«Дневник здоровья» как средство формирования здорового образа жизни младших школьников.
статья (1 класс) по теме
Опыт работы по фгос в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы по фгос в начальной школе | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дневник здоровья» как средство формирования здорового образа жизни младших школьников.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – это, прежде всего правильная организация его жизнедеятельности, отвечающая не только его природосообразному развитию, но и оптимальному распределению нагрузок и отдыха на организм ребенка.
«Дневник здоровья»- учебное издание по формированию здорового образа жизни младших школьников, который поможет сформировать у учащихся внимательное и ответственное отношение к своему здоровью, предупредить школьно-обусловенные заболевания; представлен в рамках реализации ФГОС и является составной частью ООП, в частности программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Положительным моментом в использовании дневника является стимулирование совместной деятельности учителя, ребёнка и родителей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Может использоваться на протяжении всего процесса обучения в начальной школе.
Новые предметы, интенсивная школьная программа, внеклассные занятия, олимпиады, которые вводятся уже с 1 класса, все это может негативно сказаться на здоровье ребенка. Первоклассник, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить.
В нашем классе «Дневник здоровья» мы используем 3-4 раза в неделю, как в урочное (на уроках математики, окружающий мир, ИЗО, технология, физическая культура), так и во внеурочное время.
В первую очередь – это физкультурные минутки, которые мы проводим на уроках общеобразовательного цикла. Это обязательный компонент школьного урока.
Двигательные минутки на уроке необходимы детям. Они позволяют ребятам передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Своим ученикам 1-го класса я задала вопрос: «Физкультминутки на уроках мешают или помогают?»
Ответы были такие:
- Помогают преодолевать сонливость и однообразность урока
- Повышают работоспособность
- Создают хорошее настроение
На уроке окружающего мира и на кружке «Зеленая планета»: мы путешествовали в Страну Сезонию, где знакомились со временами года их признаками, обсуждали как ребята активно отдыхают в разное время года и тем самым каждый сезон заполняем рисунками в разделе «Моя двигательная активность».
Оценку уровня здоровья физического развития, физической подготовленности (по двигательным качествам – силе, быстроте, выносливости, ловкости и гибкости), мы определяем на занятиях физической культуры. Все эти данные вносят в таблицу — это позволяет сделать вывод о сильных и слабых сторонах здоровья обучающегося и наметить меры для улучшения показателей.
Сохранение здоровья ребёнка – это основная задача и обязанность не только учителей, а в первую очередь – родителей. Учёба может считаться успешной только тогда, когда ей сопутствует хорошее здоровье. Цена пятёрок сомнительна, если у отличника расстраивается сон, если он становится раздражительным, плаксивым, если у него синяки под глазами. Не следует забывать, что это только начало, первые признаки многих будущих болезней. Несомненно, родители стараются прививать ребёнку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Но не всегда это получается. Родители называют много причин, но чаще всего это объясняется неумением организовать режим дня ребёнка и помочь ему его выполнять. Поэтому для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у школьников, необходима совместная работа педагогов и родителей с «Дневником здоровья».
Многие классные часы были посвящены теме: «Наше здоровье в наших руках». Для этого ребятам предлагалось выполнить дома вместе с родителями, например, задание раздела «Мое питание» и подготовить рассказ о своем правильном питании. После чего мы сделали вывод: что качественное и полноценное питание способствует нормальному развитию школьника, хорошей успеваемости, повышает его устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Это позволило изменить их отношение к еде в сухомятку, к еде без соблюдения режима питания, к еде продуктами, не предусмотренными для детей и т.д. Поэтому в нашем классе 100% охват горячим питанием, никогда ребята не уносят со стола тарелки с едой. В разделе «Я – расту!» мы измеряем свой рост в классе, а так же ребятам вместе с родителями предлагалось дома измерить свой рост бананами и конфетами .
В помощь родителям б ыло проведено родительское собрание по теме: «Режим дня школьника». Главными задачами, которого было показать родителям необходимость соблюдение правил гигиены и выполнения режима дня школьника, а так же убедить мам и пап в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.
На совместном классном часу: «В гостях у Мойдодыра», мы вместе с родителями доказали важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены и заполнили разделы: «Личная гигиена» и «Мой режим дня».
