Социализация детей с ОВЗ
Важность социализации детей с ОВЗ
Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.
Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.
Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:
- Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
- Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
- Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
- Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
- Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.
- Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
- Предметно-практическая деятельность.
- Самообслуживающий труд.
- Использование бытовых устройств.
- Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
- Художественно-прикладной труд.
- Творческая деятельность.
- Спорт.
Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ
Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:
- Разработать специальные программы социальной адаптации.
- Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
- Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
- Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
- Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
- Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
- Обеспечить педагогическое сопровождение
- Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.
Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ
Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.
- Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
- Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
- Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
- Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
- Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
- Научить оценивать свои навыки и способности.
- Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
- Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.
В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.
3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.
- Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
- Воспитать толерантное отношение к социуму.
- Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
- Сформировать адекватную жизненую позицию.
- Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.
- Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
- Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
- Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
- Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
- Сформировать положительную реальную Я-концепцию.
Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.
Источник
Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему
Проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении мобильности, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, и даже к элементарному образованию. Наша задача помочь родителю не стеснятся своего ребенка, воспринимать таким, какой он есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально — волевую сферу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_ovz.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
Ларина Марина Викторовна, учитель-логопед,
МДОУ компенсирующего вида № 25 «Солнечный зайчик»
Ещё меньше, чем три десятка лет назад единицы задумывались о том, что среди родителей, которые переживали из-за выбора детского садика для ребёнка, первого синяка или неожиданно появившегося кашля, который внезапно заставлял их бежать в местную поликлинику, также жили, а в некоторых случаях существовали дети и их родители, которые могли только мечтать о выборе детского сада, о возможности для ребёнка пообщаться со сверстниками и бежать в больницу за справкой им в большинстве случаев не приходилось. Многие не работали вовсе. Они оставались один на один со своей большой бедой, без поддержки, и с самого рождения боролись за жизнь, за возможность нормального развития и образования. А все по тому, что они были родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой группе детей относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельных разделов образовательной школы вне специальных условий воспитания и обучения.
В нашей стране практически не было информации об особенных детях, да и зачем? Ведь в нашем обществе не должно было быть детей с ОВЗ. По центральному телевидению, в прессе скрывалось, насколько тяжела обстановка в нашей стране по отношению к таким детям. Их просто скрывали, содержали в специальных интернатах. Дети, родители которых не желали помещать их в специальные интернаты, находились дома в четырёх стенах в окружении своих близких и родных людей, не имея возможности полноценно развиваться, выйти за пределы своей квартиры и увидеть всё разнообразие мира. Родители зачастую скрывали своих детей с ограниченными возможностями, боясь «косых» взглядов соседей и «острых» языков коллег и друзей. Необходимо признать, что общество довольно жестоко обходилось с такими детьми, не признавая их как полноценных своих членов, способных иметь достойную профессию и нормальную жизнь. Родители и дети оставались одни наедине со своей бедой, не получая своевременно медицинскую , психологическую, материальную помощь от общества. А если и получали, то это была «капля в море». А что говорить о детях , которые проживали в отдалённых местах нашей страны, транспортное сообщение было лишь на этапе развития в этих населенных пунктах. Что касается медицинской помощи, то она оставляла желать лучшего. В рамках медицинского подхода ребенок с инвалидностью — это проблема. В прошлом дети с ОВЗ рассматривались исключительно через призму их нарушения, подвергались обязательному «лечению» и изоляции от остального общества. Иногда у таких детей даже отнималось их право на жизнь.
Зачастую родители не имели возможности обеспечивать ребёнка всем необходимым , а об инвалидной коляске можно было только мечтать. Что бы получить её бесплатно, надо было отстоять длинную очередь. Родители не имели возможности получать информацию о том. как правильно ухаживать за таким детьми, как дать образование этим детям, куда обратиться. где получить поддержку. Да и общаться с родителями таких же других детей не было возможности. Это сейчас можно всё узнать из интернета, а в то время этого не было. Откуда родители могли узнать. что такое аутизм, как помочь ребёнку с церебральным параличом, что такое гиперактивные дети, как помочь и с чего начать работу с ребёнком с синдромом Дауна. Эти дети не жили, а можно сказать только существовали наедине со своей проблемой. Они были «отрезаны» от мира, «неприняты» и «изолированны», что препятствоовало становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими. Такие дети замыкались, отдалялись и не видели своего будущего. Обществу было стыдно за таких детей и оно не стремилось создавать условия и твёрдую почву для развития их личности.
Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов таких детей, из них около 700 тысяч — дети с инвалидностью и появилась потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения. Необходимо было принять обществу индивидуальности каждого ребёнка и создать ему таких условий обучения, которые необходимы для удовлетворения его особых потребностей.
