Университет
«Врач — наша профессия, медицина — наше призвание».
Ставропольский государственный медицинский университет был основан в 1938 году. Многоуровневое непрерывное образование включает в себя подготовку квалифицированных специалистов с высшим медицинским, экономическим и гуманитарным образованием от довузовской подготовки до докторантуры.
Помочь абитуриентам в их стремлении стать студентами университета — главная задача факультета довузовского образования СтГМУ. Малая медицинская академия, функционирующая на базе факультета, — это возможность для учащихся 9-11 классов познакомиться с профессией врача, приобрести навыки научно-исследовательской деятельности, встретиться с видными учёными-клиницистами, посетить кафедры и музеи СтГМУ, адаптироваться к условиям обучения в вузе. В университете осуществляется прием школьников на подготовительные курсы по базовым для СтГМУ предметам: химии, биологии и русскому языку.
В структуре вуза – 4 факультета базового образования – лечебный, педиатрический, стоматологический, факультет гуманитарного и медико-биологического образования, на которых проходят обучение более 3, 5 тысяч будущих специалистов.
Факультет гуманитарного и медико-биологического образования начал свою работу в 2011 году и осуществляет обучение по 6 направлениям двухуровневой подготовки по программам бакалавриата и магистратуры: экономика, биотехнология, биология, адаптивная физкультура, специальное дефектологическое образование, социальная работа. Востребованность кадров в медицинской и фармацевтической промышленности, аграрном комплексе, в сфере экономики и менеджмента предоставляет широкий выбор возможностей нашим выпускникам.
К услугам наших студентов около 400 тысяч экземпляров книг и периодических изданий из фонда научной библиотеки академии, читальный зал предоставляет доступ к более 1000 электронных учебников, в числе которых – учебные и методические пособия преподавателей СтГМУ.
Уже начиная с первого дня учебы обучающиеся, помимо теории, постепенно получают практические навыки будущей профессии. Уникальный для Юга России Центр практических навыков, оснащенный по последнему слову техники, дает возможность студентам работать с фантомами и манекенами экспертного класса. Клиническая подготовка студентов проходит на базе 28 лечебно-профилактических учреждений г. Ставрополя и трех собственных клинических подразделений: клиники микрохирургии глаза, клиники пограничных состояний, и стоматологической поликлиники.
На факультете иностранных студентов не одно десятилетие готовят врачей для более тридцати стран мира. Ставропольский государственный медицинский университет является одним из 12 медицинских вузов России, аккредитованных для подготовки студентов из Индии.
СтГМУ активно интегрируется в общеевропейское образовательное пространство. Вуз сотрудничает с некоммерческим партнерством «Национальный союз студентов-медиков», объединяющим медицинские вузы 14 городов Российской Федерации. Участвуя в программах по международному обмену, наши студенты изучают опыт других стран в сфере науки и здравоохранения.
В университете действует крупнейший на юге России институт последипломного и дополнительного образования, в состав которого входят два факультета. Обучение в интернатуре проводится по 19 специальностям, в клинической ординатуре – по 43 специальностям, на циклах профессиональной переподготовки и повышения квалификации – по 72 специальностям. Факультет повышения квалификации преподавателей реализует программы дополнительного профессионального образования по педагогике, информатике, специальности и прикладным смежным дисциплинам.
Ставропольский государственный медицинский университет успешно готовит кадры для практического здравоохранения. За время своего существования вуз стал одной из крупнейших медицинских школ России. Целый ряд выдающихся ученых и врачей внесли значительный вклад в развитие университета и медицинской науки в целом.
Сегодня Ставропольский медицинский университет стремится к максимальному расширению перечня предлагаемых образовательных программ разного уровня – специалитет, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, второе высшее образование, программы повышения квалификации. Теперь в СтГМУ можно получить и среднее специальное образование.В 2012 году в состав академии вошел Ессентукский медицинский колледж, реализующий профессиональные образовательные программы по специальностям Лечебного и Сестринского дела. Выпускники колледжа — фельдшеры и медсестры -имеют высокий уровень подготовки, который обеспечивает гарантированное трудоустройство в лечебных и санаторно–курортных оздоровительных учреждений края и Северо – Кавказского региона. После окончания колледжа студенты получают дипломы государственного образца и возможность пройти специализацию и усовершенствование по 30 медицинским специальностям с получением сертификата.
