Меню

Для укрепления здоровья самостоятельные занятия проводятся

Самостоятельные занятия физической культурой как условие здорового образа жизни

Физическая культура как фактор здорового образа жизни, его основные составляющие. Самостоятельность как показатель познавательной активности школьников. Методические правила по организации и проведению самостоятельных занятий физической культуры.

Рубрика Спорт и туризм
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 16.09.2016
Размер файла 24,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Татарский педагогический колледж»

По теме: Самостоятельные занятия физической культурой как условие здорового образа жизни

Выполнена студентом: Давыдовым Андреем Юрьевичем.

Руководитель Лукьянова Светлана Алексеевна.

здоровый физический самостоятельность

Глава 1. Физическая культура как фактор здорового образа жизни

1.1 Основные составляющие здорового образа жизни

1.2 Физическая культура как часть здорового образа жизни

Глава 2. Самостоятельность как показатель познавательной активности школьников

2.1 Понятие самостоятельности

2.2 Методические правила по организации и проведению самостоятельных занятий физической культуры

Физическая культура личности имеет свои проявления в повседневной деятельности, в отношениях, в поведении, в образе жизни, труде, влияет на освоение человеком культурных ценностей. В основе физической культуры личности лежит органическое единство знаний, убеждений в возможности их практического использования и непосредственная деятельность по их реализации. Повседневные практические занятия являются одним из основных показателей физической культуры личности. Человек является гармонично развитой личностью, если у него тесно взаимосвязаны показатели общей культуры и культуры физической. Однако сфера физической культуры, как по количественным показателям, так и по своим содержательным характеристикам сегодня не отвечает возросшим требованиям общества.

Невысок рейтинг физической культуры в системе ценностей современного российского человека, а также ее культурно значимый статус в нашем обществе. Она еще слабо функционирует в основных сферах жизнедеятельности человека и общества. Приобщение студенческой молодежи к физической культуре — важное слагаемое в формировании здорового образа жизни.

Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.

Мышцы составляют 40—45% массы тела человека. За время эволюционного развития функция мышечного движения подчинила себе строение, функции и всю жизнедеятельность других органов, систем организма, поэтому он очень чутко реагирует как на снижение двигательной активности, так и на тяжелые, непосильные физические нагрузки. Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок — один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность».

У большого числа людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности. Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Структура работы: Введение, Глава 1. Физическая культура как фактор здорового образа жизни, Глава 2. Самостоятельность как показатель познавательной активности школьников, заключение, список литературы, приложение.

Практическая значимость: материалы работы, представленные теоретическим обоснованием выявленной проблемы, работа может быть использована студентами педагогических колледжей при подготовке к разным видам практик, могут быть использованы специалистами учреждений досуга, в качестве методических рекомендаций по организации и проведению праздников, а также студентами педагогических колледжей, обучающихся по специальности 44.02.03. Педагогика ДО.

Глава 1. Физическая культура как фактор здорового образа жизни

1.1 Основные составляющие здорового образа жизни

Здоровый образ жизни — это такой образ жизни человека, который направленный на укрепление здоровья и профилактику болезней. Иными словами, здоровый образ жизни — это список правил, соблюдение которых максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья (как физического, так и психического). Есть даже специальная наука о здоровом образе жизни.

Давайте же рассмотрим главные составляющие здорового образа жизни.

Один мудрец однажды сказал: «Мы — это то, что мы едим». И с ним трудно не согласиться. В рационе человека должно быть сбалансированное количество белков, жиров и углеводов, а, значит, и продукты, которые вы употребляете, должны быть разнообразными: в вашем рационе должны присутствовать продукты как животного, так и растительного происхождения. Не следует употреблять много жаренной и пассированной пищи, так как при таком способе приготовления почти все полезные вещества разрушаются. В рацион человека должно входить много овощей и фруктов, зернобобовых, дающих энергию, силу и бодрость. Очень полезно употреблять молочные продукты. Нужно много пить (в день необходимо выпивать не менее 2 литров воды). Индийские йоги постоянно ходят с емкостью воды и каждые 5-10 минут делают глоток, в результате чего живут долго и обладают очень крепким здоровьем. Не стоит пить знаменитые газированные напитки, тем более сладкие.

Читайте также:  Здоровье населения по результатам исследования

2) Двигательная активность.

