Дневник самоконтроля спортсмена
Чтобы правильно оценивать эффективность занятий спортом (физкультурой) спортсменам рекомендуется вести дневник самоконтроля, где он будет вести регулярный учет показателей своего здоровья, физического развития, режима тренировок, спортивных результатов и т.п. Регулярно проводимый самоконтроль помогает анализировать влияние физических нагрузок на организм, что способствует обнаружению ранних признаков утомления, перенапряжения и, соответственно, коррекции тренировочного процесса.
Самоконтроль не может заменить врачебного контроля. При появлении признаков выраженного утомления, перенапряжения, заболеваний надо обратиться к спортивному врачу.
Самоконтроль включает в себя простые общедоступные наблюдения: учет субъективных показателей (сон, аппетит, настроение, потливость, желание тренироваться и др.) и данные объективных исследований ( пульс, масса тела, частота дыхания, динамометрия и др.). дневник можно дополнить характеристикой тренировочных нагрузок (километры, килограммы, продолжительность и т.д.), результатами простейших тестов, позволяющих оценивать физическую работоспособность, приспособляемость к нагрузке и т.д.
Приведем образец дневника самоконтроля.
Д Н Е В Н И К С А М О К О Н Р О Л Я
01.02.2002 (день тренировки)
02.02.2002 (день отдыха)
Пульс (ЧСС) утром лежа за 15 сек.
Пульс утром стоя за 15 сек.
Масса тела до тренировки
Масса тела после тренировки
Хороший – 8,5 час.
Болят мышцы ног
Правая – 43, левая – 41
Правая – 37, левая-36
Разминка –12 мин. (ходьба, гимн.упражн.).
Бег при пульсе 120 уд/мин – 8 мин., при пульсе 150 уд/мин – 5 мин, ходьба – 7 мин.
Толкание набивного мяча – 10 мин.
Кратко поясним характеристики некоторых показателей дневника самоконтроля.
Пульс – частота сердечных сокращений (ЧСС) – важный объективный показатель работы сердечно-сосудистой системы. В покое у тренированного человека пульс ниже, чем у нетренированного. Пульс подсчитывают на лучевой артерии у основания большого пальца, или на сонной артерии в области шеи, или подсчитывают частоту сердцебиения, положив руку на область сердца, за 10 или 15 секунд. Но если имеются нарушения ритма – за одну минуту с 10 секундными интервалами (например, 10-12-12-13-11-10). Чем тренированнее человек, тем быстрее приходит его пульс к норме после тренировки.
Масса тела связана с величиной нагрузки. Естественная потеря веса во время тренировки за счет пота. Вес может понижаться за счет уменьшения жировой массы. Но иногда вес падает за счет потери белка. Это происходит при тренировке в горах, при недостаточном поступлении белков в пище. Взвешиваться следует в одни и те же часы, желательно до еды.
Самочувствие отражает состояние и деятельность всего организма. Оценивается как хорошее, удовлетворительное или плохое.
Сон. Во время сна восстанавливаются силы и работоспособность. В норме должно быть быстрое засыпание и достаточно крепкий сон. Плохой сон, долгое засыпание, частые просыпания, бессоница свидетельствуют о сильном утомлении или переутомлении.
Аппетит также позволяет судить о состоянии организма. Ухудшение аппетита может наблюдаться при заболеваниях, перегрузках, недосыпаниях. В дневнике отмечается: аппетит хороший, повышенный, удовлетворительный или отсутствует.
Желание тренироваться характерно для здоровых людей. При отклонениях в состоянии здоровья, перетренированности желание тренироваться исчезает или снижается.
Болевые ощущения могут возникать в отдельных мышцах (наиболее нагружаемых), в том числе при тренировках после длительного перерыва.
Кроме того, боли в мышцах и суставах могут при травмах. Поэтому важна разминка в начале тренировки, в том числе упражнения на растягивание мышц до и после тренировок. Следует обращать внимание на боли в области сердца и их характер; на головные боли и головокружения; на возникновение боли в правом подреберье, особенно при беге. Все эти случаи спортсмен отражает в дневнике самоконтроля и сообщает о них тренеру и врачу.
