Добродетель есть здоровье души здоровье добродетель тела
Физическая добродетель есть здоровье; оно заключается в безболезненном пользовании своим телом, потому что многие, как, например, по преданию Иродик, пользуются таким здоровьем, которому никто бы не позавидовал, так как им приходится воздерживаться от всего или от очень многого, что доступно человеку.
Что касается красоты, то она различна для каждого возраста. Красота юности заключается в обладании телом, способным переносить труды, будут ли они заключаться в беге или в силе, и в обладании наружностью, своим видом доставляющей наслаждение: поэтому-то атлеты, занимающиеся пентатлом, обладают наибольшей красотой, так как они по своей природе равно способны как к телесным состязаниям, так и к быстрому бегу.
[Красота] зрелого [возраста заключается в обладании телом, способным переносить] военные труды, и наружностью приятной и, вместе с тем, внушительной.
[Красота] старца заключается в обладании силами достаточными для выполнения необходимых работ и в беспечальном существовании благодаря отсутствию всего того, что позорит старость.
Сила есть способность приводить другого [человека или предмет] в движение по своему произволу, а это можно делать или ведя его, или толкая, или поднимая, или тесня, или сжимая, так что сильный человек должен оказываться сильным или во всех этих действиях, или в некоторых из них.
Достоинство роста заключается в обладании большей чем у других людей длиной (вышиной), толщиной и шириной, но так, чтобы вследствие излишка этих качеств движения не стали чересчур медленны.
Атлетическая доблесть для состязаний слагается из достоинств роста, силы и быстроты; ведь и человек быстро бегающий есть в то же время человек сильный, именно, кто в состоянии известным образом передвигать ноги быстро и на дальнее расстояние, способен к бегу, а тот, кто умеет сжимать и удерживать [своего противника], тот способен к борьбе; человек, умеющий наносить удары, способен к кулачному бою, а человек, умеющий делать и то, и другое, способен к панкратии; что же касается человека, способного ко всем указанным видам телесных упражнении, то он способен к пентатлу.
Хорошая старость – старость поздно наступающая и вместе беспечальная: не имеет счастливой старости ни тот, кто старится рано, ни тот, чья старость, поздно наступая, сопровождается страданием. Хорошая старость является следствием как хороших физических качеств человека, так и благоприятной судьбы, потому что, не будучи здоровым и сильным, человек не будет лишен страданий, точно так же как без благоприятных условий судьбы жизнь его не может быть беспечальной и долговечной. Помимо силы и здоровья есть другие условия, способствующие долговечности; многие долговечны, хотя и не обладают хорошими физическими качествами. Но нет никакой нужды распространяться здесь об этом.
Понятия TToAucpiAia и ХРП^ОФ1^’0 (обладание многими друзьями и обладание друзьями –хорошими людьми) ясны, раз понятие друга определено так: друг – это такой человек, который делает для другого человека то, что считает для него благом, и делает это ради этого человека. Тот, у которого много таких [т. е. друзей], и есть ттоЛйф|Лос;, а тот, у которого [эти друзья] еще и хорошие люди, есть xpnai»6cpiAoc;.
Удача (suTuxia) заключается в приобретении и обладании или всеми, или большей частью, или главнейшими из тех благ, происхождение которых случайно. Случай бывает причиной некоторых таких благ, которые можно добыть с помощью человеческого искусства, но многие из них недостижимы этим путем, например те, которые даются нам природой. Некоторые из благ [доставляемых случаем], могут существовать и независимо от природы; так здоровье может иметь своим источником искусство, но источником красоты и роста может быть только природа. Вообще говоря, те блага случайного происхождения которые возбуждают зависть. Случай бывает причиной и таких благ, которые являются вопреки всякому расчету, например если все братья безобразны и только один из них красив, или если никто другой не замечал клада, а один кто-нибудь нашел его, или если стрела попала в человека, стоявшего рядом, а в него не попала, или если человек, постоянно ходивший [в такое то место] не пришел, а другие, в первый раз пришедшие туда, погибли. Все подобные случаи кажутся следствием удачи.
Так как учение о добродетели имеет всего более связи с учением о похвалах, то мы разберем вопрос о добродетели тогда, когда будем говорить о похвале.
Цель речи совещательной – польза, польза – благо; определение блага. – Три рода действующих причин. –К категории блага относятся: добродетель, удовольствие, блаженство, добродетели души, красота и здоровье, богатство и дружба, честь и слава, умение хорошо говорить и действовать, природные дарования, науки, знания и искусства, жизнь, справедливость. – Блага спорные. – Еще определения блага. – Два рода возможного.