Для того чтобы обеспечивать организму оптимальную двигательную активность, не обязательно быть спортсменом и изматывать себя тренировками. Иногда утренняя зарядка в течении 10-15 минут может обеспечить вам заряд бодрости на весь день. Для тех, кто работает в офисе и ведет малоподвижный способ жизни, рекомендуется больше ходить пешком, при возможности бегать по утрам. Можно заняться плаванием, йогой или танцами. При занятии такими упражнениями хотя бы 3 раза в неделю, вы сможете держать свое тело в тонусе.

Закаливание способствует увеличению сопротивляемости организма заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды. К самым распространенным способам закаливания можно отнести контрастный душ, растирания холодной водой, купания в холодной воде, солнечные ванны летом.

4) Отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков.

Лучше, конечно, чтобы они вообще не появлялись, но если уж так случилось, что они имеют место, то нужно от них как можно быстрее избавиться.

5) Соблюдение режима отдыха и труда.

Хороший крепкий сон — залог хорошего отдыха и восстановления. Оптимальная продолжительность сна человека должна составлять 6-8 часов. Чрезмерный сон вредит вашему здоровью, а если сон недостаточный, то усталость накапливается, что приводит к истощению внутренних резервов организма. Поэтому оптимальное ежедневное количество часов сна способствует вашей долгой и здоровой жизни.

6) Личная гигиена.

Пот и жир, который выделяется железами кожи, в совокупности с внешними загрязнениями создает благоприятную среду для размножения болезнетворных микроорганизмов и, в последствии, — развития заболеваний. Поэтому вы должны поддерживать свою кожу в чистоте.

К другим не менее важным составляющим здорового образа жизни можно отнести:

— психическую и эмоциональную устойчивость;

— безопасное поведение дома и на улице, что позволит избежать травм и других повреждений.

— сексуальное воспитание и профилактику заболеваний, передающихся половым путем;

— экологически грамотное поведение и др.

1.2 Физическая культура как часть здорового образа жизни

Сегодня, в век технического прогресса, когда снижается уровень здоровья населения при большой технической нагрузке и недостаточной двигательной активности, роль физической культуры и спорта еще более возрастает. Не вызывает сомнения, что насыщенный эмоциональный фон в достаточной степени снижает уровень здоровья и самочувствия студентов, травмирует их психику. В связи с этим особую актуальность приобретает поиск наиболее адекватных путей и методов укрепления психофизического состояния студентов, выявление психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса, разработка оздоровительных технологий, способных снизить физиологическую и психологическую цену адаптации и обеспечить формирование устойчивых установок на здоровый образ жизни

Спорт в жизни общества выступает как фактор большого воспитательного значения. Высокий идеал спорта, здоровый дух соревнований, гласность результатов, наличие условий для новых, более высоких достижений и стремления к ним молодежи делают спорт важным средством идеологического, физического и нравственного воспитания студентов.

В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных» установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, у них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль

Эти данные подчеркивают основательное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания. Самостоятельные занятия студентов физической культурой и спортом способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться в

Глава 2. Самостоятельность как показатель познавательной активности школьников

2.1 Понятие самостоятельности

Самостоятельность — это прохождение пути от постановки цели до получения намеченного результата в одиночку. Данное качество характеризует не столько ум и талант человека, сколько умение правильно употребить дарованные природой способности, объективно оценить в итоге «пожинаемые плоды» своего труда. Другими словами, самостоятельность и самокритичность во многом сходные понятия.

Читайте также:  Как здоровье у броневого

Людям независимым чужда излишняя эмоциональность, хотя бы проявляемая на публике. Они умеют держать себя в руках и трезво смотреть на вещи. Более того, самостоятельные натуры довольно быстро адаптируются к новой или нестабильной обстановке, не изменяя своим принципам. Это всегда сильные личности.

Как видите, это очень широкое понятие, включающее множество аспектов. На первый взгляд трудно вырастить ребенка таким: независимым и ответственным, но если взяться за дело, пока малыш только начинает познавать окружающий мир, можно добиться превосходных результатов, за которые уже взрослый ребенок скажет вам большое спасибо.

Организация самостоятельной деятельности.

Очень важными моментами являются вопросы организации самостоятельной деятельности. Они тоже многоплановы: от элементарных — организация самостоятельных занятий при выполнении УГР (гигиенические условия, меры безопасности, подготовка инвентаря и т.п.) — до таких, как организация условий выбранных средств, способов выполнения. Начинать обучение этому нужно с простых элементов, например, при организации условий

Прежде всего у учащихся надо пробудить интерес к самому процессу занятий физкультуры. Поэтому занятия следует проводить так, чтобы они оставляли в сознании детей глубокий след, приносили удовлетворение и были эмоционально притягательными, что создает благоприятные возможности для все больших волевых напряжений при преодолении трудностей во время занятий.

