Для кого оценка риска для здоровья
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обязан ли работодатель, если да, то в соответствии с каким законодательством, проводить оценку профессиональных рисков? Обязательно ли привлечение аккредитованной организации? Существует ли методика проведения оценки профессиональных рисков?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вопрос об обязательности проведения оценки уровней профессиональных рисков является спорным. Мы полагаем проведение такой оценки целесообразным.
Обоснование вывода:
Под профессиональным риском согласно ст. 209 ТК РФ понимается вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами.
Обязанность работодателя по проведению оценки профессиональных рисков Трудовым кодексом РФ в настоящее время напрямую не установлена*(1). На этом основании многие специалисты делают вывод об отсутствии такой обязанности. В частности, такую точку зрения можно встретить в многочисленных консультациях Роструда (смотрите ответы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 с портала «Онлайнинспекция.РФ»).
Тем не менее, на наш взгляд, при разрешении данного вопроса необходимо учитывать следующее. Согласно ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя. Работодатель обязан, среди прочего, обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. В соответствии со ст. 209 ТК РФ под системой управления охраной труда понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Данная норма предусматривает утверждение Минтрудом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений типового положения о системе управления охраной труда. Соответствующее Типовое положение было утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н.
По смыслу Типового положения (смотрите п.п. 33-39) оценка профессионального риска является неотъемлемой частью процедуры управления профессиональными рисками в СУОТ работодателя, без которой СУОТ не может считаться функционирующей. Поэтому некоторые специалисты (смотрите, например, мнение заместителя начальника отдела надзора и контроля в сфере охраны труда Роструда А. Назарова) высказывают точку зрения о том, что проводить оценку профессиональных рисков необходимо, а за непроведение оценки уровней профессиональных рисков предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Такую позицию можно встретить и в консультациях с портала «Онлайнинспекция.РФ», и в судебных решениях (смотрите постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 N 09АП-12295/18, решения Санкт-Петербургского городского суда от 05.09.2019 N 7-1460/2019, Ленинского районного суда г. Тамбова Тамбовской области от 15.01.2020 N 12-5/2020, Выборгского городского суда Ленинградской области от 26.11.2019 N 12-529/2019, Онежского городского суда Архангельской области от 24.01.2020 N 12-4/2020, Октябрьского районного суда г. Тамбова Тамбовской области от 05.12.2019 N 12-607/2019, Костромского районного суда Костромской области от 29.01.2019 N 12-5/2019).
Нельзя, однако, не отметить, что само содержание упомянутых норм Типового положения представляется довольно спорным с точки зрения действующего законодательства. Так, согласно п. 33 Типового положения работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации в том числе оценки уровней профессиональных рисков. Однако в силу прямого указания ст. 209 ТК РФ обязанность по утверждению порядка оценки уровней профессиональных рисков возложена на Минтруд России. И фактически на сегодняшний день такой порядок отсутствует. В связи с этим позиция о необходимости проведения работодателем такой оценки, основанная на Типовом положении, также представляется не бесспорной.
Тем не менее, учитывая многократные случаи привлечения к административной ответственности за непроведение оценки уровней профессиональных рисков, полагаем целесообразным такую оценку проводить, а также обратиться за официальным разъяснением по данному вопросу в соответствующий орган исполнительной власти, а именно — Минтруд России по почте (127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, 21) либо заполнить форму обращения на официальном сайте (https://rosmintrud.ru/reception/form).
При оценке рисков, по мнению некоторых специалистов*(2), в настоящее время следует руководствоваться ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.12.2009 N 680-ст, а также Руководством по оценке профессионального риска для здоровья работников: организационно-методические основы, принципы и критерии оценки» (Р 2.2.1766-03), утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 24.06.2003.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел
27 февраля 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Минтруд России в 2015 году предлагал зафиксировать в Кодексе такую обязанность работодателей, однако предложенный тогда проект закона так и не был внесен на рассмотрение в парламент. Правительством РФ (смотрите распоряжение от 26.04.2019 N 833-р) разработан комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, в рамках которого Минтруду России поручено разработать новый проект федерального закона в течение 2019 года, однако о разработке такого проекта на текущий момент нам неизвестно.
*(2) Смотрите, например, материалы:
— Оценка и управление профессиональными рисками для здоровья работников (Л.И. Ларионова, журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения», N 5, май 2019 г.);
— Как оценивают риски, связанные с ущербом здоровью и жизни работника в процессе его трудовой деятельности (З.В. Стрельбицкая, журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения», N 2, февраль 2019 г.);
— Оценка рисков в системе управления охраной труда (журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения», N 10, октябрь 2018 г.).
