Меню

Для здоровья химия важна как

Химия в повседневной жизни человека — роль, значение и воздействие на организм

Нередко учащимся 8 класса задают написать сочинение, сообщение, эссе, выполнить проект на тему «Химия в жизни человека»? Это неслучайно. Уже не одно столетие химия занимает важное место в жизни людей.

Лекарства, косметика, бытовая химия, многие пищевые добавки, вещи первой необходимости – все это получено с помощью химических веществ и их реакций. Роль этой науки большей частью положительна. И лишь бесконтрольное ее использование в отраслях потребительского рынка может нанести вред.

Роль химии в жизни человека

Химия – не только научно-теоретическая дисциплина. Это одна из самых применимых на практике наук. Ее открытиями пользуются промышленность, сфера услуг и просто любая семья.

Химия в быту

Каждая современная семья использует огромное количество средств бытовой химии – на кухне, в ванной, гостиной, спальне. Они помогают экономить время, сохранять здоровье, поддерживать чистоту, создавать красивый интерьер, выращивать растения, ухаживать за автомобилями.

Вот только некоторые из этих средств:

стиральные порошки, мыло;

клеи, краски, лаки;

пятновыводители, очистители, крема для обуви;

удобрения, вещества для защиты домашних растений от насекомых, болезней.

Так, при стирке активные вещества вступают в реакцию с грязью, в результате чего она как бы отталкивается от ткани. В хозяйственном мыле – это обычная щелочь природного происхождения, в порошках – синтетические ПАВ. Для создания красок тоже используют химию: едкий натр в гуаши, олифа – в масляных разновидностях.

Однако химия оставила свой след и в привычных операциях. Когда готовят пирог, то смешивают соду и лимонный сок. Происходит процесс растворения соды и выделения углекислого газа СО2. Он пробивает себе выходы, и тесто поднимается.

Очистка металлической посуды от накипи с помощью лимонной кислоты производится в результате растворения твердых карбонатных пленок (накипи) в кислой среде.

Химия и человеческий организм

Человек – это сложная система, состоящая из различных элементов и органических веществ. Но требуется постоянное их пополнение. Кальций, калий, кислород, фосфор, аминокислоты – все это должно поступать в организм с едой.

Влияние внешних веществ по-разному воздействует на человека. Так, принятие аспирина с помощью химических реакции разжижает кровь. Для одного человека, с густой кровью и склонностью к тромбам, — это спасение. Для другого, с нарушением свертываемости крови, применение этого лекарства может довести до летального исхода.

Поэтому химические вещества или продукты с ними сопровождаются инструкциями, как обезопасить себя.

Пример: уксусную кислоту нельзя употреблять, не разбавив большим количеством воды. При работе с чистящими гелями, пастами, надо надевать перчатки. Нельзя употреблять слишком много соли из-за накопления натрия, ведущего к отекам.

Химия в промышленности

На химических реакциях основано большинство промышленных производств мира.

Так, благодаря промышленной химии, получают:

Источник

ВЛИЯНИЕ БЫТОВОЙ ХИМИИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА: КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ?

Бытовая химия и ее влияние на здоровье

Очевидное воздействие, которое оказывает бытовая химия на организм, – раздражение кожи, глаз при случайном контакте, или же это могут быть токсические реакции при случайном вдыхании бытовой химии, например, ее паров или мелкодисперсной пыли. Но все эти реакции в обязательном порядке проверяются, исследуются и испытываются перед тем, как средство поступит в продажу. Несмотря на то, что такие средства безопасны, часто приходится использовать сразу несколько препаратов. Это повышает число контактов с опасными соединениями и создает накопительный эффект, а это уже может стать причиной бронхиальной астмы, аллергии и ряда других проблем. К числу самых опасных представителей бытовой химии относят стиральные порошки и жидкости для мытья посуды, которые оставляют свой химический след надолго. Но как бытовая химия влияет на здоровье?

Стиральный порошок

Действие стирального порошка определяется наличием в его составе поверхностно-активных веществ (ПАВ). И в зависимости от того, какие это ПАВ, можно судить о безопасности и эффективности порошка. Неионогенные ПАВ считаются дружественными к коже и окружающей среде, так как они биоразлагаемы. Как показывают исследования, порошки не вымываются из ткани полностью, порой даже недостаточно трехкратного полоскания. Тем не менее, этому процессу нужно уделять особое внимание. Анионные моющие средства, содержащие лаурилсульфаты, могут вредить при попадании в организм. Может появляться тошнота, рвота, спутанность сознания, вплоть до обморока. Но даже относительно безопасные неионогенные ПАВ раздражают кожу, могут стать причиной аллергии и триггером для обострения хронических заболеваний кожи.

