Меню

Для социального здоровья нации

О проекте

Миссия национального проекта «Здоровье Нации»

На основе научных исследований изменить пищевую культуру каждого россиянина для здоровья нации.

Некоммерческая организация «Национальный Проект Здоровье Нации» объединяет усилия организаций, ведущих деятельность в сферах науки, образования, здравоохранения, производства пищевой продукции, экологии, защиты прав потребителей и многих других в целях эффективной реализации «Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года», разработанной по Поручению Президента Российской Федерации от 26.06.2015 года Пр-1259 и утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2016г. №1364-р.

Сферы деятельности Национального проекта «Здоровье Нации»:

  • работа в области просвещения, науки, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействия указанной деятельности, а также содействия духовному развитию личности;
  • взаимодействие с заинтересованными органами государственной власти в области разработки и реализации федеральных и региональных программ и проектов, направленных на увеличение продолжительности и повышение качества жизни детского и взрослого населения Российской Федерации;
  • участие в разработке и реализации мер профилактики алиментарно-зависимых заболеваний (сердечнососудистых заболеваний, сахарного диабета, ожирения, остеопороза, некоторых злокачественных новообразований и др.), в формировании у населения здорового образа жизни, и в первую очередь за счёт оптимизации структуры питания и неотложных мер, направленных на повышение качества пищевой продукции массового потребления, а также широкого применения специализированных, обогащенных и функциональных пищевых продуктов, продуктов здорового питания с заданными составом и свойствами и пищевых ингредиентов для их производства;
  • содействие в организации научно-исследовательских работ в пищевой сфере, в том числе с привлечением научных организаций, ученых и профильных специалистов;
  • содействие в формировании и реализации комплекса мер, направленных на развитие рынка пищевой продукции, актуализацию действующей законодательной и нормативной базы, механизмов стимулирования предпринимательского сообщества на изготовление и обращение продукции, отвечающей современным медико-биологическим требованиям;
  • участие в разработке новых и совершенствовании действующих санитарно-эпидемиологических норм и правил, национальных и межгосударственных стандартов, технических регламентов ЕАЭС и иных документов, регламентирующих производство и оборот различных видов пищевой продукции;
  • участие в разработках и экспертных оценках новых специализированных пищевых продуктов, технологий, пищевых добавок, биологически активных компонентов, новых источников пищевых веществ, включая ГМО и наноматериалы, создание инновационных пищевых технологий и биотехнологий;
  • разработка, обсуждение и лоббирование законодательных и нормативных актов в области здорового питания, внесение предложений по ним в соответствующие органы государственной власти и управления, экспертиза законопроектов, взаимодействие с их разработчиками;
  • объединения усилий и координации деятельности участников проекта, направленной на укрепление и развитие экономического сотрудничества производителей пищевой продукции при взаимодействии со Всемирной торговой организацией;

Проект предусматривает производство пищевой продукции нового поколения с заданными качественными характеристиками, без содержания трансизомеров жирных кислот, 3-MCPD, глицидола и их эфиров, обеспечивающей оптимальное питание, профилактику различных заболеваний в целях увеличения продолжительности и повышения качества жизни граждан Российской Федерации.

Источник

Глава 1.1 Здоровье нации как социальная проблема

Здоровье населения — основное свойство человеческой общности, ее естественное состояние, отражающее индивидуальные реакции членов общности, их способность в конкретных условиях наиболее эффективно осуществлять свои социальные и биологические функции. Параметры здоровья могут существенно отличаться друг от друга в различных социально-экономических, эколого-гигиенических, природных условиях. Это обстоятельство вынуждает говорить о разном качестве здоровья людей.

Здоровье населения подвержено воздействию эндогенных и экзогенных факторов, но одновременно действует и обратная связь, обусловливающая влияние здоровья на образ и качество жизни населения, а также на биологические и наследственные характеристики следующих поколений, психологические и поведенческие особенности человека, социально-экономическое развитие и окружающую среду. При планировании социально-экономических, лечебно-профилактических и эколого-гигиенических мероприятий, направленных на улучшение условий жизни населения и, следовательно, на повышение качества здоровья людей, следует учитывать большую инерционность данного явления. Заметные, кардинальные сдвиги в качестве здоровья происходят не сразу, а после позитивных изменений в условиях жизни населения. В то же время ухудшение качества жизни в достаточно короткое время находит отражение в снижении уровня здоровья населения. При этом сложно назвать один показатель, способный полностью охарактеризовать состояние здоровья населения.

