Меню

Для укрепления здоровья занятия должны быть направлены преимущественное развитие

Каким видом спорта лучше заняться?

Всем детям для нормального роста и развития необходима двигательная активность. Ее значение трудно переоценить: она восстанавливает работоспособность, повышает физические ка¬чества, улучшает обмен веществ и функциональные возможности разных систем организма, помогает освоить полезные и красивые движения, расширяет общение, дает новые знания о себе и своем организме и многое другое. Это не значит, что не нужно заниматься музыкой, играть в компьютерные игры, ходить в театр, кино, на концерты или дискотеки, смотреть телевизор. Все это нужно для отдыха и духовного обогащения; да просто потому, что интересно и приятно. Но не много ли развлечений?

Приятное с полезным

В занятиях физическими упражнениями и спортом – резервы творческой работоспособности и гарантия от срывов и заболеваний. Зная двигательные предпочтения ребенка, лучше предложить ему более приятные для него физические упражнения (пойти «навстречу природе»). Он будет заниматься с удовольствием, быстрее заметит свои успехи и будет стараться их развивать. И для здоровья не столь важен выбор движений, гораздо важнее сама физическая нагрузка как средство развития его физиологических систем. Если вы не профессионал в физическом воспитании, то вряд ли стоит заниматься с ребенком техникой спортивных движений. Неправильно сформированный двигательный навык исправить сложно, лучше поручить это дело специалисту – педагогу физического воспитания.

Специалисты единодушны в том, что растущему организму необходимо никак не меньше 8 часов физкультурных занятий в неделю, а оптимально – 1,5–2 часа физической активности в день. Из них занятия физкультурой в пределах школьного расписания дают всего 1,5 часа (два урока) в неделю. Остальные часы нужно добирать самостоятельно за счет занятий в кружках, секциях, на прогулках, дома. Если из этого времени хотя бы часть вы проведете вместе с сыном или дочкой, это будет и полезное семейное общение, и общий вклад в сохранение здоровья не только ребенка, но и родителей. Как это происходит в действительности, видно из диаграммы. Данные для ее построения были получены недавно при мониторинге состояния школьников страны. Оказывается, оптимальную спортивную и физкультурную активность проявляют лишь четверть детей, а две трети ничем не занимаются. К этому, увы, приходится добавить, что во многих школах, даже московских, уроки физкультуры не проводятся из-за отсутствия учителей и условий для занятий. Чему ж тут удивляться, сетуя на плохое здоровье!

Диаграмма

Уровень двигательной активности современных российских школьников

Есть распространенное мнение: на стадионе или в спортзале не до отдыха, там приходится «пахать». На самом деле отдых – это переключение с преобладающего вида деятельности на какой-то другой. Активный отдых значительно полезнее пассивного «ничегонеделания»! Чем больше «неподвижная» составляющая нагрузки человека вообще, а растущего тем более, тем важнее активный отдых, отдых от неподвижной позы. Не надо противопоставлять занятия оздоровительными физическими упражнениями отдыху и развлечениям. Физкультура, оставаясь серьезным делом, должна в то же время доставлять радость занимающемуся, а не быть для него тяжким бременем. Кстати, при работе мышц в организме вырабатываются так называемые «эндогенные опиоды» – вещества, которые при попадании в мозг вызывают ощущение удовольствия – чувство «мышечной радости».

Важно, чтобы вид занятий был по душе: волейбол или футбол, ритмическая гимнастика, плавание, лыжи, теннис. А если занятия по душе и в радость, то это не только польза, но и большое удовольствие. И не беда, если в поисках любимого вида спорта ребенок сменит пару-тройку спортивных секций. Пусть в каждой из них он освоит хотя бы азы правильной техники движений – двигательные навыки сохраняются и могут пригодиться в дальнейшем. А время, затраченное на физические упражнения, в любом случае пойдет на пользу здоровью.