Самые популярные очищающие средства



Хлор с легкостью выводит различные пятна, оказывает антисептическое действие, но хлорсодержащая бытовая химия и здоровье человека несовместимы в случае, если такой контакт происходит ежедневно. Чаще в состав подобных средств бытовой химии входит гипохлорит натрия, который при попадании на кожу может раздражать слизистую полости носа, рта, горла, а прямой контакт с кожей рук – причина сухости и даже дерматита. Случайный прием внутрь – причина серьезных последствий: химического ожога пищеварительного тракта, отравлений и состояний, угрожающих жизни и здоровью. Средства, содержащие хлор, нельзя одновременно использовать с другими чистящими средствами, особенно если они содержат аммиак. В ходе химической реакции между этими веществами выделяется ядовитый вредный пар, который может привести даже к развитию пневмонии. Кстати, нельзя мыть лотки домашних животных хлорсодержащей бытовой химией, так на их поверхности присутствует аммиак.

Читайте также:  Как отвернуть от себя мужа без ущерба здоровью

Средства для мытья посуды и варочных поверхностей

Средства, использующиеся в посудомоечных машинах, гораздо жестче в сравнении с теми, что используются для мытья посуды руками. Но в любом случае основное активное вещество – фосфаты. При случайном проглатывании они могут вызывать раздражение слизистой оболочки пищеварительного тракта, тошноту и рвоту. Фосфаты редко вызывают серьезные последствия для организма, чего нельзя сказать про средства, используемые для чистки варочных поверхностей и духовок. При работе с ними нужно надевать фартук, резиновые перчатки и даже защитные очки, а помещение должно хорошо проветриваться. Главные ингредиенты таких средств – гидроксид натрия или калия, которые вызывают серьезное повреждение кожи, глаз, а при случайном проглатывании вред бытовой химии на здоровье человека весьма серьезен, вплоть до отравлений, представляющих угрозу для жизни.

Освежители воздуха опасны



Многие не представляют себе жизни без освежителей воздуха: в доме пахнет «ароматом альпийского луга», «морозной свежестью» или «морским бризом». Но такие средства опасны, ведь в их состав входят дистилляты нефти, формальдегид, а также аэрозольные пропелленты. Такие вещества обычно легко воспламеняются. Кроме того, длительное воздействие и вдыхание этих веществ может стать причиной повреждения головного мозга и триггером для развития онкологии. Поэтому пользоваться ими можно только в крайних случаях, а в доме должно пахнуть чистотой и свежим воздухом. Врачи-гигиенисты рекомендуют отказаться от использования освежителей воздуха в целом. Но особенно от тех, что включаются автоматически через определенное время. К сожалению, они пользуются популярностью и используются не только в офисах и санузлах торговых центров, но и в быту, в наших квартирах.

Вред бытовой химии на здоровье: можно избежать

При производстве бытовой химии учитываются малейшие факторы, например, климатические условия региона, где она будет использоваться. Для примера, в состав бытовой химии, которую используют в Японии или Корее, вводят специальные добавки с дезинфицирующим эффектом, так как климат там очень влажный. Любую бытовую химию вполне возможно заменить безопасной альтернативой:

  • Хозяйственное мыло Им можно отмыть и отстирать любые загрязнения, но есть минус – не особо приятный запах.
  • Яблочный уксус Прекрасно растворяет жир, дезинфицирует, да и использовать его просто, не нужно прикладывать каких-либо усилий.
  • Сода и горчичный порошок Этими средствами можно прекрасно отмыть посуду, чайники, духовку, микроволновую печь и др.
  • Лимонная кислота

Она способна разъедать все ненужное: накипь в чайнике, стиральной машине, избавить от следов ржавчины, убрать въевшиеся пятна на одежде и др.

Отказаться от бытовой химии невозможно, да и не имеет смысла, но важно при ее выборе внимательно ознакомиться с составом. Хорошо, если в состав бытовой химии входят вещества, защищающие и стимулирующие восстановление кожи, например, растительные масла ши, кокоса, какао или пантенол.

Источник

Роль химии в формировании здорового образа жизни у учащихся

Манина Ольга Борисовна

Учитель биологии и химии

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Черногорска

Роль химии в формировании здорового образа жизни у учащихся

Здоровый образ жизни, как солнце,-

ежедневно греет, придаёт сил, поднимает настроение.

