Социальное здоровье
статья на тему
Здоровье является бесценным богатством человека. Самое главное – захотеть быть здоровым. Хочешь быть здоровым – будь им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_zdorove.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье является бесценным богатством человека. Самое главное – захотеть быть здоровым. Хочешь быть здоровым – будь им.
На протяжении всей истории человечества людей волновал вопрос: как сохранить здоровье до глубокой старости? Эта проблема стала особенной, злободневной в эпоху цивилизованного общества и научно-технического прогресса. Преобразование природы существенно изменили условия жизни человека, которые пока имеют в основном отрицательный характер и ставят под угрозу здоровье людей.
Ученые выделяют 3 уровня структуры здоровья: биологический, составляющий физическое здоровье, совершенство механизмов регуляции организма и адекватность физиологических процессов, отражающих предел адаптации к внешнему миру; социальный, определяющий социальную позицию в обществе профессиональной деятельности; личностно — психологический и духовный уровень, содержание которого составляет позицию в общественно — профессиональной деятельности, личностно – психологический и духовный уровень, содержание которого составляет морально этические и духовные ценности, формирующие образ жизни.
Социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение. Достаточно очевидным является тот факт, что люди, имеющие обширные социальные связи с другими членами общества, менее подвержены болезням и чувствуют себя более здоровыми и счастливыми.
Социальное здоровье является очень важным аспектом любого общества. Его можно определить как комфортное взаимодействие человека и общества на основе общечеловеческих ценностей и социальных норм. Социальное здоровье определяется готовностью к приемлемости общечеловеческих ценностей и социальных норм индивидом.
Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать людям помощь и способен сам принять ее, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.
Социальное здоровье характеризуют как адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, направленность на общественно-полезное дело, альтруизм (бескорыстная забота о благе других людей) и др.
Наиболее важной областью социального здоровья является социальное здоровье подрастающего поколения, так как именно в подростковом возрасте закладываются основы и принципы поведения человека в обществе, его социальное поведение и отношение к моральным ценностям.
Сегодня, даже без серьёзных научных исследований, можно отчётливо заметить снижение социального здоровья у подростков. На социальное здоровье подростков оказывает влияние степень социального здоровья в обществе и в семье.
Деградация общества и подмена ценностей закрепляет в сознании подростков извращённые ценности. Они видят перед собой примеры, когда моральное и социально–ответственное поведение взрослых приводит их на грань бедности и социальное дно. В результате, героями становятся бандиты, проститутки и коррумпированные чиновники. Как следствие, такой человек в будущем становиться проводником этих ценностей, что усугубляет деградацию общества в целом.
Социальное здоровье мужчины во многом определяется социальным здоровьем всего общества, так как мужчины являются основными носителями здоровья общества. В современных условиях общественной морали, мужчина не может чувствовать себя достаточно комфортно. Падение производства в огромной степени оказывают негативное влияние на самооценку мужчины и его социальное и физическое здоровье.
Не имея нормальной возможности реализовать себя в профессиональном плане, мужчина испытывает стресс, который ведёт к деградации личности. Это в свою очередь оказывает огромное негативное воздействие на детей в семье. Видя неспособность родителей нормально организовать свой быт, ребёнок начинает отрицать общечеловеческие ценности, стремясь к аморальному поведению и отрицанию ценности человеческой личности.
Исходя из всего вышесказанного, социальное здоровье женщины, также испытывает огромные негативные нагрузки. Из-за бедности и невозможности обеспечить нормальные условия для детей, женщины начинают испытывать постоянный стресс в стремлении улучшить условия в семье. И в этот момент наносится огромный удар по самой природе женщины, её основному предназначению, рождению и воспитанию детей.
Осознавая невозможность обеспечения нормальных условий для жизни и развития ребёнка, женщины всё чаще отказываются от возможности не только иметь много детей, но даже одного ребёнка. В результате они пытаются реализовать себя в других областях или работать на износ. Что определённо сказывается, не только на социальном, но и на физическом здоровье.
И как следствие, сложно говорить о нормальном отношении к людям пожилого возраста, их социальном, физическом и моральном состоянии.
В результате деградации подростков, общество получает взрослых людей, которые в среднем возрасте не могут и не хотят обеспечить нормальное отношение к престарелым людям. Как следствие упадка морали, появление домов престарелых и других социальных учреждений подобного типа. Но стоит отметить, что создание этих учреждений не решает проблему, так как корни её лежат в социальном нездоровье всего общества.