Согласно биопсихосоциальной концепции, человек — существо биологическое, психологическое и социальное. Его биологические функции неразрывно связаны с внешними социальными процессами. Социальные условия определяют развитие, формирование и функционирование человека как личности, могут способствовать сохранению физического и психического здоровья или оказывать патогенное воздействие на него.

К наиболее значимым социальным факторам, существенно влияющим на здоровье, относятся:

· экономические (жизненный уровень населения, переход от одной экономической структуры к другой);

· политические (приоритеты государственной политики, изменения в структуре системы управления, международные отношения);

-демографические (изменение численности народонаселения, вероятной продолжительности жизни, превалирование в населении региона представителей определенных возрастных, половых и национальных групп);

— научно-технические (изменения в степени сложности и продуктивности производственных процессов, связанные с этим перемены в уровне профессиональной подготовки кадров, в характере коммуникативных процессов, в уровне безработицы и т.д.);

-образовательные (изменение объемов и сроков обучения и т.д.) и др.

В самом определении категории «здоровье» заложена социальная составляющая. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В последние время здоровье все более связывают с качеством жизни.

Читайте также:  Почему весной ухудшается здоровье

Под качеством жизни понимается удовлетворение индивидом важнейших сторон жизнедеятельности и потребностей и наличие условий, позволяющих вести активную в биологическом и социальном плане жизнь. Качество жизни определяется восприятием индивидом своей позиции в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которой он живет, а также отношением общества к целям, ожиданиям, стандартам и заботам каждого индивида. Это определение подчеркивает субъективность понятия качества жизни, включает как позитивные, так и негативные аспекты жизни и является многомерным. Основными параметрами качества жизни служат:

· физическое и психическое функционирование, материальная жизнь (доход, жилье и т.д.);

· социальные отношения, духовная жизнь (ориентация на будущее, религиозность, индивидуальные убеждения и т.д.);

-уровень независимости, окружающая среда.

К факторам, существенным образом оказывающим влияние на качество жизни и здоровье, могут быть отнесены:

1) появление в рамках данного общества новых запросов в области технологий, требующих от индивида новых умений и навыков;

2) воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие мировоззрению, свойственному индивиду в силу его воспитания и образования;

3) экологическая обстановка среды жизнеобитания, условия
труда, которые сказываются как на индивиде, так и на его потомстве;

4) влияние вертикальной социальной динамики, активно пропагандируемой и поощряемой социумом;

5) миграция и связанное с ней ослабление влияния традиционной системы поддержки со стороны семьи;

6) возрастание частоты и роли межличностных, межэтнических и межконфессиональных контактов;

7) различные факторы международного характера (экономические, экологические, угроза миру и личной безопасности, терроризм и др.).

Все эти факторы оказывают непосредственное биологическое или стрессогенное воздействие. Сила стресса наиболее велика в ситуациях, в которых у индивида мало возможностей самому определять свою судьбу или эти возможности в силу каких-либо причин ограничены.

Для оценки здоровья нации пользуются понятием «общественное здоровье». Общественное здоровье характеризуется уровнем здоровья популяции, распространенностью в ней заболеваний, особенно социальных (инфекционных, психических, алкоголизма и наркомании, умственной неполноценности), суицидов. Одним из показателей общественного здоровья служит нетрудоспособность (временная и постоянная, т.е. инвалидность): Демографические показатели — ожидаемая средняя продолжительность жизни, структура смертности, младенческая смертность, естественный прирост и другие — также характеризуют состояние общественного здоровья.

Многочисленными научными исследованиями по программе ВОЗ было установлено, что состояние общественного здоровья на 50 % определяется образом жизни, на 20 % — наследственностью, на 20 % — состоянием окружающей среды и на 10 % — уровнем развития здравоохранения.

Отношение государства к здоровью нации определяется проводимой социальной политикой. Ее показателями могут служить экологическая обстановка, соблюдение международных стандартов по обеспечению безопасности жизнедеятельности на производстве, соблюдение законодательства в отношении здоровья граждан, доступность и качество медицинской и социально-реабилитационной помощи.

Основная тенденция в реформировании медицинской и социально-медицинской помощи заключается в сокращении стационарных коек и развитии сети внебольничных учреждений, учреждений социально-медицинской и реабилитационной помощи. Другим приоритетом становятся профилактика заболеваний, предупреждение инвалидизации и поддержание здорового образа жизни.

