Организация дистанционного обучения (ДО) детей с ограниченными возможностями здоровья .
статья на тему
Использование дистанционных форм при организации обучения детей ОВЗ дает возможность общения с людьми (педагогами), а ведь именно общение необходимо для социализации и адаптации ребенка в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distantsionnoe_obuchenie_detey_s_ovz.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня я хотела бы поделиться с вами опытом обучения детей ОВЗ дистанционно.
Д.О — представляет собой взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфическими средствами Интернет – технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность
Дистанционные обучающие системы доступны в любое удобное время и в любом месте, независимо от места жительства. Достаточно лишь иметь выход в Интернет. Такое обучение позволяет учиться в своем собственном темпе, исходя из индивидуальных потребностей в образовании и личностных особенностей. Для детей с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, возможность реализовать себя и свои потребности, расти и развиваться в соответствии со своими желаниями, не смотря ни на что.
Образовательная среда организуется непосредственно на дому у ребёнка. Каждому ученику на время обучения предоставляется учебное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера), высокоскоростной доступ во Всемирную Сеть. У учащихся появляется возможность участия в творческих, практико-ориентированных и исследовательских проектах, а также живое общение со своими учителями, одноклассниками и друзьями.
Кроме того, у учащихся резко повышается мотивация к процессу обучения, ведь компьютерные технологии – это современно, практично и это то, что, несомненно, пригодится при выборе будущего жизненного маршрута.
Интернет-технологии стимулируют раскрытие познавательных внутренних интересов учащихся, предлагают всё новые виды организации самостоятельной работы в сети, помогают извлечь много полезных для повседневной жизни фактов, связанных с английским языком, развивают информационно-поисковую самостоятельность, повышают стремление к самообразованию, оказывают большую помощь при выполнении домашнего задания.
В нашей школе дистанционные занятия английским языком я провожу посредством онлайн-уроков. С помощью новейших компьютерных программ и технологий мои ученики получают возможность изучать иностранный язык, выполнять творческие работы, в режиме реального времени с помощью программы «Скайп» и «AcademLive» дистанционно общаться со мной, который помогает осваивать учебный материал более качественно.
Дистанционные технологии в обучении английскому языку направлены на:
- На детей и взрослых, желающих изучить иностранные языки (онлайн режиме).
- На одаренных и неуспевающих детей (это дополнительные занятия)
- для часто болеющих детей
- На детей с ОВЗ.
Использование дистанционных форм при организации обучения детей ОВЗ дает возможность общения с людьми (педагогами), а ведь именно общение необходимо для социализации и адаптации ребенка в обществе.
Этапы технологии дистанционного обучения детей с ОВЗ:
- Знакомство с картой здоровья ребенка. Перед составлением расписания и календарно-тематического планирования (адаптированной рабочей программы) необходимо изучить особенности здоровья каждого ребенка.
- Составление календарно-тематического планирования на каждого ребенка с указанием нумерации уроков, тем разделов, тем уроков, предполагаемых дат уроков
- Составление расписания. ( согласуется с родителями, а так же необходимо учитывать все возможности детей и нормативы Сан Пин.
- Дистанционные уроки.
Оборудование и программное обеспечение ДО:
В семьи для обучения выданы комплекты оборудования. В комплект входят: ноутбук, веб-камера, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, так же все участники обеспечены Интернет – доступом. Каждому участнику ДО предоставлен доступ к системе Academ.live,где располагаются учебные материалы (презентации и домашнее задание)
Методы и приемы обучения с использованием дистанционных технологий:
- При обучении устной речи я использую, такие задания, как «напиши звуковое письмо своему другу», «озвучь мультфильм, фильм». Учащиеся с радостью принимают участие в выполнении таких заданий, так как каждый хочет оказаться на месте известного артиста, актера режиссера. При обучении аудированию использую аутентичные адаптированные тексты, после которых ребята выполняю тест.
- При обучении грамматики дистанционно я использую презентации, которые можно демонстрировать в программе «Скайп»; так же детям очень нравиться работать с песнями, когда надо при прослушивании вставить пропущенное слово, грамматическую структуру; Система тестов, упражнений в электронном варианте реально экономит время за счет отсутствия необходимости переписывания упражнения, что даст больше времени на отработку грамматических структур.
- При отработке фонетической стороны я использую презентации с аудио и видео материалами, словарные статьи озвученные носителями языка.
- На каждом уроке я использую физминутки, расслабляющие паузы (слушаем пение птиц, закрывая при этом глаза), упражнения на дыхание (дышим свежим воздухом в лесу), минутка для пальчиков (особенно используется после написания упражнения) и т.д.
Использование таких здоровьесберегающих технологий, позволяет предотвратить перегрузки и усталости у школьников.
