Мониторинг здоровья
Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь. — М.: Флинта . Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин . 2012 .
Смотреть что такое «Мониторинг здоровья» в других словарях:
Мониторинг здоровья работников — общий термин, охватывающий процедуры и исследования для оценки здоровья работника с целью обнаружения и опознавания любой аномалии. Результаты мониторинга должны использоваться для сохранения и укрепления здоровья работника, коллективного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Мониторинг здоровья работников — общий термин, охватывающий процедуры и исследования для оценки здоровья работника с целью обнаружения и опознавания любой аномалии. Результаты мониторинга должны использоваться для сохранения и укрепления здоровья работника, коллективного… … Официальная терминология
Мониторинг в медицине труда — продолжительный систематический сбор, анализ, интерпретация и распространение данных для целей профилактики. Мониторинг важен для планирования, внедрения и оценки программ медицины труда и для контроля профессиональных нарушений здоровья и травм … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Мониторинг в медицине труда — продолжительный систематический сбор, анализ, интерпретация и распространение данных для целей профилактики. Мониторинг важен для планирования, внедрения и оценки программ медицины труда и для контроля профессиональных нарушений здоровья и травм … Официальная терминология
мониторинг — 4.19 мониторинг (monitoring): Текущий контроль состояния деятельности поставщика и результатов этой деятельности, проводимый приобретающей или третьей стороной. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
МОНИТОРИНГ — (от англ. monitoring, от лат. monitor напоминающий, надзирающий), комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий. Мониторинг не включает управление качеством… … Экологический словарь
Мониторинг социально-гигиенический — государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания (№ 52 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Мониторинг рабочей среды — общий термин, включающий выявление и оценку факторов среды, которые могут неблагоприятно повлиять на здоровье работников. Он включает оценку санитарных и профессиональных гигиенических условий, факторов организации труда, которые могут создать… … Официальная терминология
Мониторинг рабочей среды — общий термин, включающий выявление и оценку факторов среды, которые могут неблагоприятно повлиять на здоровье работников. Он включает оценку санитарных и профессиональных гигиенических условий, факторов организации труда, которые могут создать… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Мониторинг окружающей природной среды — по законодательству РФ долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды. См. также: Государственная система … Финансовый словарь
Источник
Мониторинг здоровья как средство формирования здоровьесберегающего компонента развивающей образовательной среды
Мониторинг — процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или процесса.
Мониторинг здоровья – это процесс систематического непрерывного отслеживания здоровья ребенка.
Цель: cоздание системы непрерывного наблюдения, измерения и оценки со стояния здоровья участников образовательного процесса.
Задачи:
- Разработать оптимальную структуру мониторинга;
- Разработать механизм взаимодействия структурных подразделений по оценке состояния здоровья;
- Разработать диагностический инструментарий.
Мониторинг рассматривается как средство управления здоровьем. С помощью мониторинга мы можем указать недостатки нашей работы, а также сформулировать основные направления нашей деятельности. Он позволяет на основе сравнительных характеристик установить причинно- следственные связи различных педагогических действий и динамики состояния здоровья учащихся. Разработка и внедрение мониторинговых технологий – одно из обязательных условий создания благоприятной для развития учащихся среды со здоровьесберегающими функциями
Основными задачами нашего мониторинга является отслеживание эффективности работы Центра по сохранению здоровья учащихся в образовательном процессе, коррекция и определение ведущих направлений развития программы «Школа здоровья», координация медицинской и педагогической работы с целью обеспечения сохранности здоровья учащихся в учебном процессе и повышения качества образования в целом.
Мониторинг здоровья в нашей школе носит комплексный характер. В его разработке и проведении задействованы все участники образовательного процесса: учителя, учащиеся, специалисты-медики, физиологи, родители.
Мониторинг мы проводим по следующим направлениям:
- соматическое здоровье (заложенные генетические признаки, заболеваемость до школы)
- физическое здоровье-
- психологическое
- социальное
Для получения и обработки информации было налажено взаимодействие с разными специалистами, работающими как в ЦО так и во внешних организациях: школьной медицинской сестрой, врачами ФД №17, специалистами НИИ гигиены, школьными психологами, логопедами, социальными педагогами.
Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального здоровья. Ключевой задачей данного исследования явилось оценка морфофункциональных показателей (вес, рост, ЖЕЛ, АД, ЧСС, мышечная сила) и составление обобщённого паспорта соматического здоровья ребенка по технологии «Навигатор здоровья».
Информация о физическом состоянии ребенка собирается по определенным параметрам, необходимым школе для анализа динамики развития учащихся и влияния качества образовательного пространства на состояние их здоровья:
- группы здоровья – определяется специалистами в соответствии с общепринятыми параметрами и критериями оценки;
- физкультурные группы – их выделение сопровождается рекомендациями педагогам и родителям по дозировке и режиму двигательной активности;
- наличие хронических заболеваний – определяется по медицинским картам учащихся, результатам диспансеризаций. По итогам мониторинга заполняется последняя страничка классных журналов, информация передается классным руководителям, школьному врачу, медицинской сестре.
