Психология здоровья личности Учебное пособие для студентов
2010 Введение
День сегодняшний — хронический стресс.
Все мы варимся в одном котле, а говорят,
что в кипящим котле холодных мест не бывает.
Это и означает, что каждый из нас испытывает
все трудности жизни в быстро меняющийся стране
Обучение студента вуза является особым этапом его профессионального становления. В государственных документах отмечается, что будущее России определяется компетентностью, профессионализмом, мобильностью молодых специалистов, умением эффективно работать на уровне мировых стандартов, современным мышлением, способностью к успешной самореализации в профессиональной сфере и организации собственного здорового образа жизни.
В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки «Педагогическое образование» представлены требования в виде компетенций к результатам освоения образовательных программ студентами: «Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья».
Данное учебное пособие поможет студенту овладеть знаниями, навыками и умениями по сохранению и укреплению здоровья, в первую очередь психического.
Цель курса:
Представить студентам систему знаний по укреплению психического здоровья и управлению собственными мыслями, чувствами и поведением.
Задачи учебного курса:
обучение студентов основам сохранения, восстановления и совершенствования психического здоровья, формирование ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей;
ознакомление студентов с многообразием психологических методов саморегуляции психического здоровья и всестороннего совершенствования человека, направленное на сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья;
помощь в определении вектора движения в процессе становления человека как личности;
формирование у студентов «реального идеала» человека и способствование его достижению.
Требования к знаниям и умениям
Студент должен знать:
современное состояние и проблемы данного научного направления;
уровни саморегуляции психического здоровья;
технологии, позволяющие улучшить свое самочувствие;
особенности самоуправления психическим здоровьем в различных состояниях.
Студент должен уметь:
определять негативные психические состояния личности;
владеть методиками выполнения релаксационных, концентрирующих и противострессовых упражнений;
применять психотехнологии выработки эмоциональной устойчивости:
-технологии осознанного самовнушения;
-технологии вхождения в трансовые состояния;
-технологии позитивного мышления;
-технологии обретения душевного равновесия.
Глава I. Психология здоровья: новое научное понятие Тема 1.1. Предназначение, цели и задачи психологии здоровья личности
«Здоровье даруется нам вместе с жизнью, как обычная функция или принадлежность — как дыхание, пищеварение, кровообращение, экскреция и т.д. Может быть, поэтому никто и не думает о здоровье, пока его не потеряет. Здоровье подчиняется общим законам, царящим во Вселенной, без знания и соблюдения которых жизнь невозможна. Поэтому каждый из нас обязан усвоить хотя бы то, что известно науке о человеке и его здоровье» [Майя Гогулан].
Поскольку человеческая жизнь является Высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье индивида в общественное богатство.
Всестороннюю полноту человеческой жизни как непреходящей ценности обуславливает здоровье, и наслаждение жизнью предполагает наличие здоровья. Ценность человеческой жизни является абсолютной, так как жизнь — это единственное условие и критерий существования любой другой ценности.
В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, формируется научное направление — ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ. Эта отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии и является междисциплинарной наукой, привлекая для решения своих задач психологов, врачей, педагогов, социальных работников, социологов и др.
«Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития»[3].
Психология здоровья как новое научное направление связано с появлением профилактической медицины.
В.А. Ананьев считает, что «главным продуктом психологии здоровья должно стать совершенствование личности, через это — укрепление здоровья и через все вместе взятое — повышение уровня качества жизни» [3].
В.Н.Панкратов, в своей книге «Саморегуляция психического здоровья», указывает на то, что психологическая составляющая — основа здоровья личности: «…если человек научится осознавать и контролировать свое поведение, эмоции, мысли, то он может научиться сохранять и оптимальный вес, гармонизировать семейные и сексуальные отношения, избавляться от привычек, мешающих полноценно жить. Таким образом, путем познания и улучшения психологической составляющей здоровья, мы можем не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать и человека, и его здоровье» [22].