Итак, ясно, что мы должны иметь в виду, как желательное в будущем или как уже существующее в настоящем, когда уговариваем кого-нибудь, и что, напротив, когда отговариваем кого-нибудь, потому что второе противоположно первому. Так как цель, которую преследует совещательный оратор, есть польза, потому что совещаются не о конечной цели, но о средствах, ведущих к цели, а такими средствами бывает то, что полезно при данном положении дел, полезное же есть благо, – в виду всего этого следует вообще разобрать основные элементы добра и пользы.
Определим благо, как нечто такое, что желательно само по себе, ради чего мы желаем и другого, к чему стремится все или, по крайней мере, все, способное ощущать и одаренное разумом, или если бы было одарено разумом.
Благо есть то, что соответствует указаниям разума; для каждого отдельного человека благо то, что ему указывает разум относительно каждого частного случая; благо – нечто такое, присутствие чего делает человека спокойным и самоудовлетворенным; оно есть нечто самодовлеющее, нечто способствующее возникновению и продолжению такого состояния, нечто сопутствующее подобному состоянию, мешающее противоположному состоянию и устраняющее его. А сопутствие [здесь] может быть двоякое: [что-нибудь существует] одновременно [с чем-нибудь другим] или является после [этого другого], например, знание является после учения, но жизнь существует одновременно со здоровьем.
Способствование возникновению (та ттоитпка) бывает троякое: одно подобно тому, как состояние здоровья бывает причиной здоровья, другое – как причиной здоровья бывает пища, третье – как такой причиной бывает гимнастика, поскольку она по большей части производит здоровье. Раз это установлено, отсюда необходимо следует, что хорошо всякое приобретение блага и всякое устранение зла, потому что одновременно с первым состоянием существует отсутствие зла, а вслед за вторым наступает обладание благом. И получение большего блага вместо меньшего и меньшего зла вместо большего [есть также благо], потому что в одном случае мы обретаем, а в другом устраняем то, чем большее имеет перевес над меньшим. И добродетели необходимо суть благо, потому что люди, обладающие ими, счастливы; добродетели производят блага и научают пользоваться ими. Но мы скажем отдельно о каждой из них, что она такое и какова ее природа. Удовольствие также необходимо есть благо, потому что все живое стремится в силу своей природы к удовольствию. Вследствие этого все приятное и прекрасное необходимо есть благо, потому что приятное доставляет удовольствие, а из прекрасных вещей одни приятны, другие желательны ради самих себя.
Источник
Добродетель есть здоровье души здоровье добродетель тела
Владимир Николаевич Зубков (ред.) Мудрость тысячелетий от А до Я. Великие мысли и афоризмы великих людей
FineReader 6.0 Sprint
«Мудрость тысячелетий от А до Я. Великие мысли и афоризмы великих людей»: АСТ: Астрель: Хранитель; М.; 2010
ISBN 978-5-17-066024-7, 978-5-271-27235-6, 978-985-16-1879-4
В данной книге собрано 12000 афористических высказываний, которые используются как толкования более 7500 понятий на тему «Человек и его жизнь». Эти понятия в свою очередь являются названиями тематических блоков, которые группируют высказывания разных авторов по одной теме. Для удобства читателя каждое афористическое высказывание имеет номер. В конце книги помещены Именной и Предметный указатели. В Именном указателе в алфавитном порядке приведены имена всех авторов афоризмов, даны биографические справки (там, где это удалось установить) и номера принадлежащих им высказываний. В Предметном указателе собраны все определяемые понятия и номера раскрывающих их афоризмов. Благодаря этому читатель сможет легко отыскать высказывания одного автора или же высказывания по одной теме.
Книга предназначена самому широкому кругу читателей.
Мудрость тысячелетий от А до Я.Великие мысли и афоризмы великих людей / авт.– сост. В. Н. Зубков.
В данной книге собрано 12 000 афористических высказываний, которые используются как толкования более 7500 понятий на тему «Человек и его жизнь». Эти понятия в свою очередь являются названиями тематических блоков, которые группируют высказывания разных авторов по одной теме. Для удобства читателя каждое афористическое высказывание имеет номер. В конце книги помещен Именной указатель, где в алфавитном порядке приведены имена всех авторов афоризмов, даны биографические справки (там, где это удалось установить) и номера принадлежащих им высказываний. Благодаря этому читатель сможет легко отыскать высказывания одного автора или же высказывания по одной теме.
