Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз находящихся на дистанционном обучении и основные направления деятельности педагога-психолога в соответствие с требованиями фгос
статья по психологии по теме
Одним из основных направлений государственной политики в Калужской области является обеспечение государственных гарантий доступности и равных прав получения полноценного образования детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для этого создана и функционирует дифференцированная сеть дистанционного образования на базе Государственной казенной общеобразовательной школы-интерната Калужской области «Лицей-интернат «Областной центр образования», в которых обучаются все категории детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_detei_s_ovz_nakhodyashchikhsya_na_distantsionnom_obuchenii_i_osnovnye_nap.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Ольга Геннадьевна Онипченко, педагог-психолог
Государственной казенной общеобразовательной школы-интерната Калужской области «Лицей-интернат «Областной центр образования»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ НАХОДЯЩИХСЯ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СООТВЕТСТВИЕ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Развитие цивилизации в настоящее время обусловлено, прежде всего, переходом от индустриального к информационному обществу, характеризующемуся ростом интенсивности информационных процессов, а также потребностью современного общества в гибких, адаптивных системах образования. Процесс развития информационного общества влечет за собой интенсивные процессы становления новой образовательной политики, формирования ее новых целей, направленных не столько на получение конкретных знаний в различных областях, сколько на обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности посредством открытости образования на протяжении всей жизни.
Одним из основных направлений государственной политики в Калужской области является обеспечение государственных гарантий доступности и равных прав получения полноценного образования детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для этого создана и функционирует дифференцированная сеть дистанционного образования на базе Государственной казенной общеобразовательной школы-интерната Калужской области «Лицей-интернат «Областной центр образования», в которых обучаются все категории детей с ограниченными возможностями здоровья. По-прежнему значительная часть детей-инвалидов в районах Калужской области, как правило, имеющих сложные и множественные нарушения развития (нарушение опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, слуха, зрения, речи), лишена возможности посещать общеобразовательную школу по месту жительства, как ввиду имеющихся собственных ограничений, так и ввиду отсутствия условий для получения образования, предполагающего удовлетворение специальных образовательных потребностей этих детей.
Реальностью сегодняшнего дня становится неоднородность состава обучающихся общеобразовательных школ по уровню их физического, психического, сенсорного развития. В общеобразовательные школы стремительно вливается поток детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, так как законом «Об образовании» право выбора учреждения и формы образования закреплено за родителями и детьми. Сегодня любое массовое общеобразовательное учреждение может оказаться интегративным, так как наряду с нормально развивающимися детьми в нем могут оказаться ученики с ограниченными возможностями здоровья, а, следовательно, с особыми образовательными потребностями.
Особенно пристального внимания к себе требуют дети с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие возможности посещать учебные учреждения, так как проблемы получения ими образования, определения своего места в обществе остаются. Традиционные технологии обучения обеспечивают необходимый уровень образования лишь для детей, посещающих общеобразовательные учреждения. Для детей, не посещающих общеобразовательное учреждение, имеющих по характеру заболевания ограничения жизнедеятельности вследствие выраженных нарушений статодинамической функции, нарушений функций внутренних органов и сохранных когнитивных функциях, обусловленных характером текущего процесса, наиболее перспективным стало дистанционное образование на основе использования информационных и коммуникационных технологий.
Ведущая роль при организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дистанционном режиме отводиться педагогу психологу. Именно он, совместно с медицинскими работниками должен проводить консультации для педагогов по вопросу обучения и воспитания данной категории детей. Учитывая требования ФГОС необходимо обратить внимание на развитие у детей не только предметных универсальных учебных действий (УУД), но и личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Особую значимость по данному вопросу приобретают направления деятельности связанные с личностных развитием ребенка с ОВЗ, его эффективной социализации и адаптации в обществе и сейчас, и в будущем.