Каждый дистанционный урок, проводится согласно нормам САНПИН, чётко регламентирован по времени. Ведь учащиеся, особенно больные дети и дети-инвалиды должны находиться перед компьютером строго ограниченное время.
Учебный процесс для детей с ОВЗ, обучающихся на дому проходит не изолированно, а основан на интеграции очного и дистанционного обучения. К каждому из них приходит учитель, помогающий справиться с возникшими проблемами и трудностями. Дистанционное обучение некоторые дети получают не по всем предметам, эти предметы выбирают сами родители. Обучающиеся осваивают программы при помощи системы дистанционного обучения с использованием программы «ACADEMLIVE».
Свою работу с данной категорией учащихся педагоги разделяют на несколько этапов:
- Подготовительный этап включает в себя сбор информации о детях, для которых педагог должен стать собеседником и другом.
- Следующий этап один из важных: разработка на каждого ученика адаптированной образовательной программы реабилитации детей-инвалидов, в т.ч. по дистанционной технологии.
- Этап подбор заданий, упражнений по выбранному родителями предмету.
Каждый дистанционный урок проводится по заранее составленному расписанию, дети с помощью родителей или самостоятельно) также самостоятельно с компьютера, подключенного к интернету, входят в образовательную среду, где размещены учебные материалы дистанционных уроков.
Участникам занятий являются дети, для них термин «урок» привычен и понятен, поэтому предполагаемый материал педагогами разбит именно на уроки.
Каждый урок рассчитан в среднем на 40 мин. и включает :
— лекционный материал (гипертекст с объектами мультимедиа);
-тренировочные задания (с образцами, выполненными в виде графических файлов, чтобы ученик мог самостоятельно проверить правильность их выполнения);
— формы оценки заданий.
Показателем результативности и эффективности дистанционного обучения можно считать повышение информационной компетенции учащихся, формирования новых путей познания мира, расширение кругозора, отсутствие страха перед предметом или учителем,, создание ситуации «успешного ученика», отсутствие неуспевающих .Ребята и их родители с одобрением приняли данную форму обучения.
- Компьютерная неграмотность (как детей и их родителей)
На начальном этапе я тратила много времени на объяснение родителям, что такое скайп, как там зарегистрироваться, как в поисковике найти нужную образовательную среду.
- Качество Интернет – соединения (сбои)
- Поломка и замена дорогостоящего оборудования
Рекомендации для педагогов, которые работают или собираются работать ДО:
- Положительный эмоциональный настрой педагога;
- Быть осведомленными о состоянии здоровья ребенка;
- Контактировать с учителями, которые ведут основной курс в школе, и обсуждать, как улучшить его успеваемость при этом, не навредив его здоровью;
- Постоянно повышать квалификацию, осваивать современные интернет технологии, программы дистанционного обучения, участвовать в различных семинарах, вебинарах по вопросам обучения детей ОВЗ, изучить психолого-педагогические характеристики всех категорий детей с ОВЗ;
- «Дружить» с ФГОС, свободно ориентироваться в «нормативке»;
- Находить контакт с родителями, участвовать в семейном воспитании детей с согласия родителей, привлекать детей, находящихся на домашнем обучении при возможности к классным и общешкольным воспитательным мероприятиям.
В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд трудностей, и проблем, с которыми сталкиваются и учитель, и ученик при организации и проведении дистанционных уроков, такая форма обучения востребована в социуме, констатируется в недавно утвержденных ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ и дистанционное обучение успешно обеспечивает социализацию этих детей, дает возможность получить полноценное образование и выбрать дальнейший путь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ресурсов I-школы при обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционно.Обеспечение реальной возможности получения образования различными категориями обучающихся, в том ч.
В материале проведен анализ дистанционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выявлены особенности, достоинства и недостатки.Обобщение опыта.
Дистанционное обучение биологии детей с ограниченными возможностями здоровья так же должно быть направлено на формирование универсальных учебных действий.
Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен.
Статья на данную тему была опубликована в сборнике статей II Международной научно-практической конференции «Инновационные тенденции развития системы образования», г.Чебоксары, 2014г.
Совместная научная статья преподавателей ОБПОУ «КМТ» и ФГБОУ ВО «КГУ»Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции «ФГОС ОВЗ: опыт, проблемы, перспе.
Статья в сборнике регионального научно-методического журнала «Педагогический поиск», №7-8 июль-август 2019 «Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанци.
Источник
«Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ».
методическая разработка
«Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_distantsionnogo_obucheniya_detey_s_ovz.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ».
Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны.