Источник
Оценка риска при проектировании санитарно-защитных зон
Оценка риска здоровью в проекте СЗЗ или санитарно-защитной зоны предусмотрена постановлениями Министерства здравоохранения и Госкомэкологии. Методика оценки рисков, предусмотренная постановлениями, используется при проведении социально-гигиенического мониторинга, во время экологической и гигиенической паспортизации, оценки воздействия на окружающую среду и т.д.
Для каких объектов требуется оценка риска для здоровья населения?
В каких ситуациях необходима оценка рисков, а когда ею можно пренебречь и не нести дополнительные расходы? Оценка риска здоровью населения для проекта СЗЗ необходима для объектов с классом опасности І и ІІ. Проекты таких объектов не могут быть утверждены без материалов по оценке рисков. При этом размеры санитарно-защитной зоны в каждом случае устанавливаются на базе предварительных расчетов. Во внимание принимаются такие показатели:
- расчеты рассеивания загрязнения воздуха;
- шума, а также вибрации;
- электромагнитных волн.
— Имеем высокий рейтинг по данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
В проекте должно обязательно присутствовать обоснование того, что выбранный размер санитарно-защитной зоны достаточен для обеспечения безопасности населения в соответствии с требованиями санитарных норм. Однако в некоторых случаях при разработке проекта СЗЗ оценка риска для населения не требуется, такие исключения устанавливаются постановлениями главного санитарного врача РФ:
- если расстояние между проектируемой границей объекта производства в два и более раза превышает ориентировочную СЗЗ до границ заселенных территорий;
- не требуется для птицефабрик и в животноводстве;
- также не производится для мест захоронения.
Исследования по оценке рисков
Основные работы при оценивании рисков для здоровья населения включают в себя идентификацию опасности (что именно загрязняет воздух), зависимости «доза-ответ» (как именно и насколько сильно воздействует фактор), экспозиции (то есть замер количественного влияния фактора в расчете на единицу времени), характеристику риска для населения (какие вредные последствия может иметь пролонгированное воздействие фактора).
Этап идентификации включает ранжирование выбросов, а также сравнительную оценку индексов канцерогенов и других опасностей. Также определяются наиболее опасные вещества для населения с тем, чтобы именно по ним проводить оценку рисков. Далее выявляется наименьшая вредоносная концентрация и доза, устанавливается причинно-следственная связь воздействия, осуществляется прогнозирование возможных последствий при комбинированных воздействиях.
На следующем этапе выявляются маршруты распространения, проводится оценка времени, продолжительности и частоты воздействия. Цель – выявление реальной дозовой нагрузки для населения при реализации проекта. Затем производится расчет уровней риска канцерогенного и неканцерогенного воздействия, оценка приемлемости выявленного риска, возможно – оценка фоновых уровней заболеваемости среди населения.
Результатом проведенной работы является обоснование достаточности размеров СЗЗ или же, в случае отрицательного ответа, обоснование для дополнительных природоохранных мероприятий, в том числе расширение СЗЗ.
Что включает процесс оценки риска?
Разрабатывается проект СЗЗ и согласовывается в местном теруправлении Роспотребнадзора. Проект должен включать:
- сведения по источникам загрязнения;
- сведения по фоновым показателям загрязнения;
- определение размера СЗЗ по различны факторам – химическому, акустическому, электромагнитному;
- графическое представление с границами СЗЗ;
- озеленение и благоустройство СЗЗ;
- разработка дополнительных мероприятий по сведению воздействий до предельно допустимых уровней;
- разработка проекта использования СЗЗ и ее зонирования.
В Роспотребнадзоре подготовленный технический отчет с результатами натурных измерений должен получить санитарно-эпидемиологическое заключение по установленным границам санитарно-защитной зоны. Когда документ утвержден, материалы передаются в местные органы власти (управления архитектуры) для утверждения этих границ в качестве линий для градостроительного планирования. Однако, если вопрос относится к промышленным объектам I или II класса опасности, установление размеров санитарно-защитной зоны производится только постановлением главного санитарного врача РФ. Основанием для такого решения должна быть оценка рисков здоровью населения, проведенная согласно установленных методик, а также заключение Роспотребнадзора.
Кто проводит работы по оценке рисков?