У педагога-психолога центра дистанционного образования имеется ряд наиважнейших направлений деятельности. Прежде всего, деятельность психолога осуществляется по заранее намеченному плану, который составляется с учетом психофизиологических особенностей каждого ребенка
Основные направления программы:
- Образовательный процесс . Основное направление мероприятий: Отработка и соблюдение требований к санитарно-гигиеническому режиму общеобразовательного учреждения. Разработка комплекса дыхательных упражнений, лечебной гимнастики для глаз, для опорно-двигательной системы, двигательной разминки на уроках, гимнастики до уроков и т.д. Проведение учебно-методических семинаров направленных на повышение компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных особенностей ребенка и т.д.
- Медико-психолого-социально-педагогическая диагностика. Основное направление мероприятий: Психолого-педагогическая диагностика интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, межличностных отношений. Углубленный осмотр учащихся с привлечением врачей-специалистов. Научно-исследовательская и экспериментальная деятельность по отработке диагностического инструментария по сопровождению обучающихся с ОВЗ и т.д.
- Коррекционно-развивающая и консультационная деятельность. Основное направление мероприятий : Разработка гибких комплексных программ по коррекционно-профилактической, оздоровительной и спортивной работе с обучающимися. Разработка и коррекция комплекса социальных мероприятий по воспитанию и эффективной социализации детей, обучающихся на дому. Организация учебно-воспитательных совместных мероприятий и тренингов на базе Областного центра образования и т. д.
- Профилактическая работа, воспитание и просвещение. Основное направление мероприятий: Разработка системы внеклассных мероприятий оздоровительного характера (обучающие мероприятия для детей, родительские собрания и т. д.). Семинары для классных руководителей. Работа с документами по охране прав детства. Включение обучающихся с ОВЗ в общешкольный учебно-воспитательные мероприятия и научно-практические конференции (инклюзия) и т.д.
Большое значение для детей с ОВЗ обучающихся на дому имеет межличностное общение и развитие их коммуникативных универсальных учебных действий (УУД). В связи с этим актуальным становиться межличностное взаимодействие данной категории детей. В Центре дистанционного обучения детей с ОВЗ на базе Областного центра образования проводятся мероприятия, связанные с непосредственным общением детей между собой, притом, что они участвуют в научно-практических конференциях, внеклассных мероприятиях на базе Областного центра образования и Региональных научно-практических конференция, становясь победителями и лауреатами. Выступая на равных со всеми школьниками области они тем самым участвуют активно в жизни учреждения города и области, что, несомненно, способствует их качественной социализации. Внутрилицейские конференции и мероприятия проводятся не только при непосредственном участии детей, но и в режиме он-лайн.
Деятельность педагога-психолога многообразна, особенно в Центре дистанционного образования. Именно поэтому, особое внимание уделяется работе с педагогами. Создание учебной программы для ребенка подразумевает не только учет содержания образования, но и индивидуальное развитие каждого ребенка в соответствие с ФГОС. Именно поэтому индивидуальный план работы со школьниками также имеет различия по сравнению с планами учителей традиционной школы.
Таким образов, индивидуальный учебный план, который составляет учитель для каждого ребенка, выглядит следующим образом.
Конечно, деятельность учителя по составлению индивидуального плана обязательно связана с работой психолога, который предусматривает индивидуальные особенности каждого школьника и в дальнейшем учитываются при обучении ребенка.
Индивидуальный учебный план
ФИО _________________________ класс _________
Источник
Организация дистанционного обучения (ДО) детей с ограниченными возможностями здоровья .
статья на тему
Использование дистанционных форм при организации обучения детей ОВЗ дает возможность общения с людьми (педагогами), а ведь именно общение необходимо для социализации и адаптации ребенка в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distantsionnoe_obuchenie_detey_s_ovz.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня я хотела бы поделиться с вами опытом обучения детей ОВЗ дистанционно.
Д.О — представляет собой взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфическими средствами Интернет – технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность
Дистанционные обучающие системы доступны в любое удобное время и в любом месте, независимо от места жительства. Достаточно лишь иметь выход в Интернет. Такое обучение позволяет учиться в своем собственном темпе, исходя из индивидуальных потребностей в образовании и личностных особенностей. Для детей с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, возможность реализовать себя и свои потребности, расти и развиваться в соответствии со своими желаниями, не смотря ни на что.
