Меню

Дистанционное обучение вред для здоровья

«Дистант опасен для здоровья детей». Эксперт РАН обратился в Генпрокуратуру и ФСБ

Дистанционное обучение опасно для психического и физического здоровья детей, поэтому школьников необходимо защитить от этой формы обучения. С такими словами обратился . С такими словами обратился в Генпрокуратуру и ФСБ президент президент «Лиги пациентов», эксперт РАН, член Экспертного совета при Правительстве РФ Александр Саверский в открытом письме, опубликованном на личной странице в соцети Facebook.

Он привел в своем обращении данные исследования, проведенных НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. Исследование было проведено с 27 апреля по 26 мая 2020 года и называлось «Самочувствие школьников при дистанционном обучении в период эпидемии COVID-19».

Согласно результатам исследования, у 80% учеников в результате изоляции и дистанционной формы обучения обнаружены неблагополучные психические реакции. Только 13,4% детей смогли адаптироваться к дистанту без вредных последствий для здоровья.

Дистанционка смогла нанести разрушительный удар по здоровью школьников только за 2 месяца самоизоляции. Но если вред будет значительно больше, если сейчас детей снова переведут на удаленную форму обучения, уверен эксперт.

«Этот вред был прогнозируем, и эксперты о нем говорили, но, если до момента данного сообщения эта информация могла быть Вам неизвестна, то с момента ее получения Вы предупреждены об ответственности за массовое причинение вреда здоровью детей дистанционной формой обучения!

Причинение вреда здоровью, а также нарушение требований безопасности (в данном случае безопасной является очная форма обучения) является уголовно наказуемым деянием, включая и умышленные составы преступлений (а Вы предупреждены о последствиях), по ст.ст. 111, 112, 115, 118, 237, 238, 285, 286, 293 УК РФ. Напоминаю также, что сокрытие факторов, угрожающих здоровью населения, также является нарушением не только ч. 3 ст. 41 Конституции РФ, но и уголовным преступлением согласно ст.237 УК РФ», — заявил Александр Саверский .

Он выразил сомнения в том, что есть серьезная необходимость изолировать детей из-за вспышек ОРВИ. Обычная форма карантина вполне способна справиться и с распространением коронавируса, как вида ОРВИ, считает эксперт.

«Прошу официально донести информацию об опасности дистанционной формы обучения до руководителей образовательных учреждений и широкого круга граждан во благо здоровья детей, и прекратить в школах эту форму обучения», — заявил эксперт РАН.

Источник

Чем грозит дистанционная форма обучения в школе

Краткое содержание:

Письмом Министерства просвещения от 19 марта 2020 г. утверждается дистанционная форма дальнейшего обучения. Кто-то обрадовался, кто-то, наоборот, разочарован. Но вне сомнений об этом стоит задуматься всерьез.

Несмотря на видимость удобства, эффективности и простоты дистанционного обучения, существует масса возможностей для общественной деградации. Почему?

Последствия дистанционного обучения

1. Остановка развития речевого аппарата учащихся

Это касается и взаимодействия их с учителями и с другими учениками. Видеосвязь – это хорошо, но многие люди в силу индивидуальных особенностей не решатся высказаться или, наоборот, по интернет-связи они кажутся Пушкиными и Толстыми, в отличие от живого общения.

«Дистанционная форма нацелена на развитие у учащихся навыка правильно формулировать свои мысли и конструктивно обсуждать вопросы» – это звучит так оптимистично! Вопрос: каким образом?

2. Отсутствие визуального контакта

Каждый профессиональный психолог подтвердит, что важным для установления любой коммуникации в общественных группах является непосредственный контакт с людьми. Учителя «за кадром» все будут воспринимать как говорящую картинку, а не как живого человека. Это нужно для того, чтобы воспитать поколение роботов?

