Охрана здоровья — это что такое? Принципы организации
Государственная система нашей страны – это довольно сложная и многообразная иерархия, включающая в себя министерства здравоохранения, как самое крупное государственное, так и отдельные, ответственные каждое за свою республику. Эти юридические лица по закону должны обеспечивать охрану здоровья граждан в Российской Федерации.
Общие положения
Если следовать формулировкам действующих законодательных нормативов, тогда охрана здоровья – это такие правила, которые позволяют обеспечить здоровье человека и укрепить его. Предполагается взаимодействие со всем населением страны – здесь нет исключений. Причем в Российской Федерации об охране здоровья заботятся не исключительно лишь медицинские учреждения. Эта зона обязательств разделена между политическими ведомствами, социальными, а также отвечающими за развитие культуры, науки.
Введены специальные противоэпидемиологические правила, которые введены в системе охраны здоровья. Это также призывает учитывать санитарные и гигиенические требования. Действующая система создана в расчете не только на поддержку физически здорового человека, но и на работу с психикой. Действующий закон об охране здоровья разрабатывался таким образом, чтобы стимулировать и поддерживать долгоживущего активного гражданина. По мере необходимости таковой может рассчитывать на помощь со стороны профессиональных докторов.
Это важно!
Как видно из нынешней социальной политики государства в целом, из заявлений власть имущих и должностных лиц, из принимаемых законодательных норм и актов, в том числе ФЗ «Об охране здоровья», в настоящее время считается, что именно здоровье – первичная необходимость в жизни любого человека. Важно поддерживать жизнь на высоком уровне качества в первую очередь обеспечением возможности безболезненного существования.
Состояние здоровья напрямую определяет длительность жизни гражданина. Принятые ФЗ «Об охране здоровья граждан» разрабатывались таким образом, чтобы обеспечить законные нормативы по поддержке высокого уровня продолжительности существования для всех без исключения в нашей стране.
Права и правила
Действующие в текущий момент времени на территории нашего государства основы охраны здоровья прописаны, задокументированы, обеспечены Конституцией, в частности 41-й статьёй. В ней указано, что в обязанности госвласти входит охрана здоровья всех без исключения граждан. Эта деятельность должна строго подчиняться оговоренным в Конституции принципам.
Охрана здоровья – это деятельность, которая позволяет соблюдать права всех граждан нашей страны относительно здравоохранения. При этом профилактика ставится на первое место, так как любое заболевание проще предотвратить, нежели потом справляться с ним. Социальная, медицинская помощь, как следует из Конституции, должна быть доступна всем и каждому. Охрана здоровья – это еще и соцзащита тех, кто в силу разных причин утратил здоровье. За обеспечение введенных законодательно прав отвечают представители госвласти, чиновники, управленцы. Кроме того, ответственность возлагается на ряд специфических организаций, учреждений.
Законы и обоснования
В нашей стране об охране здоровья граждан рассказывает не только Конституция, но и ряд специфических нормативных актов, принятых обязательными к исполнению на территории всей страны. Задачи, которые решают действующие законы, довольно многообразны. На них ложится распределение обязанностей по обеспечению претворения в жизнь нормативов, а также регулирование с точки зрения правосудия сферы здравоохранения. Именно законы ответственны за соблюдение гражданских прав, связанных со здравоохранением, медициной. В законах прописаны гарантии, на воплощение которых реально вправе рассчитывать всякий гражданин государства.
Кроме того, законы на официальном уровне определяют профессиональные права, а также ограничивают ответственность, обязательства, возложенные на сотрудников сферы здравоохранения. Работники такой сферы имеют право на специфическую социальную защиту. О ней также рассказывают принятые в нашей стране нормативные акты об охране здоровья граждан.
Охраняем здоровье по закону
В настоящее время законодательство регламентирует принципы, которым подчинена сфера здравоохранения. Как видно из ФЗ «Об основах охраны здоровья», правами на пользование возможностями здравоохранения располагают как те, кто входит в программу социального страхования, в том числе платит за это деньги, так и все прочие граждане страны. Государство гарантирует ряд особенностей по обеспечению охраны здоровья. В некоторой степени это обеспечено возложением обязанности на задействованных в сфере здравоохранения работников.
