Дистанционное обучение детей с ОВЗ и инвалидностью
Рассказываем, как онлайн-школы делают образование доступным для всех, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Почему обычная школа для детей с ОВЗ подходит не всегда
Традиционная массовая школа чаще всего не подходит детям с ОВЗ, и вот основные причины:
- инфраструктура территории школы и помещений для занятий может быть не приспособлена, например, часто отсутствуют пандусы и лифты;
- темп учёбы приносит дискомфорт и отбирает много сил, например, в старшей школе ежедневное расписание состоит из 7–8 уроков;
- формат массовой школы не позволяет ребёнку быть продуктивным — требования программы не коррелируют с возможностями ученика, а детям с ОВЗ может быть сложнее писать от руки, успевать за скоростью речи преподавателя или долго фокусироваться на одной задаче.
Дистанционное обучение детей с ОВЗ может решить эти проблемы, так как позволяет сделать образовательный процесс более индивидуализированным. Онлайн-школа может подстроиться под запросы ребёнка с инвалидностью и обеспечить максимально комфортные условия для занятий.
Плюсы дистанционных технологий обучения
Дистанционное обучение — это обучение с помощью технологий, позволяющих получать образование на расстоянии, например, из дома. Оно имеет ряд преимуществ перед обычным, ведь так дети с ОВЗ:
- могут получать качественные знания, не выходя из дома;
- учиться в соответствии со своими физическими способностями;
- беспрепятственно достигать поставленных целей и реализовывать мечты.
Как онлайн-школа может помочь в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Приведём некоторые примеры того, как онлайн-школа облегчает процесс учёбы для детей с ОВЗ.
Если ребёнок слабо видит
В онлайн-школе незрячим ученикам доступны лекции. Их можно слушать по несколько раз, ускоряя или замедляя воспроизведение. Для того чтобы слабовидящий или незрячий ребёнок смог пользоваться компьютером, нужно установить две специальных программы:
- скринридер — программа экранного доступа, которая считывает всё, что происходит на компьютерном экране;
- речевой синтезатор — программа, которая озвучивает информацию с экрана.
Домашнюю работу можно выполнять при помощи скринридера, а печатать в чате — голосовым вводом.
Если ребёнок слабо слышит
Вместо лекций ученик сможет читать электронные конспекты, передающие содержание урока, и решать интерактивные домашние работы. Они закрепляют пройденный материал и почти полностью выполняются компьютерной мышкой.
Если у ребёнка заболевания опорно-двигательного аппарата
В онлайн-школе для детей с ОВЗ не потребуется писать от руки, в то время как традиционное обучение подразумевает бесконечные диктанты и списывания упражнений. Когда задания требуют развёрнутого ответа, можно воспользоваться экранной клавиатурой или функцией голосового ввода на компьютере.
Учёба детей инвалидов в экстернате и домашней школе «Фоксфорд»
Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» рада ученикам с любым состоянием здоровья, способностями и амбициями. Особенные дети получат возможность наиболее полно раскрыть свой потенциал. Дистанционное обучение лиц с ОВЗ организовывается так, чтобы подстроиться под нужды и запросы каждой семьи.
Занятия проводятся по расписанию, которое комфортно для детей с ОВЗ: первый урок — не раньше 10–11 утра, можно выспаться и сделать необходимые процедуры. Между уроками есть частые перерывы и время на отдых.
К каждому ребёнку может быть прикреплён персональный наставник, который будет постоянно находиться на связи, мотивировать и поддерживать ученика и родителей. При необходимости можно получить дополнительные консультации с психологом.
Кроме того, для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, могут быть предусмотрены льготные условия зачисления и оплаты обучения.
Резюме
Обучение на дистанционных курсах — отличный выход для детей с ограниченными возможностями здоровья. Онлайн-учёба поможет соблюдать оптимальную нагрузку, заботиться о самочувствии и достигать результатов в комфортном темпе.
Источник
Педагогические технологии на дистанционном обучении детей с ОВЗ
статья
Педагогические технологии
на дистанционном обучении детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyana_shkolu.docx | 34.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Кунщикова Наталья Александровна
на дистанционном обучении детей с ОВЗ
Использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ закреплено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Так, в настоящее время развиваются информационные технологии, которые позволяют применить доступность образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для того, чтобы организовать образовательный процесс для детей с ОВЗ педагог должен обладать профессиональными качествами: уметь решать образовательные задачи и обладать умением проектировать как свою деятельность, так и совместную деятельность с обучающимися, быть готовым к сотрудничеству. Должен знать психофизических особенности каждого обучающегося, и конечно, осуществлять индивидуальный подход в предоставлении учебного материала и формах контроля результатов обучения.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии образования.
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» — искусство, мастерство, умение и «logos» — наука, закон. Дословно «технология» — наука о мастерстве.
