Меню

Для оптимизации состояния здоровья детей

Укрепление здоровья дошкольников.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. А знаете ли вы, что счастливый ребенок – это, прежде всего здоровый ребенок?

Скачать:

Вложение Размер
Укрепление здоровья дошкольников. 21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Укрепление здоровья дошкольников.

Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. А знаете ли вы, что счастливый ребенок – это, прежде всего здоровый ребенок?

По мнению врача-педиатра Е.О.Комаровского, «ни качеством, ни количеством

педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя. А нельзя, скорее всего, потому, что упомянутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров, вместе взятых».

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального

благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.

Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Именно поэтому очень важно уже в дошкольном возрасте у детей вырабатывать привычку к регулярным занятиям физической культурой.

Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам.

Забота о воспитании здорового ребенка является ежегодной задачей в работе нашего образовательного учреждения. Усилия работников МКДОУ постоянно направлены на оздоровление воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

К основным направлениям оздоровительной деятельности в нашем детском саду мы относим:

— организацию режима гигиенических условий жизнедеятельности детей;

— организацию здорового сбалансированного питания;

— организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками,

физическое воспитание детей.

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание дошкольников невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое влияние на здоровье и физическое состояние детей. Растущий организм нуждается в движении.

Для обеспечения необходимой двигательной активности каждого ребенка в дошкольном учреждении, наиболее эффективными формами оздоровления являются:

• организованная образовательная деятельность по физической культуре

• подвижные игры и физические упражнения на прогулке

• оздоровительный бег на воздухе

• гимнастика после дневного сна

• физминутки и динамические паузы

• физкультурные праздники, досуги, развлечения

• дыхательная гимнастика и др.

Потребность в движении, в двигательной активности ученые называют кинезофилией – врожденной биологической потребностью человеческого организма, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Полное удовлетворение данной потребности особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. У малоподвижных детей чаще всего наблюдается отставание моторного и психического развития, и они в большей мере подвержены простудным заболеваниям.

Движение – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта.

Движения, особенно пальцев рук, стимулируют развитие мозга, разных его отделов, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.

Движения являются существенным компонентом любого вида детской деятельности (игровой, театральной, учебной, конструктивной и др.)

Активная и многообразная двигательная деятельность детей способствует укреплению здоровья, совершенствованию двигательных навыков и умений, развитию двигательных и психических способностей, формированию положительных эмоциональных состояний, воспитанию потребности в реализации двигательных возможностей.

В процессе оптимизации двигательной активности детей в дошкольном учреждении создаются такие условия, которые содействуют решению комплекса оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.

Оздоровительные задачи направлены на удовлетворение потребности детей в движении, совершенствование систем и функций организма, сохранение и укрепление здоровья.

Воспитательные задачи направлены на развитие умственных, духовных и физических способностей детей в их самом полном объеме.

Образовательные задачи направлены на овладение детьми определенным объемом знаний, умений, навыков, физических качеств для их всестороннего развития.

Но заставлять детей заниматься физическими упражнениями не надо, т.к. это, как правило, приводит к обратному результату. Зачастую постоянное использование структуры только традиционного физкультурного занятия ведет к снижению интереса детей. Нужно постараться заинтересовать ребенка. Именно поэтому, наряду с традиционными методиками развития детей в нашем учреждении используются и нетрадиционные подходы к совершенствованию физического здоровья дошкольников.

Использование различных вариантов оздоровительных занятий:

• игровых — построенных на подвижных играх,

• построенных на музыкально-ритмических движениях,

способствует формированию интереса детей к двигательной активности.

Такой подход к организации физкультурных занятий у детей дошкольного возраста повышает интерес к утренней зарядке, физическим упражнениям, спорту, пробуждает потребность в укреплении собственного здоровья и способствует функциональному совершенствованию детского организма.

Обязательным элементом физического воспитания, имеющим большое значение для укрепления здоровья, повышения работоспособности и сопротивляемости инфекции, является закаливание.

Сущность закаливания заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, в развитии защитных реакций, снижающих чувствительность организма к вредному действию раздражителей внешней среды.