По результатам такой работы выявлены следующие заболевания:
- Опорно-двигательного аппарата
- Органов зрения
- Органов дыхания
- Органов пищеварения
- Мочевой системы
- Нервной системы
- Сердечно-сосудистой системы
Заболеваемость за учебный год – определяется по результатам анализа журнала посещений, которые ведут классные руководители, дежурный администратор и медицинская сестра школы. Учитывается количество дней, пропущенных по болезни. В конце каждой четверти классный руководитель проводит анализ и подсчитывает результаты. Завучи сводят результаты по итогам года, делают сравнительный анализ с прошлым учебным годом. Медицинская сестра в конце года делает анализ заболеваемости.
Уровень физического развития отслеживается специалистами ФД №17; физиологом – специалистом НИИ гигиены Макаровой А.Ю. по программе «Оценка соответствия паспортного возраста учащихся физическому развитию». Он помогает определить направленность коррекции средствами арттерапии (коррекция здоровья средствами искусства); является руководством к действию учителя физкультуры, школьным специалистам – медикам, родителям учащихся.
Зная картину здоровья каждого ученика, я могу планировать свою деятельность как учитель и классный руководитель. Систематическое использование оздоровительных технологий на уроках, переменах, во внеурочной деятельности (утренняя зарядка, физкультурные паузы на уроках, массажеры для ног, для рук, питьевой режим, смена положения ученика «стоя- сидя», смена видов деятельности на уроке, прогулки) способствует поддержанию здоровья, снижению утомляемости, повышению физической, интеллектуальной работоспособности.
Психологическое здоровье учащегося мы связываем с развитием индивидуально-психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации.
В задачи психологического мониторинга включены:
- Организация и проведение мониторинга психологического здоровья учащихся ЦО по направлениям:
- изучение уровня психических функций (внимание, память, мышление);
- диагностика сформированности навыков учебной деятельности;
- выявление учебной мотивации;
- выявление уровня тревожности;
Такая диагностика проводится во всех классах начальной школы 2 раза в год (на входе и выходе). Помогает выявить учащихся, нуждающихся в психологическом сопровождении и коррекции.
- Организация и проведение анкетирование учащихся, родителей по различным направлениям помогает выделить психологические проблемы, возникающие в процессе обучения, определить учащихся на коррекционные занятия.
- Разработка и проведение различного рода тренинговых занятий.
- Организация консультативной помощи учащимся, родителям.
Для того, чтобы грамотно выстраивать отношения с учеником, необходимо иметь представление о социальном здоровье, а именно, хорошо знать его семью, его окружение, друзей.
Для составления целостной картины состояния здоровья учащихся в образовательном учреждении – имеет значение социальный паспорт учащегося, класса и школы. В социальный паспорт учащегося собраны сведения об учащемся и его семье (модель семьи, тип семейного воспитания, стиль семейного общения, круг общения, характеристика бытовых и материальных условий). На основании этой информации составляется паспорт класса, школы. Это позволяет проанализировать и оценить негативные и положительные стороны социальной среды, в которой формируется и развивается ребенок. Потенциал данного ресурса неоценим для формирования компетенций, определяющих социальную адаптацию учащихся вне стен образовательного учреждения.
Для меня как для учителя начальной школы важна любая информация по здоровью ребенка, так как каждый показатель будет являться одним из направляющих выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка и индивидуальной работы с ним.
Первое знакомство с ребенком я начинаю:
- с изучения соматических показателей ребенка, которые использую при посадке ребенка, распределении нагрузки в течение дня, организации питания, определении его в студии;
- изучая совместно с психологами особенности развития психических процессов (памяти, внимания), психологического развития (особенности адаптационного периода, включаемость в классный коллектив), особенности общения с взрослыми, сверстниками, мотивацию, корректирую свою работу, выбираю комфортные формы работы, мотивирующие детей на дальнейшую социализацию.
Например:
- Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата направляются в хореографическую студию, ЛФК, массаж;
- с нарушениями зрения или пограничным зрением обязательно проходят через кабинет коррекции зрения;
- логопедические нарушения – рекомендуется посещение хоровой студии для постановки правильного дыхания, развития органов дыхания; в театральной студии — для автоматизации звуков в разговорной речи
- для детей с гиперактивностью и девиантным поведением рекомендуется посещение театральной студии, где происходит эмоциональная разрядка ребенка и самовыражение, что способствует снятию агрессивности, тревожности, факторов способствующих гиперактивности и девиантного поведения.
Из опыта работы:
Семён Я. (1 класс) 2 группа здоровья, нарушение осанки, плоскостопие, физ. группа – основная, преобладает зрительная память; интеллект — в норме, высокая интеллектуальная мобильность, дислалия, отношение к школе — положительное, визуал, воспитывается в неполной семье, стиль семейного воспитания – демократический, гиперактивен, занимается (по рекомендациям специалистов) в хореографической и театральной студиях, посещает логопедические занятия, ЛФК, учится успешно.
