Меню

Дистанционное обучение психическое здоровье

Дистанционное обучение привело к депрессиям, фобиям и другим нарушениям психического здоровья у школьников

Исследователи из Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава отметили неблагополучные психические реакции пограничного уровня у 83,8% школьников в условиях самоизоляции и удаленки из-за пандемии коронавируса, пишет РБК со сслыкой на данные опроса. Депрессивные состояния отмечены предположительно у 42,2% детей и подростков, астенические состояния — у 41,6%.

69,2% участников опроса во время пандемии коронавируса ограничивали свои передвижения и сидели дома. К условиям самоизоляции и дистанционного обучения адаптировались только 13,4%, тогда как у других обнаружились многочисленные негативные последствия самоизоляции, включая депрессивные состояния, фобии (37,2%), синдром головных болей (26,8%) и нарушения сна (55,8%). 32,5% школьников удавалось сохранять ровное и положительное настроение, но 13,1% испытывали подавленность, а для 44,2% была характерна неоднократная смена настроения в течение дня. Все это говорит о необходимости массовой психологической поддержки детей и подростков.

Подростки отрицательно восприняли режим самоизоляции: 36,7% отнеслись к нему негативно, 21,2% назвали его невыносимым. Нравилась самоизоляция лишь 16,8% опрошенных. Из-за самоизоляции школьники стали меньше гулять (68,3%), снизилась их физическая активность (55,2%). Напротив, увеличилось время на выполнение домашних заданий (59,7%), на занятия с компьютером или другим гаджетом (46,7%), на общение в соцсетях (35,4%). О недостаточной продолжительности сна (7 часов и менее) рассказал каждый четвертый школьник (25,4%).

Самым популярным устройством, которое использовали школьники во время самоизоляции, был смартфон: непосредственно для учебы его использовали большинство подростков (73,1%). В целом ежедневно разными гаджетами пользовались практически все учащиеся (99,2%). В то же время школьники часто жаловались на покраснение глаз (18,1%), на их усталость (44,9%), а также на общее утомление при длительной работе на компьютере или другом устройстве. Авторы исследования полагают, что использовать смартфон в ходе учебных занятий следует крайне осторожно из-за риска проблем со зрением.

Кроме смарфтонов и компьютеров 72,5% участников опроса использовали наушники во время дистанционного обучения, при этом больше четверти (29%) опрошенных использовали их около 4 часов и более. Большинство (85,9%) школьников не испытывали дискомфорта при использовании, меньшинство жаловалось на тяжесть в голове, шум и заложенность в ушах и др. По данным авторов исследования, это свидетельствует о том, что современная цифровая школа не располагает безопасными для здоровья технологиями онлайн-обучения.

Опрос перед началом учебного года показал, что 32 процента российских школьников относятся к его старту пессимистично, панически или с апатией. Больше всего подобные чувства проявлялись у девятиклассников и семиклассников. К обучению с полной отдачей были готовы 37% школьников, еще 31% ожидали начала учебы с радостью и оптимизмом.

Источник

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

специалист в области арт-терапии

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматривается влияние дистанционного формата обуче- ния на психологическое здоровье обучающихся. Исследование было проведено методом анкетирования. Полученные результаты свидетель- ствуют о том, что дистанционное обучение имеет определённые недостат- ки, которые негативно сказываются как на психологическом, так и на физическом здоровье обучающихся. Такой формат обучения требует дальнейшего усовершенствования, а также на данный момент не может окончательно заменить традиционное образование.

Ключевые слова: дистанционное обучение; информационные и сетевые технологии; эпидемиологическая обстановка; психологическое здоровье.

Дистанционное обучение – это форма обучения, которая является особой областью научно-прикладных исследований с применением информационно-коммуникационных технологий. Зачастую эта форма обучения преподносится под термином «дистанционные образовательные технологии». На данный момент не существует единого описания того, что понимается под дистанционным обучением [1, с. 11-12]. Однако безусловно основная характеристика дистанционного обучения (далее ДО) базируется на самостоятельном получении обучающимися необхо- димого объёма и требуемого качества знаний в различных областях, и одновременно предусматривает использование широкого спектра как традиционных, так и новых информационных технологий [3, с. 94-95].

Читайте также:  Мир здоровья машиностроителей 10 врачи

Различают несколько видов информационных технологий, однако в условиях пандемии, обусловленной ухудшающейся эпидемиологической ситуацией в связи с коронавирусной инфекцией, и вследствие этого вынужденного перехода на ДО применяются именно сетевые технологии. Сетевые технологии предполагают использование программных средств, к которым относятся видеоуроки, видеоконференции, вебинары, а также информационных сетей, в частности, сети Интернет. Благодаря Интернету

обучающиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей и возможность работать совместно с учащимися не только из своей школы или университета, но даже из других городов и стран. Такая возможность позволяет обсуждать проблемы практически со всем миром, обмениваться информацией независимо от временных и пространствен- ных поясов.