Исследования – один из компонентов обучения, и возможность для студентов открыть перспективы для будущего карьерного роста. Важнейшим элементом инфраструктуры вуза является центр научно-инновационного развития, в состав которого входят шесть лабораторий: экспериментальной хирургии, нанотехнологии лекарственных средств, клеточных технологий, лаборатория фармакологии, физиологии и патологии эндотелия, лаборатория фармакогенетических исследований. На сегодняшний день в университете действуют 4 научные школы. Три десятка наград, завоеванных за последние 10 лет на различных международных медицинских выставках и форумах, дают представление о научной деятельности преподавателей и студентов. Вуз также сотрудничает с корпорацией РОСНАНО в практической реализации наиболее важных для жителей России научных разработок.
Оздоровление студентов – одна из важных составляющих политики учебного заведения. 25-метровый плавательный бассейн, три тренажерных зала, открытая баскетбольная площадка, санаторий-профилакторий «Искра» делают Ставропольский государственный медицинский университет вузом здорового образа жизни. Специалистами Центра студенческого здоровья ведется постоянный мониторинг физического и психического состояния обучающихся в СтГМУ.
Обучение в Медуниверситете — это не только теория, практика и научные изыскания. Много внимания в процессе обучения преподаватели уделяют гармоничному развитию личности каждого студента. В центрах воспитательной работы — волонтерское движение, патриотическое воспитание, команда КВН, танцевальная и музыкальная студии. Вокал, сценическое искусство, хореография, фольклор, спортивные секции, туристический клуб – лишь немногие из направлений, где студент СтГМУ может реализовать себя. В университете имеются 4 общежития, оборудованные для комфортного проживания.
Источник
Клинические тесты и задачи
*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ
Читайте в новом номере
1. У больного 55 лет обнаружены отставание правой половины грудной клетки при дыхании, притупление ниже уровня 3-го ребра, ослабленное дыхание и бронхофония там же. Рентгенологически – смещение сердца влево. Вероятный диагноз:
а) экссудативный плеврит;
б) крупозная пневмония;
в) ателектаз;
г) пневмоцирроз;
д) пневмоторакс.
2. Для астматического состояния характерны все признаки, кроме:
а) нарушения сознания;
б) полипноэ;
в) обильной мокроты;
г) уменьшения дыхательных шумов;
д) признаков острого легочного сердца.
3. У больного движения грудной клетки симметричны, при перкуссии коробочный звук, ослабленное везикулярное дыхание с удлиненным выдохом, печеночная тупость смещена вниз. Ваш диагноз:
а) гидропневмоторакс;
б) фиброз;
в) диффузная эмфизема легких;
г) бронхиальная астма;
д) лобулярная пневмония.
4. У больного грудная клетка нормальной формы, смещения средостения нет, тупой звук при перкуссии, звонкие влажные хрипы и отчетливая крепитация. Ваш диагноз:
а) лобарная пневмония;
б) эмфизема;
в) пневмоторакс;
г) бронхоэктазы;
д) фиброз легкого.
5. После прорыва острого одиночного абсцесса в бронх обычно наблюдаются следующие симптомы, кроме:
а) выявления на рентгенограмме полости с горизонтальным уровнем;
б) повышения температуры тела до 39°С и выше;
в) кашля с выделением большого количества мокроты с неприятным запахом;
г) улучшения общего состояния;
д) кровохарканья.
6. Укажите основной (постоянный) диагностический признак острой пневмонии:
а) притупление звука;
б) бронхиальное дыхание в месте притупления звука;
в) лихорадка;
г) влажные звонкие мелкопузырчатые хрипы;
д) ослабление дыхания.
7. Укажите основной рентгенологический признак крупозной пневмонии:
а) гомогенное затемнение соответственно доле или сегменту;
б) картина ателектаза;
в) тяжистый легочный рисунок;
г) очаговые тени;
д) диффузное уменьшение прозрачности.