Варвара К. (1 класс) 2 группа здоровья, пролапс МК, гипертрофия миндалин, плоскостопие, физ. группа – основная, преобладает слуховая память, интеллект — в норме, высокая интеллектуальная мобильность, аудиал, отношение к школе — положительное, воспитывается в полной семье, стиль семейного воспитания – демократический, учёба даётся легко, занимается хореографической и театральной студиях, посещает хоровую студию, ЛФК, учится успешно.
Здровьесбережение является системообразующим фактором всех компонентов развивающей среды, а именно:
- непосредственно процесса обучения,
- процесса воспитания;
- студий дополнительного образования;
и только при детальном, серьёзном изучении здоровья возможно выстроить план формирования личности.
Такой полный анализ различных сторон здоровья учащегося позволяет выстраивать индивидуальную траекторию дальнейшей работы с конкретными учащимися, осуществлять индивидуальный подход, продумывать методы воспитательной работы и работы по сохранению здоровья ребенка с учетом всех его возможностей и склонностей.
Источник
Мониторинг здоровья: отдельное устройство для сбора данных или приложение в смартфоне?
Дистанционный мониторинг пациента называют будущим здравоохранения. Не за горами тот день, когда люди будут обращаться в поликлинику или больницу по исключительным случаям, а всю возможную помощь, требуемые справки, корректировку лечения они будут получать, не выходя из дома. Разработка «ТелеМедХаб» приближает это светлое будущее — уже сейчас она дает возможность целому ряду хронических больных сдавать анализы, не покидая места своего проживания. Более того, система разработана таким образом, что ею могут воспользоваться самые технически неподкованные люди.
«ТелеМедХаб» стал ответом на проблему, с которой столкнулись врачи-урологи, применявшие дистанционный мониторинг при лечении пациентов с мочекаменной болезнью, инфекцией мочевых путей, нарушением мочеиспускания. Людям выдавали мочевой анализатор, урофлоуметр и просили с их помощью выполнять анализы в домашних условиях. Результаты необходимо были передавать через мобильное приложение, установленное на смартфоне, в телемедицинский центр.
Через какое-то время врачи обнаружили, что никаких данных к ним не поступает. Стали разбираться. Оказалось, пациенты выполняли анализы, видели результат на экране прибора, а передать его через приложение просто забывали.
Некоторые жаловались на технические сложности: они не могли синхронизировать прибор со своим телефоном через Bluetooth. К тому же выяснилось, что парк мобильных у пациентов настолько велик, что учесть это при настройке и апдейте приложения просто нереально.
Чтобы устранить эти барьеры, было решено создать отдельное устройство, которое предоставляется пациенту вместе с медицинскими приборами. Человеку больше ничего не нужно делать для того, чтобы его данные попадали в медицинскую информационную систему, потому что они загружаются туда в автоматическом режиме.
Итак, почему «железное» решение удобнее, чем привычный для современного поколения, смартфон? Ответ на этот вопрос кроется в нем самом, но все же стоит поговорить об этом подробнее.
Итак, пять преимуществ такого решения.
- Психологический комфорт
Практика показала, что пациентам и врачам психологически не очень комфортно устанавливать приложение на личный смартфон, который они рассматривают как свое приватное пространство.
ТелеМедХаб — отдельный прибор, который не является частью жизни пациента и которым он пользуется охотнее в контексте дистанционного мониторинга своего состояния здоровья.
Технические ограничения
Проект «ТелеМедХаб» стремится к тому, чтобы к нему можно было подключить как можно больше медицинских устройств. Сейчас это доступно уже для 16 типов, каждый из которых включает в себя различные приборы разных производителей. У каждого из них есть свой протокол обмена данных, свои тонкости в подключении к устройству. И не у всех разработчиков, включая самых именитых, продумана и досконально отлажена система синхронизации и передачи данных, предусмотрено мобильное приложение для смартфона. В этих условиях подключение каждого нового устройства к смартфону превращается в вызов.
Поскольку приложение в телефоне постоянно запрашивает данные с устройств, то пользователи опасаются, что их батарея будет быстро разряжаться. Но трудность заключается скорее в том, что если в телефоне срабатывает система энергосбережения, то фоновые процессы блокируются, и приложение перестает забирать данные.
В приборе «ТелеМедХаб» эти моменты учтены. Программное обеспечение настроено на бесперебойную работу с несколькими устройствами одновременно.
Отсутствие смартфона
Для кого-то это станет неожиданностью, но в стране по-прежнему много людей, которые в силу разных обстоятельств используют старые кнопочные мобильные телефоны и не планируют приобретать смартфон. Чтобы не лишать их преимуществ дистанционной медицинской помощи, достаточно выдать им «железного» помощника от «ТелеМедХаба».
Работа в клинике
Врачам удобно то, что «ТелеМедХаб» позволяет собирать на устройстве, которое постоянно находится в клинике, данные нескольких пациентов.
Перспективы развития
Устройство «ТелеМедХаб» оснащено видеокамерой. Это даст возможность его пользователям в дальнейшем получать телемедицинские консультации или внедрить систему, например, контроля приема препаратов. В целом, пациент получает комплексное решение в одном небольшое гаджете, точку быстрого доступа к медицинской помощи.
Источник