Один из важных показателей состояния здоровья населения — инвалидность. При оценке инвалидности пользуются статистическими данными об общем числе инвалидов среди населения и числе больных с впервые в данном году установленной инвалидностью (первичной инвалидностью). Первичная инвалидность дает представление о динамике выхода на инвалидность. Большое значение имеет изучение причин инвалидности. По уровню и структуре причин инвалидности выявляют потребность населения в различных видах медицинской помощи, определяют размеры общественной и государственной помощи, льгот в труде, материального обеспечения.

Масштаб инвалидности зависит от множества факторов:

· состояния здоровья нации (в том числе состояния генофонда);

· повышенного травматизма (бытового, транспортного, производственного) и неадекватного выхода из последствий травм;

· несвоевременного биологического постарения населения;

— развития системы здравоохранения;

социально-экономического развития, влияющего на качество жизни;

состояния экологии, исторического фона;

— роста социальной агрессивности общества, политических причин, в частности участия страны в войнах и военных конфликтах.

Источник

Здоровье граждан – здоровье нации

Общеизвестно, что здоровье нации формируется под воздействием множества факторов, таких как социально-экономические условия, качество медицинского обслуживания, состояние окружающей среды, полноценное питание и многое другое. Вместе с тем доказано, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни и всего лишь на 10–15% – от медицины.

Во всем цивилизованном мире признан путь к здоровью через физическую культуру и массовый спорт. Это целесообразно и с экономической точки зрения. По данным ЮНЕСКО, 1 евро, вложенный в развитие массового спорта, позволяет сэкономить на медицинских расходах 12 евро. Жители западных стран активные занимаются спортом, и государство поддерживает их в этом.

Физическая культура – часть общей культуры человека. В нашей стране формирование здорового образа жизни через развитие массового спорта является частью государственной идеологии. Как неоднократно подчеркивал Президент страны А.Г. Лукашенко, развитие спорта в Беларуси – не благотворительность, не бездумная трата бюджетных средств, а реальная возможность оздоровления нации, прежде всего – через приобщение к нему подрастающего поколения.

В настоящее время только 13,5% населения страны занимается физической культурой. Это больше, чем в России или Украине, но все еще недостаточно для выполнения задач в данной сфере. Здесь необходимо отметить ту положительную роль, которую могут сыграть руководители различных уровней в формировании здорового образа жизни. Ярким примером тому может служить Глава государства, который не на словах, а на деле проводит в жизнь идеологию здоровья.

Читайте также:  Хронический холецистит у детей группа здоровья

Беларусь является активной участницей международных акций, направленных на сохранение здоровья. Так, в 2005 году наша республика подписала Рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе с табаком. Профилактика табакокурения включена в комплекс мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни. Ежегодно в мае под эгидой ВОЗ в Республике Беларусь проходит акция «Беларусь против табака», в рамках которой проводятся круглые столы и пресс-конференции по проблемам, связанным с табакокурением, кино- и видеолектории, праздники и ярмарки здоровья, тематические вечера. В них принимают участие известные политики и спортсмены. В организациях здравоохранения проводятся консультации для желающих бросить курить, организована работа «телефонов доверия».

Важный фактор оздоровления нации – укрепление здоровья детей. Сегодня каждый четвертый школьник имеет несколько хронических заболеваний, у современных детей формируется малоподвижный образ жизни. Поэтому в рамках школьной реформы предпринимаются меры, направленные на создание необходимых условий для здорового питания, занятий физкультурой и спортом. Это составляет серьезную общественную проблему. Так, только 21% населения соблюдает режим питания, треть белорусов питаются как придется. Среди них значительная часть – дети.

При этом необходимо иметь в виду, что фундамент здоровья закладывается в семье.Ведьустановки, вынесенные ребенком из отчего дома, в том числе традиции и культура здорового питания, занятия физическим и интеллектуальным трудом, физкультурой и спортом, полезное проведение отдыха, оказываются самыми значимыми во всей его последующей жизни. Закрепление и совершенствование таких семейных традиций становится одним из главных условий формирования здорового образа жизни.

Об эффективности государственной политики, проводимой в сфере охраны здоровья людей, красноречиво свидетельствуют данные социологических опросов, согласно которым 65% молодежи в качестве приоритетной жизненной ценности выбирают сохранение и укрепление здоровья. Вместе с тем только треть из них регулярно занимается физической культурой и спортом, большинство – от случая к случаю, а 14% молодых людей не занимаются спортом вообще.