8. Влажные хрипы в легких обычно выслушиваются при:
а) пневмотораксе;
б) фиброзирующем альвеолите;
в) плевральном выпоте;
г) раке легкого:
д) эмфиземе легких.
9. При хронических обструктивных заболеваниях легких возможны все осложнения, кроме:
а) правожелудочковой недостаточности;
б) эритроцитоза;
в) дыхательной недостаточности;
г) левожелудочковой недостаточности;
д) бронхогенного рака.
10. Рестриктивная дыхательная недостаточность может быть вызвана следующими заболеваниями, кроме:
а) кифосколиоза;
б) фиброзирующего альвеолита;
в) ожирения;
г) стеноза гортани;
д) экссудативного плеврита.
11. Основной ранний признак периферического рака легких:
а) боли в грудной клетке;
б) кровохарканье;
в) анемия;
г) рецидивирующий пневмоторакс;
д) очаг затемнения с неровными контурами.
12. Какой фактор не участвует в механизме возникновения удушья при бронхиальной астме:
а) альвеолярный отек?
б) отек слизистой бронхов;
в) бронхоспазм;
г) повышенная секреция слизи;
д) нарушение выделения мокроты.
13. Для бронхиальной обструкции характерны все признаки, кроме:
а) задержки мокроты;
б) ларингоспазма;
в) воспаления бронхов;
г) бронхоспазма;
д) отека слизистой оболочки.
14. Какой показатель лучше всех свидетельствует о бронхиальной обструкции?
а) диффузионная способность (по СО2);
б) остаточный объем легких;
в) максимальная вентиляция легких;
г) проба Тиффно;
д) жизненная емкость легких.
15. Укажите показания для диагностической плевральной пункции:
а) стойкий выпот;
б) подозрение на эмпиему плевры;
в) подозрение на раковую этиологию;
г) неясные причины выпота;
д) во всех перечисленных случаях.
16. Для хронического обструктивного бронхита характерны все признаки, кроме:
а) коробочного перкуторного звука;
б) удлиненного выдоха;
в) рассеянных сухих хрипов на выдохе;
г) бронхиального дыхания;
д) экспираторной одышки.
17. У мужчины 23 лет среди полного здоровья после сильного кашля возник приступ резких болей в грудной клетке справа. При обследовании: справа тимпанит, ослабление дыхания и бронхофонии. Вероятный диагноз:
а) крупозная пневмония;
б) острый бронхит;
в) плеврит;
г) тромбоэмболия легочной артерии;
д) спонтанный пневмоторакс.
18. Какой признак не характерен для острого абсцесса легких?
а) гектическая лихорадка;
б) тонкостенная полость без уровня жидкости;
в) эластические волокна в мокроте;
г) нейтрофильный лейкоцитоз;
д) примесь крови в мокроте.
19. У больного с хроническим легочным сердцем могут наблюдаться все признаки, кроме:
а) одышки;
б) тахикардии;
в) акроцианоза;
г) блокады правой ножки пучка Гиса;
д) бочкообразной грудной клетки.
Ответы
1 – а. 2 – в. 3 – в. 4 – а. 5 – б. 6 – г. 7 – а. 8 – б. 9 – г.
10 – г. 11 – д. 12 – а. 13 – б. 14 – г. 15 – д. 16 – г. 17 – д. 18 – б. 19 – в.
ЗАДАЧИ
Задача № 1
Больная К., 22 года. Поступила в стационар с жалобами на приступы удушья до 3–5 р./сут (в т. ч. ночные), приступообразный кашель с трудноотделяемой мокротой, одышку при незначительной физической нагрузке, заложенность носа. Страдает полипозным риносинуситом с 18-летнего возраста. В течение 5 лет с определенной цикличностью (в мае – июне) отмечает появление слезотечения, заложенности носа, затруднения дыхания. В анамнезе отмечены аллергические реакции на прием метамизола натрия: заложенность носа, затруднение дыхания.