Что может быть важнее здоровья? Как сказал один мудрый человек: “Здоровье – это еще не все, но все ничто без здоровья”. Поэтому главная цель учителя на уроке – создание условий для формирования бережного и ответственного отношения учащихся к собственному здоровью.

Будущие нашей страны — счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна.

На уроках химии открываются прекрасные возможности для развития валеологической грамотности учащихся. Создание и организация здоровьесберегающего урока — это достаточно сложный и творческий процесс, требующий от учителя знаний психологии, физиологии, гигиены и других наук. Урок является основной формой организации обучения в школе, которая непосредственно зависит от учителя. От уровня рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Именно в школе учащиеся проводят значительную часть дня, и не помочь им сохранить здоровье — проявление бездушия и непрофессионализма. Школа остается той социальной структурой, в которой учащиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни. Здоровье сберегающему обучению способствует систематическая актуализация внимания учащихся на их здоровье, на необходимость заботиться о своем здоровье.

Читайте также:  Неделя здоровья для работников

Главным критерием такого урока является желание детей, уходя с урока, встретиться вновь с уроком химии, где комфортно, где есть душевное взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а химия понятна.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Так, на уроках химии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.

Преподавание химии позволяет органично вписывать принципы здоровьясбережения в темы уроков. Конечно, в одной публикации невозможно показать здоровьесберегащий материал курса химии. Поэтому я приведу только часть примеров.

Металлы I группы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Особенно высока связь между дефицитом в организме меди и такими «болезнями века», как: ишемическая болезнь сердца, рак, сахарный диабет, инфаркт миокарда, ожирение. Недостаток меди отрицательно влияет на умственную и физическую активность. Потребность в меди возрастает у детей, беременных женщин, людей пожилого возраста, при стрессах, значительных физических и умственных нагрузках. Особенно высока связь между дефицитом в организме меди и такими «болезнями века», как: ишемическая болезнь сердца, рак, сахарный диабет, инфаркт миокарда, ожирение. Недостаток меди отрицательно влияет на умственную и физическую активность. Потребность в меди возрастает у детей, беременных женщин, людей пожилого возраста, при стрессах, значительных физических и умственных нагрузках.

Соединения щелочных металлов.

¾ четверти пищевого натрия мы получаем не из солонки. Он прячется в консервах. Кетчупах, соусах, сырах, чипсах, солениях, копчёностях. Конечно натрий присутствует и натуральных продуктах: молоко, мясо, рыба, свекла, сельдерей, минеральной воде.. Натрий важен . он нужен для поддержания водного баланса ( и объёма крови), проведения нервных импульсов, мышечных сокращений, работы вкусовых, обонятельных, осязательных рецепторов

Организм человека быстро реагирует на нарушение солевого баланса появлением мышечной слабости, быстрой утомляемостью, потерей аппетита, возникновением неутомимой нужды.

Разнообразные химические соединения попадают в воздух кухни при обработки пищевых продуктов, особенно при жарке.

Все загрязнения воздуха поглощаются пористыми поверхностями – штукатуркой, а в меньшей степени – бетоном – в следствии физического явления адсорбции.

Если кухня побелена мелом, то карбонат кальция вступает во взаимодействие, например, с оксидом серы (IV). В результате выделяется углекислый газ и его концентрация увеличивается.

Побелка известью, напротив, способствует химической очистке воздуха, так как гидроксид кальция вступает во взаимодействие с вредными веществами:

Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О

Са(ОН)2 + 2SO2 = Ca(HSO3)2

Кислородсодержащие соединения азота

Оксид азота (II) NO выделяемый выстилкой артерий, способствует расслаблению их стенки, поддерживая нормальное артериальное давление, препятствует развитие атеросклероза и тромбоза. Это вещество вырабатывается всеми растениями и животными и обеспечивает, в частности свечение жуков- светляков.. Оно образуется из аминокислоты аргинина, поэтому полезность бобовые, рыбу, орехи.

Оксиды углерода (II) и (IV)

Угарный газ опасен, потому что он лишает возможности кровь нести кислород к жизненно важным органам, таким как сердце и мозг. Угарный газ объединяется с гемоглобином, который переносит кислород к клеткам организма, в следствии чего тот становится непригодным для транспортировки кислорода. В зависимости от вдыхаемого количества, угарный газ ухудшает координацию, обостряет сердечно-сосудистые заболевания и вызывает усталость, головную боль, слабость, Влияние угарного газа на здоровье человека зависит от его концентрации и времени воздействия на организм. Концентрация угарного газа в воздухе более 0,1% приводит к смерти в течение одного часа, а концентрация более 1,2% в течении трех минут.