Свободы, права граждан в области здравоохранения – это сфера ответственности федеральной власти, а также властных представителей субъектов государства. О том, каковы обязанности, права отдельно взятых личностей, обладающих гражданством нашей страны, рассказывает принятый в 2011 году под 323-м номером ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». Именно здесь декларировано право на охрану, реализация которого производится через создание специфической среды обитания, трудовых, бытовых, рекреационных условий. Также закон затрагивает аспекты обучения, воспитательной работы, особенности изготовления, продажи продуктов. Здесь установлены нормативы качества, безопасности медикаментов. Закон «Об основах охраны здоровья граждан» обеспечивает всех медпомощью высокого уровня качества при условии доступности для широких слоев населения.
Помогут так или надо заплатить?
Как видно из нормативов действующих законных актов, у всякого индивида, располагающего гражданством нашей страны, есть право получить квалифицированную медпомощь в том объеме, который прописан в законе «Об основах охраны здоровья граждан». За эти услуги не просят денег, так как они реализуются в ходе госпрограммы бесплатной медпомощи.
В то же время у всякого гражданин есть право получить платные медуслуги. Таковые могут быть оказаны по заключенному в добровольном порядке страховому договору, а также при отсутствии оного. Платные медуслуги доступны всем гражданам, они оказываются, если человек изъявляет свою волю в ситуации, когда ему требуется медпомощь. Коме того, есть возможность получения за оговоренную сумму немедицинских услуг – транспортировка, сервис, бытовые и другие категории. Это специфическое обслуживание может сопровождать медпомощь.
Права: хочу и получу!
Как видно из действующего законодательства, в нашей стране охрана здоровья предполагает возможность человека выбирать для себя как организацию, в которой получать квалифицированную помощь, так и специалиста, который будет ее оказывать. По действующей госпрограмме в рамках исполнения указанных в законах гарантий пациент может выбрать для себя врача, правда, только если доктор на это согласится.
Выбирая для себя больницу, доктора, больной может пользоваться всеми открытыми источниками информации. В частности стоит принимать к сведению и данные на просторах Всемирной паутины. Не будет лишним проанализировать информацию о потенциально привлекательном медицинском учреждении, о его деятельности, о трудящихся в его стенах специалистах. Во многом качество услуг зависит от уровня квалификации, полученного образования, опыта работы профессионала, к которому пациент записался на прием.
Обеспечение информацией и услугами
Действующие в нашей стране законы гласят, что охрана здоровья предполагает информирование широких слоев населения обо всем, что связано со сферой здравоохранения. В частности, если пациент обратился к врачу, он имеет право получить в свое распоряжение все данные о состоянии своего здоровья. Одновременно с этим врач обязан продиагностировать больного и оказать помощь в лечении, реабилитации. Ответственность специалиста – профилактика заболевания. При этом условия в медицинских учреждениях должны соответствовать санитарным, гигиеническим требованиям, задокументированным в действующем законодательстве.
Каждый гражданин имеет право на консультацию специалиста. Оно прописано в федеральных законах. Если человек страдает от болей, спровоцированных нарушением здоровья, медицинскими мероприятиями, у него есть право обратиться за специфической помощью. Доктора обязаны применять медицинские, лекарственные методы, препараты и способы, позволяющие улучшить, облегчить состояние больного.
Хочу все знать!
Как видно из актуальных норм права, у каждого гражданина страны есть шанс обратиться за информацией о своих возможностях, и должностные лица медицинских учреждений должны своевременно предоставить ответ на запрос. Также гражданин может направить запрос о состоянии своего здоровья и сформулировать список тех лиц, кому доктора могут разгласить данные о состоянии человека. Медицинское учреждение должно предоставлять информацию о состоянии здоровья в той форме, которая доступна и понятна конкретному пациенту. При этом необходимо сообщить об итогах проведённых исследований, установленном диагнозе, наличии ряда заболеваний, если таковые выявлены. Учреждение обязательно сообщает о прогнозе в текущих условиях, о возможных вариантах помощи, рисках, сопряженных с каждым из выбранных терапевтических курсов. Также обязательно нужно сообщить больному о последствиях заболевания и терапии и о результатах, которых можно добиться при успешном прохождении лечения.