Применяемые технологии в образовании относительно лиц с ОВЗ связана с типом нарушения: дети с нарушением слуха, со зрительным дефектом, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта и эмоционально-волевой сферы. У таких детей существуют особые образовательные потребности.
К их числу относят:
— потребность в использовании учителем таких педагогических технологий, которые способствовали не только успешному освоению образовательной программы, но и накоплению социального опыта, формированию навыков общения;
— потребность в развитии познавательных психических процессов, мотивации к учению, формирование самостоятельности, навыков самоконтроля в поведении;
— потребность в уменьшении физической, умственной нагрузки в процессе обучения;
— потребность в психолого-педагогическом сопровождении со стороны педагогического состава и т.д.
При формировании у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья универсальных учебных действий нужно опираться на системно — деятельностный подход, используя в процессе коррекции современные образовательные технологии. К ним относят:
- Игровые технологии — использование игр, имеющих общеразвивающий и специализированный характер, направленных на коррекцию, профилактику нарушения;
- Объяснительно-иллюстративные технологии — облегчение понимания сложной и трудно запоминаемой информации, использование наглядных пособий, раздаточного материала, подготовка презентаций.
- Личностно-ориентированные технологии — организация учебного процесса таким образом, чтобы учитывались индивидуальные психофизические особенности. Формирование у нормально развивающихся сверстников чувства толерантности, взаимопонимания, сотрудничества и ответственности.
- Инновационные технологии — использование в процессе обучения модернизированных технических средств с целью улучшения качества образования (аудовизуальные средства, специализированные компьютерные технологии) и др.
- Технологии дифференциации и индивидуализации обучения — разработка индивидуальных образовательных программ, адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития.
- Коррекционно-развивающие технологии — подбор методов и форм обучения с целью коррекции и развития способностей детей в физическом и психическом плане.
- Технологии компенсирующего обучения — использование методов и способов обучения с целью развития сохранных анализаторов.
- Здоровьесберегающие технологии-создание в классе обстановки комфорта, а именно следить за тем, как падает свет, менять местоположение учащегося, проведение физкультминутки на снятия напряжения мышц глаз, руки, кисти, применение упражнений на развитие мелкой моторики.
- Кейс-технологии-одна из форм интегративного и интерактивного обучения; метод коллективного решения поставленной задачи, проявления себя в исследовательской деятельности, умножение имеющихся знаний, развитие теоретического мышления, углубление в какую-либо область знаний для достижения желаемого результата.
- Информационные технологии—развитие восприятия целостности картин, изображений, иллюстраций.
- Технология адаптивной системы обучения- разработка и реализация адаптивных образовательных программ, создание условий для адаптации лица с ОВЗ в образовательной среде.
- Технология полного усвоения — усвоение программного материала в силу возможностей учащегося.
- Дистанционные технологии — использование по совместительству ИКТ- технологии для дистанционного обучения с лицами, не способными посещать классно-урочные занятия наравне со всеми в силу своих индивидуальных особенностей.
- Технологии психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ- сопровождение не только со стороны педагога-психолога, но и всего кадрового состава. Задачи данной технологии заключаются в реализации индивидуальных образовательных программ, защите прав ребенка, поддержании равновесия между реальными возможностями ребенка в преодолении образовательных барьеров, профилактике дезадаптации, создании условий для максимального раскрытия творческого, личностного, интеллектуального потенциала.
Источник
Дистанционные образовательные технологии в практике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
статья
Статья по теме Дистанционные образовательные технологии в практике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yatmankina_v.d.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистанционные образовательные технологии в практике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Ятманкина Валерия Дмитриевна
ГБОУ СОШ № 7 города Похвистнево
Использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ закреплено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Так, в настоящее время развиваются информационные технологии, которые позволяют применить доступность образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для того, чтобы организовать образовательный процесс для детей с ОВЗ педагог должен обладать профессиональными качествами: уметь решать образовательные задачи и обладать умением проектировать как свою деятельность, так и совместную деятельность с обучающимися, быть готовым к сотрудничеству. Должен знать психофизических особенности каждого обучающегося, и конечно, осуществлять индивидуальный подход в предоставлении учебного материала и формах контроля результатов обучения.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии образования.
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» — искусство, мастерство, умение и «logos» — наука, закон. Дословно «технология» — наука о мастерстве.
Применяемые технологии в образовании относительно лиц с ОВЗ связана с типом нарушения: дети с нарушением слуха, со зрительным дефектом, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта и эмоционально-волевой сферы. У таких детей существуют особые образовательные потребности.
К их числу относят:
— потребность в использовании учителем таких педагогических технологий, которые способствовали не только успешному освоению образовательной программы, но и накоплению социального опыта, формированию навыков общения;
— потребность в развитии познавательных психических процессов, мотивации к учению, формирование самостоятельности, навыков самоконтроля в поведении;
— потребность в уменьшении физической, умственной нагрузки в процессе обучения;
— потребность в психолого-педагогическом сопровождении со стороны педагогического состава и т.д.