Исходя из вышеизложенного, можно определить главную цель психологии здоровья, как «всестороннее совершенствование человека» (личности) [3].
Для достижения этой цели ставятся теоретические и практические задачи, направленные не только на предупреждение развития психической и соматической патологии, но и на общее совершенствование личности.
В.А. Ананьев в книге «Психология здоровья» указывает на то, что «психология здоровья призвана формулировать человеческий способ бытия, определять русло, вектор движения, пространство бесконечного процесса становления человека, формировать «реальный идеал» человека и способствовать его достижению» [3].
Он также отмечает: «Объектом психологии здоровья является, с известной долей условности, «здоровая», а не «больная» личность, из чего следует, что психология здоровья видит в качестве своей задачи то, как делать небольных людей здоровыми» [3].
Одной из основных задач является разработка способов мотивации человека к сохранению, укреплению, и развитию своего здоровья.
«Попутной задачей психологии здоровья является сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья» [3].
«Главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию» [3].
Н. М. Амосов писал: «Здоровье ради здоровья не нужно, оно ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье» [3].
В.А. Ананьев считает, что « Психология здоровья впитывает в себя все ценное, что помогает человеку возвыситься. Из восточных традиций могут быть заимствованы технические приемы, из христианства — методы духовного взросления человека» [3].
Источник
Психология здоровья личности Учебное пособие для студентов
2010 Введение
День сегодняшний — хронический стресс.
Все мы варимся в одном котле, а говорят,
что в кипящим котле холодных мест не бывает.
Это и означает, что каждый из нас испытывает
все трудности жизни в быстро меняющийся стране
Обучение студента вуза является особым этапом его профессионального становления. В государственных документах отмечается, что будущее России определяется компетентностью, профессионализмом, мобильностью молодых специалистов, умением эффективно работать на уровне мировых стандартов, современным мышлением, способностью к успешной самореализации в профессиональной сфере и организации собственного здорового образа жизни.
В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки «Педагогическое образование» представлены требования в виде компетенций к результатам освоения образовательных программ студентами: «Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья».
Данное учебное пособие поможет студенту овладеть знаниями, навыками и умениями по сохранению и укреплению здоровья, в первую очередь психического.
Цель курса:
Представить студентам систему знаний по укреплению психического здоровья и управлению собственными мыслями, чувствами и поведением.
Задачи учебного курса:
обучение студентов основам сохранения, восстановления и совершенствования психического здоровья, формирование ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей;
ознакомление студентов с многообразием психологических методов саморегуляции психического здоровья и всестороннего совершенствования человека, направленное на сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья;
помощь в определении вектора движения в процессе становления человека как личности;
формирование у студентов «реального идеала» человека и способствование его достижению.
Требования к знаниям и умениям
Студент должен знать:
современное состояние и проблемы данного научного направления;
уровни саморегуляции психического здоровья;
технологии, позволяющие улучшить свое самочувствие;
особенности самоуправления психическим здоровьем в различных состояниях.
Студент должен уметь:
определять негативные психические состояния личности;
владеть методиками выполнения релаксационных, концентрирующих и противострессовых упражнений;
применять психотехнологии выработки эмоциональной устойчивости:
-технологии осознанного самовнушения;
-технологии вхождения в трансовые состояния;
-технологии позитивного мышления;
-технологии обретения душевного равновесия.
Глава I. Психология здоровья: новое научное понятие Тема 1.1. Предназначение, цели и задачи психологии здоровья личности
«Здоровье даруется нам вместе с жизнью, как обычная функция или принадлежность — как дыхание, пищеварение, кровообращение, экскреция и т.д. Может быть, поэтому никто и не думает о здоровье, пока его не потеряет. Здоровье подчиняется общим законам, царящим во Вселенной, без знания и соблюдения которых жизнь невозможна. Поэтому каждый из нас обязан усвоить хотя бы то, что известно науке о человеке и его здоровье» [Майя Гогулан].