Потоотделение зависит от индивидуальных особенностей и функциональном состоянии человека, климатических условиях, вида физической нагрузки, количества принятой в течение дня жидкости и др. потоотделение оценивают как обильное, большое, умеренное, пониженное.
Нарушение режима. Сведения, вносимые в эту графу, могут помочь объяснить изменение других показателей самоконтроля. Нарушение режима могут быть самые различные (курение, употребление алкоголя и др.)
Женщины и девушки отмечают в дневнике периодичность и характер месячных.
В дневнике самоконтроля следует вносить описание содержания тренировки, время ее проведения, спортивные результаты и т.п.
Мы рекомендуем спортсменам постоянно заполнять дневник самоконтроля и регулярно показывать его тренеру, при необходимости – врачу.
Источник
Дневник самонаблюдений
методическая разработка по физкультуре по теме
Дополнением к врачебному контролю являются самостоятельные наблюдения за состоянием своего организма, которые помогают правильно регулировать величину и интенсивность физической нагрузки. Самоконтроль сводится к учету субъективных показателей (самочувствие, сон, аппетит и др.) и объективных данных (вес, пульс, частота дыхания и др.). Все данные самоконтроля заносятся в специальный дневник.
Запись в дневнике можно делать раз в неделю, но желательнее вести ежедневную регистрацию данных и фиксировать их в одни и те же часы, при одинаковых условиях и одним методом. Дневник самоконтроля проверяется не реже одного раза в месяц. Результаты самонаблюдения лучше анализировать с врачом или специалистом по физической культуре, после чего вносить соответствующие изменения в методику проведения занятий.
Систематические занятия физкультурой способствуют тому, что человек становится стройнее, активнее, повышается его умственная и физическая работоспособность, он реже болеет и дольше живет. В то же время ограничение, недостаток движений влекут за собой серьезные последствия, отрицательно сказывающиеся на жизнедеятельности человеческого организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dnevnik_samonablyudeniy.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Для чего нужен дневник самоконтроля (самонаблюдения) и какие формы индивидуального контроля вы используете? Каким образом анализируете полученные данные?
Дневник самоконтроля нужен для отслеживания развития функциональных возможностей организма, укрепления здоровья, для умелого управления своим самочувствием и настроением. В дневник самоконтроля записываются данные о весе своего тела, частоте пульса до и после тренировки и соревнований, силе мышц рук, самочувствии, сне, аппетите и т. д. Дневник следует периодически показывать учителю физической культуры и врачу с целью консультации по возникающим проблемам, корректировки двигательного режима и физических нагрузок. Желательно записывать в дневник и свои спортивные результаты. Они тоже отражают состояние организма. А как убедиться, что занятия физическими упражнениями улучшают двигательные качества? Для этого надо выполнить специальные контрольные упражнения (тесты): 1) прыжок в длину с места; 2) метание набивного мяча весом 1 кг из положения сидя; 3) прыжки со скакалкой; 4) подтягивание из виса (мальчики) и из виса лежа (девочки); можно добавить и другие тесты. Переходя из класса в класс, следить, насколько развиваешься физически. Такие проверки проводят в сентябре и мае (иногда в декабре—январе). Проверить себя с помощью тестов можно на уроках в школе или во дворе, на спортивной площадке, стадионе. Тетрадь самоконтроля следует сохранять на все годы учебы в школе и записывать в ней свои результаты каждого контрольного испытания. Очень важно научиться самому контролировать себя. Занятия физическими упражнениями принесут пользу только в том случае, если будут проводиться систематически. Ведение дневника самоконтроля помогает соблюсти это условие.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
— добросовестно овладеть знаниями ,практическими навыками и умениями по предмету «Физическая культура» ;
— не опаздывать на учебные занятия и не пропускать их без уважительной причины ;
— своевременно и точно выполнять распоряжения , указания и команды учителя ;
— строго выполнять на физкультурных занятиях установленные правила для классных занятий в средней общеобразовательной школе ;
— строго соблюдать требования техники безопасности, личной гигиены, а также требования, предъявляемые к спортивной форме (одежде), быть всегда опрятно и аккуратно подстриженным ;
— соблюдать чистоту в раздевалке, на спортивной площадке, в спортивном зале ;
— беречь спортивный инвентарь и оборудование ;
— показывать пример высокой дисциплинированности, сознательности, дорожить честью своего коллектива ;
— не приступать к выполнению упражнений на снарядах без разрешения учителя ;
— не отвлекать от работы своих товарищей, не заниматься делами, не относящимися к учебно – воспитательному процессу .
