Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме
В статье описан опыт реализации дистанционной модели образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Описаны используемые методы и приёмы работы, возникающие затруднения и используемые способы их преодоления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
do_na_mini-sayt.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
Высокие темпы информатизации образования, развитие телекоммуникационных технологий и, в первую очередь, глобальной сети Интернет открывают детям с особыми потребностями множество новых возможностей в получении образования. И, безусловно, одной из наиболее эффективных форм здесь является дистанционное обучение. Именно такая форма образования, позволяющая обучаться в любое удобное время, не выходя из дома, на любом расстоянии от образовательного учреждения, особенно актуальна в работе с детьми-инвалидами, для которых физические заболевания часто являются непреодолимой преградой в получении образования.
МБОУ «СОШ №3» г. Шумерли является республиканской экспериментальной площадкой «Надомная школа с дистанционной моделью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции».
С 2009-2010 учебного года я работаю дистанционным учителем математики МБОУ «СОШ №3».
Основной особенностью дистанционного обучения детей с ОВЗ считаю, является акцент на самостоятельную работу обучающихся, что вызывает наибольшую трудность у школьников. Поэтому в своей работе стараюсь создавать условия для формирования у них культуры умственного труда: организую изучение материала небольшими порциями; даю краткие и четкие инструкции по работе с материалами и выполнению заданий; привлекаю «на свою сторону», в качестве помощников и союзников родителей обучающихся; организую постоянные, оперативные консультации.
Следующее, на что обращаю внимание – это создание условий для того, чтобы каждому ребенку изучение преподаваемого курса было важно «именно здесь и сейчас». Для достижения этой цели даю краткую и «яркую» аннотацию курса, т.е. рассказываю, где и для чего могут пригодиться полученные знания и навыки. Показываю возможности применения полученных ими знаний на практике непосредственно в процессе обучения: участие в сетевых обсуждениях, конференциях, где ребенок может представить свою работу. Одним из результатов моей работы в этом направлении является 2 призовое место обучающейся дистанционный школы в научно-практической конференции обучающихся «Excelsior-2010». С учетом возрастных особенностей школьников предлагаю интересные задания, применяю игровые технологии.
Самое трудное, по-моему мнению, в работе дистанционного педагога организовать контроль учебной деятельности, обеспечить и оценить достоверность достигнутых результатов. С целью комплексной систематической оценки достижений результатов я использую тестирование с помощью вопросов различного типа, как в виртуальной образовательной среде, так и разработанных самостоятельно. Как вариант такой работы применяю организацию телетестинга в on-line режиме с фиксацией времени. Систематически осуществляю проверку результатов обучения с перекрестным анализом.
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью Интернет-технологий помогает формировать новое образовательное окружение, в котором дети смогут реализовать свой потенциал и получить качественное образование. Новая среда обучения открывает им возможности практиковать свои навыки работы с Интернет и компьютерными технологиями, что оказывает влияние на их развитие и дальнейшую профессиональную ориентацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье рассматриваются технологии и методы обучения детей-инвалидов в дистанционной школе. К статье прилагается конспект урока по русскому языку «Повелительное наклонение глагола», созданный с приме.
О проблемах образования детей с ограниченными возможностями здоровья много говорят и пишут. Но что именно необходимо сделать, чтобы «расширить» границы «ограниченных возможностей» таких детей, поддерж.
Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, найти се.
В соответствии с Планом внутришкольного контроля на 2013-2014 учебный год проведен анализ реализации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «СОШ №1 города Анадыря».
Материал для надомного обучения.
Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации — выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков.
Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации — выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков.
Источник
Организация дистанционного обучения (ДО) детей с ограниченными возможностями здоровья .
статья на тему
Использование дистанционных форм при организации обучения детей ОВЗ дает возможность общения с людьми (педагогами), а ведь именно общение необходимо для социализации и адаптации ребенка в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distantsionnoe_obuchenie_detey_s_ovz.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня я хотела бы поделиться с вами опытом обучения детей ОВЗ дистанционно.