3. Уничтожение метода обучения «вопрос-ответ»

Вопросы, которые появляются у учащихся во время процесса обучения, являются чуть ли не самой важной составляющей в усвоении знаний. Впоследствии именно они перерастают в недостаточное освоение учебной программы и проблемы со сдачей экзаменов.

Во-первых, связаться с учителем теперь будет гораздо сложнее и дольше, чем просто быстро подойти и спросить. Дети просто передумают спрашивать.

Во-вторых, когда ученики будут формулировать вопросы во время конференц-связи, они будут отсеивать в голове «глупые вопросы», чтобы не показаться отсталым. Зачастую они далеко неглупые и даже оказываются наиболее важными. Но об этом никто никогда не узнает.

4. Подготовка к экзаменам экстерном

Самостоятельная подготовка – это замечательно, но не до такой степени.

Именно ввиду неэффективности экстерна было введено обязательное прохождение обучения в автошколах начинающих водителей (а ранее, как мы помним, можно было сразу идти и сдавать экзамен на знание ПДД).

Чем обучение в школе отличается от курсов водителей? Оно не только не легче, но и сложнее, требует постоянной практики, проведения лабораторных и исследовательских работ. Кроме того, учителя нередко призывали учащихся по всем непонятным вопросам подходить и спрашивать.

Читайте также:  Какие составляющие определяют общее состояние здоровья человека почему именно фактор

Сейчас тоже можно спросить, но сколько времени у ученика уйдет на фотографирование материалов для наглядного изображения учителю и ожидания ответа!

5. Торможение развития социальных навыков

Не бывает идеальных школ, и помимо непосредственно получения знаний учащиеся развивают умение поддерживать общение с одноклассниками как коллегами, находить с ними общий язык. Более застенчивые и замкнутые ученики могут впоследствии преодолеть этот барьер, почувствовав себя значимыми. Кто-то поддержал шутку, кто-то дружески хлопнул по плечу – это мелочи, которые незаметным образом отражаются на уверенности в себе.

Зная любовь современного поколения к общению в соцсетях, нужно делать все возможное для того, чтобы предотвратить переход на искусственный субстрат общения – переписки и звонки. Дети должны уметь держаться, уверенно смотреть в глаза, а не в пол, что дистанционное взаимодействие полностью игнорирует.

6. Отрицательное влияние на здоровье

Да здравствуют сидячий образ жизни и очки для коррекции зрения! В школе дети бегают, общаются, переходят из кабинета в кабинет. А чем ребенок будет заниматься дома в перерыве? Ходить на кухню и опять сидеть? Можете представить себе образ ученика будущего: с искривленной осанкой, лишним весом и в очках.

Можно взять себя в руки – заниматься физическими упражнениями, помочь по хозяйству, – но все ли к этому готовы?

7. Бюрократия: общение с учителями через тьюторов

Тьютор — это своего рода проводник, посредник. Учителя не всегда будут готовы моментально отвечать на вопросы и решать проблемы учащихся на месте, они тоже отдыхают и занимаются своими делами. А гибкий график предоставляет для этого массу возможностей. Функцию связи между учителями и учащимися и будет осуществлять тьютор через специальную платформу.

Если ученику бывает лень подойти к учителю, находящемуся в пару метрах от него, как вы думаете, будет ли у него желание решать вопросы через посредников? Готов ли будет проходить через этот бюрократической механизм?

8. Отсутствие индивидуального подхода к учащимся

Учитель, как и учащиеся, не будет замечать уровень понимания в аудитории. «Я же по глазам вижу и твоему поведению, что ты даже не слышал меня!» – так часто говорят учителя, и не зря. Иногда ответ «да» на вопрос «ты все понял?» сразу сводятся на нет, когда педагог наблюдает за ребенком.

Получается, что учитель без конца, подобно радио, будет говорить и говорить, изредка бросая вопрос «всем все понятно?» и получая в ответ хоровое «да». В учебном классе этот вопрос можно не задавать: если учитель видит, что ученики сильно отвлекаются или молча уставились на него широко открытыми глазами, значит придется объяснять заново.

