Дневник самонаблюдения по здоровью
Дневник самоконтроля:
– помогает занимающимся лучше познавать самих себя;
– приучает следить за собственным здоровьем;
– позволяет своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, опасность переутомления и заболевания;
– определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил;
– какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность.
Самонаблюдения, отражаемые в дневнике самоконтроля, могут быть подобными и состоять из 15–20 показателей и более, но могут быть и краткими – из 5–8 показателей. Это показатели должны быть наиболее информативными с учетом вида спорта или формы занятий.
Студентам, занимающимся физическими упражнениями по учебной программе организованно или самостоятельно в оздоровительных целях, можно рекомендовать форму дневника, представленную в таблице 13.
Таблица 13
Примерная форма дневника самоконтроля
№ п/п | Показатели | |||||
20.09 | 21.09 | 22.09 | 23.09 | 24.09 | ||
1 | Самочувствие | Хорошее | Хорошее | Небольшая усталость | Вялость | Удовлетворительно |
2 | Сон, ч | 8, крепкий | 8, крепкий | 7, беспокойный | 8, беспокойный | 8, спокойный |
3 | Аппетит | Хороший | Хороший | Удовлетворительный | Удовлетворительный | Хороший |
4 | Пульс уд/мин., лежа стоя разница до тренировки после тренировки | 62 72 10 10 12 | 62 72 10 – – | 68 82 14 15 18 | 66 79 13 – – | 65 77 12 12 15 |
5 | Вес, кг | 65,0 | 64,5 | 65,5 | 64,7 | 64,2 |
6 | Тренировочные нагрузки | Ускорения 8х30 м, бег 100 м, темповый бег 6х200 м | Нет | Ускорения 8х30 м, бег 100 м, равномер-ный бег (12 мин.) | Нет | Спец. упр. бегуна, ускорения 10х30 м, кросс (15 мин.) |
7 | Нарушения режима | Нет | Незначительное употребление алкоголя | Нет | Нет | Нет |
8 | Болевые ощущения | Нет | Нет | Тупая боль в области печени | Небольшая боль в правом боку после бега | Нет |
9 | Спортивные результаты | Бег 100 м (14,2 с) | Нет | Бег 100 м (14,8 с) | Нет | Бег (14,5 с) |
Кроме показателей, указанных в примерной форме дневника, необходимо периодически дополнительно отмечать результаты наблюдения за ростом, жизненной емкостью легких и физической подготовленностью не реже одного раза в семестр. За весом, окружностью грудной клетки, за развитием силы и состоянием дыхательной системы (пробы Штанге и Генчи) – один раз в месяц. Показатели, которые выражаются в цифрах, полезно представлять в виде графиков.
Девушкам и женщинам рекомендуется включать в дневник самоконтроля протекание менструального цикла, его начало, продолжительность, периодичность, наличие болевых ощущений и др. Продолжительность овариально-менструального цикла составляет от 21 до 36 дней. В норме – 27–28 дней, характеризуется устойчивой продолжительностью, отсутствием болевых ощущений и отклонений в самочувствии. Однако в отдельных случаях могут наблюдаться вялость, повышенная утомляемость, отсутствие желания заниматься физическими упражнениями.
Источник
Дневник самоконтроля
методическая разработка по физкультуре (9 класс)
Занятия физическими упражнениями и спортом оказывают на организм человека необычно сильные сложные и многообразные воздействия. Только правильно организованные занятия с соблюдением принципов спортивной тренировки под наблюдением врача и преподавателя укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма человека, способствуют росту спортивного мастерства. В то же время неправильная организация занятий, пренебрежение методическими принципами, планирование объема и интенсивности тренировочной нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимающихся, отсутствие регулярных медицинских наблюдений не дадут желаемых результатов и могут нанести непоправимый вред здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dnevnik_samokontrolya.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Таблица дневника самоконтроля.
