Развитие мальчиков с 12 до 16 лет
Статья обновлена: 2020-01-05
Мальчики в возрасте от 12 до 16 лет испытывают огромные интеллектуальные, физические, социальные и эмоциональные изменения. Что могут увидеть родители?
Физическое развитие
- быстрый темп в росте и весе
- мышечная масса увеличивается, мышечная сила возрастает
- голос становится грубее
- появляются волосы на лобке и подмышками
- волосы на теле удлиняются
- пенис, мошонка и яички увеличиваются
- появляются ночные непроизвольные выбросы семени (поллюция)
- усиливается аппетит
- возрастает потребность во сне (может спать довольно поздно по выходным)
- жирная кожа и прыщи могут быть проблематичными
- повышается потоотделение
- быстрый рост может вызвать неуклюжесть и нарушение координации
- возрастают сексуальные желания и фантазии
У мальчиков в период с 12 по 16 лет сердце становится почти в два раза тяжелее, а его деятельность замедляется. Артериальное давление повышается, объем крови и количество кровяных телец увеличивается. Температура тела снижается. Уменьшается частота дыхания и увеличивается объем легких.
Уровень мужского полового гормона тестостерона увеличивается, благодаря усиленному синтезу белков мышечная масса увеличивается. В результате этого подросток становится физически сильнее.
Слишком худые подростки иногда выглядят истощенными. У некоторых по ночам болят мышцы и кости конечностей. Это состояние можно облегчить, если ночью руки и ноги держать в тепле. Таким подросткам надо больше пить и спать.
В этот период подростки усиленно растут, поэтому очень важно правильно питаться. Особенно важны пищевые белки.
В период полового созревания окончательно формируется фигура. Кости и мышцы растут очень быстро. Высокие подростки часто сутулятся,- со временем это может войти в привычку и стать причиной некрасивой осанки. Замечания родителей на эту тему часто дают обратный результат. Поэтому наиболее эффективным средством может быть специальная гимнастика.
В это время наблюдается ускоренный рост мальчика. Рост продолжается до 18 лет, но иногда дольше. Кости растут неодновременно. К примеру, кости ладоней начинают увеличиваться приблизительно на 4 месяца раньше, чем кости предплечий. Поэтому нередко подросток выглядит непропорциональным. Ладони будут казаться слишком большими до тех пор, пока не вырастут другие кости рук. Движения могут стать неловкими, подросток становится неуклюжим.
Очень важен полноценный сон. Рекомендуемая продолжительность сна — 10 часов в сутки. Убедите сына вовремя ложиться спать, разъясните ему, что именно во время сна «работает» гормон роста. Это должно сработать — ведь все мальчики хотят быть высокими.
Период полового созревания длится в среднем около трех лет, от 12 до 15 лет. Способность к деторождению у мальчиков появляется в 15 лет. Однако у щуплого мальчика половое созревание наступает позже, чем у его сверстников плотного сложения. В этот период происходит интенсивное развитие вторичных половых признаков, мальчик превращается в мужчину.
На заключительном этапе полового созревания происходит последний резкий скачок в развитии мышц и костей. Если костная система слабая, а мышцы недостаточно развиты, в дальнейшем это может стать причиной хрупкости костей. В этот период особенно важно вести здоровый образ жизни, вредно употребление алкоголя и курение.
Интеллектуальной развитие
Между 13 и 16 годами у вашего ребенка мышление о себе, окружающих и мире меняется на гораздо более взрослый уровень. Ожидайте следующие изменения как прогрессию развития, а не как возрастные этапы:
- навыки рассуждения улучшаются:
- появляется умение применять концепции к конкретным примерам
- учится использовать дедуктивные рассуждения и делать обоснованные предположения
- учится рассуждать через проблемы даже при отсутствии конкретных событий или примеров
- становится способным строить гипотетические решения проблемы и оценивать, какой из них лучше
- развивается нацеленность на будущее: подросток учится осознавать, что текущие действия могут повлиять на будущее, начинает устанавливать личные цели
- начинает самостоятельно отличать правильное от неправильного
- учится оценивать достоверность различных источников информации
- становится способным предвидеть последствия различных вариантов
- может оспаривать предположения и решения, представленные взрослыми
Социальное и эмоциональное развитие
В течение этого периода ваш ребенок будет оставаться эмоциональным маятником: счастливым и непринужденным один год, обеспокоенным собственной уверенностью в следующий. Эти колебания сгладятся, когда ваш подросток приближается к концу школы и приобретает больше уверенности в собственной независимости.