Источник
Педагогические аспекты формирования социального здоровья подростков
На правах рукописи
ПОДНЕБЕСНАЯ Элла Игоревна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ
13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Работа выполнена на кафедре педагогики
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
БАЙКОВА Лариса Анатольевна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
ФОКИН Владимир Андреевич,
ГОУ ВПО «Тульский государственный
имени Л.Н. Толстого»
кандидат педагогических наук, доцент
РИЗИНА Татьяна Владимировна,
ГОУ ВПО «Рязанский государственный
университет имени С.А. Есенина»
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Пензенский государственный
университет имени В.Г. Белинского»
Защита состоится 23 марта 2010 г. в 13.00 на заседании диссертационного совета Д 212.212.01 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» по адресу: 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46, ауд. 5.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» по адресу: 390000, Рязань, ул. Свободы, д. 46.
Автореферат диссертации размещен на сайте Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина http://rsu.edu.ru
Автореферат разослан « » 2010 г.
диссертационного совета Кирьяков Б.С.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. Одной из актуальных проблем современного образования является воспитание инициативных, творческих людей, осознающих необходимость самоактуализации в течение всей жизни. Эта проблема решается в школах, где поставлена задача развития и укрепления физического, психического, психологического и социального здоровья детей разных возрастов, в том числе и подростков. Изменения, происходящие в обществе на современном этапе, требуют от учителей создания педагогических условий, способствующих развитию социально активной, социально направленной личности, осознающей социальную значимость своей деятельности. В связи с этим важным представляется задача формирования социального здоровья подростков, которое выступает предпосылкой и показателем его личностного становления и дальнейшего развития.
Старший подростковый возраст самый важный для формирования социального здоровья в учебно-воспитательном процессе школы, так как в социально-психологическом аспекте он характеризуется активностью познавательных процессов, становлением мировоззрения, расширением круга интересов, развитием самосознания, нового опыта общения со сверстниками и взрослыми, ростом социально ценностных побуждений и переживаний.
Все исследования отечественных ученых по психологии здоровья опираются на основные идеи Л.С. Выготского (социальная ситуация развития), С.Л. Рубинштейна (идея единства сознания и деятельности), Б.Г. Ананьева (биопсихосоциальная целостность человека).
Исследованию проблем здоровой личности посвящены работы А. Адлера (идея создания специальной среды как условия успешной адаптации личности к обществу), А. Маслоу (идея здоровой самоактуализирующейся личности).
Исследованию проблем психологии здоровья посвящены работы Б.С. Братуся, О.С. Васильевой, Ф.Р. Филатова, Г.С. Никифорова. В частности, И.В. Дубровиной, О.В. Хухлаевой определены особенности психологического здоровья подростков, Л.А. Байковой — социального здоровья.
Особенности развития учащихся в подростковом возрасте изложены в трудах Г.М. Андреевой, П.П. Блонского, Л.И. Божович, Р.А. Зобова, И.П. Иванова, В.А. Караковского, И.С. Кона, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Л.И. Новиковой, А.А. Реана, В.А. Сухомлинского, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона, раскрывающих важнейшую роль общения и совместной социально значимой деятельности в социализации подростков, роль коллектива, детского самоуправления, творческой деятельности в развитии подростков.
В подростковом возрасте важным фактором социализации является совместная социально значимая деятельность, осуществляемая, в частности, через метод проектов. В трудах Д. Дьюи, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Е.С. Полат, Н.Б. Крыловой, Т.В. Громовой, Л.М. Грачева, О.В. Брыковой проектная деятельность рассматривается как средство организации учебной и внеучебной деятельности.
В современных условиях все чаще общение и проектная деятельность подростков осуществляется посредством информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Проблемам использования ИКТ в образовательном процессе посвящены работы И.В. Роберт, С.В. Панюковой, Е.С. Полат, А.И. Яковлева, которыми отмечается воспитательный потенциал ИКТ. Г.С. Селевко, О.Ю. Латышевой, Д.Д. Яшиным, А.А. Толмачевой, Т.П. Бертеневой доказано влияние ИКТ на развитие креативности, социальной активности, социальной направленности учащихся. Однако учеными не ставилась задача использования проектной деятельности с ИКТ как средства формирования социального здоровья подростков.
Анализ психологической и педагогической литературы, материалов периодической печати, диссертационных работ по проблемам социального здоровья, специфики подросткового возраста, особенностям использования различных средств в формировании социального здоровья подростков выявил ряд противоречий:
- между необходимостью формирования социального здоровья подростков и отсутствием теоретически обоснованных принципов и педагогических условий организации образовательно-воспитательного процесса, способствующего решению этой проблемы;
- между готовностью образовательных учреждений к формированию социального здоровья школьников и отсутствием теоретически обоснованной системы методов и средств, позволяющей учителям осуществлять такую работу;
- между стремлением подростков принимать участие в социально значимых делах и отсутствием современных методик вовлечения подростков в общественно значимую деятельность, способствующую формированию их социального здоровья.