Ощущения (усталость, боль в мышцах, потливость и т.д.)
Пример ведения таблицы дневника самоконтроля.
9 часов беспокойный
7 часов беспокойный
спокойный 8 часов
Ощущения (усталость, боль в мышцах, потливость и т.д.)
Сильно устал, боли в мышцах
Вялость, скованность, боли в мышцах
Нет желания тренироваться
Сильная потливость, приятная усталость
Бодр, боли прошли
Тренировался с упором на упражнения с отягощением
Тренировка в лесу, бег с ускорениями, общие упражнения
Превысил нагрузку в упражнениях с отягощением
Снизить нагрузку, больше упражнений общеразвивающих
Тренировка в лесу приятна, появилось желание тренироваться.
Самомассаж утром и в процессе занятий
Занятия физическими упражнениями и спортом оказывают на организм человека необычно сильные сложные и многообразные воздействия. Только правильно организованные занятия с соблюдением принципов спортивной тренировки под наблюдением врача и преподавателя укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма человека, способствуют росту спортивного мастерства. В то же время неправильная организация занятий, пренебрежение методическими принципами, планирование объема и интенсивности тренировочной нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимающихся, отсутствие регулярных медицинских наблюдений не дадут желаемых результатов и могут нанести непоправимый вред здоровью.
Исключить все условия, при которых может иметь место такое отрицательное воздействие, призваны мероприятия врачебного контроля над занимающимися физическими упражнениями и спортом и самоконтроля самих занимающихся путем самонаблюдения за происходящими в организме изменениями в процессе занятий.
Врачебный контроль направлен на изучение состояния здоровья, физического развития, физической (функциональной) подготовленности занимающихся и влияния на них занятий физическими упражнениями и спортом.
Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения не дадут желаемого результата, если они не будут дополнены самоконтролем.
Самоконтроль – самостоятельные регулярные наблюдения занимающихся с помощью простых доступных приемов за состоянием своего здоровья, физического развития, влиянием на организм занятий физическими упражнениями, спортом.
Учащимся рекомендуется вырабатывать у себя привычки и навыки, способствующие повышению их умственной и физической работоспособности. Учащиеся должны хорошо представлять себе степень энергетических затрат и нервно-психического и мышечного напряжений, необходимых для выполнения учебной деятельности в сочетании со спортивной тренировкой, в частности, степень усталости от умственной работы на учебных занятиях и регулирование в этой связи физических нагрузок на спортивных тренировках и наоборот.
Учащиеся должны знать, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил и какими средствами и методами достигается в этом наибольшая эффективность.
Объективные и субъективные данные являются основными показателями самоконтроля. При занятиях физической культурой по учебной программе, а также в группах здоровья, в группах ОФП, а также при самостоятельных занятиях можно ограничиться такими показателями как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, пульс, вес, тренировочные нагрузки, нарушение режима, спортивные результаты.
Квалифицированным спортсменам, кроме этого, рекомендуется учитывать настроение, желание тренироваться, силу кистей рук, работоспособность.
Самочувствие является субъективной оценкой состояния организма, оно является важным показателем влияния физических упражнений и спортивных тренировок. Самочувствие бывает хорошее, удовлетворительное или плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необычных ощущений.
Сон . Отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).
Аппетит . Оценивается как хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой. Различные отклонения в состоянии здоровья, как правило, являются результатом переутомления или заболевания.
Пульс – важный показатель состояния организма. Обычно на учебных занятиях по физической культуре частота сердечных сокращений при средней нагрузке достигает 130-150ударов в минуту. А при спортивных тренировках, в ходе значительных физических усилий частота сердечных сокращений достигает 180-200и даже больше ударов в минуту. После большой физической нагрузки пульс приходит к исходным величинам через 20-30иногда 40-50минут.
Если в указанное время после учебно-тренировочных занятий пульс не возвращается к исходным величинам, то это свидетельствует о наступлении большого утомления в связи с недостаточной физической подготовленностью или о наличии каких-то отклонений в состоянии организма.