Д.О — представляет собой взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфическими средствами Интернет – технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность
Дистанционные обучающие системы доступны в любое удобное время и в любом месте, независимо от места жительства. Достаточно лишь иметь выход в Интернет. Такое обучение позволяет учиться в своем собственном темпе, исходя из индивидуальных потребностей в образовании и личностных особенностей. Для детей с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, возможность реализовать себя и свои потребности, расти и развиваться в соответствии со своими желаниями, не смотря ни на что.
Образовательная среда организуется непосредственно на дому у ребёнка. Каждому ученику на время обучения предоставляется учебное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера), высокоскоростной доступ во Всемирную Сеть. У учащихся появляется возможность участия в творческих, практико-ориентированных и исследовательских проектах, а также живое общение со своими учителями, одноклассниками и друзьями.
Кроме того, у учащихся резко повышается мотивация к процессу обучения, ведь компьютерные технологии – это современно, практично и это то, что, несомненно, пригодится при выборе будущего жизненного маршрута.
Интернет-технологии стимулируют раскрытие познавательных внутренних интересов учащихся, предлагают всё новые виды организации самостоятельной работы в сети, помогают извлечь много полезных для повседневной жизни фактов, связанных с английским языком, развивают информационно-поисковую самостоятельность, повышают стремление к самообразованию, оказывают большую помощь при выполнении домашнего задания.
В нашей школе дистанционные занятия английским языком я провожу посредством онлайн-уроков. С помощью новейших компьютерных программ и технологий мои ученики получают возможность изучать иностранный язык, выполнять творческие работы, в режиме реального времени с помощью программы «Скайп» и «AcademLive» дистанционно общаться со мной, который помогает осваивать учебный материал более качественно.
Дистанционные технологии в обучении английскому языку направлены на:
- На детей и взрослых, желающих изучить иностранные языки (онлайн режиме).
- На одаренных и неуспевающих детей (это дополнительные занятия)
- для часто болеющих детей
- На детей с ОВЗ.
Использование дистанционных форм при организации обучения детей ОВЗ дает возможность общения с людьми (педагогами), а ведь именно общение необходимо для социализации и адаптации ребенка в обществе.
Этапы технологии дистанционного обучения детей с ОВЗ:
- Знакомство с картой здоровья ребенка. Перед составлением расписания и календарно-тематического планирования (адаптированной рабочей программы) необходимо изучить особенности здоровья каждого ребенка.
- Составление календарно-тематического планирования на каждого ребенка с указанием нумерации уроков, тем разделов, тем уроков, предполагаемых дат уроков
- Составление расписания. ( согласуется с родителями, а так же необходимо учитывать все возможности детей и нормативы Сан Пин.
- Дистанционные уроки.
Оборудование и программное обеспечение ДО:
В семьи для обучения выданы комплекты оборудования. В комплект входят: ноутбук, веб-камера, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, так же все участники обеспечены Интернет – доступом. Каждому участнику ДО предоставлен доступ к системе Academ.live,где располагаются учебные материалы (презентации и домашнее задание)
Методы и приемы обучения с использованием дистанционных технологий:
- При обучении устной речи я использую, такие задания, как «напиши звуковое письмо своему другу», «озвучь мультфильм, фильм». Учащиеся с радостью принимают участие в выполнении таких заданий, так как каждый хочет оказаться на месте известного артиста, актера режиссера. При обучении аудированию использую аутентичные адаптированные тексты, после которых ребята выполняю тест.
- При обучении грамматики дистанционно я использую презентации, которые можно демонстрировать в программе «Скайп»; так же детям очень нравиться работать с песнями, когда надо при прослушивании вставить пропущенное слово, грамматическую структуру; Система тестов, упражнений в электронном варианте реально экономит время за счет отсутствия необходимости переписывания упражнения, что даст больше времени на отработку грамматических структур.
- При отработке фонетической стороны я использую презентации с аудио и видео материалами, словарные статьи озвученные носителями языка.
- На каждом уроке я использую физминутки, расслабляющие паузы (слушаем пение птиц, закрывая при этом глаза), упражнения на дыхание (дышим свежим воздухом в лесу), минутка для пальчиков (особенно используется после написания упражнения) и т.д.
Использование таких здоровьесберегающих технологий, позволяет предотвратить перегрузки и усталости у школьников.
Каждый дистанционный урок, проводится согласно нормам САНПИН, чётко регламентирован по времени. Ведь учащиеся, особенно больные дети и дети-инвалиды должны находиться перед компьютером строго ограниченное время.