Стоит также отметить, что по методам организации учебного процесса ДО похоже на заочную форму обучения, однако по содержа- тельности и интенсивности учебного процесса данный формат близок к очной форме.

Безусловно, такой формат обучения, имея свои достоинства, имеет и ряд недостатков: необходимость специальной подготовки со стороны обучающихся и со стороны преподавателей для организации ДО; отсутст- вие личного общения с преподавателем, которое исключает возможность применения личного подхода к каждому ученику в процессе обучения; невозможность наработки достаточных и полноценных практических навыков и многие другие минусы. Основным недостатком ДО является серьёзное нанесение вреда и ущерба здоровью обучающихся, в частности, психологическому здоровью. Негативное влияние на психику может иметь такие последствия как возможность формирования интернет-аддик- ции, появление социальной инфантильности, социальной незрелости и неадаптивности к жизни [1, с. 12].

Согласно результатам исследования, проведенного среди школьни- ков и их родителей в конце марта 2020 года, 70% родителей уверено, что ДО неспособно заменить школу, а 60% подростков не хотели бы посто- янно учиться удаленно. 62% родителей считают, что у детей снизилась мотивация к учёбе, а для 65% школьников в ходе очных занятий проще запоминать и понимать новый материал. Более половины подростков стали чувствовать нехватку общения с другими учениками, чуть менее половины – нехватку общения с педагогами. При этом за период карантина с 54% до 49% снизилась доля подростков, которые чувствуют себя одинокими, даже общаясь в социальных сетях [4].

Другие исследования, проведенные в середине 2020 г., указывают на то, что 80% школьников из-за длительного режима самоизоляции и нахождения на ДО пожаловались на депрессию, нарушение сна и появление фобий. Согласно опросу, который провели специалисты Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава, депрессивные и астенические состояния выявили предположительно у половины опрошенных. У остальных учащихся кроме депрессивных проявлений были выявлены и другие формы психических расстройств, такие как обессивно-фобические состояния,

синдром головных болей, нарушения сна и пр. Также полученные в результате исследования данные указывают на то, что только каждый восьмой смог адаптироваться к новым условиям обучения. На вопросы специалистов ответили около 30 тыс. школьников разных возрастных групп, проживающих в 79 регионах России [2].

Читайте также:  Бады опасны для здоровья или нет

Формат дистанционного обучения в настоящее время продолжает оставаться одной из необходимых мер для снижения рисков распростра- нения пандемии, оказывая непосредственное влияние на психологическое здоровье обучающихся, в связи с чем, формат его реализации однозначно требует дальнейших разработок и усовершенствования.

Актуальность данной проблемы привела нас к решению провести исследование среди учащихся различных учебных заведений и выяснить в ходе опроса, как именно сказывается такой формат обучения на их самочувствии и какие именно аспекты ДО они находят наиболее несовер- шенными, а потому и негативно влияющими на их здоровье. Таким образом, целью нашего исследования является изучение влияния формата ДО на психологическое здоровье обучающихся (школьников и студентов) спустя 10 месяцев с начала введения данной формы обучения.

Для реализации поставленной цели был выбран метод анкетирова- ния. Нами была разработана авторская анкета «Влияние дистанционного формата обучения на психологическое здоровье обучающихся (школьни- ков и студентов)». Выборку исследования составили учащиеся несколь- ких городов Российской Федерации (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Тверь, г. Ульяновск, г. Хабаровск, г. Курган, г. Калуга, г. Воронеж, г. Павловск, г. Кострома, г. Йошкар-Ола) и Беларуси (г. Витебск) в количестве 303 человек (83,1% женского пола, 16,9% мужского) путём стихийного отбора целевой группы и дальнейшего сплошного опроса в этой группе. Большую часть опрошенных составили студенты высших учебных заведений (49% – учащиеся 3-6 курса, 39,4% – учащиеся 1-2

курса, школьники 7-11 классов – 10,6%).

В результате проведённого исследования были получены следую- щие данные:

1. Большинство респондентов положительно относятся к дистан- ционному формату обучения (34,1%), отрицательно – 29,4%. Часть обсле- дуемых затрудняется ответить (20,1%), для 12,9% – формат обучения не имеет значения. В тоже время 64% опрошенных считают, что качество образования ухудшилось.

2. Более чем у половины (58,7%) стало уходить больше времени на выполнение домашнего задания. Также большая часть обследуемых (48,5%) отмечают трудности концентрации внимания, которых до дистанционного обучения не наблюдалось.

3. Почти у половины опрошенных (49,8%) происходит частая смена настроения в течение дня. У четверти обследуемых (25,7%) в связи с переходом на ДО настроение стало ненамного хуже, намного хуже – у 12,5%. Значительное улучшение отмечают 23,1%, незначительно улучшение – у 16,8%. Остальные не заметили изменений в настроении (21,8%).