13-летний подросток
- неуверенный, несчастный и чувствительный
- проводит много времени в одиночестве; нужна конфиденциальность
- убежден, что все остальные смотрят и судят его
- не общительный со взрослыми
- дружба, как правило, ориентирована на группу;
- больше ссор, чем год назад
14-летний подросток
- как правило, счастливый и спокойный
- признает свои сильные и слабые стороны
- любит быть занятым и участвовать во внеклассных мероприятиях
- круг общения большой и разнообразный; включает в себя друзей обоего пола
- интерес к противоположному полу сильней
15-летний подросток
- может быть вредным и неохотно общается
- сильное стремление к независимости; хочет быть свободным от семьи
- отношения с братьями и сестрами могут быть лучше, чем с родителями
- друзья очень важны; может иметь одного или двух «лучших друзей»
- знакомства и романтические отношения являются обычным явлением
16-летний подросток
- большинство подростков начинают меньше вступать в конфликты со своими родителями
- дружба очень важна
- у большинства есть много друзей обоих полов с общими интересами
- романтические отношения могут быть довольно интенсивными
Конечно, на развитие подростка влияют многие факторы — в том числе генетические, социальные и культурные. Каждый ребенок — это человек, который будет развиваться в своем собственном темпе. Критерии, представленные здесь, являются средними. Ваш ребенок может развиваться быстрее или медленнее. Вы можете помочь своему ребенку в этот период, проявив поддержку и прислушиваясь к его заботам. Если какой-либо аспект развития вашего ребенка покажется вам нетипичным, поговорите с педиатром, больше общайтесь с ребенком, попросите его также задать вам вопросы.
Обратите внимание на любые изменения в настроении или поведении вашего сына. Проблемы со сном, отказ от посещения школы, изменение аппетита или потеря интереса к занятиям могут быть признаками проблемы с психическим здоровьем.
КOММЕНТАРИИ
Источник
Диагностика и лечение детских неврологических заболеваний и нарушений
Как заметить неврологические нарушения у малышей до года, чтобы своевременно обратиться к врачу? Если новорожденный все время кричит и плохо спит – надо ли это лечить? Какие новые методы появились в лечении детей и подростков с эпилепсией и детским церебральным параличом (ДЦП)?
На вопросы отвечает Леонид Шалькевич, главный внештатный детский невролог Министерства здравоохранения, заведующий кафедрой детской неврологии БелМАПО, доцент, к.м.н.
Детская неврология
У дочки при полном секвенировании генома выявили неврологическое генетическое заболевание – синдром лопес-марсьель-роден. Как его лечить?
Это редкое генетическое заболевание проявляется нарушением психического и моторного развития у детей. Лечение носит симптоматический характер. Таких детей наблюдают психиатры, педиатры, неврологи и реабилитологи.
Ребенку 1,7 года, ДЦП, синдром Денди-Уокера и микроцефалия. Ребенок постоянно вздрагивает после крепкого сна. Энцефалограмма дневная и ночная без эпи. Что это может быть? Нужна ли противосудорожная терапия?
Вздрагивания после крепкого сна могут относиться к неэпилептическим миоклониям, при отсутствии судорог и нормальной электроэнцефалограмме лечения не требуют.
Мальчику 3 года, трогает половые органы. Пока отвлекаем и переключаем внимание. Нужно ли обратиться к врачу?
В этом возрасте происходит пик интереса к собственному телу, поэтому малыш исследует себя. Если это не носит навязчивого характера, лечение не требуется. Если он делает это все свое свободное время, имеет смысл обратиться к детскому психологу.