Выявленные противоречия позволили определить проблему нашего исследования: «Каковы подходы, принципы, педагогические условия, способствующие развитию и формированию социального здоровья подростков в образовательно-воспитательном процессе школы?».
Социальная значимость и недостаточная теоретическая и практическая разработка проблемы позволили определить тему исследования «Педагогические аспекты формирования социального здоровья подростков».
Цель исследования состоит в выявлении совокупности педагогических условий, эффективно влияющих на формирование социального здоровья старших подростков в образовательно-воспитательном процессе школы.
Объектом исследования является образовательно-воспитательный процесс в школе, а его предметом — подходы, принципы, педагогические условия, способствующие формированию социального здоровья подростков в данном процессе.
Гипотеза исследования: формирование социального здоровья подростков возможно при выполнении ряда педагогических условий организации образовательно-воспитательного процесса в контексте антропоцентрического подхода:
- социально направленный характер видов деятельности: учебной, внеклассной, внешкольной, имеющих исследовательский, творческий, познавательный характер;
- развитие детского самоуправления для организации социально значимой деятельности, способствующей развитию умений работы подростков в условиях детского коллектива;
- организация проектной деятельности в учебной и внеклассной работе с применением ИКТ как на уроке, так и во внеурочное время;
- осуществление проектной деятельности с ИКТ, носящей ярко выраженную социальную направленность;
- организация рефлексивной деятельности подростков, направленной на установление причинно-следственных связей между преобразующей деятельностью человека и изменениями в окружающей природной среде.
Цель и гипотеза обусловили задачи исследования.
- Уточнить определение понятия «социальное здоровье подростка».
- Раскрыть сущность социального здоровья старшего подростка как личностного образования, определить его показатели.
- Разработать концепцию и теоретическую модель реализации педагогических условий, способствующих формированию социального здоровья подростка в образовательно-воспитательном процессе школы.
- Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования социального здоровья старших подростков в образовательно-воспитательном процессе школы.
- Разработать методические рекомендации по использованию данной системы в формировании социального здоровья старших подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- идеи гуманистической психологии и аксиологического подхода: человек как главная ценность, наличие у человека потенциала к росту, самоопределению, выбору и принятию на себя ответственности; человек имеет высшие потребности, такие как научение, творчество; высшие ценности как детерминанты здорового и полноценного развития индивидуума; врожденная потребность человека в раскрытии своего творческого и духовного потенциала; характеристики самоактуализирующейся личности, такие как ощущение принятия себя, познавательная мотивация, принятие других, скромность и уважение к окружающим, этика межличностных отношений, креативность (А. Маслоу, К. Роджерс); идеи антропоцентрического подхода к организации образовательно-воспитательного процесса: человека необходимо рассматривать как биопсихосоциальную целостность, интегрируя знания комплекса наук: антропологии, физиологии, медицины, социологии, философии, психологии, педагогики, культурологии, этнографии, истории; цели образования должны соотноситься с потребностями человека, принцип субъектности, принцип субъект-субъектного взаимодействия, принцип диалогичности и сотрудничества (К.Д. Ушинский, В.И. Слободчиков, В.М. Бим-Бад, Л.А. Байкова);
- идеи метасистемного подхода к исследованию социального здоровья (А.В. Карпов, А.В. Петровский, Л.А. Байкова): социальное здоровье соотносится с такими феноменами как состояние общества, популяций населения, состояние личности;
- идеи о сущности и взаимосвязи психического, психологического и социального здоровья человека (И.В. Дубровина, Г.С. Никифоров, Б.С. Братусь, О.В. Хухлаева, Л.А. Байкова);
- идеи о возможности использования ИКТ в образовательном процессе: ИКТ способствуют развитию творческой личности; информационные технологии расширяют возможности представления учебной информации; ИКТ способствуют формированию у учащихся рефлексии; ускоряют передачу знаний и накопленного социального опыта от одного человека к другому; возможно применение ИКТ в ходе проектной деятельности в различных областях знаний школьников (И.В. Роберт, С.В. Панюкова, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, А.И. Яковлев);
- идеи о возможности организации проектной деятельности в учебной и внеклассной работе с применением ИКТ как на уроке, так и во внеурочное время: использование компьютера на всех этапах учебного процесса; ИКТ — источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство; влияние ИКТ на развитие социальной активности, креативности, социальной направленности подростков; применение в проектной деятельности средств ИКТ способствует формированию коммуникативных умений, развитию общения, работе в коллективе, готовности к саморазвитию; развитию социальной активности; осуществление личностного общения (Е.С. Полат, А.В. Хуторской, О.Ю. Латышев, Д.Д. Яшин, А.А. Толмачева, Т.П. Бертенева, Д.С. Гирина, А.В. Диков,Г.С. Селевко);
- идеи формирования у подростков творческой активности, ответственности в социально значимой деятельности (Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, П.П. Блонский, А.А. Реан и т. д.);
- идеи о проектной деятельности как средстве социализации личности подростка (Д. Дьюи, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий) и идеи проблемного обучения: создание проблемной ситуации, проблемного задания, проблемного вопроса (Д. Дьюи, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, В. Оконь, М.Н. Скаткин, Л.М. Фридман).