Таким образом, с целью формирования и закрепления у ребенка устойчивой потребности в соблюдении гигиенических навыков родители осуществляют контроль за выполнением ребенком правил личной гигиены, обеспечивают разнообразную двигательную активность ребенка, оказывают помощь в соблюдении рационального режима дня, а также в выполнении ребенком гигиенических правил.
Заполняя дневник, не только обучающиеся научатся выполнять гигиенические рекомендации и правила, понимать их физиологическое значение и влияние на здоровье, но и родители смогут наблюдать за состоянием здоровья своего ребёнка;
«Быть здоровым это не значит никогда и ничем не болеть. Даже очень хорошее здоровье нужно поддерживать, а не очень хорошее можно и нужно улучшать!
Источник
Дневник здоровья
проект (6, 7, 8 класс) на тему
В рамках реализации проекта «Мода на здоровье» возникла необходимость в индивидуальном сопровождении результатов деятельности по здоровьесбережению в форме дневника здоровья. Дневник здоровья был разработан совместно с обучающимися, в рамках освоения прикладного программного обеспечения на уроках информатики и во внеурочное время с привлечением педагога-психолога, родителей обучающихся.
Дневник здоровья предназначен для обучающихся, повышает интерес к здоровому образу жизни, позволяет наглядно отслеживать состояние здоровья. Положительным моментом в использовании дневника является стимулирование совместной деятельности обучающегося, родителей, учителя и педагога-психолога, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающегося. Дневник может использоваться на протяжении всего процесса обучения. Он ведётся в электронной форме, что мотивирует обучающихся на систематическое заполнение и позволяет оценивать пользовательские навыки при работе в прикладном программном обеспечении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dnevnik_zdorovya.doc | 406 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учусь быть здоровым!»
Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся.
Ты зарядкой занимайся,
Всегда правильно питайся,
В школу смело отправляйся!
Главное условие сохранения здоровья – правильный образ жизни человека.
Современные учёные подсчитали, что здоровье зависит от:
— 50 % образа жизни человека;
— 20 % условий жизни человека (от экологии);
— 20% его наследственности;
— 10 % помощи медицины.
Рекомендации по сохранению здоровья:
Труд для человека является биологической необходимостью: без него немыслима сама его жизнь. Творческий, интенсивный труд дает человеку глубочайшее духовное удовлетворение, повышает его настроение и улучшает самочувствие.
двигаться, заниматься спортом
Любые движения способствуют улучшению кровообращения в организме: они облегчают отток крови из вен к сердцу и помогают его работе. Интенсивная и регулярная физическая активность при выполнении повседневных дел.
Ночной сон должен быть 7-8 часов
Здоровый человек — всегда чистый человек.
Закаляться надо постепенно и лучше начинать это делать летом (купание в реках, озерах, морях, хождение по земле босиком, прием воздушных ванн).
не иметь вредных привычек
Нельзя курить, пить спиртные напитки и употреблять наркотики.
правильно и полноценно питаться
Пища дает человеку белки, жиры, углеводы, макроэлементы, микроэлементы и витамины. В рацион питания входит и вода (в день надо выпивать 1,5-2 литра воды). Принимать пищу 3-4 раза в день.
Правила здорового питания:
- употреблять в пищу злаковые продукты, овощи и фрукты;
- употреблять свежие продукты;
- употреблять в пищу продукты, содержащие витамины и минералы, например, витамин А, витамин С, железо (мяса, рыба, яйца) и йод;
- малое потребление сахара, жиров и соли.
Будь весёлым, добрым человеком,
помогай близким и болезнь обойдёт тебя стороной .
Дата рождения ________________________________________________________________________
Адрес проживания ____________________________________________________________________
Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов
(Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ))
Опросник Г. Айзенка по определению темперамента
( Вопросы теста и обработка см. Приложение 1 )
Тест: «Можно ли назвать твой образ жизни здоровым?»
( Вопросы теста и обработка см. Приложение 2 )
Опросник «Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся»
( Вопросы теста и обработка см. Приложение 3 )
Результаты психологического тестирования
Моё отношение к здоровью
(уровень выраженности коммуникативных склонностей)
Я изучаю свой организм.
Соотношение массы тела и роста здорового человека
( по Ю.А. Князеву и А.В. Картелишеву)
Задумайся, говорят ли тебе «Не сутулься, выпрямься !»
Отметь на рисунке свою осанку
Правильно ли я питаюсь?
Как часто и в каком количестве я употребляю в пищу продукты.
