«Дневник здоровья» как средство формирования здорового образа жизни младших школьников.
статья (1 класс) по теме
Опыт работы по фгос в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы по фгос в начальной школе | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дневник здоровья» как средство формирования здорового образа жизни младших школьников.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – это, прежде всего правильная организация его жизнедеятельности, отвечающая не только его природосообразному развитию, но и оптимальному распределению нагрузок и отдыха на организм ребенка.
«Дневник здоровья»- учебное издание по формированию здорового образа жизни младших школьников, который поможет сформировать у учащихся внимательное и ответственное отношение к своему здоровью, предупредить школьно-обусловенные заболевания; представлен в рамках реализации ФГОС и является составной частью ООП, в частности программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Положительным моментом в использовании дневника является стимулирование совместной деятельности учителя, ребёнка и родителей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Может использоваться на протяжении всего процесса обучения в начальной школе.
Новые предметы, интенсивная школьная программа, внеклассные занятия, олимпиады, которые вводятся уже с 1 класса, все это может негативно сказаться на здоровье ребенка. Первоклассник, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить.
В нашем классе «Дневник здоровья» мы используем 3-4 раза в неделю, как в урочное (на уроках математики, окружающий мир, ИЗО, технология, физическая культура), так и во внеурочное время.
В первую очередь – это физкультурные минутки, которые мы проводим на уроках общеобразовательного цикла. Это обязательный компонент школьного урока.
Двигательные минутки на уроке необходимы детям. Они позволяют ребятам передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Своим ученикам 1-го класса я задала вопрос: «Физкультминутки на уроках мешают или помогают?»
Ответы были такие:
- Помогают преодолевать сонливость и однообразность урока
- Повышают работоспособность
- Создают хорошее настроение
На уроке окружающего мира и на кружке «Зеленая планета»: мы путешествовали в Страну Сезонию, где знакомились со временами года их признаками, обсуждали как ребята активно отдыхают в разное время года и тем самым каждый сезон заполняем рисунками в разделе «Моя двигательная активность».
Оценку уровня здоровья физического развития, физической подготовленности (по двигательным качествам – силе, быстроте, выносливости, ловкости и гибкости), мы определяем на занятиях физической культуры. Все эти данные вносят в таблицу — это позволяет сделать вывод о сильных и слабых сторонах здоровья обучающегося и наметить меры для улучшения показателей.
Сохранение здоровья ребёнка – это основная задача и обязанность не только учителей, а в первую очередь – родителей. Учёба может считаться успешной только тогда, когда ей сопутствует хорошее здоровье. Цена пятёрок сомнительна, если у отличника расстраивается сон, если он становится раздражительным, плаксивым, если у него синяки под глазами. Не следует забывать, что это только начало, первые признаки многих будущих болезней. Несомненно, родители стараются прививать ребёнку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Но не всегда это получается. Родители называют много причин, но чаще всего это объясняется неумением организовать режим дня ребёнка и помочь ему его выполнять. Поэтому для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у школьников, необходима совместная работа педагогов и родителей с «Дневником здоровья».
Многие классные часы были посвящены теме: «Наше здоровье в наших руках». Для этого ребятам предлагалось выполнить дома вместе с родителями, например, задание раздела «Мое питание» и подготовить рассказ о своем правильном питании. После чего мы сделали вывод: что качественное и полноценное питание способствует нормальному развитию школьника, хорошей успеваемости, повышает его устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Это позволило изменить их отношение к еде в сухомятку, к еде без соблюдения режима питания, к еде продуктами, не предусмотренными для детей и т.д. Поэтому в нашем классе 100% охват горячим питанием, никогда ребята не уносят со стола тарелки с едой. В разделе «Я – расту!» мы измеряем свой рост в классе, а так же ребятам вместе с родителями предлагалось дома измерить свой рост бананами и конфетами .
В помощь родителям б ыло проведено родительское собрание по теме: «Режим дня школьника». Главными задачами, которого было показать родителям необходимость соблюдение правил гигиены и выполнения режима дня школьника, а так же убедить мам и пап в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.
На совместном классном часу: «В гостях у Мойдодыра», мы вместе с родителями доказали важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены и заполнили разделы: «Личная гигиена» и «Мой режим дня».
Таким образом, с целью формирования и закрепления у ребенка устойчивой потребности в соблюдении гигиенических навыков родители осуществляют контроль за выполнением ребенком правил личной гигиены, обеспечивают разнообразную двигательную активность ребенка, оказывают помощь в соблюдении рационального режима дня, а также в выполнении ребенком гигиенических правил.
Заполняя дневник, не только обучающиеся научатся выполнять гигиенические рекомендации и правила, понимать их физиологическое значение и влияние на здоровье, но и родители смогут наблюдать за состоянием здоровья своего ребёнка;
«Быть здоровым это не значит никогда и ничем не болеть. Даже очень хорошее здоровье нужно поддерживать, а не очень хорошее можно и нужно улучшать!