Поскольку человеческая жизнь является Высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье индивида в общественное богатство.
Всестороннюю полноту человеческой жизни как непреходящей ценности обуславливает здоровье, и наслаждение жизнью предполагает наличие здоровья. Ценность человеческой жизни является абсолютной, так как жизнь — это единственное условие и критерий существования любой другой ценности.
В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, формируется научное направление — ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ. Эта отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии и является междисциплинарной наукой, привлекая для решения своих задач психологов, врачей, педагогов, социальных работников, социологов и др.
«Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития»[3].
Психология здоровья как новое научное направление связано с появлением профилактической медицины.
В.А. Ананьев считает, что «главным продуктом психологии здоровья должно стать совершенствование личности, через это — укрепление здоровья и через все вместе взятое — повышение уровня качества жизни» [3].
В.Н.Панкратов, в своей книге «Саморегуляция психического здоровья», указывает на то, что психологическая составляющая — основа здоровья личности: «…если человек научится осознавать и контролировать свое поведение, эмоции, мысли, то он может научиться сохранять и оптимальный вес, гармонизировать семейные и сексуальные отношения, избавляться от привычек, мешающих полноценно жить. Таким образом, путем познания и улучшения психологической составляющей здоровья, мы можем не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать и человека, и его здоровье» [22].
Исходя из вышеизложенного, можно определить главную цель психологии здоровья, как «всестороннее совершенствование человека» (личности) [3].
Для достижения этой цели ставятся теоретические и практические задачи, направленные не только на предупреждение развития психической и соматической патологии, но и на общее совершенствование личности.
В.А. Ананьев в книге «Психология здоровья» указывает на то, что «психология здоровья призвана формулировать человеческий способ бытия, определять русло, вектор движения, пространство бесконечного процесса становления человека, формировать «реальный идеал» человека и способствовать его достижению» [3].
Он также отмечает: «Объектом психологии здоровья является, с известной долей условности, «здоровая», а не «больная» личность, из чего следует, что психология здоровья видит в качестве своей задачи то, как делать небольных людей здоровыми» [3].
Одной из основных задач является разработка способов мотивации человека к сохранению, укреплению, и развитию своего здоровья.
«Попутной задачей психологии здоровья является сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья» [3].
«Главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию» [3].
Н. М. Амосов писал: «Здоровье ради здоровья не нужно, оно ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье» [3].
В.А. Ананьев считает, что « Психология здоровья впитывает в себя все ценное, что помогает человеку возвыситься. Из восточных традиций могут быть заимствованы технические приемы, из христианства — методы духовного взросления человека» [3].
Источник
Ближайшие тренинги
Новости синтона
Новое на сайте
Подпишитесь
на нашу рассылку!
Психология здоровья личности
Самоорганизация и ее особенности
Самоорганизация – показатель личностной зрелости человека. Самоорганизация не свойственна инфантильным субъектам, у которых, в процессе индивидуального развития, не произошло полноценного становления механизмов саморегуляции. Самоорганизация таких личностей не приобрела четкую нацеленность, осознанность, контролируемость. Важнейший признак становления самоорганизации – активное формирование себя как личности, соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т.п.) индивидуальным особенностям личности.
Самоорганизация – это интегральная совокупность природных и социально – приобретенных свойств, воплощенных в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в организации деятельности и поведения.
Самоутверждение как важнейшая потребность человека
Потребность в самоутверждении неразрывно связана с фундаментальными потребностями человека в самовыражении и самораскрытии, в достижении максимальной полноты жизни, доступной в конкретных условиях существования. Понятия самовыражение и самораскрытие тесно связано с понятием «моральная сила личности», которая проявляется в способности мобилизовать в нужный момент все резервы своего организма. Люди, обладающие большей моральной силой по сравнению с другими членами общества, достигают в своей деятельности результатов, во много раз превосходящих средний уровень.