Например, развитие качества выносливости: уже с 1 класса бегать на дистанции 500-1000 м. Естественно, преподаватель учит учащегося сохранять определенную скорость бега, распределять силы на дистанции, правильно дышать, дает конкретные задания на дом. В течение всех лет обучения развивает выносливость, и наряду с этим учащиеся получают сведения о приемах, способах воздействия на это качество, у них формируются определенные умения и навыки.

Самостоятельность — это всегда в какой-то мере творчество. Есть виды самостоятельности, когда ученику достаточно воспроизвести то, что ему показал или о чем рассказал учитель, наиболее простой, низший уровень — второй уровень самостоятельности, — когда известное, хорошо знакомое, освоенное ученик применяет в других ситуациях, отличных от обычных в иной обстановке; третий (высший) заключается в том, что на основе знаний, прежнего опыта ученик находит иные способы выполнения задания, придумывает другие средства, приводящие в конечном счете к той же цели.

2.2 Методические правила по организации и проведению самостоятельных занятий физической культуры

Прежде чем начать самостоятельные занятия физическими упражнениями, выясните состояние своего здоровья, физического развития и определите уровень физической подготовленности.

Тренировку обязательно начинайте с разминки, а по завершении используйте восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ, ванна, сауна).

Помните, что эффективность тренировки будет наиболее высокой, если вы будете использовать физические упражнения совместно с закаливающими процедурами, соблюдать гигиенические условия, режим для правильного питания.

Старайтесь соблюдать физиологические принципы тренировки: постепенное увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности физических нагрузок, правильное чередование нагрузок и отдыха между упражнениями с учетом вашей тренированности и переносимости нагрузки.

Помните, что результаты тренировок зависят от их регулярности, так как большие перерывы (4 — 5 дней и более) между занятиями снижают эффект предыдущих занятий.

Не стремитесь к достижению высоких результатов в кротчайшие сроки. Спешка может привести к перегрузке организма и переутомлению.

Физические нагрузки должны соответствовать вашим возможностям, поэтому их сложность повышайте постепенно, контролируя реакцию организма на них.

Составляя план тренировки, включайте упражнения для развития всех двигательных качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных качеств). Это позволяет вам достичь успехов в избранном виде спорта.

Если вы почувствовали усталость, то на следующих тренировках нагрузку надо снизить.

Если вы почувствовали недомогание или какие-то отклонения в состоянии здоровья, переутомление, прекратите тренировки посоветуйтесь с учителем физической культуры или врачом.

Старайтесь проводить тренировки на свежем воздухе, привлекайте к тренировкам своих товарищей, членов семьи, родственников, братьев и сестер.

Самостоятельные занятия физической культурой.

Перед учеником ставится определенная задача, цель, например, выполнить норматив в подтягивании.

Ученик должен сам подобрать средства, спланировать тренировки, обеспечить себе соответствующие условия, самостоятельно контролировать свое состояние, нагрузку, изменение подготовленности на каждом занятии и через определенные им самим промежутки времени анализировать свою деятельность.

При выполнении комплексов на самостоятельных занятиях школьники должны строить занятия по следующей схеме. В начале занятий общие развивающие упражнения типа разминки, движение рук с постепенным увеличением амплитуды, наклоны и круговые движения туловища, приседание и поочередные взмахи ногами вперед, в стороны, назад, медленный бег или подскоки на месте, ходьба на месте. Каждое упражнение разминки выполняется 6-8 раз. В основной части очередность: упражнения для развития быстроты, гибкости, ловкости, силы и выносливости. В конце занятий следует выполнять упражнения от напряженной деятельности к спокойному состоянию.

Нужно рекомендовать им заниматься не реже двух раз в неделю. Продолжительность не более полутора — двух часов.

Читайте также:  Показатели характеризующие здоровье работающих

Схема заданий: общие для юношей и девушек одни и те же упражнения, но разная нагрузка; общие только для девушек; индивидуальные — в зависимости от подготовленности.

Общие для всех учащихся упражнения выполняются ежедневно, включая их в зарядку, в физкультурные паузы между приготовлением домашних заданий по другим предметам, в самостоятельные тренировочные занятия.

Учащимся предлагается перечень упражнений, из которых они по своему усмотрению выбирают 3-5 упражнений на каждый день.