ПРАВИЛА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ГИМНАСТИКОЙ
— заниматься на гимнастических снарядах только в присутствии учителя физической культуры ;
— при выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы ;
— при выполнении прыжков и соскоков со снаряда приземляться точно на носки, с последующим полуприседом на гимнастические маты ;
— не стоять близко к снаряду при выполнении упражнений другими учащимися ;
— после занятий тщательно мыть руки с мылом .
ПРАВИЛА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКОЙ
— бежать, соблюдая интервалы ;
— прыгать в прыжковую яму только тогда , когда она тщательно разрыхлена и свободна ;
— не выполнять прыжки на неровном и скользком грунте ;
— перед метанием предмета посмотреть, нет ли людей в направлении метания, метать снаряд только после разрешения учителя ;
— не подавать предметы метания броском ;
— не переходить места, на которых проводятся метания предметов, бег, прыжки ;
— не оставлять на местах занятий грабли и лопаты .
ПРАВИЛА ПРИ ЗАНЯТИЯХЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКОЙ
— соблюдать форму одежды ;
— следить за товарищами и при появлении у них признаков обморожения (побелевшая кожа) немедленно растереть поверхность тела рядом с обмороженным местом до порозовения ;
— предупредить учителя, если во время занятий сошёл с лыжни ;
— соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м, при спусках – не менее 30 м;
— при спуске не выставлять лыжные палки вперёд, не останавливаться у подножия горы ;
— не ходить на лыжах без перчаток .
- Начинай занятие с разминки
- Используй упражнения и игры , уже разученные на уроке физического воспитания
- Занимаясь , преодолевай себя , но не доводи до сильного утомления
- Выполняя упражнение дыши правильно
Необходимо соблюдать следующие правила :
- Вставать, ложиться спать, готовить уроки, принимать пищу всегда в одно и тоже время .
- Желательно день начинать в 7 часов утра с гимнастики .
- Закаливающие процедуры, уборка постели и умывание .
- Перед уходом в школу обязательно позавтракать или пообедать .
- На дорогу в школу и домой предусмотреть не менее 1-1,5 ч. Это время использовать как прогулку, идти не торопясь.
- Придя домой из школы, тщательно вымыть руки, переодеть платье, костюм. Пообедать (поужинать) . После еды отдохнуть не менее 1-1,5 ч. (на улице).
- Возвратившись с прогулки, вымыть руки , выпить стакан молока или сладкого чая и съесть кусочек хлеба.
- Уроки начинать готовить не позже 16-17 (8.20-9.00) ч. в заранее проветренной комнате .
- Через каждые 45 минут делать 5-10 минутный перерыв.
- После выполнения всех заданий убрать своё рабочее место, в свободное время выполнить работу по дому .
- Перед сном за 1,5-2 ч. поужинать .
- За полчаса до сна открыть форточку , привести в порядок свою одежду, обувь, вымыть лицо, шею, уши, почистить зубы, вымыть ноги .
Источник
Дневник здоровья
Цель: повышение мотивации здорового образа жизни обучающихся на основе создания дневника здоровья и его внедрения в учебно-воспитательный процесс.