Состояние пациентки средней степени тяжести, частота дыхания (ЧД) – 22/мин. Носовое дыхание резко затруднено. Отмечается диффузный «теплый» цианоз. При перкуссии легких – коробочный звук, при аускультации выслушивается большое количество сухих свистящих хрипов на выдохе. Частота сердечных сокращений (ЧСС) – 96/мин. АД – 110/70 мм рт. ст. Тоны сердца ритмичные, приглушены.
Клинический анализ крови: гемоглобин – 128 г/л; эритроциты – 4,5х1012, лейкоциты – 8,0х109; сегментоядерные – 63%; лимфоциты – 21%; эозинофилы – 13%; моноциты – 3%, СОЭ – 10 мм/ч.
Анализ мокроты общий: консистенция вязкая, характер слизистый, лейкоциты – 1–5 в поле зрения; эозинофилы – 40–60 в поле зрения, спирали Куршмана, кристаллы Шарко–Лейдена.
Спирограмма: жизненная емкость легких – 84%; объем форсированного выдоха за 1-ю с (ОФВ1) – 55%; максимальная объемная скорость воздуха на уровне 25% форсированной жизненной емкости легких (МОС 25) – 66%; МОС 50 – 42%; МОС 75 – 38%. После ингаляции 400 мкг сальбутамола: ОФВ1 – 84%; МОС 25 – 68%; МОС 50 – 59%; МОС 75 – 58%.
При рентгенологическом исследовании органов грудной клетки очаговые и инфильтративные изменения не обнаружены, определяются уплощение купола диафрагмы, повышение воздушности легочной ткани.
Сформулируйте клинический диагноз.
Задача № 2
Больной М., 66 лет. Поступил в клинику с жалобами на кашель с отхождением мокроты желто-зеленого цвета, повышение температуры тела до 38,8oС, одышку при умеренной физической нагрузке, боли в левой половине грудной клетки, усиливающиеся при кашле и глубоком вдохе, общую слабость, потливость. Заболел остро 3 дня назад после переохлаждения. Самостоятельно принимал ацетилсалициловую кислоту, бромгексин, но самочувствие не улучшалось. Из анамнеза известно, что пациент курит в течение 20 лет по 1–1,5 пачки сигарет в день.
Общее состояние – средней степени тяжести, кожный покров чистый. Температура тела – 37,6оС. Отеков нет, периферические лимфатические узлы не увеличены. ЧД в покое – 22/мин. Грудная клетка эмфизематозная, отмечается отставание ее левой половины при дыхании. Перкуторно – звук коробочный, слева ниже угла лопатки – притупление, там же – усиление голосового дрожания. При аускультации выслушиваются сухие жужжащие хрипы на выдохе, слева под углом лопатки – крепитация. Тоны сердца приглушены, ЧСС – 102/мин., АД – 118/76 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень, селезенка – не увеличены. Дизурии нет.
В анализах крови: гемоглобин – 152 г/л; эритроциты – 5,2х1012; лейкоциты – 12,6х109; палочкоядерные – 4%; сегментоядерные – 70%; лимфоциты – 18%; эозинофилы – 2%; моноциты – 6%; СОЭ – 34 мм/ч.
Общий анализ мокроты: характер слизисто-гнойный, лейкоциты – сплошь; кислотоустойчивые микобактерии не обнаружены; определяются грамположительные диплококки.
На рентгенограмме органов грудной клетки в 2-х проекциях – участок инфильтрации легочной ткани в нижней доле левого легкого, эмфизема легких.
Сформулируйте предварительный диагноз.
Ответы
Задача № 1. Бронхиальная астма, смешанная форма (атопическая, аспириновая), впервые выявленная, тяжелое течение. Дыхательная недостаточность (ДН) I–II степени. Полипозная риносинусопатия. Поллиноз с проявлениями аллергического риноконъюнктивита.
Задача № 2. Внебольничная пневмония с локализацией в нижней доле левого легкого, средней степени тяжести, фаза разгара. Хроническая обструктивная болезнь легких, смешанный тип, средней степени тяжести, ДН I–II степени.
Источник