Образовательная среда организуется непосредственно на дому у ребёнка. Каждому ученику на время обучения предоставляется учебное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера), высокоскоростной доступ во Всемирную Сеть. У учащихся появляется возможность участия в творческих, практико-ориентированных и исследовательских проектах, а также живое общение со своими учителями, одноклассниками и друзьями.
Кроме того, у учащихся резко повышается мотивация к процессу обучения, ведь компьютерные технологии – это современно, практично и это то, что, несомненно, пригодится при выборе будущего жизненного маршрута.
Интернет-технологии стимулируют раскрытие познавательных внутренних интересов учащихся, предлагают всё новые виды организации самостоятельной работы в сети, помогают извлечь много полезных для повседневной жизни фактов, связанных с английским языком, развивают информационно-поисковую самостоятельность, повышают стремление к самообразованию, оказывают большую помощь при выполнении домашнего задания.
В нашей школе дистанционные занятия английским языком я провожу посредством онлайн-уроков. С помощью новейших компьютерных программ и технологий мои ученики получают возможность изучать иностранный язык, выполнять творческие работы, в режиме реального времени с помощью программы «Скайп» и «AcademLive» дистанционно общаться со мной, который помогает осваивать учебный материал более качественно.
Дистанционные технологии в обучении английскому языку направлены на:
- На детей и взрослых, желающих изучить иностранные языки (онлайн режиме).
- На одаренных и неуспевающих детей (это дополнительные занятия)
- для часто болеющих детей
- На детей с ОВЗ.
Использование дистанционных форм при организации обучения детей ОВЗ дает возможность общения с людьми (педагогами), а ведь именно общение необходимо для социализации и адаптации ребенка в обществе.
Этапы технологии дистанционного обучения детей с ОВЗ:
- Знакомство с картой здоровья ребенка. Перед составлением расписания и календарно-тематического планирования (адаптированной рабочей программы) необходимо изучить особенности здоровья каждого ребенка.
- Составление календарно-тематического планирования на каждого ребенка с указанием нумерации уроков, тем разделов, тем уроков, предполагаемых дат уроков
- Составление расписания. ( согласуется с родителями, а так же необходимо учитывать все возможности детей и нормативы Сан Пин.
- Дистанционные уроки.
Оборудование и программное обеспечение ДО:
В семьи для обучения выданы комплекты оборудования. В комплект входят: ноутбук, веб-камера, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, так же все участники обеспечены Интернет – доступом. Каждому участнику ДО предоставлен доступ к системе Academ.live,где располагаются учебные материалы (презентации и домашнее задание)
Методы и приемы обучения с использованием дистанционных технологий:
- При обучении устной речи я использую, такие задания, как «напиши звуковое письмо своему другу», «озвучь мультфильм, фильм». Учащиеся с радостью принимают участие в выполнении таких заданий, так как каждый хочет оказаться на месте известного артиста, актера режиссера. При обучении аудированию использую аутентичные адаптированные тексты, после которых ребята выполняю тест.
- При обучении грамматики дистанционно я использую презентации, которые можно демонстрировать в программе «Скайп»; так же детям очень нравиться работать с песнями, когда надо при прослушивании вставить пропущенное слово, грамматическую структуру; Система тестов, упражнений в электронном варианте реально экономит время за счет отсутствия необходимости переписывания упражнения, что даст больше времени на отработку грамматических структур.
- При отработке фонетической стороны я использую презентации с аудио и видео материалами, словарные статьи озвученные носителями языка.
- На каждом уроке я использую физминутки, расслабляющие паузы (слушаем пение птиц, закрывая при этом глаза), упражнения на дыхание (дышим свежим воздухом в лесу), минутка для пальчиков (особенно используется после написания упражнения) и т.д.
Использование таких здоровьесберегающих технологий, позволяет предотвратить перегрузки и усталости у школьников.
Каждый дистанционный урок, проводится согласно нормам САНПИН, чётко регламентирован по времени. Ведь учащиеся, особенно больные дети и дети-инвалиды должны находиться перед компьютером строго ограниченное время.
