Меню

Дневник здоровья для дошкольников

Создание «дневничка — здоровячка» дошкольника как форма объединения усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и разития ребенка

МБДОУ «Детский сад №9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

«Создание «дневничка — здоровячка» дошкольника как форма объединения усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и разития ребенка»

Выполнила: воспитатель МБДОУ №9

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования — сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Одной из форм работы с семьёй по формированию здорового образа жизни предлагается «Дневничок-здоровячок».

«Дневничок-здоровячок» неоценим как для совместной работы воспитателя с ребенком, так и в работе с родителями, и может использоваться в качестве дополнительного материала при изучении семьи, её устоев и внутрисемейных взаимоотношений.

Дав ребенку возможность высказать «тайное», мы помогаем ему лучше познать себя, осознать свои поступки и их последствия, а кроме того найти разнообразные решения проблемы и сделать осознанный выбор.

Родители имеют возможность взглянуть на свою семью, взаимоотношения в ней, и на самих себя глазами ребенка.

«Дневничок-здоровячок» помогает формированию осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

Для работы над дневником понадобятся: цветные карандаши, фломастеры, клей, фотографии, которые дети приносят из дома, шаблоны или трафареты для рисунков по темам.

«Дневничок-здоровячок» содержит заметки из жизни ребенка, расположенные на нескольких страницах.

Страница «Это я»: на этой странице нужно приклеить фотографии ребенка по мере его взросления. Ребенок видит, как он меняется внешне, взрослеет.

Страница «Моя семья»: ребенок с родителями приклеивают фотографии своей семьи. Взрослый записывает со слов ребенка рассказ.

Страница «Моё тело, рост и вес»: здесь родители рисуют контуры человека, ребенок рассматривает человека, определяет и называет части тела. Узнав свой рост и вес, учится видеть себя со стороны.

Страница «Я — мальчик»: соответственно «я — девочка» на этой странице дети могут выполнить аппликацию, нарисовать одежду по желанию. Ребенок учиться находить отличия по половому признаку, физическим данным: девочки — слабее. Мальчики — сильнее.

Стр. «Моя мечта»: Ребёнок пытается выразить свои желания. Он рисует то, что ему хочется. Рассказ ребёнка может быть записан родителями.

Стр. «Что ты любишь — не любишь?»: Здесь дан рисунок ромашки. Взрослые со слов ребёнка записывают, что любит их ребенок и что не любит. Это могут быть события, действия, какие-то предметы, продукты питания и т. д.

Стр. «Вредные поступки — добрые поступки»: Эта страница помогает детям изобразить «что такое хорошо и что такое плохо». Ребёнок рисует хорошие или плохие поступки. Этой работе могут предшествовать беседы или чтение художественной литературы.

Стр. «Мое имя. Как меня называют окружающие»: Ребёнок говорит, что он знает о своём имени, почему его так назвали. Какими ласковыми словами его называют друзья, родители, бабушка и дедушка. Можно ребёнку дать задание узнать у родителей: почему ему дали такое имя и как его будут называть, когда он вырастит? Можно рассказать об именах: Людмила — милая людям, Владимир — владеющий миром и др.

Стр. «Моя ладошка»: Ребёнок обводит свою ладонь,’ а взрослый записывает год (дату). Когда ты был маленьким, у тебя была такая ладошка? Что изменилось? Что произойдет в следующем году, через год?

Стр. «Любимый праздник»: На этой странице дети рисуют праздник, объясняя, почему он им нравится. Родители делают записи.

Стр. «Собери корзину»: Здесь взрослые рисуют корзинку, или дети рисуют её самостоятельно и заполняют её всем тем, что необходимо для ухода за руками, зубами, волосами (полотенце, мыло, зубная щетка, паста, расческа, шампунь и т. д.).

Стр. «Страница вежливости»: Дети рисуют воздушные шары или обводят их по трафарету. Взрослые записывают со слов детей в каждый шарик вежливое слово.

Стр. «Моя любимая сказка»: Рисунок сказки, любимого сказочного героя. Можно посоветовать родителям прочитать эту сказку дома. Принести книгу с этой сказкой в детский сад.

Стр. «Цветок здоровья»: По шаблону дети обводят цветок, а в каждом лепестке рисуют то, что укрепляет здоровье. Эта работа может проводиться как совместная деятельность родителей и детей.