Учебный процесс для детей с ОВЗ, обучающихся на дому проходит не изолированно, а основан на интеграции очного и дистанционного обучения. К каждому из них приходит учитель, помогающий справиться с возникшими проблемами и трудностями. Дистанционное обучение некоторые дети получают не по всем предметам, эти предметы выбирают сами родители. Обучающиеся осваивают программы при помощи системы дистанционного обучения с использованием программы «ACADEMLIVE».
Свою работу с данной категорией учащихся педагоги разделяют на несколько этапов:
- Подготовительный этап включает в себя сбор информации о детях, для которых педагог должен стать собеседником и другом.
- Следующий этап один из важных: разработка на каждого ученика адаптированной образовательной программы реабилитации детей-инвалидов, в т.ч. по дистанционной технологии.
- Этап подбор заданий, упражнений по выбранному родителями предмету.
Каждый дистанционный урок проводится по заранее составленному расписанию, дети с помощью родителей или самостоятельно) также самостоятельно с компьютера, подключенного к интернету, входят в образовательную среду, где размещены учебные материалы дистанционных уроков.
Участникам занятий являются дети, для них термин «урок» привычен и понятен, поэтому предполагаемый материал педагогами разбит именно на уроки.
Каждый урок рассчитан в среднем на 40 мин. и включает :
— лекционный материал (гипертекст с объектами мультимедиа);
-тренировочные задания (с образцами, выполненными в виде графических файлов, чтобы ученик мог самостоятельно проверить правильность их выполнения);
— формы оценки заданий.
Показателем результативности и эффективности дистанционного обучения можно считать повышение информационной компетенции учащихся, формирования новых путей познания мира, расширение кругозора, отсутствие страха перед предметом или учителем,, создание ситуации «успешного ученика», отсутствие неуспевающих .Ребята и их родители с одобрением приняли данную форму обучения.
- Компьютерная неграмотность (как детей и их родителей)
На начальном этапе я тратила много времени на объяснение родителям, что такое скайп, как там зарегистрироваться, как в поисковике найти нужную образовательную среду.
- Качество Интернет – соединения (сбои)
- Поломка и замена дорогостоящего оборудования
Рекомендации для педагогов, которые работают или собираются работать ДО:
- Положительный эмоциональный настрой педагога;
- Быть осведомленными о состоянии здоровья ребенка;
- Контактировать с учителями, которые ведут основной курс в школе, и обсуждать, как улучшить его успеваемость при этом, не навредив его здоровью;
- Постоянно повышать квалификацию, осваивать современные интернет технологии, программы дистанционного обучения, участвовать в различных семинарах, вебинарах по вопросам обучения детей ОВЗ, изучить психолого-педагогические характеристики всех категорий детей с ОВЗ;
- «Дружить» с ФГОС, свободно ориентироваться в «нормативке»;
- Находить контакт с родителями, участвовать в семейном воспитании детей с согласия родителей, привлекать детей, находящихся на домашнем обучении при возможности к классным и общешкольным воспитательным мероприятиям.
В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд трудностей, и проблем, с которыми сталкиваются и учитель, и ученик при организации и проведении дистанционных уроков, такая форма обучения востребована в социуме, констатируется в недавно утвержденных ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ и дистанционное обучение успешно обеспечивает социализацию этих детей, дает возможность получить полноценное образование и выбрать дальнейший путь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ресурсов I-школы при обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционно.Обеспечение реальной возможности получения образования различными категориями обучающихся, в том ч.
В материале проведен анализ дистанционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выявлены особенности, достоинства и недостатки.Обобщение опыта.
Дистанционное обучение биологии детей с ограниченными возможностями здоровья так же должно быть направлено на формирование универсальных учебных действий.
Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен.
Статья на данную тему была опубликована в сборнике статей II Международной научно-практической конференции «Инновационные тенденции развития системы образования», г.Чебоксары, 2014г.
Совместная научная статья преподавателей ОБПОУ «КМТ» и ФГБОУ ВО «КГУ»Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции «ФГОС ОВЗ: опыт, проблемы, перспе.
Статья в сборнике регионального научно-методического журнала «Педагогический поиск», №7-8 июль-август 2019 «Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанци.
Источник