В дистанционном варианте учитель просто не заметит возможного недопонимания материала отдельными учениками.

Проблемы с внедрением дистанционных технологий

Что делать школе, которой не хватает денежных средств на реализацию этого грандиозного проекта?

Факт: доля государственных расходов на образование в ВВП в России составляет 3,5%. По уровню образованности Россия занимает 8-е место.

О каких дистанционных разработках обучения может идти речь, если даже не у всех школ есть возможность выплачивать заработную плату учителям и предоставлять бумажные учебные материалы?

Финансирование более-менее ощутимо в регионах Центрального округа России. Но я знаю, что даже не во всех школах кабинеты были оснащены компьютерными технологиями для проведения презентаций. Презентаций! А здесь речь идет о более масштабных задумках, которые, несмотря на кажущуюся простоту, потребуют гораздо больше и времени, и финансов.

А теперь попробуйте объяснить суть использования дистанционной формы обучения учителям отдаленных сельских школ. Министерству просвещения еще не смешно?

Источник

Дистанционка оказалась губительной для здоровья школьников

«Туман перед глазами»

При переходе школьников на дистанционное обучение в связи с пандемией учебный процесс превратился из «живого» в виртуальный. Участие в нем стало возможным лишь с помощью компьютеров и прочих гаджетов. Между тем специалисты в области подростковой психологии предупреждают: безопасным для детей и подростков является пребывание перед дисплеями не более трех часов в день. Превышение этой дозы чревато серьезными проблемами со здоровьем. Однако уложиться в заветные три часа так и не смогла ни одна страна мира.

По данным канадских специалистов, дети школьного возраста (а канадцы причисляют к нему возрастные группы от 5 до 17 лет) должны проводить у экранов компьютеров не более 2 часов в день. Третий час добавляется на то, чтобы сделать домашнюю работу. И это — все, что может позволить себе школьник без ущерба для своего здоровья.

Читайте также:  Как восстановить здоровье питанием

Между тем указанную норму, по подсчетам тех же канадцев, после перехода на дистанционку выдерживают лишь 2,5% детей, а девять из каждых десяти выходят за эти рамки даже в одном лишь личном, внеучебном использовании интернета, к которому затем плюсуется учеба. И это бесконечное сидение перед компьютером, по словам медиков, уже стало сказываться на здоровье детей и подростков школьного возраста.

Прежде всего, констатировали специалисты, пострадало зрение детей. Бесконечное смотрение в компьютер приводит к миопии (или близорукости, размытости отдаленных предметов). Глаз, постоянно сфокусированный на чем-то близком, теряет практику фокусирования на отдаленных предметах. Чтобы этого избежать, людям, проводящим за компьютерами длительное время, не реже, чем раз в 20 минут надо переводить взгляд на предметы, находящиеся на расстоянии не менее 6 метров. А как это сделать во время онлайн-урока?

Следом за зрением вылезли проблемы набора лишнего веса и нарушения осанки. За ними — сложности с чтением и даже говорением. А там и другие проблемы физического и умственного здоровья детей.

Дополнительную угрозу для здоровья представляет неподвижное сидение перед компьютером: «Студенты и школьники целый день сидят, уткнувшись в экран. Когда же они двигаются?» — задается риторическим вопросом специалист из детской больницы Исследовательского института Восточного Онтарио (Канада) Митчел Герреро. И сама же отвечает: «Никогда!» А отсюда — проблемы, возникающие с обменом веществ, а следом — повышенная вероятность избыточной полноты ребенка, диабетов, сердечных заболеваний и прочих «прелестей». Короче говоря, всего того, что врачи в США и Канаде называют метаболическим синдромом.