Оптимальный объем движений

Подсчитано, что за сутки здоровому школьнику необходимо сделать не менее 10 тысяч шагов и множество других движений, в том числе утреннюю гигиеническую зарядку, гимнастику до уроков, физкультминутки на уроках, гимнастику для уставших глаз. Очень полезна ритмическая гимнастика. И как можно больше бывать на свежем воздухе! Получается в итоге, что первокласснику следует ежедневно двигаться (преимущественно на воздухе) 3,5 часа, в 8–9 лет – около 3, а в 10 лет – 2,5 часа. Какие физические упражнения лучше для детей этого возраста? Младший школьный возраст часто называют периодом «второго детства», потому что в эту пору интенсивно развиваются свойства, позволяющие взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Его еще называют «игровым», потому что игра, преимущественно коллективная, занимает центральное место в развитии высших психических функций. К этой же игровой деятельности приспособлены и структурные особенности многих органов и тканей, в частности сердца и мышц, аэробный характер энергообеспечения. Игра рекомендуется не слишком интенсивная, но продолжительная.

Читайте также:  Здоровье граждан для общества государства

Самое главное средство укрепления здоровья – регулярные физические упражнения, которые приучают все системы организма слаженно работать и правильно реагировать на изменения внешней среды. Начинать надо с самого утра – утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после сна, поддержанию высокой работоспособности в течение дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во время гимнастики и последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость ЦНС, что способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов, а также умственной работоспособности. Очень хорошо, если, помимо школьных уроков, ребенок будет заниматься в спортивной секции.

Какие двигательные умения надо освоить каждому ребенку?

Прежде всего научиться ходить и бегать в разном темпе, прыгать в длину и вверх. Но еще очень важно плавать, ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках. Это поможет развивать силу, выносливость, координацию движений. Не меньше пользы для владения своим телом принесут и разные виды гимнастических упражнений, делающие человека гибким, ловким, подвижным. Девочки, занимающиеся художественной гимнастикой, отличаются правильной осанкой, грацией и пластичностью, а также музыкальностью.

Итак, какую же спортивную секцию выбрать ребенку и когда следует начинать занятия? Дети приходят в спортивные школы и секции по-разному. Иногда сами, вместе с одноклассниками, по рекомендации учителя физкультуры. Но лучше всего, чтобы это решение, как и любое другое, принималось на семейном совете после обсуждения всех «за» и «против» и, конечно, учитывая желание и склонности самого ребенка. Доводы «за» будут зависеть от взглядов и возможностей семьи. А вот в числе «против» может оказаться состояние здоровья, поэтому надо посоветоваться с врачами, причем лучше всего обратиться в кабинет лечебной физкультуры или врачебно-физкультурный диспансер. Главное – выбрать тот вид спорта, который не усугубит болезнь, а поможет укрепить организм и избавиться от недуга.

Спортивную секцию выбираем с умом

Если состояние здоровья ребенка позволяет ему заниматься в любой спортивной секции, следует постараться учесть тип его телосложения, т.е. особенности конституции. И, конечно, возраст, потому что развитие мышц и систем их обеспечения энергией у детей и подростков в разные периоды развития неодинаково. И у разных типов конституции в одном возрасте – тоже.

Чтобы занятия физкультурой и спортом не казались скучной и неприятной работой, в любом возрасте лучше предлагать и выбирать те виды физической активности, которые лучше получаются, легче удаются и доставляют удовольствие. Это очень важно для выраженных дигестивников и астеников с их особенностями и связанными с ними проблемами. Ведь когда они смогут показать самим себе и другим (неизвестно, что более важно), что в этих упражнениях они если и не впереди всех, то уж точно не хуже других, то станут все чаще заглядывать в спортзал и меньше переживать за свою «неуклюжесть». А это залог здоровья не только физического, но и психического.

Детям мышечного типа одинаково легко даются почти все виды физических упражнений, им доступны любые виды спорта. Обладая отличной взрывной силой, особенно хорошо эти дети осваивают естественные движения скоростно-силового характера. В легкой атлетике это спринтеры, прыгуны и метатели, это гимнасты, теннисисты, футболисты и другие «игровики», конькобежцы – словом, спортсмены практически любых специализаций.

Учитывая особенности строения тела и мышц, ребятам астено-торакального телосложения очень рекомендованы упражнения для развития выносливости, при которых у них прогрессируют и другие двигательные качества. Если сравнить влияние разных упражнений на частоту простудных заболеваний, то для худеньких младших школьников лучше делать акцент на скоростно-силовые упражнения – прыжки, метания, упражнения с мячом, подвижные игры. В то же время любимые для них виды спорта – лыжные гонки, велоспорт, плавание, гребля, бег на длинные дистанции.