Для проведения инженерных изысканий компания должна получить сертификат соответствия в системе. Компания «ГеоКомпани» получила такой сертификат и готова оказывать услуги оценки рисков при создании проекта СЗЗ. Получить консультацию экологического отдела можно по телефону +7-495-777-65-35 или WhatsApp
Источник
Форум для экологов
Форум для экологов
- Темы без ответов
- Активные темы
- Поиск
- Персональные данные
Оценка риска для здоровья населения
Оценка риска для здоровья населения
Сообщение KallaBok » 14 июл 2009, 13:48
Re: Оценка риска для здоровья населения
Сообщение smold » 14 июл 2009, 15:26
Re: Оценка риска для здоровья населения
Сообщение KallaBok » 14 июл 2009, 17:33
smold, т.е. получается в нашем случае его обязательно нужно делать и никак не отвертеться?, а он должен быть отдельным проектом?, т.е. отдельно риски и отдельно проект сокращения СЗЗ, или проект СЗЗ должен ссылаться на расчет рисков, т.е. можно будет сделать проект СЗЗ и отдать заказчику, а он уже сам будет разбираться?
И на будущее, т.е. для разработки проекта СЗЗ нужно будет сначала у заказчика требовать проект рисков?
Заранее спасибо за ответы и откликнувшимся
Re: Оценка риска для здоровья населения
Сообщение compeco » 15 июл 2009, 06:26
Re: Оценка риска для здоровья населения
Сообщение aartemy » 15 июл 2009, 14:00
Re: Оценка риска для здоровья населения
Сообщение KallaBok » 15 июл 2009, 14:24
У нас проектируется ферма на 1200 голов, рекомендуемая СЗЗ по СанПиНу 500 м это предприятие 2 класса, а расчетная СЗЗ получилась 220 м, т.е. жилье находится в 220 м от границы площадки и поэтому СЗЗ мы сокращаем до 220 м, и на границе жилой зоны нет превышения ПДК, т.е. это уже получается 3 класс опасности? и тогда расчет рисков делать не нужно? или я неправильно рассуждаю? Если определять КОП для данного предприятия, то получается 3 категория предприятия. Т.е. в экспертизе можно ссылаться на эти выводы?
Спасибо за ответы
Re: Оценка риска для здоровья населения
Сообщение smold » 15 июл 2009, 16:10
Re: Оценка риска для здоровья населения
Сообщение KallaBok » 15 июл 2009, 18:18
Re: Оценка риска для здоровья населения
Сообщение smold » 15 июл 2009, 19:18
Re: Оценка риска для здоровья населения
Сообщение KallaBok » 15 июл 2009, 21:52
Оценка эффективности воздухоохранных мероприятий на территории городов
Н. Д. Сорокин, канд. физ.-мат. наук,
заслуженный эколог России
В рамках федерального проекта Чистый воздух , направленного на снижение уровня загрязнения атмосферы в городах.
Ответственность
Форум «Форум для экологов» является общедоступным для всех зарегистрированных пользователей и осуществляет свою деятельность с соблюдением действующего законодательства РФ.
Администрация форума не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на форуме «Форум для экологов» информацию.
Вместе с тем, Администрация форума резко отрицательно относится к нарушению авторских прав на территории «Форум для экологов».
Поэтому, если Вы являетесь обладателем исключительных имущественных прав, включая:
— исключительное право на воспроизведение;
— исключительное право на распространение;
— исключительное право на публичный показ;
— исключительное право на доведение до всеобщего сведения
и Ваши права тем или иным образом нарушаются с использованием данного форума, мы просим незамедлительно сообщать нам по электронной почте.
Ваше сообщение в обязательном порядке будет рассмотрено. Вам поступит сообщение о результатах проведенных действий, относительно предполагаемого нарушения исключительных прав.
При получении Вашего сообщения с корректно и максимально полно заполненными данными жалоба будет рассмотрена в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней.
Наш email: eco@integral.ru
ВНИМАНИЕ! Мы не осуществляем контроль за действиями пользователей, которые могут повторно размещать ссылки на информацию, являющуюся объектом Вашего исключительного права.
Любая информация на форуме размещается пользователем самостоятельно, без какого-либо контроля с чьей-либо стороны, что соответствует общепринятой мировой практике размещения информации в сети интернет.
Однако мы в любом случае рассмотрим все Ваши корректно сформулированные запросы относительно ссылок на информацию, нарушающую Ваши права.
Запросы на удаление НЕПОСРЕДСТВЕННО информации со сторонних ресурсов, нарушающей права, будут возвращены отправителю.
Источник