В США тренд увеличения времени, проводимого за компьютерами, конечно же, возник не сейчас. В 2016 году по сравнению с 2001-м оно в среднем выросло на час в день, так что же говорить про эпоху коронавируса с ее тотальной дистанционкой, сокрушаются американцы. Единственное спасение, чтобы школьники проводили разминку хотя бы раз в час, причем, желательно на улице. Вот только вписывается ли это в программу онлайн-школы? Увы, пока что не вписывается вовсе!

По данным последних исследований Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава России, время на учебу и выполнение домашних заданий с переходом на дистанционное обучение у более чем половины из опрошенных 30 тысяч учащихся 5-х — 11-х классов заметно возросло. Продолжительность работы с гаджетами также увеличилось более чем у 46% школьников, уточнила «МК» завлабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков Марина Степанова: «У 77% респондентов она составляет 4 часа и более; у 68% одновременно снизилась продолжительность прогулок, а у более чем половины снизилась физическая активность».

Особенно сильную нагрузку испытало зрение учащихся, ведь «более 73% детей регулярно использовали смартфоны не кратковременно, а для поиска и скачивания информации, — подчеркнула Степанова. — Это совершенно противоречит основным принципам безопасности использования гаджетов для детского зрения и сохранения правильной осанки. В итоге самочувствие детей ухудшилось. Так, у 30% появились признаки так называемого компьютерно-зрительного синдрома (покраснение глаз, боль, туман перед глазами), которому обычно подвержены лишь профессиональные пользователи компьютеров. Еще 4% детей из-за активной работы с компьютерной мышью жаловались на избыточное напряжение кисти руки».

— Столь активное наступление различных гаджетов, — подытожила эксперт, — требует комплексного исследования влияния этого процесса на жизнь и здоровье ребенка!

Источник

Влияние дистанционного обучения на здоровье: сплошной вред и только?

Влияние дистанционного обучения на здоровье ребенка при неправильном подходе неизбежно: ухудшается зрения, появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, пропадает сон и т. д. Во избежание негативных последствий важно правильно построить процесс учебы и следовать простым советам, которые оговорены в статье.

Как дистанционное обучение влияет на здоровье обучающихся

Пандемия застало врасплох человечество, не готовое к изменению ритма жизни и подходов ко многим процессам. В частности, под ударом оказались дети, которые перешли на новый для себя удаленный формат учебы. Но такие изменения несут серьезные риски для общества, ведь дистанционное обучение вредит здоровью ребенка. Это проявляется в следующих аспектах:

  1. Психология. Во время удаленной учебы ребенок теряет самое главное — возможность общаться со сверстниками в неформальной обстановке. Он не учится находить связи с другими людьми, не получает навыки коммуникации. В результате дистанционное обучение наносит вред психическому здоровью, ведь такой режим учебы приводит к эмоциональному перенапряжению, отсутствию отдыха, характерного во время общения. В процессе онлайн-обучения ребенок постоянно сосредоточен, из-за чего быстрее устает. Негативное влияние подтверждается и статистикой. Так, по результатам онлайн-опроса оказалось, что у 42% детей проявляются депрессивные состояния, что свидетельствует о сложности адаптации.
  2. Зрение. Влияние дистанционного обучения на здоровье школьников и студентов касается и зрения. Необходимость постоянно сидеть возле ПК / ноутбука или телефона дает повышенную нагрузку на глаза. Без специальных упражнений и правильного отдыха здоровье глаз на удаленке портится, может развиться близорукость, дальнозоркость или другие заболевания.
  3. Ухудшение сна. Известно, что излучаемый гаджетами свет ухудшает выработку гормона мелатонина и оказывает влияние на качество отдыха. Наибольшее воздействие указывают лучи из синей части спектра. Результат — ухудшение здоровья во время дистанционного обучения из-за плохого сна.
  4. Стрессы и перевозбуждение. Информация, которую получает ребенок через компьютер, часто приводит к приливу адреналина. Как правило, это касается игр или других развлечений, на которые ребенок отвлекается во время дистанционного обучения. Их влияние неизбежно. Ученик становится перевозбужденным, появляются сильные стрессовые состояния.
Читайте также:  Группы здоровья пять групп здоровья

2020 года уже показал влияние дистанционного обучения на здоровье обучающегося, но главные выводы еще впереди. Кроме рассмотренных проблем, поджидают и другие — развитие обсессивно-фобических состояний, частые головные боли, депрессии, ухудшение осанки, подавленность и другое. Если ничего не предпринимать, минусы дистанционного обучения для здоровья и его негативное влияние на ребенка будет только усиливаться.