Самодетерминация и ее проявления
В самодетерминации человека основную роль играет смысл жизни. Данную проблему исследовал Ф. Франкл. Борьба за обретение смысла жизни – движущая сила в жизни личности. Потребности в смысле жизни проявляется часто настолько сильно, что человек способен даже умереть ради своих идеалов и ценностей. Для конкретной личности важен специфический смысл жизни в каждый данный момент времени, и потеря этого смысла часто приводит к непоправимым последствиям.
Самоактуализация и ее особенности
В момент самоактуализации «Я» реализует самое себя, осуществляет непрерывный процесс выбора, означающий для личности ее продвижение или отступление (лгать или говорить правду, воровать или не воровать и т.д.). Самоактуализироваться – это значит реализовать потенции внутреннего роста. Обращаться к самому себе, требуя ответа и делая выбор, — значит брать на себя ответственность, совершать очередной шаг в своем развитии.
Самоактуализация – это и умение высказать противоположную точку зрения, умение пойти наперекор своим слабостям, это накопление «приобретений», которые впоследствии могут стать крупными достоинствами личности.
Тема 2.6. Особенности самоуправления в различных состояниях сознания
В настоящее время в европейской психологической традиции нет общепринятой классификации состояний сознания [16].
Процесс саморегуляции происходит во всем широком диапазоне состояний – от полного бодрствования [22] и до расширенных состояний сознания [16].
Рассмотрим процесс саморегуляции в различных состояниях сознания:
Измененные состояния сознания, в том числе РСС.
Особенности саморегуляции в различных состояниях бодрствования
Состояния бодрствования
Состояния бодрствования имеют широкий диапазон: от полного бодрствования до просоночных фаз [22].
На уровне полного бодрствования функционируют специфические механизмы саморегуляции, имеющие особое назначение. На данном уровне саморегуляция носит оперативный характер и включает в себя большой набор вариантов самовоздействия, адекватных быстро меняющейся обстановке: реакции отреагирования, изменение чувственной активности, ритуальные действия и т.п. Саморегуляция происходит в форме ускоренного внутреннего диалога или монолога, опирающихся на механизмы формальной логики и дискретного мышления.
При снижении уровня бодрствования механизмы саморегуляции, включающие словесно – логическое мышление, подменяются наглядно – образной компонентой мышления, которая опирается на механизм трансформации зрительных представлений. Углубление процессов торможения значительно абстрагирует и образные компоненты мышления, подменяя их системой символов, в которых в самом общем виде шифруются, кодируются как мыслительные задачи, стоящие перед субъектом, так и результаты их решения.
Состояния низких уровней бодрствования не связаны с активной деятельностью. Процессы саморегуляции в организме, находящемся в состоянии покоя, характеризуются направленностью на решение отсроченных задач. Реализуются они посредством использования образно – символических средств, которыми оперирует долговременная память, поэтому вмешательства словесно – логических процессов мышления не требуется, как правило.
Измененные состояния сознания и РСС
К измененным состояниям сознания (ИСС) относятся медитативные, трансовые, гипнотические, психоделические и другие необычные состояния сознания.
Понятие ИСС является родовым по отношению к понятию РСС (расширенное состояние сознания). РСС – особое состояние измененного сознания, которое возникает при определенном виде дыхания. РСС – естественный физиологический и психологический феномен. РСС характеризуется максимальной мобилизацией резервных возможностей человеческой психики, когда человек при помощи полного расслабления и осознанного дыхания получает расширенные возможности управления центральной и периферической нервными системами, работе с бессознательным материалом, организмом в целом. РСС качественно отличается от состояний, возникающих при глубоком гипнозе, трансе, медитациях и других способах достижения ИСС. РСС может быть использовано сознательно для вызывания ресурсных («потоковых», творческих, эвристических) состояний сознания.