Кроме пациента, права получать данные и совершать выбор есть у законного представителя этого человека. Одно из этих лиц должно в официальном порядке ознакомиться с документами, связанными с медицинским процессом, информацией, позволяющей сделать заключение о состоянии здоровья. Письменное заявление может быть основанием для формирования в установленном порядке выписок из медицинской документации, а также копирования некоторых официальных бумаг. У каждого современного российского гражданина есть право получить в госорганах, от должностных лиц данные, связанные с его здоровьем, свободой.
А что еще положено?
Если больной был помещен в стационар медицинского учреждения, законодательно гарантировано, что ему должно выдаваться лечебное питание. Также в официальном порядке установлено, что врачебная тайна защищена от разглашения.
У граждан нашей страны есть право отказаться от медмероприятий, сопряженных с улучшением состояния здоровья. Прекращение лечения, отказ допускаются с учетом нормативов ФЗ, посвященного охране здоровья. В 20-й статье указано, что право отказа есть не только у пациента, но и у законного представителя (включая родителя). Если же в процессе помощи был нанесён вред здоровью, можно обратиться за возмещением. В установленном порядке при внимательном рассмотрении дела (обычно этим занимается суд) принимают обоснованное решение о наличии виновных и компенсации, положенной в сложившейся ситуации.
Права есть у всех
При прохождении лечения в медицинском учреждении всякий гражданин имеет право общаться со своими законными представителями. Это касается в том числе взаимодействия с адвокатом, если есть необходимость защищать свои права. По закону никто не имеет права воспрепятствовать пациенту, пожелавшему встретиться с адвокатом или иным лицом, способным отстаивать интересы больного.
Если пациент проходит лечение в стационаре и нуждается в услугах священнослужителя, сотрудники медицинского учреждения обязаны допустить духовное лицо в помещение, где находится больной. Одновременно с этим необходимо предоставить все условия для возможности проведения обряда, если это реально сделать в больнице. В частности доктора несут ответственность за предоставление помещения, если это не идет вразрез с внутренним распорядком конкретной организации.
Точно, вовремя и коллективно
По закону охрана здоровья предполагает предоставление точной, своевременной, достойной доверия информации. Врач обязан передавать пациенту все те данные, которые помогут ему сохранить здоровье. Кроме того, доктор обязан оповещать о факторах, вредящих человеку.
У граждан есть право защищать свои интересы путем создания общественных объединений. Такие же союзы можно формировать и ради иных целей, связанных с охраной здоровья. Обязательное условие – добровольная основа. О возможности формирования подобных объединений гласит 28-я статья упомянутого ранее федерального закона. А вот властные организации, самоуправление отвечают за то, чтобы все гарантии применительно как к отдельным гражданам, так и к их союзам были исполнены в полной мере. Власть отвечает за это, а должностные лица призваны соблюдать права, свободы широких слоев населения. При этом все участники правовых взаимоотношений должны руководствоваться действующими в настоящее время законами, правовыми нормативными актами.
Знать свои права
У каждого жителя нашей страны, участвующего в программе обязательного медицинского страхования, есть право получить медпомощь на безвозмездной основе. Она оказывается медорганизациями, если имеет место страховой случай. Воспользоваться возможностью можно, если ситуация произошла на территории страны. Объем услуг декларирован в базовой программе. Если гражданин находится на территории того региона, в котором он получил свой полис, тогда объем оказания медуслуг регламентирован территориальной страховой программой.
Каждый современный гражданин имеет право сам выбирать такую организацию, через которую он хочет приобрести полис обязательной страховки. Для этого достаточно написать заявление по установленной форме в компанию, предоставляющую соответствующий спектр услуг. Сменить страховую организацию возможно раз в год до первого ноября. Также можно поменять компанию, если изменилось место жительства. У граждан есть право разорвать договор финобеспечения и написать заявление в другую организацию, специализирующуюся на полисах ОМС.