Частота и количество (граммы)
2-3 раза в неделю
1-2 раза в месяц
Ребёнок школьного возраста должен ежедневно получать:
Сливочное масло: 30–40 г
Растительное масло: 15–20 г
Хлеб (пшеничный и ржаной): 200–300 г
Крупы и макаронные изделия: 40–60 г
Картофель: 200–300 г
Фрукты свежие: 200–300 г
Кондитерские изделия: 20–30 г
Молоко, молочные продукты: 300–400 г
Мясо птицы (филе): 100–130 г
Рыба (филе): 100–130 г.
Примерный суточный рацион для детей 11-18 лет
Масло сливочное – 35 г,
Масло растительное – 18 г
Картофель – 250 г
Фрукты свежие – 200 г
Соки плодоовощные – 200 г
Кондитерские изделия – 15 г
Кисломолочные продукты – 180 г
Гигиена полости рта.
(Отметь цветным карандашом зубы, которые тебе лечили)
Как правильно чистить зубы
Я знаю Золотые правила
при работе за компьютером.
Перед работой за компьютером обязательно сделай разминку.
Когда работаешь, сиди расслабленно.
Чаще меняй позу, делай перерывы в работе. В среднем, раз в 10 минут рекомендуется отвлечься от работы, сделать 1—2 упражнения.
Пальцы должны быть лёгкими и расслабленными. Очень важно не допустить перегрузку суставов кистей рук. Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Закончил занятие — сделай разминку.
Цель проведения разминки — обеспечить восстановление после завершения занятий, когда значительную нагрузку испытывали органы зрения, опорно-двигательный аппарат, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии мышцы, кисти работающих рук.
Комплекс занятий для разминки, включает в себя 3—4 упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5—2 минут.
При работе на компьютере необходимо постоянно заботиться о зрении.
Профилактика нарушений осанки и зрения
при работе за компьютером
- Ограничение количества времени, проводимого за компьютером. Чередование компьютерных занятий и физической активности, не требующей напряжения зрения, проведение физкультминуток и физкультпауз;
- Правильная посадка за компьютером
- Сядьте прямо.
- Спину держите ровно, корпус разверните строго к монитору.
- Ноги не скрещивайте, поставьте обе ступни твёрдо на пол или на подножку.
- Поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла.
- Расслабьте корпус и ноги, вам должно быть удобно сидеть.
- Расслабьте плечи, руки расслабленно положите на стол (или на клавиатуру с мышью), расслабьте пальцы.
- Линия плеча должна располагаться прямо над линией бёдер.
- У рук всегда должна быть опора, чтобы они не находились на весу. Руки должны удобно располагаться по сторонам.
- Руки выпрямите более чем на половину (угол в локте должен быть больше 90 градусов).
- Клавиатуру поместите ниже локтей (по возможности) или на их уровне.
- Голову держите прямо, по желанию — с небольшим наклоном вперёд.
- Использование упражнений, снижающих зрительное утомление. Попеременное использование работы с текстовым документом и игр, в которых присутствуют движущиеся объекты, чередование аркадных игр, требующих быстрой мышечной и зрительной реакции, с какими-нибудь головоломками, логическими заданиями;
Комплекс упражнений для снижения утомления глаз
- Сидеть с закрытыми глазами, расслабив мышцы лица, 10—15 с.
- Выполнить движение глазными яблоками; 1 — вправо — вверх; влево — вверх; вправо — вниз; влево — вниз; 18—20 с.
Закрыть глаза и выполнить самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами лёгкие круговые поглаживающие движения от носа наружу 20—30 с. Затем посидеть спокойно с закрытыми глазами 10—15 с. ( Полный комплекс упражнений см. Приложение 4 )
Поиграем в игру “Полезно – вредно”.
1. Читать лежа ПОЛЕЗНО
2. Смотреть близко телевизор ВРЕДНО
3. Употреблять в пищу морковь ____________
4. Заниматься физкультурой ___________
5. Чесать глаза грязными руками _____________
6. Закаляться ____________
7. Гулять на свежем воздухе __________
8. Кушать много конфет ____________
9. Пить молоко ____________
10. Сосать сосульку ___________
11. Зимой ходить без шапки ____________
12. Употреблять в пищу рыбу ____________
13. Плавать ____________
14. Садиться за стол с грязными руками ____________
Источник