В.В. Козлов, в своей книге «Психотехнологии измененных состояний сознания» [16], уточняет, что термины ИСС, РСС и другие употребляются синонимично. «Хотя понятие «измененные состояния сознания» достаточно широко употребляются в науке, мы считаем, что сознание (индивидуальное свободное сознание) не меняется по существу. Можно корректно говорить об изменении содержания сознания в зависимости от среды идентификации» [16].
Козлов предлагает континуум уровней измененности сознания, в котором крайние шкалы (+1) — (-1):
+1 – состояние четкого, ясного, полного сознания;
-1 – глубокое психоделическое состояние сознания.
Континуум уровней измененности сознания:
+1 ПСС – состояние четкого, ясного полного сознания;
ОСС – обыденное состояние сознания;
ТСС – трансовые состояния сознания;
НСС – «нулевое» состояние сознания;
РСС – расширенное состояние сознания;
-1 ПдСС – психоделические состояния сознания.
ПСС связано с такими состояниями сознания, как инсайт (проницательность, усмотрение) и бывает не столь часто. Это предельное, пиковое СС в смысле его полноты и ясности.
ОСС — естественное сознание в потоке обыденной реальности, самодостаточное. Поведение человека при ОСС автоматизировано, алгоритмизировано, задано социальными программами и генетическим потенциалом.
ТСС – необычное состояние обычного сознания. ТСС характеризуются особой отрешенностью сознания, вызываемый произвольно (при аутогенных тренировках, с помощью разнообразных ритуалов, на сеансах самовнушения и гипнотического воздействия (при направленных визуализациях, медитациях) и т.п.) или возникающий спонтанно, при «застревании» внимания на объектах интроспекции или качествах восприятия внешних предметов. В трансовом состоянии происходит усиление репродуктивной активности сознания, возникают яркие зрительные образы прошлого, и проявляется повышенная способность к фантазированию.
НСС характеризуется полным отсутствием всякого осознания. Такое «выпадение» осознания похоже на состояние глубокого сна.
РСС – особое ИСС, о нем уже говорилось выше.
ПдСС – это состояние сознания, которое вызывается введением в организм психоделиков, или глубокими психофизиологическими сдвигами, которые появились в результате очень длительного и интенсивного применения других способов вхождения в ИСС. ПдСС могут быть индуцированы реальными жизненными обстоятельствами: предсмертные состояния, состояния трансперсональных переживаний, вызванных болевым или психологическим шоком и др. К естественным ПдСС можно отнести осознаваемые эмоционально насыщенные сновидения, «просоночные состояния сознания».
ПдСС и РСС характеризуются особыми трансформациями сознания, связанными с изменениями во всех сферах восприятия, с сильными и зачастую необычными эмоциями. А также с глубокими переменами в мыслительных процессах. Эмоции, связанные с ПдСС и РСС, охватывают очень широкий спектр и простираются далеко за пределы повседневного опыта – от чувств эстатического восторга до ужаса, неудержимого гнева, отчаяния, вины и других крайних проявлений эмоционального страдания. Интенсивность этих переживаний сопоставима с описанием адских мук в великих религиях мира. Поляризованы и сопутствующие физические ощущения – от ощущения необычного здоровья и благополучия, оптимального физиологического функционирования, так и крайний дискомфорт (мучительные боли, давление, тошнота, или чувство удушья). В.В. Козлов, со ссылкой на исследования Ст. Грофа, отмечает: «Нас могут посетить глубокие психологические прозрения, проливающие свет на нашу личную историю, на бессознательные силы, которые движут нами, на наши эмоциональные затруднения и межличностные проблемы. Мы можем также испытать необычайные откровения, затрагивающие различные аспекты природы и космоса и намного превосходящую нашу образовательную и интеллектуальную подготовку. Большинство интереснейших прозрений, которые открываются в холотропных состояниях, сосредоточено вокруг философских, метафизических и духовных проблем» [16].