При формировании у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья универсальных учебных действий нужно опираться на системно — деятельностный подход, используя в процессе коррекции современные образовательные технологии. К ним относят:
- Игровые технологии- использование игр, имеющих общеразвивающий и специализированный характер, направленных на коррекцию, профилактику нарушения;
- Объяснительно-иллюстративные технологии- облегчение понимания сложной и трудно запоминаемой информации, использование наглядных пособий, раздаточного материала, подготовка презентаций.
- Личностно-ориентированные технологии- организация учебного процесса таким образом, чтобы учитывались индивидуальные психофизические особенности. Формирование у нормально развивающихся сверстников чувства толерантности, взаимопонимания, сотрудничества и ответственности.
- Инновационные технологии- использование в процессе обучения модернизированных технических средств с целью улучшения качества образования (аудовизуальные средства, специализированные компьютерные технологии) и др.
- Технологии дифференциации и индивидуализации обучения- разработка индивидуальных образовательных программ, адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития.
- Коррекционно-развивающие технологии- подбор методов и форм обучения с целью коррекции и развития способностей детей в физическом и психическом плане.
- Технологии компенсирующего обучения- использование методов и способов обучения с целью развития сохранных анализаторов.
- Здоровьесберегающиетехнологии-создание в классе обстановки комфорта, а именно следить за тем, как падает свет, менять местоположение учащегося, проведение физкультминутки на снятия напряжения мышц глаз, руки, кисти, применение упражнений на развитие мелкой моторики.
- Кейс-технологии-одна из форм интегративного и интерактивного обучения; метод коллективного решения поставленной задачи, проявления себя в исследовательской деятельности, умножение имеющихся знаний, развитие теоретического мышления, углубление в какую-либо область знаний для достижения желаемого результата.
- Информационные технологии—развитие восприятия целостности картин, изображений, иллюстраций.
- Технология адаптивной системы обучения- разработка и реализация адаптивных образовательных программ, создание условий для адаптации лица с ОВЗ в образовательной среде.
- Технология полного усвоения — усвоение программного материала в силу возможностей учащегося.
- Дистанционные технологии- использование по совместительству ИКТ- технологии для дистанционного обучения с лицами, не способными посещать классно-урочные занятия наравне со всеми в силу своих индивидуальных особенностей.
- Технологии психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ- сопровождение не только со стороны педагога-психолога, но и всего кадрового состава. Задачи данной технологии заключаются в реализации индивидуальных образовательных программ, защите прав ребенка, поддержании равновесия между реальными возможностями ребенка в преодолении образовательных барьеров, профилактике дезадаптации, создании условий для максимального раскрытия творческого, личностного, интеллектуального потенциала.
Основополагающей особенностью организации учебного процесса в дистанционной форме является гибкость моделирования индивидуального учебного плана. При этом его вариативная часть позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности
Учебный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья в школах основан на интеграции очного и дистанционного обучения, вместе с этим к каждому ученику на дом приходит учитель помогающий справиться с возникшими проблемами или трудностями. Благодаря компьютерным технологиям ученик, кроме уроков, проводимых учителями школы согласно расписанию, может принять участие в самых различных мероприятиях дистанционно: в лабораторном эксперименте, конкурсах, олимпиадах, не покидая своей квартиры. Посетить урок зайдя в онлайн конференцию через платформу: Zoom. Таким образом, дистанционные образовательные технологии позволяют ребенку с ограниченными возможностями здоровья быть активным участником жизни общества, расширяют границы социальных возможностей.
Данная тема актуальна в данное время по причине того, что в стране особая обстановка, в связи с эпидемиологической ситуации, дети выходили на дистанционное обучение и обучались с использованием данных технологий. Задача учителя заключалась в организации обучения таким образом, что бы дети смогли усвоить программу, не смотря на изменение формы обучения.
В заключении стоит отметить, что обучение через дистанционные образовательные технологии не уступают обычному школьному обучению и, напротив, имеет ряд преимуществ, особенно при обучении детей с ОВЗ. Потому как:
– учебный материал доступен ребенку в любое время;
– дистанционный урок строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика;
– программы дистанционного обучения соответствуют самым высоким требованиям, предъявляемым к современному образованию;
– наряду с усвоением общеобразовательной программы, дети становятся уверенными пользователями ПК; они могут сами находить в сети Интернет интересующую их информацию и работать с ней;
– работа в дистанционной школе позволяет компенсировать социальную изолированность детей с ограниченными возможностями здоровья от общества, реализовать их образовательный потенциал и получить качественное образование.
Источник