Ребенку 4,5 года. В год поставили диагноз «эпилепсия генерализованная криптогенная с миоклоническими припадками». Приступы начались примерно в 10 месяцев. До этого момента нареканий к здоровью не было. До года выполняли все плановые прививки (с года прививки не делаем). На сегодняшний день ремиссия 3 года 4 месяца (препараты не принимаем 7 месяцев). Может ли данное заболевание быть вызвано действием прививок (АКДС)? Как безопасно начать делать прививки с таким диагнозом?
Эпилепсия относится к многофакторным заболеваниям с генетической предрасположенностью при провоцирующих воздействиях внешней среды. Прививки сами по себе не являются причиной заболевания, но могут спровоцировать болезнь, как и любой другой фактор. Если у ребенка ремиссия по приступам, то прививки ему не противопоказаны.
Девочке 2 года и 10 месяцев. Не хочет одевать колготы, гольфы, кофты. Выйти погулять – целая проблема. Надеваем куртку на майку, сапожки на голую ножку и штаны без колготок. Варежки тоже не надеть. Перерастет или надо обращаться к специалистам?
Это могут быть возрастные особенности ребенка. Но также это может говорить о начальных проявлениях заболеваний, связанных с нарушением психики и поведения. Поэтому для уточнения этих особенностей имеет смысл показаться детскому психиатру, психотерапевту или психологу.
Ребенку 4 года. С рождения делает вращательные движения кистями рук и часто прыгает. Что это может быть? Невролог аутизма не выявил, в плане обучения все нормально. Движения повторяет часто, особенно когда рад чему-то. Если этому поведению есть научное объяснение?
У детей при повышенной возбудимости нервной системы многие эмоциональные реакции сопровождаются повышенной двигательной активностью. Эти дополнительные движения помогают ребенку справиться с избытком эмоций, особенно положительных. Поэтому при нормальном психическом развитии лечения это не требует.
Мальчику 1 год и 10 месяцев. С рождения нормально не проспал ни одной ночи. Каждые 40 минут крик, плач, истерика. Сначала списывали на колики, режущиеся зубы. Пробовали укладывать позже/раньше, качать/не качать, ванны/душ перед сном, активное/спокойное времяпровождение. Дневной сон сейчас 1,5–2 часа, тоже прерывистый. ЭЭГ в норме, УЗИ головного мозга без патологии, анализы в норме. Невролог выписывал ноофен, магний В6, дормикинд. Ничего не помогает!
Нарушение сна у детей может указывать на ряд серьезных неврологических заболеваний, однако если развитие ребенка соответствует возрастным нормам, плохой сон в большей степени доставляет дискомфорт родителям, чем ребенку. Нарушение сна, как правило, связано с перевозбуждением нервной системы и переизбытком информации. Беспокойный сон часто помогает малышу справиться с лишней информацией, которую он получил днем. Внезапный плач во время ночного сна, когда малыш кричит и не может успокоиться, может быть этапом взросления. Лечение требуется только тогда, когда ночные кошмары носят постоянный, спереотипный характер и сопровождаются нарушением самочувствия ребенка на следующий день.
Сыну 2 месяца. Он спит всего 1 раз в день в течение двух часов. И то только на улице в коляске (дома в дневное время не удается уложить). Он засыпает, спит 30 минут и просыпается. Во время сна активно машет ручками и дергает ножками. Сон удается продлить, если дать ему грудь сразу, как он проснулся.
У многих детей двигательная активность (вздрагивание, подергивание ножками, ручками) часто сопровождает сон, и это нормальное явление, так же как и крик и плач. Беспокоиться не стоит.