Глава III. Психотехнологии выработки эмоциональной устойчивости
Тема 3.1. Осознанное самовнушение
1. Сила мысли и ее проявления
Умственная энергия, организованная в виде мысли, обладает колоссальной мощью. Каждая наша мысль воздействует на нас. Крепость нашего тела, успех в жизни и наслаждение жизнью, — все зависит от природы и качества наших мыслей.
Важно помочь себе всесторонне понять деятельность энергии мысли, освоить технику ее контролирования, овладеть методом воплощения благотворных идей в жизненную реальность. Мысль способна творить чудеса [22].
В.Н. Панкратов поясняет: «Как вы думаете, то вы и получите. Какие у вас мысли, такой и будет ваша жизнь. Ваши мысли создают вокруг и внутри вас определенную среду. Они порождают окружающий вас мир и вас самих. Один из основных эзотерических постулатов гласит: «Вы есть то, что вы о себе думаете». Если вы наслаждаетесь здоровыми мыслями, вы сохраняете прекрасное здоровье. Если ваше сознание сосредоточено на нездоровых мыслях – мыслях о больных тканях, о слабых нервах, о нарушенной жизнедеятельности органов, даже не надейтесь на здоровье, красоту и гармонию» [22].
Далее: «Воспоминание о неприятностях, которое является всего лишь течением мыслей, вызывает те же разрушительные гормоны, что и само неприятное воздействие» [22].
Если человек постоянно сосредоточен на одних и тех же мыслях, то вырабатывается стереотип мышления, «то есть формируется колея, по которой энергия мысли мчится автоматически». Если человек изменит восприятие, «то изменится и ощущение вашего мира и тела» [22].
Панкратов подчеркивает: «Итак, проникнитесь мыслью, что единственная вещь во всем мире, которой вы располагаете в свободном и чистом виде, — это ваши представления. Когда меняются представления – меняется действительность, в которой живет человек, меняется он сам».
Как же изменить свои восприятия, представления, мысли?
Изменить можно при помощи механизма самовнушения. Уяснив возможность сознательно применять самовнушение, человек способствует освобождению себя от телесных недугов и обретает душевное равновесие.
Чтобы лучше уяснить действие механизма самовнушения, желательно разобраться в действии бессознательных сил психики. Бессознательное «Я» посредством нервной системы оказывает решающее влияние на деятельность всех ваших органов. В результате можно наблюдать явления, кажущиеся на первый взгляд совершенно невероятными: вашему бессознательному «Я» достаточно вообразить, что тот или иной орган функционирует правильно или неправильно, или, что вы испытываете то или иное ощущение, как этот орган действительно начинает работать соответствующим образом, и вы действительно получаете это ощущение. Бессознательное «Я» заведует не только работой всех ваших органов, но и управляет всеми вашими поступками, чем бы они, ни вызывались. В основе механизма управления лежит воображение. Именно воображение служит двигателем всех ваших поступков – часто даже вопреки вашей воле».
Воображение бессознательного «Я» можно направить в нужное русло при помощи способа осознанного, контролируемого самовнушения.
2. Особенности технологии осознанного самовнушения
В.Н. Панкратов, в своей книге [22] , излагает технологию разработанную профессором О.И. Ждановым. Ознакомимся с основными моментами этой методики:
Режим работы, при котором мозг обладает наименьшим сопротивлением потоку мозговой электроэнергии по нервным путям, а, следовательно, работает в наилучшем режиме ментальной активности, — соответствует состоянию спокойствия и уравновешенности. Когда человек возбужден, охвачен страстью, ревностью, злостью, режим работы мозга значительно ухудшается, что ведет к неспособности сконцентрировать внимание, повышенной возбудимости и в результате к ухудшению здоровья.
В спокойном состоянии мозгу ничто не мешает нормально функционировать. Такое состояние возникает, когда человек засыпает. Поэтому, отходя, вечером ко сну, можно захватить, немного оптимального состояния для осознанного самовнушения. Лучшее же время для осознанного самовнушения – это утро, как только человек просыпается, так как активность мозга усиливается и исключена возможность уснуть. Этот режим является как бы переходным и его относят к трансовым состояниям (см. выше).