За аутентичность цитат ответственность несет автор-составитель.
Книга предназначена самому широкому кругу читателей.
1. Абсолютная справедливость так же недостижима, как и абсолютная истина; но справедливый человек отличается от несправедливого своим стремлением к справедливости и надеждой достигнуть её, как правдивый от лживого — своей жаждой истины и верой в неё. А. Н.
2. Абстракция — это смерть для этики, ибо этика есть живое отношение к живой жизни. А. Швейцер.
3. Абсурд — мнение, явно противоречащее тому, что мы думаем на этот счёт сами. А. Бирс.
4. Абсурд — это логика сердца. Ж. деЛеспинас.
5. Автобиография — вымышленная история, написанная человеком, отлично знающим факты. А. Н.
6. Автобиография — редкая возможность поведать всю правду о наших знакомых. Ф. Гедалла.
7. Автоматизация — старания мужчин упростить работу настолько, чтобы её могли делать женщины. А. Н.
8. Автомобиль — любимая игрушка взрослых мужчин. Марлен Дитрих.
9. Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения. И. Ильф и Е. Петров.
10. Авторитет и дружба — вода и огонь, вещи разнородные и враждебные; равенство — условие дружбы. В. Белинский.
11. Авторитет церкви заключается в способности служителей Бога с помощью тюрем, солдат и костров убеждать в правильности своих постановлений, в подлинности своих прав, в мудрости своих мнений. П. Гольбах.
12. Агрессивность — чрезмерная активность в чужой сфере интересов. В. Зубков.
13. Ад — место, где десять заповедей преследуются по закону. Г. Менкен.
14. Ад — место, где полно хорошеньких женщин и ни одного зеркала. Л. Левинсон.
15. Ад — это жизнь с этим телом, которая всё же лучше, чем небытие. А. Камю.
16. Ад — это место, где дурно пахнет и никто никого не любит. Св. Тереза.
17. Ад — это первая, неудачная попытка сотворения рая. В. Тшаскальский.
18. Адвокат — трупный червь: он живёт чужой юридической смертью. На основании закона так же легко убивают человека, как и по позыву произвола. Только в последнем случае поступок сознаётся как преступление, а в первом — как практика права. В. Ключевский.
19. Адвокат — человек, который помогает вам получить всё, что ему причитается. Л. Питер.
20. Адвокат: человек, способный найти тринадцать лазеек в десяти заповедях. А. И.
21. Администрация — грязная тряпка для затыкания дыр законодательства. В. Ключевский.
22. Азарт — это когда человека бросает то в жар, то в холод от безрассудного поступка. В. Зубков.
23. Азартная игра — это дитя скупости, сестра несправедливости, мать злого умысла. Д. Вашингтон.
24. Акселерация: девочки становятся женщинами, не успев стать девушками. А. Давидович.
25. Аксиома — это истина, на которую не хватило доказательств.
26. Аксиома жизнерадостности: мы не потому смеёмся, что нам весело, а нам потому и весело, что мы смеёмся. У. Джеймс.
27. Акт — аккуратная кража товаров. Российский фольклор.
28. Акт насилия есть жест слабости. И. Бердяев.
29. Актёр подобен скульптору, ваяющему статую из снега. М. Баррес.
30. Актёр — человек, который называет свой истинный возраст только в военное время. П. Виктор.
31. Актёр — это говорящая труба из плоти и костей, через которую автор обращается к публике. М. Сафир.
32. Актёры напоминают детей, остановившихся в своём развитии. И. Аджани.
33. Актёры и проститутки —две древние профессии, доведённые до упадка любителями. Л. Вуякотт.
34. Актёрская техника состоит в том, чтобы актёры не сталкивались друг с другом на сцене. А. Н.
35. Активность и уныние трудно совместимы. К. Боуви.
36. Акцент — это душа языка, он придает ему не только чувство, но и достоверность. Ж.Ж. Руссо.
37. Акционеры — глупый и наглый народ. Глупый — потому что покупают акции, наглый — потому что ещё хотят получить дивиденды. К. Фюрстенберг.
38. Алименты — выкуп, который счастливцы платят дьяволу. Г. Менкен.
39. Алименты — налог на грех. А. Н.
40. Алкоголизм — это визитная карточка безволия. Д. Волкогонов.