Читайте также:  Профессии для здоровья 94 процента

Стр. «Мой режим дня»: На этой странице дети и родители изображают режимные моменты своего дня или режим в детском саду. Можно использовать картинку.

Стр. «Буду закаляться»: Здесь дети рассказывают о том, как нужно одеваться по погоде, не кутаться, проветривать комнату, ходить босиком, поливать на ножки прохладной водой и т. д. Записывается взрослым со слов ребенка. Можно также что-либо нарисовать, наклеить.

Стр. «Полезные и вредные продукты»: В двух частях страницы дети рисуют (наклеивают картинку) продукты, укрепляющие здоровье: овощи, фрукты, молоко, творог и др. А также продукты, наносящие здоровью вред: конфеты, сахар, жевательные резинки, газированная вода и др.

Стр. «Бабушкины рецепты»: Дети рассказывают о народных средствах, которыми их лечили. Можно записать рассказ детей или дать им возможность нарисовать лекарственные растения, бочонок с мёдом т. п.

Стр. «Уроки радости»: Здесь говорится о праздниках, которые дети готовят в детском саду вместе с воспитателями и родителями: Пасха, Масленица, Рождество и др., можно использовать фотографии.

Стр. «Мое настроение»: Дети рисуют портреты друзей или сказочных героев, придавая им определённые эмоции или настроение: радость, грусть, злость, удивление. Взрослые делают подписи.

Стр. «Здоровье — это. »: Данная страница заключительная в дневнике. Дети вместе с родителями рассказывают, что значит быть здоровыми и что для этого необходимо делать. Здесь можно записать со слов ребенка рассказ, наклеить картинку, нарисовать рисунок. Это итог всей предшествующей работы.

Структура дневничка очень подвижна. В зависимости от задач, которые преследует педагогический коллектив и родители, освещаемые темы могут дополняться другими или сокращаться. Работа должна проводиться с каждым ребенком отдельно в любое удобное время. Или это работа с родителями дома. Записывать рассказы нужно печатными буквами, чтобы дети в будущем могли прочитать свои мысли.

Разные виды работы дают возможность взрослому и ребёнку проявить свою фантазию и инициативу. Работая с детьми ’младшего дошкольного возраста, нужно использовать только фотографии и рассказы детей. Но если ребенок проявит желание сделать рисунок, поддержать его.

Ценность записей, сделанных в «Дневничке-здоровячке», не в «правильности» оформления, а в содержании.

Источник

Дидактический материал «Дневничок здоровья»

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Однако, не смотря на созданные условия для физкультурно-оздоровительной работы, проводимые педагогами и медицинскими специалистами физкультурно-оздоровительные мероприятия, незначительно снизился уровень заболеваемости воспитанников, не уменьшался процент детей, пропускавших важные для здоровья режимные моменты в ДОУ (утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия и др.), не смотря на качество приготовленной пищи, детские порции не всегда оставались съеденными полностью, многие родители воспитанников не осознавали важность выполнения режима дня для ребенка — дошкольника.

В связи с этим администрацией дошкольного учреждения был объявлен конкурс среди педагогов детского сада на разработку «Дневника здоровья» для детей дошкольного возраста, который отражал бы полную картину того, как ребенок в течение дня «помог своему здоровью».

Воспитатели ДОУ серьезно подошли к участию в конкурсе, и каждая возрастная группа представила свой вариант «Дневника здоровья»:

Но более подробно хотелось бы остановиться на описании модели, занявшей первой место, так как именно этот вариант более прост в изготовлении и может применяться в любом учреждении. Данное пособие предназначено для детей 4 — 7 лет и может быть реализовано в рамках любого дошкольного учреждения.

Этот «Дневник здоровья» (Рисунок 3, Рисунок 4) ориентирован на достижение важной цели: осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью через соблюдение жизненно важных режимных моментов.

Оформление «Дневничка здоровья»

В помещении группы размещается красочный плакат, оформленный следующим образом: т.к. группа называется «Солнышко», и символом группы является солнце, то на плакате размещаются «солнышки» с фотографией ребенка в центре (по количеству детей в группе).