С 17 по 30 сентября 2007 г. в Беларуси прошел Фестиваль здорового образа жизни, в рамках которого была проведена медико-просветительская акция «Твое здоровье в твоих руках». Ее цель – снижение заболеваемости и смертности от хронических неинфекционных заболеваний (ишемической болезни сердца, сахарного диабета, онкологических заболеваний), пропаганда здорового образа жизни. Главная задача фестиваля – привлечь внимание населения к необходимости укрепления собственного здоровья, своевременное информирование о факторах риска различных заболеваний.

Путь к здоровой нации лежит только через культ здорового образа жизни. Именно здоровье выступает сегодня главным человеческим и социальным капиталом.

К сожалению, серьезной преградой на пути к формированию здоровой нации сегодня являются пьянство и алкоголизм. Каждое третье преступление в стране совершается в состоянии алкогольного опьянения.По данным Министерства статистики и анализа, в год на одного жителя республики приходится свыше 10 л абсолютного алкоголя. Настораживает тот факт, что среди больных алкоголизмом 14% составляют женщины. Государственное значение этой проблемы обусловлено тем огромным ущербом, который наносят пьянство и алкоголизм обществу.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2006 г. № 556 утверждена Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2006–2010 гг. В рамках ее выполнения в стране проводится комплекс мероприятий, направленных на формирование у населения сознательной установки на здоровый образ жизни.

Эффективность таких мероприятий подтверждается имеющимся опытом. В результате принимаемых мер за последние 5 лет к трезвой жизни вернулись почти 46 тыс. человек. Антиалкогольные и антинаркотические программы позволяют снизить распространенность алкоголизма на 15%, потери от временной нетрудоспособности и инвалидности – на 5%, риск травматизма – на 10–15%.

Формирование здорового образа жизни, здоровой нации является приоритетом и стратегической целью социальной политики в Республике Беларусь. Неслучайно этим вопросам уделено пристальное внимание в наиболее значимых на сегодняшний день национальных программах, посвященных демографической безопасности, возрождению села и развитию малых и средних городов.

Формирование эффективной системы

Здравоохранения

Основополагающими принципами организации здравоохранения в Республике Беларусь выступают государственность, доступность и бесплатность медицинской помощи.

В настоящее время проводится работа по реформированию системы здравоохранения. При этом основное внимание уделяется профилактике заболеваний, развитию первичной медико-санитарной помощи, особенно на селе, совершенствованию специализированной медицинской помощи, лекарственному обеспечению, оснащению больниц и поликлиник современным оборудованием.

Введение основного социального стандарта в области медицины – финансирования здравоохранения в расчете на одного жителя – позволило оптимизировать распределение бюджетных средств и повысить эффективность их использования. По сравнению с предшествующим годом расходы на здравоохранение в целом увеличились на 19%.

В результате реализации мероприятий государственных и отраслевых программ в области охраны здоровья населения повысилась рождаемость и сократилась смертность: за январь–июнь 2007 г. число родившихся возросло на 8,8%, а количество умерших сократилось на 4,2%. Примечательно, что увеличение рождаемости отмечается во всех областях – как среди городского, так и сельского населения.

Во всем мире состояние социального благополучия государства характеризуется показателями младенческой, детской и материнской смертности. Республика Беларусь выполнила задачу, поставленную Всемирной организацией здравоохранения для стран Европейского региона: снизить младенческую смертность до уровня, не превышающего 10 случаев на 1 тыс. детей, родившихся живыми. В 2000–2006 гг. она снизилась с 9,3 до 6,1 случая на 1 тыс. родившихся живыми. Это лучший показатель среди республик СНГ.

Читайте также:  Здоровье как снять швы

Положительной тенденцией в области охраны материнства и детства становится то, что медицинской помощью мирового уровня могут воспользоваться не только жители столицы, но и регионов.

Первый в Беларуси областной клинический перинатальный центр открыт в сентябре 2007 г. в г. Гродно. Впервые стационарная и амбулаторно-поликлиническая помощь семейным парам, женщинам репродуктивного возраста, беременным и новорожденным оказывается в условиях одной клиники. Медучреждение включает 14 стационарных отделений на 215 коек, консультативно-диагностическое отделение «Брак и семья», отделение медико-генетического консультирования, клинико-диагностическую лабораторию, отделение лучевой диагностики, внутрибольничную аптеку.

Мероприятия по охране здоровья включены и в Государственную программу возрождения и развития села на 2005–2010 гг.Основная ее цель – преодоление различий в обеспечении медицинской помощью городского и сельского населения. Для укрепления материально-технической базы сельских врачебных амбулаторий только на 2007 год выделено около 2 млрд. руб., при этом предусмотрено оснащение современным медицинским оборудованием 99 врачебных амбулаторий, в том числе 77 – в агрогородках.