Специалисты дефектологического профиля, работающие с детьми с ОВЗ (а это достаточно большая и неоднородная группа), остро понимают, что любой простой в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших подопечных – детей с ментальными и речевыми нарушениями, снижением слуха, аутизмом, сведет наши усилия на нет. В данной ситуации выбор переходить или не переходить на дистанционное обучение не стоит. Мы обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в том формате, который предлагает нам условие карантина.
У дистанционного обучения достаточно минусов. Главный из которых – не все педагоги владеют дистанционным инструментарием, алгоритмом работы онлайн. Именно поэтому в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждаются не только дети и родители, впервые столкнувшиеся с такой формой обучения, но и педагоги, большинству из которых также не хватает опыта организации обучения в дистанционном формате.
За три месяца карантина в интернете появилось много методических рекомендаций, курсов повышения квалификации, обучающих роликов, которые помогают педагогам трансформировать профессиональные знания с учетом новых средств коммуникации с обучающимися. Дистанционное обучение теперь рассматривается не как проблема, а как задача, у которой есть решение. Так, например, Минпросвещения России совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО выпустили методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ (https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/). На сайте ИКП РАО создан специальный раздел, где будут размещаться обучающие материалы для педагогов и родителей. Здесь родители детей с особыми образовательными потребностями могут задать вопросы ведущим специалистам в области коррекционной педагогики и психологии, получить консультацию. Для специалистов Институт предлагает методические рекомендации, советы для работы с детьми с ЗПР, НОДА, РАС, интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха и речи, т.е. по тем категориям детей, по которым задавалась основная масса вопросов в условиях дистанционного обучения.
Кроме организационных трудностей, в дистанционной работе с детьми с ОВЗ имеются свои особенности.
К сожалению, такой формат занятий подходит не всем детям. Для работы в дистанте у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и учебные навыки (особые трудности возникнут у детей с СДВГ). Ребенок должен понимать плоскостные изображения. Сложно проводить занятия с детьми с ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития), с нарушением эмоциональной-волевой сферы (особенно дети с РАС). В таких случаях без активной помощи родителей занятия невозможны. Родитель становится тьютором, нашим незаменимым помощником, «руками» педагога по ту сторону экрана. И если семья недостаточно заинтересована, то прежде чем начать работу с ребенком, предстоит колоссальная работа с родителем. Кроме того, такого «тьютора» необходимо обучить элементарным педагогическим приемам, чтобы удержать внимание ребенка и мотивировать его на занятие.
Учитывая, что пандемия быстро не отступит, что карантинные меры возможно повторятся, надо быть готовым к переходу на онлайн работу в будущем. Более того, дистанционная работа будет актуальна и вне карантина при длительном отсутствии ребенка на занятиях (продолжительная болезнь), если ребенок находится на домашнем обучении в значительной удаленности от образовательного учреждения (особенно в сельской местности). Эффективно проведение консультаций для родителей (экономия времени родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).
Дистанционная работа возможна в различных формах:
- Онлайн занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались очно).
- Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т.п.)
- Онлайн консультирование родителей и педагогов
- Получение онлайн консультации у других педагогов, в том числе, очень актуальная супервизия для молодых специалистов
- Онлайн вебинары и мастер-классы. Например, школа осознанного родительства – лекции педагогов-экспертов по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями развития.
- Трансляции мероприятий, родительских собраний (решает вопросы информирования родителей).
- Онлайн встречи с семьями, которые могут продемонстрировать успешный опыт реабилитации детей со сложностями развития.
Наиболее благоприятной категорией детей с ОВЗ для дистанционного обучения являются дети с нарушением речевого развития. У таких детей чаще всего в достаточной мере сформированы познавательные процессы и учебное поведение. Даже дошкольники способны активно заниматься от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста и особенностей поведения). Для детей с речевыми нарушениями существует множество интерактивных игр, способных мотивировать ребенка и разнообразить работу логопеда в части работы над словарным запасом, грамматическим строем, связной речью. Что касается постановки звуков, то дистанционная работа будет иметь определенные трудности.
Постановка звуков в логопедии имеет несколько видов «опор»: визуальную (показ артикуляции логопедом на себе, показ руками, показ муляжей и артикуляционных профилей), слуховую (акустических образ звука), кинестетическую (формирование кинестетических опор), осязательную (температурные и вибро-тактильные ощущения). И если с визуальной и акустической опорами в дистанционном формате работа не представляет особых трудностей, то кинестетические и осязательные опоры возможно сформировать только при активной помощи родителей, которым логопед должен все подробно объяснить.
Особенности дистанционной работы над произношением можно представить в следующей таблице, которую разработала известный логопед О.С. Жукова
Виды исправлений звукопроизношения
Возможность дистанционного применения
(+ возможно, +/- с ограничениями, — невозможно)
Метод чистой имитации
Учитель дает образец подражания, ученик подражает.
Источник