Но у «солнышек» нет лучей, лучи необходимо «заработать» в течение дня, выполняя качественно основные режимные моменты, которые отображены внизу плаката на цветных карточках: утренняя зарядка, закаливание, завтрак, прогулка, занятия, обед, дневной сон, лечебные мероприятия, полдник, прогулка, ужин.

Читайте также:  Здоровье залог физического воспитания

Цвет карточки соответствует цвету лучиков, которые находятся в отдельной коробке. Все лучи крепятся к модели с помощью липкой ленты. Под каждой карточкой с изображением режимного момента — стихотворения, которые отражают также и правила поведения в той или иной ситуации:

Зарядка:

Зарядка всем полезна,
Зарядка всем нужна.
От лени и болезни
Спасает всех она!

Завтрак:

Завтрак вкусный мы съедим,
Быть здоровыми хотим!

Занятия:

Начинаем мы учиться,
Нам лениться не годится,
Будем мы внимательны
На любом занятии.

Прогулка:

Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять,
Будем быстро одеваться,
Не зевать и не толкаться!

Моем руки дружно,
Нам обедать нужно,
С аппетитом мы едим
Большими вырасти хотим!

Лечебные мероприятия:

Массаж, УФО и фиточай
Для здоровья принимай!

Методические рекомендации к использованию «Дневничка здоровья»

Детей и родителей знакомят с «Дневничком здоровья». Объясняют, что каждая картинка обозначает тот или иной режимный момент и, выполняя его четко, без замечаний ребенок получает лучик такого цвета, который соответствует цвету карточки с изображением режимного момента. Обязательно сообщается и напоминается детям обо всех делах, которые ожидают детей в режиме дня.

В старшем дошкольном возрасте новичкам, пришедшим в группу, дети самостоятельно рассказывают о том, как проходит день.

После каждого режимного момента проводится своего рода «пятиминутка»: воспитатель анализирует, почему тот или иной ребенок «имеет право получить лучик» и поместить его около своей фотографии на плакате «Дневничок здоровья», часто педагог привлекает к помощи детей оценить поступки своих сверстников.

Вечером при подведении «Итогов дня» дети дают оценку тому, кто и как «помог своему здоровью». Дети, которые не получили лучики за какие-то режимные моменты анализируют, почему им это не удалось, обещают что обязательно постараются в следующий раз.

За неделю также подводится итог: те дети, которые каждый день набирали лучик за каждый режимный момент, в пятницу получает медаль «Здоровячок группы «Солнышко».

Если в группе есть дети, которым по медицинским показаниям необходимо воздержаться от закаливающих процедур или употребления в пищу тех или иных продуктов, педагог идет навстречу воспитаннику: проявив себя, ребенка может получить два луча за другие режимные моменты.

Кроме этого, используя «Дневничок здоровья», с детьми проводятся беседы «Зачем нужен режим дня?», «Как изменится режим дня, когда ты пойдешь в школу?», «Зачем нужно закаляться?», «Почему важно правильно питаться», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

«Дневничок» помогает закрепить и отработать временные представления: «утро», «день», «вечер», «ночь». Дети четко знают, что завтракаем мы утром, обедаем – днем, ужинаем вечером, а ночью – набираемся сил, отдыхаем и спим, чтобы на следующий день опять получать лучики.

Родитель, приходя вечером за ребенком, видит количество лучей у фотографии своего ребенка и имеет представление, в какие режимные моменты ребенок проявил себя, а в какие нет.

Таким образом, апробировав разработанную модель «Дневничка здоровья», мы можем говорить о ее эффективности:

  • Улучшились соматические показатели здоровья воспитанников (заболеваемость снизилась на 7,4%).
  • Отмечается улучшение физических качеств детей:

— с высоким уровнем на начало учебного года 20%, в конце учебного года – 37,5%;
— с низким уровнем на начало года 12%, на конец учебного года – нет.

Источник

Дневники здоровья
методическая разработка по теме

«Дневники здоровья» — как форма организации совместной деятельности педагогов с родителями по внедрению здоровьесберегающих технологий в семью.

Скачать:

Вложение Размер
dnevniki_zdorovya.doc 33 КБ

Предварительный просмотр:

«Дневники здоровья» — как форма организации совместной деятельности родителей и педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий в семью.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач детского сада. Дети испытывают «двигательный дефицит”, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. И одной из основных причин таких результатов является неосведомлённость родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий и их внедрение в воспитательный процесс.