Читайте также:  Проблемы здоровья у водителей

Исследования показали, что для укрепления здоровья ребятам дигестивного телосложения больше других подходят упражнения, направленные на преимущественное развитие скоростно-силовых возможностей. Очень неплохой эффект дают и комплексные упражнения. Вероятность спортивных успехов у детей дигестивного тело¬сложения выше всего в единоборствах (популярных сегодня ушу, самбо, дзюдо и других видах борьбы), «тяжелых» видах легкой атлетики (метаниях ядра и диска), некоторых спортивных играх (хоккее, водном поло и др.), а в более старшем возрасте – в тяжелой атлетике, атлетической гимнастике. Для девочек привлекательны занятия художественной гимнастикой, аэробикой – с фитболами, резиновыми лентами-амортизаторами, степ-аэробика. И девушки, и юноши дигестивного телосложения с удовольствием занимаются в тренажерных залах, но чаще не для достижения спортивных результатов, а для оздоровления, формирования красивой фигуры.

Все девушки независимо от телосложения проявляют интерес к ритмической гимнастике и ее разновидностям – аэробике, шейпингу, где занятия проводятся в группах. Особенность ритмической гимнастики состоит в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задаются ритмом музыкального произведения, а комплекс различных средств оказывает разностороннее воздействие на организм. В зависимости от выбора средств занятия ритмической гимнастикой могут носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер.

И, наконец, плавание – одно из жизненно необходимых умений – полезно всем, и если не гнаться за рекордами, то тоже удается всем. Примечательно, что в Древней Греции очень нелестной характеристикой человека была фраза: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Плавание обладает мощным оздоровительным дейст¬вием: улучшает работу сердечно-сосудистой системы, укрепляет мышцы, снимает стрессы и дает отдых нервной системе. И все это происходит при разгрузке суставов, связок, позвоночника. Кстати, обучать малышей плаванию легче, чем школьников, и начинать это полезное дело можно раньше, чем занятия в других спортивных секциях.

Какие возрасты покорны видам спорта

Раньше других можно начинать занятия теми видами спорта, в которых ведущее значение имеют совершенная координация и техника движений. К ним относятся фигурное катание, гимнастика, акробатика, плавание, настольный и большой теннис, прыжки в воду, прыжки на батуте. К видам спорта, требующим силы и выносливости, а также тактического мышления (различные единоборства), следует приступать позднее. Это лыжи, коньки, легкая атлетика, борьба, волейбол и другие спортивные игры. Еще позже следует начинать заниматься теми видами спорта, для достижения успехов в которых нужны физическая зрелость, большая сила и выносливость. В их числе – тяжелая атлетика, велоспорт, гребля, бокс, стрельба.

Сроки начала спортивных занятий приведены в таблице, а связаны они в значительной мере с возрастом, который наиболее благоприятен для развития двигательных способностей. Например, гибкость можно наиболее успешно развивать у детей 6–7 лет, потому что уже в 8–9 лет подвижность в суставах и амплитуда движений при тренировках возрастают на четверть меньше, а в более старшем возрасте развивать их еще труднее.

Лучший период для развития быстроты – 8–11 лет, выносливости – после 11, силы – только после 12–13. Различные координационные способности развивать лучше тоже в разное время: чувство ритма – с 9 до 12 лет, равновесие – в 10–11, скорость реакции – в 8–9, способность к освоению сложных двигательных навыков и дифференцировке движений – в 10–12 лет, а ориентацию в пространстве – после 12 лет.

Если тренировки начаты, важно не только оценивать те сдвиги, которые произойдут (не сразу, через несколько недель), необходимо следить, как предложенная нагрузка влияет на организм ребенка, не наносит ли она вреда. Или, напротив, не является ли она слишком щадящей, не приносящей тренировочного эффекта. В начале тренировок могут проявляться утомление, даже некоторое ухудшение функциональных показателей. Где критерии допустимости подобных сдвигов?