Учебный процесс для детей с ОВЗ, обучающихся на дому проходит не изолированно, а основан на интеграции очного и дистанционного обучения. К каждому из них приходит учитель, помогающий справиться с возникшими проблемами и трудностями. Дистанционное обучение некоторые дети получают не по всем предметам, эти предметы выбирают сами родители. Обучающиеся осваивают программы при помощи системы дистанционного обучения с использованием программы «ACADEMLIVE».
Свою работу с данной категорией учащихся педагоги разделяют на несколько этапов:
- Подготовительный этап включает в себя сбор информации о детях, для которых педагог должен стать собеседником и другом.
- Следующий этап один из важных: разработка на каждого ученика адаптированной образовательной программы реабилитации детей-инвалидов, в т.ч. по дистанционной технологии.
- Этап подбор заданий, упражнений по выбранному родителями предмету.
Каждый дистанционный урок проводится по заранее составленному расписанию, дети с помощью родителей или самостоятельно) также самостоятельно с компьютера, подключенного к интернету, входят в образовательную среду, где размещены учебные материалы дистанционных уроков.
Участникам занятий являются дети, для них термин «урок» привычен и понятен, поэтому предполагаемый материал педагогами разбит именно на уроки.
Каждый урок рассчитан в среднем на 40 мин. и включает :
— лекционный материал (гипертекст с объектами мультимедиа);
-тренировочные задания (с образцами, выполненными в виде графических файлов, чтобы ученик мог самостоятельно проверить правильность их выполнения);
— формы оценки заданий.
Показателем результативности и эффективности дистанционного обучения можно считать повышение информационной компетенции учащихся, формирования новых путей познания мира, расширение кругозора, отсутствие страха перед предметом или учителем,, создание ситуации «успешного ученика», отсутствие неуспевающих .Ребята и их родители с одобрением приняли данную форму обучения.
- Компьютерная неграмотность (как детей и их родителей)
На начальном этапе я тратила много времени на объяснение родителям, что такое скайп, как там зарегистрироваться, как в поисковике найти нужную образовательную среду.
- Качество Интернет – соединения (сбои)
- Поломка и замена дорогостоящего оборудования
Рекомендации для педагогов, которые работают или собираются работать ДО:
- Положительный эмоциональный настрой педагога;
- Быть осведомленными о состоянии здоровья ребенка;
- Контактировать с учителями, которые ведут основной курс в школе, и обсуждать, как улучшить его успеваемость при этом, не навредив его здоровью;
- Постоянно повышать квалификацию, осваивать современные интернет технологии, программы дистанционного обучения, участвовать в различных семинарах, вебинарах по вопросам обучения детей ОВЗ, изучить психолого-педагогические характеристики всех категорий детей с ОВЗ;
- «Дружить» с ФГОС, свободно ориентироваться в «нормативке»;
- Находить контакт с родителями, участвовать в семейном воспитании детей с согласия родителей, привлекать детей, находящихся на домашнем обучении при возможности к классным и общешкольным воспитательным мероприятиям.
В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд трудностей, и проблем, с которыми сталкиваются и учитель, и ученик при организации и проведении дистанционных уроков, такая форма обучения востребована в социуме, констатируется в недавно утвержденных ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ и дистанционное обучение успешно обеспечивает социализацию этих детей, дает возможность получить полноценное образование и выбрать дальнейший путь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ресурсов I-школы при обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционно.Обеспечение реальной возможности получения образования различными категориями обучающихся, в том ч.
В материале проведен анализ дистанционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выявлены особенности, достоинства и недостатки.Обобщение опыта.
Дистанционное обучение биологии детей с ограниченными возможностями здоровья так же должно быть направлено на формирование универсальных учебных действий.
Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен.
Статья на данную тему была опубликована в сборнике статей II Международной научно-практической конференции «Инновационные тенденции развития системы образования», г.Чебоксары, 2014г.
Совместная научная статья преподавателей ОБПОУ «КМТ» и ФГБОУ ВО «КГУ»Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции «ФГОС ОВЗ: опыт, проблемы, перспе.
Статья в сборнике регионального научно-методического журнала «Педагогический поиск», №7-8 июль-август 2019 «Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанци.
Источник