Поэтому возникла проблема организации совместной деятельности родителей и педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий в семью.

Таким образом, мы направили совместные усилия на оздоровление каждого ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем детском саду — это:

— процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения;

— процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей.

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важнейшие условия организации педагогического процесса.

Большое внимание уделяется воспитанию устойчивого интереса у детей к спорту и физической культуре, расширению творческого потенциала родителей в процессе организации игр и прогулок с детьми с позиций физического развития.

Наиболее эффективными здоровьесберегающими компонентами в организации образовательного процесса являются:

• Гибкий режим дня,

• Введение терапевтических мероприятий (дыхательная гимнастика

по А.А. Стрельниковой, гимнастика пробуждения, релаксация, гимнастика для глаз, музыкальная терапия, арттерапия);

— физминутки, динамические паузы;

— обеспечение условий для реализации двигательной активности детей в течение дня;

— физкультурные занятия, прогулки;

— совместные досуги с родителями;

— спортивные праздники и развлечения;

— сбалансированное питание в соотношении белков, жиров, растительной пищи, витаминов и микроэлементов.

В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование.

Наиболее эффективным решением стало внедрение проекта «ДНЕВНИКИ ЗДОРОВЬЯ».

Дневник Здоровья – это вид совместной работы родителей с детьми, не только по ведению здорового образа жизни, но и другого вида деятельности. В своих дневниках родители рассказывают нам, воспитателям, как они проводят свободное время со своими детьми, как они их развивают, и применяют методы здоровьясбережения, а также много другое. В Дневнике можно использовать не только текст, но и фотографии, цитаты, музыку, фильмы, мультфильмы и т.д. Дневник заполняется вместе с ребенком.

Всю неделю дневник находится в нашей группе в раздевалке, для того чтобы другие родители могли также просмотреть и ознакомится с дневниками и присоединиться. А также родители могут пообщаться по некоторым темам, которые им особо интересны.

По понедельникам мы проверяем Дневники и ставим оценки. Чаще всего это поддерживающие слова: Молодцы, так держать, иногда наклеиваются наклейки. В течении неделе Дневники мы рассматриваем с ребятами в группе и обсуждаем, делимся впечатлениями, что также помогает сблизить отношения детей друг к другу и к своим родителям. Когда дети придут домой то обязательно расскажут своим родителям, что: Например – «Маша обливается холодной водой», или «Ваня любит плавать…». Тогда возникает невольное желание сделать для своего ребенка что-то полезное и интересное, о чем и он смог бы рассказать в группе всем детям. Таким образом укрепляется взаимосвязь детей с родителями.

Некоторые родители, которые принимают участие в этом проекте, рассказывают, о том, что при приближении выходных они уже планирую совместный досуг с детьми, для того чтобы можно было заполнить страничку в дневнике.

А другие родители говорили слова благодарности, т.к. данный Дневник останется с ними, и даже после детского сада можно будет его продолжать и наблюдать результаты и достижения своего ребенка.

Подробнее можно ознакомится поближе.

Также вашему вниманию предоставляется интервью одной мамы, которая достаточно подробно рассказывает об этом.

Надо отметить, что все проводимые мероприятия в детском саду позволили нам добиться положительных результатов: А именно:

— Дети изменили отношение к сохранению своего здоровья;

— Родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ;

— Родители стали активно участвовать в проекте «Дневник здоровья»;

— А так же родители стали с желанием собирать у себя дома медиатеку, включающую развивающие и обучающие программы, диски с записями учебных фильмов и мультфильмов, и делится этой информацией с нами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласно ФГОС ДО, одной из его задач является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей». Ивестно, что эффективность оздоровительной работы зависит от всех участников педагогическ.

laquo;Дневник здоровья» – это вид совместной работы родителей с детьми, не только по ведению здорового образа жизни, но и другого вида деятельности. В своих дневниках родители расск.

Дневник создан для детей.

Интересная форма внедрения здоровьесберегающих технологий в семьи воспитанников, вид совместной работы родителей с детьми.

Источник

Adblock
detector