Закаливание повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям различных погодных факторов, таких как холод, жара, сырость и др. Все виды закаливания обладают общим благоприятным воздействием на организм, приводят к усилению обмена веществ, повышают сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, оказывают благотворное влияние на общее психосоматическое состояние и поведение ребенка.

При закаливании следует неукоснительно придерживаться определенных правил, первое из которых – постепенность. Необходимо также учитывать состояние здоровья и индивидуальные особенности ребенка. К закаливанию детей, часто болеющих, ослабленных надо подходить очень осторожно, но ни в коем случае нельзя вообще лишать ослабленного ребенка закаливания, т.к. именно оно необходимо для его здоровья.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку радость. В качестве средств закаливания широко используют естественные факторы: вода, воздух и солнечная радиация. Влияние закаливающих факторов будет положительным только в том случае, если они отвечают определенным гигиеническим требованиям. Воздух и вода должны быть чистыми и иметь определенную температуру.

Использовать воздух в качестве закаливающего средства необходимо постоянно, во все времена года. Действие воздуха оказывает тройное воздействие: холодовое, химическое (аэроионы), механическое (массирующее). За счет того, что раздражаются кожные рецепторы, изменяются терморегулирующий режим организма и обмен веществ, все процессы в организме начинают протекать более гармонично.

Вода по сравнению с воздухом является более сильным средством закаливания, т.к. обладает большей теплопроводностью и теплоемкостью. Водные процедуры должны быть короче по времени. Закаливание водой проводится с учетом индивидуальных возрастных особенностей ребенка. Наиболее щадящей методикой закаливания являются обтирания, особенно полезные в детском и пожилом возрасте. В качестве закаливающих процедур могут быть использованы умывание, растирание до пояса, мытье рук, обливание их водой, игра с водой, влажное обтирание всего тела, обливание водой под душем.

При закаливании солнечными лучами необходимо помнить, что солнце действует на организм гораздо сильнее, чем вода и воздух. Лучшим периодом для пребывания детей под лучами солнца является время от 10 до 12 часов дня.

Закаливание солнцем может проходить на прогулках в весеннее-летнее время при обычной деятельности детей. Летом на них должны быть облегченная одежда и светлый головной убор.

Традиционные методы закаливания:

воздушные ванны — улучшается состояние тарморегуляторного аппарата;

• обширное умывание, мытье рук прохладной водой по локоть — способствует улучшению лимфо — и кровообращения;

• хождение по солевым дорожкам – улучшает протекание нервных процессов;

• массаж ног – способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения;

• дыхательная гимнастика – способствует укреплению дыхательного тракта;

• точечный массаж – под его действием организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

• солнечные ванны – под действием лучей в коже образуется меланин и начинает синтезироваться витамин Д, что препятствует развитию рахита.

Природа щедро одаривает нас своими благами – солнцем, водой, воздухом. Давайте же пользоваться этими бесценными дарами, которые способны закалить тело и душу, вдохнуть здоровье и помочь вырастить здоровых, крепких и умных детей!

Родители, помните что, занимаясь спортом вместе со своими детьми, вы не только укрепляете собственное здоровье, но и развиваете своих детей, создаете крепкие дружественные отношения в семье, воспитываете в детях уважение и любовь к родителям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оптимизация процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)Цел.

Мастер классинструктора по физической культуре на тему: «Укрепление здоровья дошкольника через формирование жизненноважных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению осанки и коррекции с.

программа предназначена для детей дошкольного возраста.

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста.Как известно, р.

«Здоровье дороже богатства» – утверждал французский писатель Этьен Рей, живший в 19 веке. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого .

Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т.

Источник

«Оптимизация здоровье сбережения воспитанников в рамках реализации ФГОС ДО»
учебно-методический материал по теме

«Здоровье сберегающие технологии в детском саду»

Скачать:

Вложение Размер
moy_doklad_zdorovesberezheniya_dc149.doc 84 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет на тему: «Оптимизация здоровье сбережения воспитанников в рамках реализации ФГОС ДО».

«Здоровье сберегающие технологии в детском саду»

Подготовил: инструктор по физической культуре Войнова Е. И.

Г. Тольятти, д/с № 149 «Ёлочка»

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровье сберегающих технологий. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью.