Как сохранить здоровье на дистанционке

В связи со сказанным выше ничего не остается, как принять меры по поводу укрепления здоровья. И здесь имеется ряд предложений, на которых остановимся ниже.

Продолжительность занятий

Учителя должны понимать, как дистанционное обучение влияет на здоровье, и исходя из этого планировать учебный процесс. Чтобы снизить негативное влияние, желательно не превышать количество и время занятий возле компьютера. Так, для учащихся в возрасте 8-10 лет допускается одно занятие продолжительностью 45 минут до обеда. Более старшие дети возрастом 11-13 лет могут выдержать два урока по 45 минут — до и после обеда. Ученикам 14-16 лет разрешено проводить три занятия — одно в первой и два во второй половине дня.

Организация рабочего места

Чтобы снизить влияние дистанционного обучения с точки зрения здоровья, необходимо правильно организовать место для работы ребенка. Главные указания:

  1. Ноги должны стоять на полу.
  2. Высота стола / сидения стула — 54 / 32 см для детей 115-130 см или 60 /36 см для учеников выше 130 см.
  3. Поза — прямая с небольшим наклоном вперед.
  4. Расстояние между корпусом и столом — не меньше 5 см.
  5. Руки на столе, ноги согнуты под 90 градусов.

Защита зрения

Один из вопросов — как сохранить здоровье школьника при дистанционном обучении. Для начала убедитесь, что расстояние до монитора от 60 до 80 см, а центр экрана на 10-20 см ниже уровня глаз. Дополнительно следуйте таким советам:

  • активируйте желтый режим на экране, который меньше «давит» на зрение;
  • заставляйте ребенка делать перерывы между занятиями и активно двигаться;
  • давайте ученикам витамины, к примеру, С, Е, цинк;
  • периодически проветривайте помещение;
  • обеспечьте правильное питание;
  • при появлении болей в глазах или иных неприятных ощущений обращайтесь к офтальмологу.

Для снижения влияния дистанционного обучения на глаза необходимо выполнять ряд упражнений. Самая простая гимнастика:

  1. быстро поморгать, открывая и закрывая веки на пять секунд;
  2. крепко зажать веки и досчитать до трех, а потом открыть и посмотреть вдаль;
  3. поставить перед собой палец, после чего смотреть на него в течение четырех секунд, а потом переносить взор вдаль для тренировки мышц.

Дополнительные рекомендации

Многие родители уже видят влияние удаленки, как отразилось на здоровье детей дистанционное образование, и чем оно опасно. Во избежание последствий родителям рекомендуется следовать таким советам:

  1. Делайте ежедневную уборку в помещении, где проходит удаленная учеба.
  2. Регулярно протирайте экран влажной тряпкой.
  3. По возможности купите монитор хорошего качества с частотой не менее 100 Гц. Понятно, что этот совет не касается тех, кто получил планшет бесплатно от администрации, а значит вряд ли могут выбирать.
  4. Чаще проветривайте комнату, чтобы снизить влияние сухого воздуха на здоровье ребенка.
  5. После каждого занятия заставляйте делать упражнения для глаз.
  6. Следите, чтобы ребенок чередовал работу на ПК с активной деятельностью.

Негативное влияние дистанционного обучения на здоровье ребенка можно снизить, если правильно подойти к процессу учебы и следовать советам в статье. В комментариях поделитесь своим опытом и методами, позволяющими защитить ученика от негативных последствий.

Источник

Adblock
detector