Задачи:
- исследовать и оценить состояние здоровья учащихся;
- формировать установку на здоровый образ жизни;
- cохранить и укрепить здоровье учащихся через приобщение к здоровому образу жизни;
- способствовать восприятию обучающихся воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность дарованную нам.
В ходе анализа воспитательной деятельности класса по здоровьесбережению обучающихся определен ряд проблем, решение которых обеспечит повышение мотивации здорового образа жизни:
— недостаточная информированность субъектов образовательного процесса по вопросам здоровье сбережения;
— безразличное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих;
— несогласованность деятельности учителей и родителей по формированию навыков здорового образа жизни и предупреждению асоциального поведения.
Дневник здоровья используется на уроках физической культуры, во внеурочной деятельности для развития у младших школьников умений наблюдать за своим физическим развитием и здоровьем, планировать свою деятельность в школе и дома. В ходе игрового взаимодействия дети осваивают новые социальные роли, у них формируются представления о ценности здоровья, общения, семьи.
Работа с «Дневником здоровья» ведется по следующим направлениям:
— диагностика состояния здоровья, физиологических показателей, физических качеств обучающихся;
— реализация комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни, предупреждение развития болезней, и использование немедикоментозных методов профилактики;
— формирование активной позиции обучающихся, родителей по сохранению и восстановлению здоровья, которое возможно при условии повышения информированности по проблеме формирования здорового образа жизни и методов управления ими.
Просмотр содержимого документа
«Дневник здоровья »
Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг.
Цель: повышение мотивации здорового образа жизни обучающихся на основе создания дневника здоровья и его внедрения в учебно-воспитательный процесс.
исследовать и оценить состояние здоровья учащихся;
формировать установку на здоровый образ жизни;
cохранить и укрепить здоровье учащихся через приобщение к здоровому образу жизни;
способствовать восприятию обучающихся воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность дарованную нам.
В ходе анализа воспитательной деятельности класса по здоровьесбережению обучающихся определен ряд проблем, решение которых обеспечит повышение мотивации здорового образа жизни:
— недостаточная информированность субъектов образовательного процесса по вопросам здоровье сбережения;
— безразличное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих;
— несогласованность деятельности учителей и родителей по формированию навыков здорового образа жизни и предупреждению асоциального поведения.
Дневник здоровья используется на уроках физической культуры, во внеурочной деятельности для развития у младших школьников умений наблюдать за своим физическим развитием и здоровьем, планировать свою деятельность в школе и дома. В ходе игрового взаимодействия дети осваивают новые социальные роли, у них формируются представления о ценности здоровья, общения, семьи.
Работа с «Дневником здоровья» ведется по следующим направлениям:
— диагностика состояния здоровья, физиологических показателей, физических качеств обучающихся;
— реализация комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни, предупреждение развития болезней, и использование немедикоментозных методов профилактики;
— формирование активной позиции обучающихся, родителей по сохранению и восстановлению здоровья, которое возможно при условии повышения информированности по проблеме формирования здорового образа жизни и методов управления ими.
В дневнике здоровья имеется информация о том, что такое физическая культура, здоровый образ жизни, их значение в жизни человека, о способах сохранения и
Внедрение «Дневника здоровья» в учебно-воспитательный процесс в русле повышения мотивации здорового образа жизни позволит:
— повысить информированность субъектов образовательного процесса по вопросам здоровьесбережения и здорового образа жизни;
— формировать навыки самоконтроля уровня здоровья и физического состояния, наблюдения за динамикой физического развития, поддержания и укрепления здоровья и физического развития,
— изменить отношение у обучающихся к своему здоровью: выработать способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желание и умение вести здоровый образ жизни.
Учителю при этом отводится роль консультанта, а строителем своего здоровья на всех этапах остается сам ученик.
Приемы в работе с “дневником здоровья”:
чтение стихов, сказок, рассказов;
выполнение подвижных игр и физических упражнений, упражнений на расслабление, концентрацию внимания, развитие воображения, точечный массаж, валеологический самоанализ;
Источник