Спонтанные трансовые состояния кратковременны, настоящие результаты осознанного самовоздействия придут только тогда, когда человек научится произвольно входить в трансовое состояние.
Наиболее надежным способом достижения трансового состояния является медитация.
Тема 3.2. Измененные состояния сознания (ИСС). Медитация
Технология вхождения в трансовые состояния. Влияние медитации на эмоциональное состояние человека
Одна из методик вхождения в трансовое состояние дана в приложении к данному пособию.
Овладевая способностью произвольно входить в транс, человек приобретает способ превращать бессознательное во внутренний уровень сознания, что способствует гораздо лучшему принятию решений, так как появляется доступ к большей информации.
«При работе с бессознательным должен быть задействован механизм, принадлежащий к наиболее ранним этапам эволюции, предшествовавшим появлению речи. Слова в этом случае не могут быть эффективным инструментом воздействия. Здесь должны создаваться мыслеформы (образы), отражающие сущность самовнушения, что, в свою очередь, образует ментальную картину того процесса или факта, реализация которого вам необходима» [22].
Существуют экспериментальные и практические сведения психологов о том, что мозг принимает информацию без всякого различия между реальностью и ситуацией, которая ярко и детализировано, создана нашим воображением. Для достижения преднамеренной реальности в жизни нужно создать человеку мыслеформу – образ того, что необходимо [22].
Медитация, транс, как и возбуждение, имеют свой ритм. Медитация снижает частоту волн мозговой активности и позволяет лучше концентрировать свои мысли. Это происходит потому, что в медитативном состоянии мозгу не приходится иметь дело с эмоциями, которые мешают сконцентрироваться.
Тема 3.3. Позитивное мышление
Позитивное мышление и его роль в саморегуляции
1905 год. Английский психолог Уильям Джемс делает уникальное открытие, согласно которому смена психологической установки оказывает влияние на жизненные обстоятельства человека. Он утверждает, что для того, чтобы изменить внешний мир, нужно изменить самого себя. Согласно его теории существует закон притяжения, по которому мы воздействуем на ход нашей жизни как магнит. При этом, в зависимости от направленности, мысли человек сам притягивает как позитивные, так и негативные ситуации. Притяжение это тем больше, чем больший эмоциональный заряд несут эти мысли.
Позитивное мышление — главный инструмент обеспечения здоровья и благополучия. «Позитивное мышление — это мысли о том, что вы хотите, а не о том, чего не хотите. Когда вы думаете о том, чего не хотите, вы именно это и получаете, поскольку только об этом и думаете. Лучше думайте о том, чего вы хотите. Отбросьте все сомнения и избавьтесь от мыслей о вещах, которых вы не хотите» [22].Чтобы научиться позитивно мыслить, нужно научиться заменять утверждение «чего я не хочу» на утверждение «чего хочу».
Многие люди, воздействуя на свою жизнь гневом, депрессией, страхом и другими видами отрицательной энергии, лишают себя главной жизненной силы. Энергию высокого качества жизни создает позитивный способ мышления и связанные с ним положительные эмоции добра, любви, радости.
Рассмотрим данный вопрос поподробнее. Исследования показывают, что люди, обладающие пессимистическим стилем объяснения, более склонны к депрессии.
Оптимистическое мышление оказывает множественные влияния на эффективное личностное функционирование и психическое здоровье: 1) на чувство компетентности и, через него, на внутреннюю мотивацию; 2) на постановку целей и настойчивость в их достижении: человек, верящий в возможность достижения успеха и важность приложения усилий для достижения успешного результата в деятельности, не будет бояться браться за сложные задачи, проявлять настойчивость, работоспособность и готовность доводить начатое дело до конца; 3) способствует адаптивным реакциям на трудные жизненные ситуации и стресс: конструктивная интерпретация неудач способствует адаптивным поведенческим и эмоциональным реакциям на неудачи, использованию проблемно-фокусированных стратегий их преодоления.