Источник
Для чего нужна охрана здоровья граждан
Сначала о понятии здоровье, которое по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия (а не только отсутствие болезней или физических дефектов). Обратите внимание на последние два определяющие, и станет понятным, что полная гармония в состоянии здоровья человека связана с немедицинскими понятиями: духовности и социального благополучия. А это значит, как уже отмечалось выше, что не все в достижении здоровья зависит от медицины и медиков.
Различают здоровье населения и здоровье индивидуума. Первое рассматривается как понятие статистическое и характеризуется такими демографическими показателями, как рождаемость, смертность, заболеваемость, уровень физического развития, средняя продолжительность жизни. Эти показатели находятся в определенной зависимости от условий существования населения и его определенной группы. Здоровье же отдельного человека, кроме того, в большой степени связанно с многочисленными индивидуальными особенностями организма и многообразием внешних факторов, влияющих на его здоровье. Доля людей, оценивающих свое здоровье, как хорошее в России составляет всего 22%, а, например, в таких северных странах, как Финляндии или Норвегии, соответственно 69% и 81%! Важно отметить прогнозированное состояние здоровья нашего будущего – молодого поколения. Из 31,6 млн детей в нашей стране только треть были здоровы на момент обследования. По данным Министерства образования только 10% выпускников средней школы можно считать абсолютно здоровыми. Вот уж поистине, врач, который считает, что у вас все абсолютно в порядке со здоровьем, работает в военкомате. Между тем, примечательно, что, несмотря на рост рыночных отношений, люди стали больше ценить здоровье, что видно из опроса общественного мнения, при котором 80% отметили главным своим пожеланием детям и внукам — хорошее здоровье, и только 41% — материальный достаток.
О неблагополучном состоянии здоровья народа в России свидетельствуют также и некоторые статистические показатели, часть из которых стоит привести. Средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет 59,8 лет и на 18 лет меньше, чем в лидирующих странах; женщин – 72,2 (для примера средняя продолжительность жизни женщин в Испании – более 90 лет). Беспокойство вызывает прогноз средней продолжительности жизни на ближайшее будущее. В этом показателе мы отстали от развитых стран на 100 и более лет. Смертность у нас превышает рождаемость в 1,8 раза. По уровню смертности от инфекций, туберкулеза мы занимаем первое место в Европе. Особенно большое число людей умирает от сердечно-сосудистых заболеваний. Только ишемическая болезнь сердца составляет 55% смертей мужчин и 40,7% женщин. В этом печальном показателе в конце прошлого столетия мы опередили Англию, Германию, Финляндию в 3,5 раза (Врачебная газета, №8, 2003). Все это является основанием для некоторых социологов считать, что государство поражено страшной болезнью – депопуляцией, когда устойчивое превышение числа умерших над числом рождающихся в течение 10 лет приводит к естественной убыли населения. Подсчитано, что численность населения в России к 2011 году уменьшится на 10 млн человек.
Исходя и приведенных данных, проблема охраны здоровья населения России тревожна и требует пристального внимания государства, и различных его ведомств.
Что же следует понимать под охраной здоровья граждан? Это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Следует сразу обратить внимание, что охрана здоровья и медицинская помощь не одно и то же и недаром в статье 41 Конституции РФ обозначены отдельно. Если охрана здоровья широкое многогранное понятие, что видно из приведенного определения, то медицинская помощь представляет индивидуальный подход и оказывается системой здравоохранения, которая является небольшой частью системы охраны здоровья. Эти две системы дополняют друг друга, но имеют разные направления. Предполагается, что от здоровья населения мы придем к здоровью отдельного человека, а вернее было бы — обеспечив индивидуальный подход и, оздоровив отдельного человека, придти к здоровью всего населения.
Основными принципами охраны здоровья граждан являются:
1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья;
2) приоритет профилактических мер;
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
В обеспечении охраны здоровья, помимо Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в разной степени и в пределах своих компетенций принимают участие также такие государственные органы, как департамент Государственного санитарно-эпидемиологического надзора МЗ РФ, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Федеральные Фонды социального и обязательного медицинского страхования, а также в пределах своих ведомств органы управления медико-санитарных служб Министерств Обороны, Внутренних дел, Путей сообщения и других. Это государственный сектор.