Читайте также:  Статьи по социологии здоровья

Рассказывая о керамике, говорю о декоративной глазури, которая содержит соли свинца и кадмия. Следовательно в декоративной керамической посуде нельзя держать продукты.

«Вино губит душу людей и их потомство» Л.Н. Толстой Основная цель такого урока показать влияние алкогольных напитков на системы органов и организма в целом . Использую данные Министерства здравоохранения Республики Хакасия

Большую фенол играет в химической промышленности. Его используют для производства различного рода пластмасс и других синтетических волокон.

По сей день некоторые детские игрушки производятся с добавлением этого вещества, что делает конечный продукт не безопасным для здоровья человека.

Фенол негативно влияет на сердечно-сосудистую систему, нервную и на другие внутренние органы, такие как почки, печень и др. Во многих странах его использование в производстве товаров домашнего обихода, категорически запрещено в виду его токсичной активности.

Вышеперечисленные факторы, заставляют понять, что от поражения фенолом никто не застрахован. Стоит лишь надеяться, что ваше жилье не было построено с применением такого вещества, что оно не было использовано при производстве полов которые вы собираетесь купить, что игрушки которыми играют дети произведены с отсутствием этого токсина.

Получение и химические свойства альдегидов

Характеризуем физические свойства низших альдегидов: формальдегид – газ с резким запахом, ацетальдегид- жидкость с запахом прелых яблок. Обращаю внимание на запахи альдегидов: неприятные, действуют на организм человека неблагоприятно, вызывают повышение давления. Однако высшие и ароматические альдегиды имеют приятные запахи. Запах ванили в воздухе (чувствуется в кабинете ) человек улавливает при концентрации 2*10-11 г/л (79 млрд. молекул ). Приятные запахи действуют на организм положительно, так запахи ванили и лимона понижают давление, запах лимона тонизирует нервную систему, повышает концентрацию внимания, снимает головную боль и усталость. Лечение запахами называется ароматерапией.

На закрепление можно предложить задание. О каком веществе идёт речь?

Представляет собой едкую бесцветную жидкость, кипящую при комнатной температуре. Первичный продукт метаболизма этанола на пути его превращения в уксусную кислоту в организме человека. Один из химических агентов, ответственных за состояние опьянения. Вносит свой вклад в запах спелых фруктов. Используется для получения уксусной кислоты, этилового спирта, лекарственных препаратов. (Этаналь).

Холестерин — один из основных жиров. Он содержится во всех клетках нашего тела и используется в качестве строительного материала, однако при большом его содержании в крови холестерин приносит больше вреда, чем пользы.

Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.

Моделирование химического эксперимента — хорошее дополнение экспериментальной части обучения. Оно позволяет более рационально организовать изучение таких тем по химии, для которых демонстрационный эксперимент невозможен в условиях учебного кабинета (выделение вредных, ядовитых веществ, отсутствие дорогостоящих, редких реактивов, демонстрация взрывчатых веществ, моделирование промышленных реакторов для производства химических веществ и др.). Интерактивная демонстрация химического опыта в такой ситуации может оказаться единственным техническим средством, которое позволит обеспечить оптимальные условия восприятия изучаемого материала. Благодаря эффектности и зрелищности, опасных для жизни и здоровья демонстрируемых экспериментов у школьников формируется бережное отношение к собственному здоровью, обостряется зрительное восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Предмет химии обладает значительным потенциалом в формировании у учащихся здорового образа жизни.

Хочется верить, что к концу 11 класса учащиеся поймут, что химия не только наука формул, но и наука, глубоко связанная с нашей жизнью, и даже минимальный запас знаний поможет в жизни решить многие бытовые проблемы.

Таким образом, очевидно, что применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю — предметнику. И если все учителя будут использовать это как систему, то результат будет очевиден. Здоровье — самое ценное, что есть у человека, именно его мы должны беречь и воспитывать детей, заботящихся о своем здоровье.

1.Ф, Ванини,С. Ягер « Ваше здоровое сердце» ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест» 2007

2. Орехова В.А. Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. — М.: КНОРУС, 2006. С. 147

3 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М. АРТИ, 2003. -272 с.

Источник

Adblock
detector