4. Пятая часть обследуемых (19,5%) отмечает, что часто стали испытывать усталость, что не наблюдалось до перехода на ДО, а 33% – испытывают усталость также часто, как и ДО. Периодически возникает не свойственное раннее чувство усталости у 34,7% опрошенных. Остальные респонденты (12,8%) почти не испытывают усталость или не обращают на это внимания.

5. Часть опрошенных отмечают у себя изменение активности и подвижности в повседневной жизни, а именно – 39,3% стали медли- тельнее, у 35,3% увеличилась потребность что-либо делать во время нахождения дома. У остальных изменений не наблюдалось.

6. Большая часть опрошенных испытывает проблемы со сном (82,9%). Так, респондентами были отмечены следующие проблемы: трудности засыпания или бессонница (49,2%), повышенная сонливость в дневное время суток (54,8%), прерывистый сон (24,8%), кошмары (15,8%), раннее пробуждение (8,3%).

7. У трети обследуемых увеличился вес (30,4%), а 25,1% отметили у себя увеличение аппетита.

8. Четверть респондентов (25,7%) стали чаще страдать головными болями, 11,2% также заметили учащение сердечных болей чем до ДО.

Читайте также:  Константы здоровья с их нормой

9. У 33,7% во время нахождения на ДО возникало беспричинное чувство страха, а у 5,6% впервые возникли панические атаки.

10. Более чем у половины опрошенных возникали суицидальные мысли или желание причинить себе боль (60,3%). Для борьбы с этими мыслями респондентами использовались следующие способы: старались заняться чем-либо (например, компьютерные игры, чтение) (46,2%); делились переживаниями с близкими (27,1%); уходили с головой в учебу (12,9%); обращались за специализированной помощью к психологу (5,7%); 22,9% не старались с этим справляться.

11. Почти у половины респондентов (47,8%) отмечались следую- щие проблемы: ухудшения зрения из-за постоянного использования гаджетов; учащение вспышек агрессии и потеря чувства внутреннего контроля (отсутствие привычного социального окружения приводит к потери должного уровня контроля); проблемы с организацией учебного процесса со стороны преподавателей (требование выполнять большое количество заданий за короткий промежуток времени, отсутствие

связи, непунктуальность преподавателей, нежелание контактировать со студентами, самоустранение преподавателей из учебного процесса, отсутствие обратной связи); трудности с техническим обеспечением (отсутствие необходимого оборудования и интернет связи); трудности в самостоятельном усвоении учебного материала и нежелание что-либо делать из-за отсутствия очного контроля со стороны преподавателей; прокрастинация; постоянный стресс; отсутствие мотивации; сложности с организацией учебного процесса в домашних условиях; ухудшение восприятия получаемой информации; скука; апатия.

12. Респондентами были отмечены следующие недостатки ДО, которые повлияли на их психическое и физическое здоровье: большое количество заданий для исполнения в короткие сроки; отсутствие живого общения с одногруппниками и преподавателями, что в дальнейшем усложняет возобновление социальных контактов при возобновлении очного обучения; боли в области шеи и спины; усталость глаз и падение зрения.

13. Больше всего опрошенным на дистанционном обучении не хватало живого общения (71%). Также 46,9% не хватает разнообразия в предоставлении учебного материала, активности – 39,9%, спокойствия – 22,4%.

Таким образом, в результате нашего исследования было выявлено, что дистанционный формат обучения еще недостаточно безопасен для обучающихся, так как среди опрошенных лиц отмечается довольно высокий показатель ухудшения здоровья – как физического, так и, в основном, психологического. Пандемия продолжает вносить коррективы во все сферы жизни, в том числе и в сферу образования. В ближайшее время формат дистанционного обучения будет однозначно присутст- вовать в нашей жизни, являясь необходимой мерой в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, но кто знает, что ждёт нас в более отдалённом будущем? Неуклонное развитие науки и технологий, а также непредсказуемость грядущих событий в социальной и эконо- мической сфере склоняют к мысли об основательном внедрении ДО в сферу образования в том или ином виде. На данный момент обратный переход на очную форму обучения пока невозможен и от нас не зависит, однако в наших силах скорректировать сам процесс дистанционного обучения и уменьшить его негативное влияние на здоровье.

Первыми шагами по улучшению своего самочувствия будут организация рабочего места, составление и поддержание режима дня с обязательным включением времени на отдых (желательно активный), уменьшение пользования гаджетами во внеучебное время, правильное питание, организация учебного процесса на должном уровне согласно

установленным требованиям образовательного стандарта. С соблюдением этих и некоторых других простых правил дистанционное обучение может стать комфортным и безопасным для здоровья процессом, а потому и более эффективным.

Источник

Adblock
detector