Информация о таких детях стала открытой для всех. Их стали считать полноценными членами общества. На прилавках магазинов появилась новая литература для педагогов, логопедов, психологов, медиков и родителей таких детей. Из которой родители могут узнать особенности заболевания, их симптоматику, как заботиться об этих детях, с чего начать, в какой медицинской помощи они нуждаются, где можно пройти реабилитацию, получить коррекционную помощь. Люди с ограниченными возможностями здоровья доказали, что они имеют право на полноценную и яркую жизнь. Спортсмены параолимпийских игр являются гордостью нашей страны, все больше и больше людей начинают заниматься творчеством, осваивают новые профессии, дети учатся в обычных массовых школах. Государство больше не прячет таких детей в интернатах. Наше общество стало гуманным к таким людям. Их больше не игнорируют и всегда рады видеть их в социуме. Уже не редкость увидеть инвалидную коляску на улице, в транспорте, в выставочном зале и общество смотрит на них с уважением, сочувствием и проявляет доброжелательное отношение к родителям и детям, не допускает оценочных суждений со своей стороны. Каждый ребёнок С ОВЗ не только имеет, но и может воспользоваться в полной мере своими правами.
Самое важное для родителей — не «зацикливаться» на проблемах, а прививать ребенку мысль о том, что он полноценен, что он сможет справиться со своей болезнью, сможет развиваться и быть самостоятельным человеком. ОВЗ – не приговор, а лишь необходимость создания определенных условий.
24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, и тем самым, взяла на себя обязательства по реализации прав на образование без дискриминации через «инклюзивное образование на всех уровнях». Необходимо дать детям с ОВЗ доступное им качественное образование для того, чтобы они смогли стать полноценными и полезными членами общества, способными самостоятельно обеспечивать себя и по возможности исполнять гражданские обязанности, быть социально активными.
Одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы любая школа могла быть готовой в будущем принять детей с различными возможностями. Для них будет создана безбарьерная среда и обеспечена успешная социализация. Да, у таких детей есть проблемы со здоровьем, но когда они общаются с коллективом своих сверстников, их окружение становится судьбоносным фактором социальной интеграции.
Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах. В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и окружение становится судьбоносным фактором социальной интеграции. В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное — способствует искренней заботе и дружбе. Необходимо показать важность решения данной проблемы в современных условиях развития общества. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и инвалидов вместе. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную.
Существенным звеном в сопровождении детей с ОВЗ является совместная работа со специалистами — медицинскими работниками, педагогом — психологом. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на социализацию в обществе. Это обусловлено эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи ребенку с различными расстройствами. Поэтому в настоящее время педагогические вузы должны готовить многопрофильных специалистов, одновременно владеющих как навыками психодиагностики и психокоррекции, организации специальных условий обучения и воспитания детей с нарушениями.
Нетрудно представить, как таким детям даётся обучение в обычных школах, они чувствуют себя ненужными и стесняются собственных нарушений в здоровье. Но в этом нет их вины. К сожалению, на сегодняшний день в России не имеется специальных учебных учреждений, где возможно выучиться профессии тьютора. Главнейшая задача тьюторского сопровождения — не позволить этим детям чувствовать себя неполноценными или ограниченными. А как быть детям, которые передвигаются, к примеру, на инвалидном кресле? Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями становится настоящим спасением в таких случаях. Существующая система новых форм дошкольного образования, дошкольных учреждений, школ, принимающих разные категории детей с ОВЗ, очень помогает родителям решить их проблемы, но лишь частично. Отсутствие достаточного подросткам, молодым людям с ОВЗ и их семьям — дополнительный и очень важный фактор тревожности членов их семей. Необходимо расширять создавать систему реабилитационных учреждений для подростков, молодых и взрослых людей, Большинство лиц с ОВЗ и членов их семей нуждается в персонально закреплённом транспорте, для того, чтобы можно было добраться хотя до больницы или школы.
Проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении мобильности, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, и даже к элементарному образованию. Наша задача помочь родителю не стеснятся своего ребенка, воспринимать таким, какой он есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально — волевую сферу.
Список использованной литературы
1. Конвенция о правах инвалидов. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 28 сентября 2008 г. № 61/106, ст. 31. URL: http://base.garant.ru/2565085/ (дата обращения: 10.05.2015).
2. Козырева О.А. Равный доступ// Директор школы №2 — 2014. С.98-103.
3. Любавина Н.В. Инклюзивное и интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья // Социологические исследования. 2013. № 9. С. 64–69.
4. Фуряева Т.В. Интеграция особых детей в общество / Т.В. Фуряева // Педагогика. — 2006. — №7. – с.29-37.
Источник