Источник
Дневник здоровья 1- 4 классы
Дневник здоровья Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А.Сухомлински
Просмотр содержимого документа
«Дневник здоровья 1- 4 классы»
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Соблюдение режима дня
Режим дня – это сочетание слов вызывает у многих школьников раздражение: ведь соблюдение режима требует проявления воли. Кажется ,легче жить, не выполняя его. Но это неверно. На самом же деле беспорядочный образ жизни истощает силы человека, мешает ему добиться поставленных целей.
Не случайно говорят: утро определяет день. Утренняя гимнастика, умывание, душ помогают приобрести бодрость , положительный настрой. Обязателен и утренний завтрак. К сожалению, многие ограничиваются лишь стаканом чая. В результате во время уроков у них возникает головная боль, появляется вялость, рассеивается внимание, они не усваивают новый учебный материал.
Чтобы за день успеть сделать как можно больше и при этом чувствовать себя хорошо, надо научиться соблюдать режим дня: самые важные дела выполнять в определенные периоды времени. Прием пищи в одно и то же время способствует ее лучшему усвоению, сохранению нормальной жизнедеятельности организма. Привычка ложиться спать в одно и тот же час помогает быстро и глубоко заснуть, восстановить силы и работоспособность.
Заниматься физической культурой два раза в неделю, только на уроках- недостаточно. Ваш день должен начинаться утренней гимнастикой. В школе на всех уроках вы делаете упражнения- физкультминутки, на переменах играете. Дома, гуляя с товарищами, вы должны играть, бегать, прыгать, повторять упражнения, разученные на уроках, зимой кататься на санках, лыжах, коньках. Во время приготовления домашних заданий также нужно выполнять физкультминутку.
Утренняя гимнастика.
Утреннюю гимнастику часто называют зарядкой. Во время сна организм человека отдыхает. Мышцы расслаблены, сердце работает спокойнее, чем во время бодрствования, дыхание замедленное и неглубокое. В момент пробуждения хочется потянуться, глубоко вздохнуть. Это бывает потому, что все органы начинают работать не сразу в полную силу. Зарядка будит и заряжает организм на весь день.
Чтобы утренняя гимнастика была в полном смысле «зарядкой организма»,надо научиться соблюдать следующие гигиенические условия:
* упражнения выполнять в трусиках и майке;
* утреннюю гимнастику начинать сразу после сна в тщательно проветренной комнате;
* в момент выполнения упражнений следует дышать глубоко и ритмично, вдыхая воздух через нос и выдыхая через рот;
* зарядку начинать с несложных движений, нагрузку повышать постепенно. В конце занятий выполнить несколько упражнений на расслабление, чтобы привести к нормальному ритму работу органов дыхания и кровообращения;
* после физических упражнений обязательны водные процедуры (обтирание, обливание)
Личная гигиена.
Личная гигиена— это ежедневное, систематическое выполнение гигиенических правил по уходу за телом, одеждой, обувью и жилищем.
Правила умывания и ухода за телом.
*Утром и вечером умываться в майке, а еще лучше принять душ
*Руки мыть с мылом, высоко засучив рукава
*Тереть следует не только ладони, но и тыльные стороны кистей
*При мытье рук и ног ногти мыть с помощью специальной, хорошо намыленной щетки. Ногти на руках и ногах- места скопления грязи, поэтому их, кроме мытья, надо стричь коротко через каждые 6-7 дней.
*Вытираться после мытья надо насухо.
*Лицо надо мыть чистыми руками два раза в день — утром и вечером.
* Каждый должен иметь свое полотенце для лица и рук и отдельно полотенце для ног. Через общее полотенце может передаваться целый ряд кожных заболеваний
*ноги надо мыть ежедневно на ночь водой комнатной температуры. Это уменьшает их потливость и способствует закаливанию.
Уход за волосами. В руководствах по гигиене детей рекомендуется мыть голову 1-2 раза в 7-10 дней. Очевидно, не будет особого вреда для волос, если мыть голову и чаще.
Гигиена полости рта. Уход за зубами является неотъемлемой частью поддержания хорошего здоровья.
Большинство стоматологов рекомендуют чистить зубы два раза в сутки — утром и вечером (утром после завтрака).В настоящее время существует большое количество видов зубных паст, обладающих теми или иными преимуществами, и их выбор- дело индивидуальное или результат беседы со стоматологом.
После каждого приема пищи желательно прополоскать рот слегка теплой водой.
Должны знать, что больные зубы могут быть причиной возникновения заболеваний сердца, суставов, почек.
* Каждый должен иметь свою личную зубную щетку.
* Пищу необходимо пережевывать обеими сторонами челюсти.
* Для лучшего сохранения эмали зубов пищи не должна быть слишком горячей; разгрызание неокрепшими детскими зубами твердых орешков, сахара, конфет нежелательно; полезно для зубов есть сырую морковь, яблоки, капусту.