Индивидуальные упражнения направлены, как правило, на подготовку к сдаче учебных нормативов, на ликвидацию отставания в развитии двигательных качеств.

Эффективность выполнения задания значительно повышается при коллективных занятиях. В этом случае увеличивается эмоциональность занятий, особенно коллективные занятия, благотворно влияют на стеснительных, не уверенных в себе учащихся, которым самим трудно регулярно тренироваться. Нельзя оставлять без внимания и такое благоприятное для самостоятельных занятий время, как летние каникулы. Практика показывает, что если учащиеся пассивно проводят свой летний отдых, у них, несмотря на увеличение роста, веса, существенно снижаются результаты, отражающие их подготовленность. Поэтому очень важно убедить ребят в необходимости для них летних занятий.

Одним из ведущих дидактических принципов является постепенность в повышении нагрузок и регулярность их выполнения. При чрезмерной нагрузке не произойдет роста тренированности, а будет накапливаться утомление. Это состояние можно определить по субъективным показателям. При утомлении отмечается чувство усталости, снижается работоспособность, ухудшается качество выполнения движения. Для того чтобы предотвратить отрицательное влияние самостоятельных занятий, надо использовать методы самоконтроля.

Самоконтроль- это систематическое, самостоятельное наблюдение школьника за изменениями своего здоровья, физического развития и физической подготовленностью. Важно объяснить значение самоконтроля при самостоятельных занятиях учащихся физическими упражнениями и родителям, заинтересовать их, привлечь к этому важному средству воспитания целеустремленности и трудолюбия, ответственного отношения к своему здоровью.

Субъективные показатели самоконтроля — это настроение, сон, аппетит, а объективные — частота, сердечных сокращений, динамика массы тела, силы кисти.

Учет содержания нагрузки и режима дня занятий, анализ динамики результатов и роста тренированности в сопоставлении с данными самоконтроля помогут педагогу оценить правильность режима тренировочных занятий, своевременно устранить отрицательное влияние чрезмерных нагрузок, а самому школьнику убедиться в эффективности занятий и их благотворном влиянии на физическое развитие и состояние здоровья.

Особенно отстает скоростно-силовая подготовка в третьей четверти, когда дети меньше гуляют, играют. Уроки лыжной подготовки в основном решают другие задачи — закаливание и развитие выносливости. Рост и увеличение веса тоже приходится на это время. Этот комплекс следует давать детям для выполнения в конце второй четверти, а проверять в конце третьей четверти каждое упражнение за 30 сек.

Без самостоятельной работы нереально подготовить учащегося, владеющего специальными знаниями и навыками по саморазвитию и оздоровлению собственного организма, ведению здорового образа жизни! Необходимо формировать культуру здоровья через получение специальных знаний о себе и возможностях своего организма под воздействием нагрузок и, что очень важно, воспитание личной ответственности за собственное здоровье.

Данная тема пробудила во мне глубочайшую заинтересованность, потому что эта проблема очень актуальна(популярна). Наряду с осуществлением физического развития, физическое воспитание призвано возбуждать у учащихся потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укреплению здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно — оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культуры и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие здорового образа жизни, его главные составляющие. Влияние средств физической культуры на здоровье школьников 15-17 лет. Физическая культура и оптимизация режима двигательной активности как одни из важнейших компонентов здорового образа жизни.

дипломная работа [225,4 K], добавлен 13.10.2015

Малоподвижный образ жизни. Теоретические основы формирования здорового образа жизни посредством физического воспитания. Двигательная активность как важнейший фактор взаимосвязи здорового образа жизни и физической культуры. Оптимальный двигательный режим.

курсовая работа [30,3 K], добавлен 24.11.2008

Определение оптимального уровня физической (двигательной) активности школьников в возрасте 15-17 лет и уровня сформированности положительной мотивации к занятиям физической культурой как определяющего компонента в структуре здорового образа жизни.

дипломная работа [188,2 K], добавлен 06.08.2011

Сущность здорового образа жизни. Влияние оздоровительной физической культуры на организм человека. Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни школьников и студентов. Физическое здоровье — важнейшее условие высокой работоспособности.

реферат [58,0 K], добавлен 01.12.2008

Понятие здорового образа жизни, его составляющие, средства и методы формирования. Обоснование эффективности внедрения в учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию методики формирования здорового образа жизни школьников девятого класса.

дипломная работа [65,4 K], добавлен 09.07.2010

Источник

Adblock
detector