Методы научного исследования: теоретические методы (теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме; метод теоретического моделирования); эмпирические методы (анкетирование, наблюдение, тестирование, беседа, педагогический эксперимент); методы математической статистики.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- уточнено определение понятия «социальное здоровье подростка» как интегративного личностного образования;
- выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, способствующие формированию социального здоровья старших подростков в образовательно-воспитательном процессе школы на основе аксиологического, антропоцентрического и метасистемного подходов.
Теоретическая значимость исследования заключается
- в уточнении показателей социального здоровья старших подростков;
- теоретическом обосновании уровней социального здоровья старших подростков;
- в разработке концепции и теоретической модели реализации педагогических условий, способствующих формированию социального здоровья подростка в образовательно-воспитательном процессе школы.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования совокупности педагогических условий и методических рекомендаций «Проектная деятельность учащихся при изучении географии как средство укрепления социального здоровья школьников» для создания системы формирования социального здоровья подростков в образовательно-воспитательном процессе школы; результаты исследования могут быть использованы в разработке программ, учебников, методических пособий для подготовки будущих учителей, для разработки программ курсов по выбору для вузов и курсов повышения квалификации работников образования.
Организация и база исследования. Исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ г. Рязани № 25 и № 11. В эксперименте участвовали учащиеся 8-х и 9-х классов и 8 учителей. Общее количество подростков, участвовавших в эксперименте, составило 173 человека.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (2004—2005 гг.) осуществлялся теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; изучалось состояние проблемы в практике школьного образования; разрабатывался первый вариант концепции и теоретической модели педагогических условий формирования социального здоровья подростка в образовательно-воспитательном процессе школы.
На втором этапе (2005—2008 гг.) были проведены констатирующий и формирующий эксперименты; уточнялись и проверялись педагогические условия, способствующие формированию социального здоровья подростков, уточнялась концепция и теоретическая модель, разрабатывались методические рекомендации, проводилась их апробация.
На третьем этапе (2009—2010 гг.) проводилось обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические положения концепции, осуществлялось литературное оформление диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были внедрены в процесс организации педагогической деятельности в средней общеобразовательной школе № 25 и № 11 г. Рязани. Результаты исследований обсуждались на международных, межрегиональных, межвузовских научно-практических конференциях: «Проблемы формирования личности в современном обществе» (Рязань, 2005), «Инновационные технологии в образовательно-воспитательной деятельности» (Рязань, 2007), «Психология здоровья: психическое, психологическое и социальное здоровье гендерно-возрастных групп» (Рязань, 2008). По результатам исследования опубликовано10 работ, объемом 5,2 п. л.
Положения, выносимые на защиту.
1. Социальное здоровье подростка — это интегративное личностное образование, которое характеризуется гармоничными взаимоотношениями его со сверстниками, другими людьми, социумом, обществом, культурой, и способствует его эффективному развитию, а также позитивному влиянию, которое подросток оказывает на сверстников, других людей, общество и культуру в целом.
2. Показатели социального здоровья старших подростков:
- адаптированность к социальной среде, проявляющаяся в чувстве собственного достоинства;
- социальная направленность, проявляющаяся в готовности подростка решать социально значимые проблемы в масштабах школы, города и т. д.;
- социальная активность, проявляющаяся в умении привлечь для решения социально значимой проблемы других людей и участвовать самим в ее решении;
- осознание социальной значимости своей деятельности, проявляющееся в интересе подростков к дальнейшей общественной работе;
- готовность к саморазвитию, проявляющаяся в способности познать самого себя как личность и в готовности изменить себя;
- креативность, проявляющаяся в реализации творческого подхода к решению поставленной социально значимой проблемы.
3. Уровни социального здоровья старших подростков:
1) социально здоровый (ярко выражены приятие себя, приятие других, слабо выражен конфликт с другими, ярко выражены эмоциональный комфорт, и ожидание внутреннего контроля);
2) условно социально здоровый (незначительно выражены приятие себя, приятие других, эмоциональный комфорт, и ожидание внутреннего контроля);
3) социально нездоровый (слабо выражено приятие себя, ярко выражены конфликт с другими, эмоциональный дискомфорт, ожидание внешнего контроля).
4. Формирование социального здоровья старших подростков возможно при выполнении ряда педагогических условий:
Источник