41. Алкоголизм — это порождение варварства — мёртвой хваткой держит человечество со времён седой и дикой старины и собирает с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского. Д. Лондон.
42. Алкоголизм является таким социальным злом, которое трудно вообще переоценить. В. Бехтерев.
43. Алкоголик — человек, которого губит выпивка и отсутствие выпивки. А. Н.
44. Алкоголь — вполне надежное средство, когда требуется поубавить ума. В. Данилевский.
45. Алкоголь — налог, который устанавливает правительство на недалёких, безвольных граждан. В. Зубков.
46. Алкоголь — поставщик людей для тюрем. А. Бодрираллар.
47. Алкоголь — самый заклятый враг будущности человеческого рода. О. Форель.
48. Алкоголь — это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием «жизнь». А. Н.
49. Аллергия — это огромный мешок, в который запихнули десятки разных болезней. Э. Завиша.
50. Алчность есть преступное желание чужого. Цицерон.
51. Алчность есть род близорукости. Г. Форд.
52. Алчность — наиболее яркое проявление синдрома жадности. В. Зубков.
Источник
Энциклопедия мудрости (17 стр.)
* Вопрос о добре и зле остается хаосом, в котором не могут разобраться искренно ищущие ответа, умственной игрой для тех, кто лишь хочет спорить,- последние походят на каторжников, играющих своими цепями.
* Добро и зло – названия, обозначающие наши склонности или антипатии.
* Когда сделанное нам добро не трогает нашего сердца, то задевает и раздражает наше тщеславие.
Мы должны ценить даже одну только видимость добра в других людях, потому что из этой игры притворства, которой они добывают себе уважение,- может быть, и незаслуженное,- в конце концов может возникнуть, пожалуй, нечто серьезное.
Если вы можете научить человека добру и не делаете этого – вы теряете брата. Если человек не расположен принять ваши поучения, а вы все-таки передаете их ему – вы теряете слова. Мудрый, просвещенный человек не теряет ни братьев, ни свои слова.
Твори добро друзьям своим, чтоб они еще более любили тебя; твори его своим врагам, чтоб они сделались когда-нибудь твоими друзьями. Когда ты говоришь о враге твоем, помни, что может прийти день, когда он станет твоим другом.
Мудрый человек не делает другим того, что он не желает, чтоб ему сделали.
Сознание своей доброй жизни – достаточная за нее награда. Научись радости творить добро. Делай добро тайно и красней, когда про него узнают.
Нам приятнее видеть тех, которым мы делаем добро, нежели тех, которые нам его делают.
Собирай старательно то добро, которое не может быть похищено ворами или захвачено тиранами, которое и на последнем пути твоем тебя не покидает, не исчезает и не тлеет.
Совершеннейший из людей тот, кто любит всех ближних своих и делает им добро без разбора, хороши ли они или дурны.
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Трудно привести к добру нравоучениями, легко – примером.
Тот, кто делает добро другому, делает также добро самому себе, не в смысле последствий, но самым актом делания добра, так как сознание сделанного добра является высшей наградой для человека.
Мы не столько любим людей за то добро, которое они нам сделали, сколько за то добро, которое мы им сделали.
Плати добром за зло.
ДОБРО – ДОБРОДЕТЕЛЬ
Сделал ли ты своему ближнему зло, хотя б и небольшое, считай таковое большим, а сделал ты ему большое добро, считай таковое маловажным, небольшое же добро, оказанное тебе другим, считай большим.
* Не причиняй зла никому и делай добро всем людям хотя бы только потому, что это – люди
Добро с людьми всегда, ведь зарываем В могилу мы и помним только то, Что дурно в них.
Только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души, непримиримо ненавидеть зло.
Солнце не ждет, чтоб его просили уделить часть своего света и своей теплоты Точно так же делай и ты все зависящее от тебя добро, не ожидая, чтобы тебя о том просили.
Чем отомстить своему врагу? Стараться делать ему как можно больше добра.
Добродетель находит более поклонников, чем подражателей.
Добродетель и мудрость без знания обращения представляют как бы иностранный язык; простой человек его не понимает
Нет века, нет народа, который не устанавливал бы воображаемых добродетелей и пороков
Истинная добродетель никогда не озирается назад на тень свою – на славу
* Добродетель, нуждающаяся в постоянной охране, не стоит того, чтобы держать для нее стража
* Все обиходные человеческие добродетели-мелкие деньги; ребенок тот, кто принимает их за настоящие червонцы.