Источник
Дневник здоровья для учащихся начальных классов (1-4)
Дневник здоровья для учащихся начальных классов (1-4)
Просмотр содержимого документа
«Дневник здоровья для учащихся начальных классов (1-4)»
Я родился _________________________________________
Я живу ____________________________________________
Мой рост ____________
Мой вес _____________
Я расту и учусь быть здоровым!
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся.
Ты зарядкой занимайся,
Всегда правильно питайся.
В школу смело отправляйся!
Самочувствие
Посчитай, каких значков у тебя больше, и запиши в таблицу
Аппетит
Посчитай, каких значков у тебя больше, и запиши в таблицу
Старайся есть разнообразную пищу.
Булочек и сладостей ешь меньше.
Не ешь много жареного, соленого и острого.
Больше пей соков, меньше газированной воды.
Утром перед школой обязательно завтракай.
Горячий обед в школе полезен для твоего здоровья.
Посчитай, каких значков у тебя больше, и запиши в таблицу
Анкета для учащихся
« Что я делаю перед сном?»
Смотрю страшный фильм
Слушаю громкую музыку
Умываюсь, чищу зубы
Ложусь спать в 22. 00
+ делаю — не делаю
Люди с самого рожденья
Жить не могут без движенья.
Солнце, воздух и вода –
Наши лучшие друзья!
А ну – ка мальчишки!
Игра: «Мама, папа, я – спортивная семья»
Экскурсия в парк
Ответь на вопросы.
1. Что значит быть здоровым? ______________________________________
_______________________________________________________________
2. Что влияет на твоё здоровье?___________________________________
3. Как уберечь себя от болезней? __________________________________
4. Как лечат простуду? ___________________________________________
5.Как тебе помогают солнце, воздух и вода? ________________________
6. Может ли измениться температура тела, и когда это происходит? ______________________________________________________________
Прочитай и подумай!
Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее: богатство или слава?»
Узнай, что ответил мудрец.
Здоровье не купишь – его разум дарит.
Здоров будешь — всё добудешь.
Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.
Напиши сам пословицы о здоровье.
1. Фрукт из рода травянистых растений семейства банановых.
3. Тропический фрукт из семейства Бромелиевые.
5. Растение из семейства Розовые.
7. Тропическое растение из семейства Сумаховые.
9. Небольшие фрукты в виде ореха с чешуйчатой кожуркой.
11. Ягода, имеющая сильный мочегонный и потогонный эффект.
13. Деревья и кустарники из семейства Эбеновые.
15. Плод апельсинового дерева.
17. Травянистое растение рода Земляника семейства Розовые.
19. Вкусная душистая ягода.
21. Цветущий кустарник семейства розоцветных.
23. Эти плоды применяют при изготовлении салатов и пудингов.
25. Фрукт размером с каштан.
27. Фрукт по своим виду и свойствам близок к яблоне.
29. Вид растений семейства Крыжовниковые.
30. Крупный плод из семейства барбарисовых.
31. Колючая ягода сорта Агава.
33. Вкусный и полезный фрукт.
35. Ягоды являющиеся символом Армении.
37. Плод дерева из рода слива.
39. Полезная и экзотическая ягода.
41. Плод кокосовой пальмы.
43. Самый вкусный фрукт.
44. Название плода растения из рода Цитрус.
45. По наличию Р-активных свойств эти плоды лучше всех плодов и ягод.
46. Растения из монотипного семейства Крыжовниковых.
2. Этот плод лучше всего растёт на дренажной почве.
4. Эти плоды служат, как мочегонное средство.
6. Самый холодостойкий плод.
7. Сочная и ароматная ягода.
8. Этот плод богат железом.
10. Плод семейства розоцветных, подсемейства яблоневых.
12. Плоды травянистого растения высотой до 30 см.
14. Плод вишнёвого дерева.
16. Элитный сорт среди лесных ягод.
18. Плод дерева из рода Цитрус семейства Рутовые.
20. Плод является из бахчевой культуры.
22. Крупный, вытянутый фрукт жёлто-зеленого цвета.
24. Северная ягода.
26. Этот фрукт можно есть сырым.
27. Кисло-сладкий плод, который является ягодой.
28. Плод дерева семейства Клузиевые.
29. Плод вечнозелёного растения.
30. Плод вечнозелёного кустарника с прямостоячими ветвистыми стеблями из семейства вересковых.
32. Субтропическое цитрусовое дерево, выращиваемое из-за его плодов.
34. Важный источник каротиноидов и его более активной формы.
36. Ягоды этого кустарника цветут белыми цветками.
38. Плод с ароматом сливы в зрелом виде.
40. Сухофрукт с большим содержанием железа.
42. Ценная ягода, широко распространенна в Северной Америке.
Поделись впечатлениями о своем лучшем выходном дне.
Источник