Согласно гигиеническим требованиям для детей младшего и среднего школьного возраста большая нагрузка может применяться в недельном цикле тренировки не более 2–3 раз. С особой осторожностью следует следить за уровнем нагрузки при занятиях с детьми до 10 лет и с подростками 12–14 лет, вступившими в сложный для организма период полового созревания.

Источник

Доклад «Укрепление здоровья через развитие физических качеств»
материал (физкультура и спорт) по теме

Доклад «Укрепление здоровья через развитие физических качеств»

Скачать:

Вложение Размер
doklad_po_teme_samoobrazovanie_avtosokhranennyy.doc 338 КБ

Предварительный просмотр:

тема: Укрепление здоровья через развитие физических качеств

Учитель физической культуры Терновых Н.В.

О плохом здоровье населения страны, особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях. Статистика показывает: физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей; 25-30% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания; 90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», то есть они ещё не всё знают о состоянии своего здоровья и своих заболеваниях; только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

Но современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе изменили мотивацию образовательной деятельности детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. Вот почему проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро- в образовательной.

И если совсем недавно главной задачей были физическое развитие и совершенствование учащихся, то теперь на первый план выдвинута забота о поддержании здоровья, сохранении того, что есть. Считается, что в настоящее время у нас в стране до 70% детей школьного возраста страдают от гипокинезии. Недостаточная физическая активность детей и подростков в значительной степени снижает сопротивляемость организма развитию утомления, понижает его работоспособность, отрицательно сказывается на показателях физического развития и состояния здоровья.

Под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, ловкость и подвижность в суставах.

Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической.

Два урока физкультуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Для школьников занятия физкультурой должны составлять 8-12 часов в неделю. Даже 3 уроков явно не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма. Двигательная активность детей должна быть организованна, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к переутомлению. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит в основном на уроках физ. культуры. В зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся по разному реализуют потребность в физической нагрузке.

Типичными средствами развития силы являются: в 7-9 лет – общеразвивающие упражнения с предметами, лазанье по наклонной скамейке, по гимнастической стенке, прыжки, метания; в 10-11 лет- общеразвивающие упражнения с большими отягощениями (набивными мячами, гимнастическими палками и пр. ), лазанья по вертикальному канату в три приема, метание легких предметов на дальность и т.д.; в 14-15 лет – упражнения с набивными мячами, гантелями небольшого веса, силовые игры типа «перетягивание каната», подтягивание, стойки и т.п. Правда, вес внешних отягощений у подростков ограничен (примерно 60-70% от максимального), кроме того, не рекомендуется выполнять упражнения до отказа.

Двигательная активность учащихся 10-11 лет должна составлять в течение дня 11-13 тыс. шагов (это 5,6-6,5 км), из которых 5 тыс. шагов (2,5км) они должны выполнять в часы школьных занятий. Нынешняя организация физического воспитания детей и подростков в общеобразовательных учреждениях удовлетворяет двигательные потребности детей всего лишь на 10-15%.

Для повышения эффективности физических качеств, на уроке физ. культуры можно включать упражнения из программы «президентские состязания». Это помогает совершенствовать основные качества ребенка на его разносторонние комплексные развития.

Одним из средств повышения эффективности урока, физического развития учащихся, решения образовательных и воспитательных задач может стать организационно-методическая форма упражнений, которая носит название «круговая тренировка».

Особенность применения круговой тренировки на уроках спортивных игр состоит в том, что совершенствование приёмов игры может сочетаться с развитием физических качеств и совершенствованием функциональных возможностей учащихся, центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, периферического зрения. На этих уроках в полной мере можно использовать возможности и преимущества круговой тренировки для воспитания личности ученика и для совместной деятельности на уроке учителя и учащихся.

Разнообразить физическую нагрузку, развить способности учащихся позволяет круговая тренировка по станциям. Выполняя комплекс для упражнения на каждой станции: на гибкость, ловкость, быстроту.

При таких занятиях процессы оздоровления, образования, воспитания неотделимы друг от друга; наряду с образованием и укреплением психофизического здоровья происходит нравственное, эстетическое развитие ребенка, прививаются навыки культуры поведения, происходит социализация мышления, становления личности.

Источник

Adblock
detector