* Правду говоря, у нас было бы немало жен вроде Пентефериевой, если бы Иосифы не были так редки.
Добродетель мудрецов напоминает собою путешествие в дальнюю страну и восхождение на высоту: идущие в дальнюю страну начинают свою ходьбу с первого шага; восходящие на высоту начинают с подошвы горы.
То, что свет называет добродетелью, обыкновенно только призрак, созданный нашими страстями, которому дается честное имя для того, чтобы безнаказанно можно было делать что угодно.
Запоздалая добродетель большей частью есть не что иное, как бессилие порока.
Добродетель есть здоровье души, здоровье – добродетель тела.
С высокими добродетелями человек поступает совершенно так, как с высокими горами: он удивляется им и затем обходит их.
* Дворянство наследуется, добродетель же приобретается, и сама по себе она стоит того, чего никогда не может стоить кровь.
Действительно необходимо, чтобы добродетель женщины была велика, так как часто ее должно хватить на двоих.
* Добродетель человека, живущего согласно заветам разума, проявляется одинаково великой как в избегании опасностей, так и в преодолевании их.
ДОБРОДЕТЕЛЬ – ДОБРОТА
Если где слишком много толкуют о добродетели – это все равно как если в комнате у больного слишком накурено благовониями: наверно, перед этим совершилась какая-нибудь пакость.
Есть два пути, по которым человек стремится к добродетели; если для тебя закрыт один путь, то открыт другой. Счастливый достигает ее своими делами, несчастный – своими страданиями. Благо тому, кого судьба любовно вела обоими путями.
Очень часто мы требуем добродетелей от других лишь для того, чтоб они не мешали нам быть порочными.
Быть добродетельным, дабы попасть в рай, значит ссужать деньги за большие проценты, причем кредитор, к сожалению, выкладывает монеты очень сомнительного достоинства.
Мы добродушны, как сами же говорим про себя. Но когда присмотришься к русскому добродушию, видишь его очень похожим на азиатское безразличие.
Добродушие – достоинство самое обыкновенное, доброта же – достоинство самое редкое.
* Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность.
* Доброжелательность богатство, и больше кредита, чем власть.
доставляет больше Ф. Фенелон
* Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать.
В этом мире только одна вещь, перед которой должны преклоняться,- это гений, и одна вещь, перед которой следует пасть на колени,- это доброта.
ДОБРОТА – ДОБРЫЙ
Доброта украшает жизнь, разрешая все противоречия: запутанное делает ясным, трудное – легким, мрачное – радостным.
Против всего можно устоять, но не против доброты.
* Человеческая натура не настолько испорчена, чтобы мы не уважили доброты в других, даже в том случае, когда наше сердце совершенно лишено ее.
Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.
Подобно тому как факелы и фейерверки бледнеют и делаются невидимыми при свете солнца, так и ум, даже гений, а равно и красота блекнут и затмеваются пред сердечной добротой.
Приставлять одно доброе дело к другому так, чтобы между ними не было промежутка,- вот что я называю счастливой жизнью.
* Если ты хочешь всецело отдаться впечатлениям хорошего и прекрасного, то усыпи твои обычные мысли и разбуди все доброе, что волнует и поднимает человеческое сердце.
Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад.
Пригоршня добрых дел стоит больше бочки знания.
При каждом пробуждении задавайся вопросом: что бы доброго совершить сегодня? И думай: ведь солнце, закатясь, унесет с собой частицу предназначенной мне жизни.
В наш век роскоши мы дошли до того, что нанимаем посторонних людей для совершения за нас наших добрых дел.
ДОБРЫЙ – ДОВЕРИЕ
Да будет каждая утренняя заря для вас как бы началом жизни, а каждый закат солнца – как бы концом ее, и пусть каждая из этих коротких жизней оставляет по себе след любовного дела, совершенного для других, и доброго усилия – над собой.
* Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
Человек добрый, если только он не признает своих ошибок и старается оправдывать себя, может сделаться извергом.
Не прощай себе и тогда будешь в состоянии прощать других.
Спеши к доброму делу, хотя и незначительному, и беги от всякого греха; ибо одно доброе дело влечет за собою другое, а один грех порождает другой: награда добродетели – добродетель, наказание порока – норок.
Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные.
Добрые умирают раньше, а те, сердца которых сухи как летняя пыль, сгорают медленно до самого основания.
Источник