Ребенок родился в 38 недель, роды были тяжелыми, в три месяца УЗИ показало наличие арханоидальной кисты, расширение желудочков. До двух лет развивался в пределах нормы с небольшим отставанием (курсы лечения ноотропами), ближе к двум стал просыпаться ночью и орать с выгибанием в дугу, начали проявляться аутичные черты, затем крики стали учащаться, поведенческих нарушений стало больше. Сейчас ребенку 5 лет, и врачи не знают, что с нами делать: он не разговаривает, продолжает просыпаться по ночам и кричать, выгибаться. На фенибут, кортексин, ноофен, пантокальцин, рисперидон, валерьянку реагирует возбуждением, появляются проблемы с туалетом. Также назначали карбамазепин для исключения эпилепсии. Что нам делать?
Ситуация серьезная. Ночные пробуждения не основная проблема. Необходима консультация психиатра.
Дочери 11,5 месяца. Периодами плохо спит по ночам, часто просыпается с плачем. Последний прием пищи в 10 вечера, а засыпает в лучшем случае в полночь. Похоже, что она недосыпает, и я не могу понять причину. Может, есть какие-то неврологические нарушения или это просто зубки и нужно подождать?
Нарушения сна бывают разные. Самые опасные те, которые связаны с нарушением развития ребенка, при этом он может спать без внезапных пробуждений. Диагноз в этой ситуации ставится по факту клинических нарушений (задержка развития) и записи ЭЭГ во время сна. Когда же ребенок часто просыпается и кричит ночью, но днем чувствует себя хорошо и его развитие соответствует норме, лечение не требуется. Это нормально. Если же ребенок пытается днем доспать, это может быть вызвано не неврологическими причинами, имеет смысл обратиться к педиатру или гастроэнтерологу.
Ребенку 9 лет. С 6 лет болит голова (висок), иногда сопровождается рвотой, МРТ с сосудами, энцефалограмма в норме. По назначению врача принимали ноофен и витамины группы В – улучшений нет, с ноября голова болит раз в неделю. Что делать?
Все головные боли делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся головная боль напряжения и мигрень. Головная боль напряжения часто связана с завышенными требованиями родителей к успехам ребенка и повышенной нагрузкой. Здесь часто требуется привлечение психотерапевта и пересмотра отношения родителя к своему ребенку. Мигрень больше относится к наследственно обусловленным заболеваниям. Для нее характерны тошнота, рвота и сон, приносящие облегчение. Подбор медикаментозной терапии осуществляет невролог, и это не всегда легко. ЭЭГ, МРТ головного мозга, оценка глазного дна проводятся для исключения вторичных головных болей, которые могут быть вызваны многими причинами: объемные процессы, аневризмы, повышенное артериальное давление и др. В случае выявления вторичных головных болей лечение направлено на устранение основной причины.
Существует ли какая-то статистика о количестве детей, которые перенесли гипоксию по время родов и имеют из-за этого задержку развития речи? Какие методы используют неврологи и педиатры при диагностике задержки речи у детей двух лет? Как распознать данную задержку? Ребенок в 2 года говорит только простые слова из двух слогов, не соединяя их в простые предложения.
Количество детей, которые переносят гипоксию, невелико. Если гипоксия является причиной задержки речи, то при этом она вызывает и другие выраженные неврологические нарушения. Диагностика проводится логопедом, психологом, детским психиатром. Методов диагностики много. Сейчас дети позже начинают говорить, но при этом понимание речи находится у них на достаточном уровне. Отсутствие активной речи в первую очередь должно заставить обратиться к специалисту, если нарушено понимание речи. В вашей ситуации имеет смысл в первую очередь обратиться к логопеду.
Ребенку 1 год и 11 месяцев, очень капризный, частые истерики. Живет с мамой. Когда остается с бабушкой, ведет себя гораздо спокойнее. Отмечается боязнь новых помещений, новых людей. В 1 год и 8 месяцев говорил около 10 слов, но когда отучали от соски на ночь, перестал говорить вообще. Спустя 1,5 месяца вновь появились слова МАМА, БАХ, БИ-БИ, АМ. Любит читать книжки, но не показывает пальчиком, где собачка, например. Цвета, цифры, буквы его не интересуют совсем, а вот лепить и рисовать может недолго. Хотя явно понимает, что от него хотят. В развивающем центре групповые детские занятия игнорирует. Ночью просыпается 10–15 раз, просит пить. Невролог в поликлинике назначала курс ноофена (1,5 месяца), во время его приема спал лучше. Собирает пирамидку, башни из кубиков, игрушки в основном разбрасывает, но может поиграть с ними 5 минут. Умеет сам кушать ложкой, но не хочет. Могут ли вышеперечисленные симптомы быть признаками аутизма? Какие будут рекомендации по коррекции поведения ребенка?