Организацией медико-социальной помощи населению занимаются также общественные и иные объединения. В странах с рыночной экономикой и развитым гражданским обществом создание общественно-управленческих механизмов участия граждан в формировании правовых механизмов и контроле за соблюдением прав граждан и пациентов в области охраны здоровья, является естественным. На государственном уровне функционирует профсоюз медицинских работников, Российское общество Красного Креста, религиозные организации, а также недавно созданные Ассоциация врачей России, Российский медицинский Союз, Межрегиональная ассоциация медицинских сестер, Общество прав потребителей. В субъектах федерации существуют корпоративные объединения медицинских работников (врачей и медицинских сестер), призванные реально участвовать в управлении здравоохранением. В июне 2003 года на учредительном съезде была создана новая общественная организация «Лига здоровья нации».
К здоровью всегда проявляли люди внимание, известно много народных высказываний в отношение здоровья: «Здоровье всего дороже», «Здоровье дороже богатства», «Здоровье не купишь», «Даст бог здоровье, даст и счастье», «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья», «Существуют тысячи болезней, но здоровье бывает одно», «Тот здоровья не знает, кто болен не бывает», «Здоровье то благо, к которому человек наиболее равнодушен», «Кто не болел, тот не ценит здоровья», «Бог дал здоровье в дань, а деньги сам достань» и многие другие.
В субъектах Федерации обеспечением охраны здоровья, помимо администрации регионов, непосредственно занимаются местные органы управления здравоохранением, которые называются по разному: министерства, департаменты, комитеты, управления.
В настоящее время различают три системы здравоохранения. Они обусловлены политическими и социально-экономическими факторами. Причем первостепенное значение имеют ресурсы, средства обеспечения здравоохранения и их источники. В сложившейся у нас в стране ситуации — это государственный бюджет, страховые фонды, общественные и частные ассигнования.
В основах законодательства РФ об охране здоровья граждан приведены: государственная, муниципальная и частная системы. Однако, учитывая средства обеспечения здравоохранения, в настоящее время в РФ пока преимущество имеет государственная система, в отличие от преимущественно страховой (как в странах Западной Европы) или частной (как в США). Надо отметить, что нет стран, где была бы только одна система здравоохранения, чаще она смешанная.
1. Традиционная для нашей страны государственная система, которая включает органы управления здравоохранением Минздрава России и Минздрава республик в составе РФ, органы управления здравоохранением областей, городов Санкт-Петербурга и Москвы; РАМН, санитарно-профилактические учреждения и организации, фармацевтические предприятия. Эти учреждения и организации являются юридическими лицами.
В пределах своей компетенции они планируют и осуществляют меры по регистрации государственной политики и выполнению программ в области здравоохранения. К государственной системе здравоохранения относятся: Департамент государственного санэпиднадзора МЗ РФ и Центры госсанэпиднадзора в субъектах федерации; лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские, санитарно-профилактические и образовательные учреждения; Российская Академия медицинских наук, а также учреждения судебно-медицинской экспертизы и предприятия по производству медицинской техники и препаратов. Государственная система здравоохранения включает лечебно-профилактические учреждения, организации и предприятия других ведомств, которые не подчиняются Министерству здравоохранения. Это легче представить на нижеприведенной схеме.
Первичное звено здравоохранения основу его службы составляет здравоохранения составляют медико-санитарные посты, здравпункты, медико-санитарные части – это до врачебная амбулаторная помощь, затем врачебные участки, районные амбулатории и участковые больницы.
2. Муниципальная система здравоохранения находится в муниципальной собственности, включает муниципальные ЛПУ, НИИ, фармацевтические предприятия и аптеки, учреждения судебно-медицинской экспертизы. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение объема медицинской помощи, осуществление контроля за его качеством и за государственными муниципальными учреждениями, предприятиями, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.