Так что же такое здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Целью здоровье сберегающих технологий я считаю обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание

валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, формирование знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, воспитание валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, формирование умений и навыков, связанных с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Работа по внедрению здоровье сберегающих технологий в нашем детском саду осуществляется в несколько этапов:

  • анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков;
  • организация здоровьесберегающего образовательного пространства;
  • освоение педагогами методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых;
  • внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья детей и взрослых;
  • работа валеологической направленности с родителями.

Среди здоровьесберегающих технологий хочу выделить технологии непосредственно используемые мною в своей практике:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: НОД, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж.

3. Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Остановимся на здоровье сберегающих технологиях, используемых в практике нашего детского сада:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

  1. Динамические паузы (физкультминутки) – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
  2. Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
  3. Стретчинг — комплекс упражнений, предназначенный для того, чтобы мышцы были эластичными, а суставы гибкими и подвижными. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
  4. Ритмопластика – является музыкально-ритмическим психотренингом, развивающим у ребенка внимание, волю, память, подвижность и гибкость

мыслительных процессов, развивает музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом. Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы

  1. Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
  2. Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
  3. Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
  4. Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
  5. Динамическая гимнастика (гимнастика-побудка) – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
  6. Гимнастика корригирующая – это комплекс специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение деформаций опорно-двигательного аппарата. Чтобы корригирующие упражнения были эффективны, то есть могли обеспечить ребенку полноценную тренировку, подбирать их необходимо, учитывая уровень физического развития, подготовленности и состояния здоровья, используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
  7. Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
  8. Оздоровительный бег — в утренний прием на улице или на прогулке.
  9. Закаливающие процедуры (босоножие, контрастные ванны, омывание прохладной водой, растирание массажной варежкой, хождение по мокрой траве, солнечные и воздушные ванны).

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие (НОД) – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые занятия (игротреннинги и игротералия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности («Зачем нам нужны глаза», «Мои ножки» и т.д.).

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Беседы из серии «Здоровье» — перед занятием физ-рой, либо во второй половине дня .

Самомассаж (рук, ног, головы, живота, горла) – в зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Точечный массаж (лица, рук);

Самостоятельная, двигательная деятельность детей ;

Спортивные развлечения, праздники, досуги.

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Технологии коррекции поведения (игры с правилами, игры – соревнования, народные игры);

Фитобар, где воспитанники получают кислородный коктейль , витаминные чаи, настои из шиповника

Фитотерапия (лук, чесночные кулончики)

Приемы этих технологий широко используются мною и педагогами нашего дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.

Формы организации здоровье сберегающей работы:

  • НОД
  • самостоятельная деятельность детей
  • подвижные игры
  • утренняя гимнастика
  • двигательно-оздоровительные физкультминутки
  • физические упражнения после дневного сна
  • физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
  • прогулки, экотропа
  • физкультурные досуги
  • спортивные праздники
  • оздоровительные процедуры в водной среде.

Для того, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, с педагогами нашего детского сада проводится следующая работа:

  • активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей и взрослых;
  • семинары-тренинги;
  • консультации для педагогов «Воспитание здорового ребёнка», «3доровье ребенка в наших руках», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Здоровье всему голова» и др.;
  • практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня», «Гимнастика для глаз», «Утренняя гигиеническая гимнастика: вопросы и ответы», «Пальчиковая зарядка для ног» и др.;
  • обсуждение вопросов здоровье сбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях;
  • семинар — практикум « Организация досуга для детей», «Растим здорового ребенка», «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Навыки здоровья» и др.

Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровье сберегающего пространства ДОУ и семьи, использую разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы на родительских собраниях; консультации; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов, анкетирование. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках, буклетах («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение — основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.). Таким образом, проводимая мною физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Результатом внедрения здоровье сберегающих технологий в нашем саду является:

  • сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ;
  • правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости к инфекциям;
  • взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками;
  • внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровье сберегающего образовательного пространства в ДОУ;
  • улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников;
  • положительная динамика уровня физической подготовленности воспитанников.

Используемые в комплексе здоровье сберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Источник

Читайте также:  Как оценивается физическое здоровье человека
Adblock
detector