В данной ситуации имеет смысл обратиться в Центр раннего вмешательства, чтобы ребенка посмотрели детский психиатр, психолог и логопед. Или в центр коррекционного развития.
Мальчику 6 лет, очень активный, на месте не сидит, периодически случаются тики (моргание), спокойно постоять не может ни минутки, руки, ноги – все в движении. Это плохо или особенности возраста? Можно ли обойтись без успокоительных или надо пропить курс?
Часто тики помогают ребенку справиться с перевозбуждением нервной системы, так же как и активные движения. Если это не нарушает социализации ребенка и ему не мешает, попытки лечения тиков малоэффективны и часто бесполезны. К подростковому возрасту порядка 70 % тиков проходят без лечения.
Ребенку 10 месяцев. С пяти месяцев регулярно мотает головой вправо-влево, когда засыпает, и иногда днем лежа на спине (вероятно, когда хочет спать или скучно). Есть ли повод для беспокойства?
Мотание головой влево-вправо обладает легким успокаивающим действием, в ряде случаев помогает ребенку уснуть. Это нормально, беспокоиться не нужно.
У ребенка (8 месяцев) при засыпании немного вздрагивают пальчики, ручки, ножки. У папы наблюдается точно такая же реакция при засыпании. Что это такое?
Это миоклония во время сна, которая не сопровождается неврологическими нарушениями, не требует лечения и часто носит наследственный характер.
У ребенка с раннего возраста движение рук будто котенок массирует кошку – при виде чего-то интересного и захватывающего. Если сидит, то может подергивать ногами, как будто бежит, когда стоит, то подпрыгивает, скачет. Сейчас ребенку почти 5 лет. Неврологи, психолог говорят, что все в порядке. Мы не можем отучить ребенка от этих движений. А может, и не нужно?
Это может наблюдаться у детей с повышенной возбудимостью нервной системы. Относится к синдрому навязчивых движений. Отучать не нужно. Но в случае появления новых навязчивых движений или увеличения этих имеет смысл еще раз показаться специалисту.
Двойняшки после ЭКО, плановое кесарево, 38 недель, беременность без осложнений. До 1,9 года проблем не было. Потом у девочки появился плоско-вальгус стоп, затем коленок, снизился тонус ног. До этого бегали, приседали, поднимались по ступенькам. Все произошло за 3 месяца. Легли на обследование в детскую областную больницу. МРТ спины, КТ головного мозга в норме, исключили болезнь Шарко-Мари, наследственные нарушения обмена веществ. КФК-168, отклонения есть по ЭЭМГ (электронейромиография), интеллект и речь в норме. Больше года не можем определить диагноз, ездим каждые 2,5 месяца в детскую областную больницу, проходим курсы лечения. Подскажите, куда обратиться дальше?
В данной ситуации имеет смысл обратиться в Республиканский центр наследственных нервно-мышечных заболеваний. Записаться на прием можно по телефону: 327-55-06 (Минск). Там будет проведена углубленная диагностика.
Нужно ли лечить новорожденному повышенную возбудимость? Насколько безопасны ноофен и пантокальцин?
Повышенная возбудимость нервной системы у новорожденного часто является условием нормального развития и в случае отсутствия отставания в развитии и лечения не требует. Ноотропные препараты новорожденным детям, с моей точки зрения, в любом случае не показаны.
Ответы на оставшиеся вопросы будут опубликованы 21 января.
Фотографии — Евгений Креч
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в Facebook, VK, OK, Twitter и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь
Источник