3. Частная система здравоохранения действует наряду с государственной системой, создавая возможность конкурирования в качестве оказания медицинской помощи. Из теневой деятельности она стала легальной и занимает в среднем около 40% услуг в некоторых отраслях медицинской деятельности и больше половины в стоматологии и венерологии. В 2001 году создана Общероссийская ассоциация врачей частной практики. К частной системе здравоохранения относятся ЛПУ и аптечные учреждения, научно-исследовательские и образовательные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, юридические лица, создаваемые и финансируемые общественными объединениями, физическими лицами, хозяйственными обществами и учреждениями. Граждане, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью осуществляют свою деятельность в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. Беда в том, как обращал внимание в своем послании к Федеральному собранию В.В.Путин: «Нарастание платности (в частной медицине) порождает скрытую коммерциализацию государственных и муниципальных больниц и лечебниц….у нас сформировалась скрытая, но почти узаконенная система платной медицинской помощи, в которой сейчас царит произвол и нет вообще никакой социальной справедливости». Сказано человеком, хорошо знающим проблему, болеющему за социальную справедливость граждан. Однако, как во все времена, та же ошибка: недостатки показаны – выправляйте. Но как здравоохранению, тем же главным врачам районных и городских государственных лечебниц (не столичных) исправлять положение. Ведь живем в рыночной экономике, а это значит, нужны средства, которых нет. Или надо, вопреки возмущению президента, еще больше взимать за медицинские услуги. Действительно царит произвол, нет порядка, при этом пожилые кроют капиталистическую систему, где как раз полный порядок и точный взаиморасчет.
А для создания порядка нужна четкая правовая нормативная база частной системы здравоохранения. Проект этого закона давно разработан, рассмотрен и уже несколько лет находится в Государственной Думе. От его принятия ожидается значительное расширение возможностей здравоохранения без затрат бюджетных средств. Предусмотрено включение частной медицины в систему оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Это позволит пациенту с таким полисом обращаться за помощью к частнопрактикующему врачу или в частное лечебное учреждение.
Стратегия развития медицинской помощи, особенно детям и матерям, основана на результатах проводимых научных исследований, а также выделения Правительством в рамках целевых государственных Программ, средств. В 1994 году была принята Президентская программа «Дети Росси», которая включила 6 проблемных подпрограмм: «Дети Чернобыля», Дети Севера», «Планирование семьи», «Индустрия детского питания», «Дети — инвалиды», «Дети- сироты. Стратегия развития медицинской помощи, особенно детям и матерям, основана на результатах проводимых научных исследований, а также выделения Правительством в рамках целевых государственных Программ, средств. В 1994 году была принята Президентская программа «Дети Росси», которая включила 6 проблемных подпрограмм: «Дети Чернобыля», Дети Севера», «Планирование семьи», «Индустрия детского питания», «Дети — инвалиды», «Дети-сироты. Разработаны и функционируют правительственные программы «Вакцинопрофилактика», «Безопасное материнство» и другие.
Независимо от систем, здравоохранение имеет отраслевую структуру. Различают следующие отрасли:
1. лечебно-профилактическую (больницы, поликлиники, диспансеры и пр.);
2. охрану здоровья женщинам, матерям и детям;
3. санитарно-противоэпидемическую;
4.аптеки и фармацевтические предприятия;
5. Медицинские образовательные учреждения и НИИ;
6.Санаторно-курортные медицинские учреждения;
7.Судебно-медицинскую, патологоанатомическую и судебно-психиатрическую службы;
8.Фонды обязательного медицинского страхования.
Медицинские учреждения и отдельные лица должны быть аккредитованы и иметь сертификат для занятия соответствующей деятельностью.
Каждое медицинское учреждение должно пройти проверку на определение соответствия его деятельности установленным стандартам по оказанию медицинской помощи и услуг, то есть аккредитацию (от лат. accredo — доверяю) и лицензирование. Они проводятся в соответствии с Постановлениями Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 11.02.02 №135 и «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» от 04. 06. 02 №499 и федеральным законом РФ: «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.01 №128. В соответствии с этими документами издан приказ Минздрава России «Об организации лицензирования медицинской деятельности от 26.07.02. №238», который, в частности утвердил номенклатуру работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, утвердил Положение о Центральной комиссии МЗ РФ по лицензированию медицинской деятельности и предусмотрел при передачи полномочий по лицензированию медицинской деятельности МЗ РФ органам исполнительной власти субъектов РФ, создание на местах комиссий по лицензированию медицинской деятельности.
