылечил героя.
Дочь Асклепия Гигиея
Среди всех дочерей и сыновей Асклепия Гигиея или Гигея была и остаётся самой известной и почитаемой. Хотя практически нет мифов об этом божестве, образ Гигиеи часто мелькает рядом с Асклепием или же по отдельности. Это тоже обуславливается отношением греков к медицине, их знаниями. Статуи Гигиеи как одной из главных богинь медицины создавались не только в античное время, скульпторы обращаются к ней и сейчас.
Фонтан с Гигиеей и Асклепием в Челябинске
От имени Гигиеи произошло название медицинской дисциплины «гигиена».
Первоначально культ Гигиеи как богини врачевания возник отдельно от Асклепия, как было со многими божествами его семейства. Её считали дочерью Афины, но иногда образы обоих богинь сливались. Так, Афину называли Афиной Гигиеей благодаря исцелению раба, пострадавшему при строительстве Парфенона. Но когда о Гигиее узнал дельфийский оракул, она стала набирать всю большую популярность.
Этому поспособствовали также эпидемии чумы, которые в разные века охватили Рим и Афины. Гигиея почиталась как богиня чистоты, профилактики болезней при помощи гигиены, а именно это было важно для избавления от эпидемий. Греки были теми, кто осознал важность подобных процедур, и это нашло отражение в их пантеоне.
Богиня Гигиея изображалась с чашей, из которой пила змея. Это так называемая чаша Гигиеи, символ фармацевтики. Наличие змеи роднит его с посохом Асклепия. Последний иногда даже заменял собой чашу. В Греции храмы Гигиеи были распространены также широко, как и те, в которых почитался сам Асклепий.
Чаша Гигиеи со змеёй.
Змея у её чаши также обозначает яд, который может убивать, а может и лечить в тщательно отмерянных количествах.
Другие дети бога
В греческой мифологии есть и другие дети Асклепия, те, о которых известно очень мало, порой это всего лишь имена или краткие упоминания в некоторых текстах. Чаще всего это именно те божества, которые являли собой воплощение некоторых из этапов лечения. Они были их персонификацией. Но и в честь них порой могли возводить святилища, поклоняться им, приносить жертвы.
Асклепий и Телесфор. Галерея Боргезе, Рим.
Следующие боги практически не имели своего культа, но их имена всё же сохранились:
- Яниск – упоминался лишь один раз в античной рукописи, поэтому неизвестно, чему он покровительствовал;
- Иазо – имя переводилось как «лечение», была воплощением выздоровления после болезни или раны; у неё был собственный жертвенник или часть жертвенника в храме города Ороп (Оропос), что свидетельствует о почитании богини и принесении ей даров;
- Эгла (Огле) – с греческого «свет», «здоровье», а также «богатство», поэтому её считали богиней и здоровья, и достатка, роскоши;
- Панацея – «всеисцеляющая», тоже олицетворяла выздоровление и имела жертвенник в Оропе наравне с Иасо;
- Акесо – была божеством не результата лечения, когда человек поправлялся, а его процесса.
Асклепий с дочерьми Гигиеей и Панацеей.
Важным был культ Телесфора. Он – один из богов, который оказывал Асклепию наибольшую помощь. Телесфор изображался в виде юноши, укутанного в плащ или покрывало, на голове – фригийская шапочка. Божество представляло собой целебный сон, а также усиливало способности самого Асклепия.
Асклепий, Гигиея и Эрот-Гипнос (либо Телесфор). Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Источник