Проводится большая работа по реконструкции и переоснащению операционных залов и реанимационных отделений в районных больницах, а также родильных домах и отделениях.

После реконструкции и оснащения по последнему слову техники новый операционно-реанимационный комплекс (ОРК) открылся в городской больнице № 1 г. Орша. Переоснащение и реконструкция ОРК позволят значительно снизить послеоперационные осложнения, внедрить современные методы эндоскопической хирургии. В итоге жители региона получат своевременную и качественную хирургическую и реанимационную помощь, ничем не отличающуюся от областного и республиканского уровней. В целом по стране в первом полугодии 2007 г. для учреждений здравоохранения медицинской техники закуплено более чем на 30 млрд. руб.

В рамках реформы здравоохранения проводится реструктуризация медицинской помощи с целью повышения ее доступности для населения. По всей республике внедряются новые технологии: дневные стационары, стационары на дому, амбулаторная хирургия. Развиваются службы медицинской реабилитации, в сельской местности – общая врачебная практика. Часть сельских участковых больниц преобразуется в больницы сестринского ухода, где медицинская помощь соединена с социальной поддержкой, в которой так нуждаются пожилые люди.

Благодаря развитию новых форм медицинской помощи сейчас в республике работают 288 отделений и центров медицинской реабилитации, включая 17 центров медицинской реабилитации и 26 отделений ранней медицинской реабилитации для больных кардиологического, неврологического и ортопедотравматологического профилей.

Перед отечественным здравоохранением в свое время была поставлена задача: соединить науку и практическую медицину. Для ее выполнения по основным направлениям охраны здоровья были созданы республиканские научно-практические центры, в которых внедряется лучший опыт зарубежных стран в области диагностики и лечения. Среди них научно-практические центры «Неврологии и нейрохирургии», «Мать и дитя», «Кардиология». Впервые созданы медицинские центры межрегионального уровня.

Одной из приоритетных задач в области охраны здоровья нации является выпуск высокоэффективных и доступных лекарств. В Беларуси налажено фармацевтическое производство, большой вклад в его развитие вносят белорусские ученые, разрабатывая новые лекарственные препараты, не уступающие по эффективности зарубежным аналогам.

Сегодня перед здравоохранением ставятся принципиально новые задачи. Дальнейшее повышение эффективности работы отрасли немыслимо без внедрения компьютерных технологий. В стране активно развивается телемедицина. В рамках Государственной программы «Электронная Беларусь» создается автоматизированная система электронного консультирования.

Новым этапом улучшения качества медицинской помощи для граждан республики станет реализация мероприятий Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг., которая предусматривает дальнейшее укрепление и развитие материально-технической базы организаций здравоохранения. Так, например, в 2007–2008 гг. в Брестской области планируется провести переоснащение и реконструкцию операционных залов и реанимационных мест в девяти центральных районных больницах. В Витебской области практически во всех малых городах и городских поселках будут выделены средства на техническое переоснащение (или строительство новых) больниц и поликлиник.

3. Культурно-образовательное развитие

Культурно-образовательная сфера – неотъемлемая часть полноценной жизни современного человека и необходимое условие успешного развития общества.

Принцип обучения на протяжении всей жизни становится нормой в XXI веке, когда высшей ценностью являются информация, знания и новые технологии. В Республике Беларусь образовательный уровень населения весьма высок. Из года в год растет число студентов. Широко развито последипломное образование. Не редкость специалисты с двумя, а то и с тремя высшими образованиями. Не зря в числе конкурентных преимуществ нашей страны на международной арене эксперты называют наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов. Это преимущество поддерживается государством. Ежегодно на финансирование образования направляются средства в размере свыше 6% ВВП.

Беларусь славится богатым историко-культурным наследием. Сегодня, когда заметно растет благосостояние людей, границы культурной жизни белорусов расширяются. Во всем мире известны белорусские опера и балет, живопись и другие виды искусства. Широко развернулось фестивальное движение. Дни городов, различные ярмарки, национальные праздники полюбились как старшему поколению, так и молодым жителям республики.

Все большее значение приобретает внутренний туризм – путешествия и отдых в своей стране.

Культурно-образовательное развитие было и остается приоритетом государственной политики, в центре которой – человек и его интересы.

3.1. Реформирование системы образования:

Источник

Adblock
detector