В целом ряде исследований было продемонстрировано, что у людей с оптимистическим стилем объяснения состояние здоровья лучше и продолжительность жизни выше, чем у людей с пессимистическим стилем объяснения. Пессимистичный стиль объяснения является предиктором вовлеченности в стрессовые жизненные события, менее продуктивные привычки по поддержанию своего здоровья и более низкое ощущение самоэффективности по отношению к возможности изменения этих привычек. Например, исследование, проведенное К. Петерсоном, Дж. Вейлантом М. Селигманом, показало, что пессимистический стиль объяснения представляет собой важный фактор риска для здоровья в пожилом возрасте. Пессимисты, будучи вполне здоровыми в возрасте 25 лет, между 45 и 60 годами приобретали проблемы со здоровьем, становясь гораздо более больными, чем оптимисты.
К. Петерсон, в течение года отслеживавший состояние здоровья 150 студентов, показал, что по сравнению со студентами, обладавшими оптимистическим стилем объяснения, студенты с пессимистическим объяснительным стилем в два раза чаще болели инфекционными заболеваниями и в два раза чаще обращались к врачам. В ряде других исследований было показано, что люди с пессимистическим стилем объяснения имеют более слабый иммунитет, более склонны жаловаться на свое самочувствие, у них отмечается более высокое систолическое и диастолическое давление, которое служит важным показателем при оценке здоровья.
Тема 3.4. Управление чувствами через воображение
Сила воображения. Конфликт воли и воображения
Воображение принимает непосредственное участие в регуляции различных состояний, процессов, функций, то есть выполняет прогностически-антиципирующую функцию. С помощью образов воображения человек может обращать внимание на нужные события, получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Субъект таким образом регулирует познавательные процессы и свои отношения с окружающим миром.
Воображение регулирует эмоциональные отношения, то есть может отчасти удовлетворять многие потребности, снимать напряженность. Оно является великим средством против пробелов, разрывов и неясностей в общей картине мира. Достраивая с помощью воображения эту картину, придавая ей целостность и завершенность, человек пытается предупредить возникновение отрицательных эмоций. Оно трансформирует содержание реальности: на одних объектах раскрываются существенные характеристики других. Подобные трансформации происходят с помощью включения всего опыта человека, всех слоев его психики, с помощью различных способов, то есть различных психологических механизмов воображения: агглютинации, типизации, комбинирования, реконструкции, акцентирование:
• Типизация — специфическое обобщение, состоящее в создании сложного целостного образа, носящего синтетический характер;
• Комбинирование — подбор и соединение определенных черт предметов и явлений;
• Акцентирование — подчеркивание определенных черт, признаков явлений;
• Реконструкция — «примысливание» по части, признаку, свойству целостной структуры образа;
• Агглютинация — сочетание разнородных свойств, качеств, признаков объектов.
Воображение своими корнями уходит в бессознательное. Попытки изменить убеждения и исправить привычки с помощью силы воли чаще всего дают обратный результат. Психика не приемлет волевого насилия, она сопротивляется тому, что не делается на грани приятного. Эту направленность на удовольствие можно сформировать с помощью воображения, которое по своей силе в конфликтной ситуации с волей чаще всего побеждает.
Лучший способ преодолеть какую-либо привычку — это мысленно сформулировать ясный образ желаемого конечного результата и упражняться без всяких усилий в достижении намеченной цели.
Используемый набор способов саморегуляции для каждого человека весьма разнообразен. Все рассмотренные способы саморегуляции действуют не изолированно, а взаимодополняют друг друга, составляя индивидуальную систему саморегуляции. Секретом успеха функционирования регуляторной системы будет знание и применение наиболее эффективных способов саморегуляции, адекватных конкретной ситуации.
Источник