Для оценки деятельности сердца применяют различные варианты активных и пассивных ортостатических проб, которые производятся следующим образом: 5минут следует отдохнуть лежа на спине, затем подсчитать пульс в положении лежа за 1минуту, далее надо встать и отдохнуть стоя 1 минуту и подсчитать пульс в положении стоя за 1минуту. По разнице между частотой пульса лежа и стоя судят о реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку при изменении положения тела. Это позволяет оценивать функциональное состояние регулярных механизмов и дает некоторое представление о тренированности организма.
Разница от 0до 12ударов свидетельствует о хорошем состоянии физической тренированности. У здорового нетренированного человека разница составляет 13-16ударов. Разница 16-25ударов – показатель отсутствия физической тренированности. Разница более 25ударов свидетельствует о переутомлении или заболевании, в таких случаях следует обратиться к врачу. Ортостатическую пробу лучше проводить утром до еды в одни и те же часы суток.
Кроме того, пульс подсчитывается в течение одной минуты до тренировки и после ее окончания. Одним из показателей правильности тренировочных нагрузок является уменьшение разницы между частотой сердечных сокращений в положении стоя, а также общая тенденция к понижению частоты или к ее стабилизации до тренировки и после при одинаковой физической нагрузке.
Резкое учащение или замедление пульса сравнительно с предыдущими показателями может являться следствием переутомления или заболевания и требует консультации с преподавателем и врачом.
Учащимся рекомендуется также следить за правильностью ритма и степенью наполнения пульса. Вес тела рекомендуется определять ежедневно утром натощак (если есть такая возможность) на одних и тех же весах, в одном и том же костюме. Если невозможно взвешиваться каждый день, можно ограничиться определением веса один раз в неделя в одно и то же время дня.
В 1периоде тренировки вес обычно снижается, затем стабилизируется и за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении веса следует обратиться к врачу.
Тренировочные нагрузки основной части тренировочного занятия и нарушение режима вместе с другими показателями дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.
Болевые ощущения (боли в мышцах, головные боли, боли в правом или левом боку и в области сердца) могут наступать при нарушении режима дня, при общем утомлении организма, при форсировании тренировочных нагрузок и т.п. Боли в мышцах у начинающих спортсменов – явление закономерное на 1этапе тренировочных занятий. Во всех случаях при продолжительных болевых ощущениях следует обратиться к врачу. Наблюдение за спортивными результатами является важным пунктом самоконтроля и показывает правильность применения средств и методов занятий и тренировок, может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности.
Особое значение самоконтроль имеет для учащихся, имеющих ослабленное здоровье и занимающихся в специальном учебном отделении. Эти учащиеся обязаны периодически показывать своему преподавателю физического воспитания и врачу результаты своих наблюдений, советоваться по различным вопросам двигательного режима, режима питания, дня и т.д., что в значительной мере помогает их рациональному физическому воспитанию, способствует эффективному использованию средств физической культуры, естественных факторов природы для закаливания, укрепления их здоровья и повышения физической и общей работоспособности.
Результаты самоконтроля должны постоянно анализироваться самими занимающимися и периодически –совместно с преподавателем и врачом. При сравнении показателей определяется влияние занятий физическими упражнениями и спортом на занимающихся, планируются тренировочные нагрузки.
Самоконтроль помогает физкультурнику лучше познать себя, приучает его следить за собственным здоровьем, стимулирует к выработке устойчивых навыков личной и общественной гигиены и тщательного соблюдения санитарных правил и норм.
Самоконтроль позволяет занимающемуся физической культурой и спортом вовремя заметить опасность переутомления, помогает регулировать процесс тренировки и предупредить состояние перетренировки.
Самоконтроль прививает учащимся грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и к занятиям физической культурой и спортом, имеет большое воспитательное значение.
Источник