Аккредитацию проводят аккредитационные комиссии, создаваемые из представителей органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских ассоциаций и страховых медицинских организаций на республиканских (для республик в составе Российской Федерации), территориальных (краевой, областной или автономных образований) и городских (Москва и Санкт-Петербург) уровнях. Финансирование аккредитационных комиссий осуществляется за счет оплаты процедур аккредитации, рассмотрения споров или из иных источников, не запрещенных законами РФ.
Контроль за деятельностью аккредитационной комиссии возлагается на органы государственного управления. Аккредитационные комиссии состоят из администрации, членов комиссии и работающих по контракту экспертов. Общее руководство комиссией осуществляет председатель, который избирается на заседании комиссии сроком на 3 года (не более двух сроков подряд) из членов комиссии тайным голосованием, простым большинством голосов и утверждается органом государственного управления. Экспертами являются высококвалифицированные специалисты по различным видам медицинской деятельности.
Аккредитацию медицинских учреждений и лиц, занимающихся медицинской деятельностью проводят соответственные комиссии, которым в установленном порядке представляется перечень документов. Сроки проведения аккредитации и тарифы устанавливаются региональными органами государственного управления. Срок действия сертификата не должен превышать 5 лет, но по инициативе медицинского учреждения или ассоциации, либо по решению суда аккредитация может быть проведена и ранее.
Учреждения и лица, прошедшие аккредитацию, получают сертификат, который подтверждает степень соответствия заявленных видов медицинской помощи или услуг в полном объеме. Эксперты, привлекаемые комиссией, руководствуются законодательством РФ. Результатом их экспертизы является заключение.
В названных выше документах изложены права и обязанности аккредитуемых учреждений и лиц. Аккредитуемые учреждения и лица имеют право:
получать информацию о порядке и сроках проведения аккредитации, в том числе с участием независимых экспертов, изменять ее сроки. Проходить аккредитацию повторно; при несогласии с решением комиссии — опротестовать его через суд.
Учреждения и лица обязаны:
подавать заявку на аккредитацию; нести ответственность за представляемую информацию в документах; обеспечить условия проведения экспертизы и представительство на заседании аккредитационной комиссии; оплачивать аккредитацию и представлять квитанцию об оплате; обеспечить условия проведения экспертизы;
для аккредитации медицинским учреждением или медицинским работником представляется ряд документов, перечень которых изложен в «Положении о лицензировании медицинской деятельности».
Лицензирование медицинских учреждений является одним из условий законного функционирования медицинского учреждения, организации или предприятия независимо от системы здравоохранения.
В соответствии со ст. 15 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» (2001) лицензирование медицинской деятельности осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ. При необходимости деятельности в других регионах — регистрация такой лицензии обязательна органом исполнительной власти субъекта РФ. Это касается ЛПУ, клиник вузов и НИИ. В состав лицензионной комиссии органа государственного управления субъекта РФ входят его представители или местной администрации, органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских фармацевтических ассоциаций.
Комиссия определяет срок действия лицензии, но не более чем на 5 лет для государственных учреждений и не более чем на 3 года для учреждений с негосударственными формами собственности. Лицензирование предусматривает изучение представленных учреждением документов, проведение экспертизы на местах и выдачу лицензии на право оказания медицинской помощи в заявленном объеме, с ограничениями либо обоснованный отказ в выдаче лицензии.
Органы управления здравоохранением, медико-фармацевтические учреждения, организации, профессиональные ассоциации могут ходатайствовать перед лицензионной комиссией о внеочередном лицензировании, а также о лишении или приостановлении лицензии, если выявлено несоблюдение требований стандарта качества медицинской помощи. Медицинские учреждения представляют лицензионной комиссии определенные документы в соответствии с перечнем, приведенным в Положении о лицензировании учреждений и отдельных врачей. Там же изложены его права и обязанности. Однако некоторые врачи практикуют, не имея лицензию и даже права на ее законное получение.
_______________________
© Акопов Вил Иванович
Источник